Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 17:48, контрольная работа
Предназначение этих методов - предельно донести информацию, заложенную в программе, добиться эмоционального восприятия действия и включить в него аудиторию. Можно обратиться к самым современным формам, методам и средствам работы, использовать всё многообразие средств, но если не знать во имя чего и в какой логической последовательности действовать, то в итоге вряд ли можно достигнуть положительного результата.
Цель контрольной работы: определение форм, средств и методов, СКД.
Введение______________________________________________________с.2-3
Глава 1. Формы и средства социально-культурной деятельности______с.4-11
Формы как способ реализации содержания деятельности учреждений культуры.
Средства - основные инструменты социально - культурной деятельности.
Глава 2. Методы социально - культурной деятельности_____________с. 12-17
2.1 Методы как пути достижения поставленной цели.
2.2 Родовые методы.
Заключение_________________________________________________с.18
Список используемой литературы_________________________________с.19
Содержание
Введение_____________________
2.1 Методы как пути достижения поставленной цели.
2.2 Родовые методы.
Заключение____________________
Список используемой литературы____________________
Введение
Социально-культурная деятельность вносит определенный социокультурный смысл в жизнь общества. Время изменяет ее цели и методы, но суть остается прежней: создавать, сохранять, приобщать и распространять культурные ценности и богатства. Массовое приобщение к культуре, таким образом, выступает необходимым условием превращения каждого человека в субъект культурно-исторического процесса. Деятельность учреждений культуры составляет неотъемлемую часть идеологической работы государства в массах по распространению культуры и формированию гражданского самосознания.
Насколько успешна деятельность учреждения культуры зависит от того, насколько интересно и разнообразно содержание его деятельности. Содержание деятельности определяется многими факторами:
- интересами и запросами аудитории;
- событиями, происходящими в стране и за рубежом;
- спецификой развития и проблемами региона, в котором находится учреждение культуры;
- обычаями и традициями, бытующими в данной местности;
- знаменательными и памятными датами в жизни общества;
- календарём государственных праздников, годовым кругом народных праздников;
- уровнем профессионализма работников клубного учреждения, его материально - техническими и финансовыми возможностями.
Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Форма работы учреждений культуры - это способ реализации их деятельности, а также способы и приёмы организации клубной аудитории. При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно.
Средства - это инструменты, с помощью которых осуществляется социально - культурная деятельность, своеобразный «механизм» доведения содержания деятельности до аудитории.
В неразрывной связи с формами и средствами находятся методы. Методы - это пути достижения поставленной цели, способы и приёмы практической реализации деятельности. Первая группа методов, используемая при осуществлении культурно - досуговых программ, - это так, называемые родовые методы, которые включают в себя: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Предназначение этих методов - предельно донести информацию, заложенную в программе, добиться эмоционального восприятия действия и включить в него аудиторию. Можно обратиться к самым современным формам, методам и средствам работы, использовать всё многообразие средств, но если не знать во имя чего и в какой логической последовательности действовать, то в итоге вряд ли можно достигнуть положительного результата.
Цель контрольной работы: определение форм, средств и методов, СКД.
1.1 Формы как
способ реализации содержания
деятельности учреждений
Термин «форма» употребляется в различных смыслах. Форма (вообще) - устройство, структура, внешнее выражение чего - либо, система организации чего - либо. Под формами - программами культурно - досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания.
В зависимости от способов организации клубной аудитории, характера аудитории и средств воздействия формы социально-культурной деятельности делятся на массовые, групповые и индивидуальные.
Индивидуальные формы:
- Беседы: в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми. В философском и научных смыслах - специфическая форма и организация общения, коммуникации. Традиционно противопоставляется монологу.
- Консультации: объяснение, разъяснение каких либо понятий, ответы на вопросы.
Групповые формы:
- Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. Является элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой преимущественно в старших классах средней школы и в высшей школе (где эта форма является основной в процессе обучения). Лекция, как метод обучения, относится к словесным методам обучения и может применяться при классной - урочной системе обучения. Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться.
- Встречи: это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи.
- Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.
Массовые формы: предполагают включение в действие большого числа участников (народные гуляния, балы, маскарады, шоу, дискотеки и др.).
- Праздники: день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День радости и торжества. День игр и развлечений.
Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника - социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции. Праздничный спектакль любого уровня строится по образу семейного праздника, при этом делаются попытки усилить интеграцию социокультурных полей, приблизить управляющих к управляемым, главу государства к народу. В общем, сплотить ту или иную социальную общность. Цель государственных праздников - сплочение граждан вокруг официальных лидеров. Государственные праздники бывают двух уровней: организуемые самими властями и индивидуальные. Второй уровень, это когда государственный праздник сливается с индивидуальным и люди устраивают застолья. В случае первого уровня праздник просто становится дополнительным выходным.
Религиозные праздники обеспечивают интеграцию всех членов данной церкви вокруг ее руководства. Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников. Важную роль в праздничных ритуалах играет потребление. Оно выражается в застолье, подарках и специальной праздничной одежде. Праздник - это инструмент маркетинга. К тому же, праздник выполняет важную функцию релаксации.
- Семинары: форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Семинары - эффективная форма подготовки инженерных и научно - педагогических кадров в ВУЗах. Научные семинары - в научных коллективах традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам. В лучшем случае семинар проводится с представлением материалов в доступе до семинара, когда доклад содержит только краткую, реферативную, обзорную форму, задавая тему обсуждений. Собственно семинар есть перенос предметных кулуарных обсуждений в публичную форму семинара, который может сниматься на видео или протоколироваться.
Используются, в основном, в работе школ, студий, народных университетов. К групповым формам работы относятся, прежде всего, клубные объединения - это кружки и коллективы самодеятельного художественного творчества, а также мероприятия, носящие камерный характер (вечера - кафе, дискуссионные формы, литературно - музыкальные и поэтические вечера и т.п.)
Понятие формы применительно к деятельности учреждений культуры также иметь различное значение. Прежде всего, форма является выражением содержания культурно - досуговой деятельности. Под формой понимают также структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.) и, наконец, формами называют способы организации культурно - досуговой деятельности.
Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Формы - программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности. При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно. Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, лепит форму. Форма - это способ существования содержания.
Содержание деятельности, заключенное в ту или иную форму, невозможно реализовать без использования определённых средств.
Средства - это основные инструменты, с помощью которых осуществляется социально - культурная деятельность, своеобразный “механизм” доведения содержания деятельности до аудитории.
Они подразделяются на:
Живое слово – слово, как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Живое слово - форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются.
Музыка - вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.
Хореография - танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением.
Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства.
Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет, хор, ансамбль, то есть пение солистов с хором).
Драматургия - теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно - образная концепция такого произведения. Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи. Понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчивы. Драма трактовалась как действие совершающееся (a не уже совершившееся) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц. Действие представляет собой известную перемену в известный промежуток времени как несколько часов, так и многие годы. Перемене в драматургии соответствует перемена судьбы, радостная в комедии и печальная в трагедии.
Оформление клубного пространства (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение)
Свет - электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом. Нередко, под светом понимают не только видимый свет, но и примыкающие к нему широкие области спектра.
Аудио - общий термин, относящийся к звуковым технологиям. Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный на звуковом носителе; реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.
Видеоаппаратура - множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала, а также распространённое название для собственно видеоматериала, телесигнала или кинофильма, в том числе записанного на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т.п.). Видео отличается от кинематографии только тем, что использует для записи и/или воспроизведения любой другой носитель, кроме киноплёнки; впрочем, всё большее распространение цифровых технологий при киносъёмке и цифровых кинопроекторов способствует тому, что грань между кино и видео практически стирается, и классическое кино всё больше отходит на задний план.
Информация о работе Формы и средства социально-культурной деятельности