Фрески Феофана Грека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Византийское искусство раннего XIV в., тонкое и изысканное, было ветвью камерной придворной культуры. Одна из характерных его черт – влюбленность в античное прошлое, изучение всевозможных произведений античной классики, литературных и художественных, и подражание им. Все это сопровождалось прекрасной образованностью, совершенным вкусом и высоким профессиональным мастерством всех творцов этой культуры, в том числе и художников.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 713.61 Кб (Скачать файл)

Деисус Благовещенского  собора независимо от того, кто руководил  его созданием, - важное явление в  истории древнерусского искусства. Это первый дошедший до нашего времени  Деисус, в котором фигуры святых изображены не по пояс, а во весь рост. С него начинается реальная история  так называемого русского высокого иконостаса.

Деисусный чин иконостаса Благовещенского собора представляет собой блестящий образец живописного  искусства. Особенно замечательная  красочная гамма, которая достигается  сочетанием глубоких, насыщенных, богатых  оттенками цветов. Изощренный и неистощимый  изобретательный колорист, ведущий  мастер Деисуса дерзает даже на тональные  сопоставления внутри одного цвета, окрашивая, например, темно-синим одежды Богоматери и более открытым высветленным тоном – Ее чепец. Густые плотные  краски художника изысканно сдержанны, чуть глуховаты даже в светлой части спектра. Потом так эффектны, например, неожиданно яркие удары красного на образе книги и сапожках Богоматери. Необыкновенно выразительна сама манера письма – широкая, свободная и безошибочно точная.

 

 

Глава 3

Фрески церкви Спаса на Ильине улице

 

Церковь Спаса Преображения была расписана фресками спустя четыре года после ее постройки. Единственное сообщение об этой росписи содержится в Новгородской третьей летописи, составленной в конце XVII века. Пространная  редакция летописи (основная) гласит: "В  лето 6886 [1378] подписана бысть церковь господа бога и Спаса нашего Исуса Христа во имя боголепнаго Преображения повелением благородного и боголюбиваго боярина Василия Даниловича и со уличаны Илины улицы. А подписал мастер греченин Феофан при великом княжении князя Дмитрия Ивановича и при архиепископе Алексее новгородском и псковском".

 Уникальное известие  Новгородской третьей летописи  не принадлежит, как можно было  бы предполагать, летописцу XIV века. М.К.Каргер убедительно показал, что это известие является вольной копией ктиторской надписи, имевшейся некогда в храме и затем погибшей. Составитель Новгородской третьей летописи, собирая материал для задуманного им летописного свода, списал, в частности, и надпись в церкви Спаса. Возможные неточности, которые могли иметь место при воспроизведении текста XIV столетия в 70-е годы XVII века, не лишают известия о фресках исторической ценности. Нет оснований сомневаться в его достоверности. Оно правильно фиксирует и дату выполнения фресок, и ктиторов, и имя мастера. От монументального ансамбля фресок в церкви Спаса Преображения до нас дошли случайные фрагменты, составляющие лишь часть этого живописного цикла в его первоначальном виде. К сожалению, нельзя установить, когда и при каких обстоятельствах была утрачена роспись. Вероятно, разрушение живописи началось еще в XIV столетии, так как известно о большом пожаре на Торговой стороне в 1385 году, когда здесь погорели все церкви, за исключением храма Богородицы на Михалице: "... лют бо бяше велми пожарь", сообщает составитель Новгородской первой летописи, современник и очевидец катастрофы. При реставрационных работах в храме Спаса Преображения в 1930-х годах было замечено, что большие выпады древней штукатурки во многих местах имеют восполнения из другой, мелкозернистой и желтоватой массы, края которой иногда перекрывали соседние участки древнего штукатурного слоя с остатками росписи 1378 года. Эти чинки не были расписаны, и в свое время они, конечно, в немалой степени портили общий вид росписи XIV века, так как их светлые пятна должны были резко выделяться на фоне уцелевших участков древней живописи. Ю.А.Олсуфьев предполагал, что обнаруженные им чинки были сделаны в XVII либо XVIII веке, поскольку их, как и древние фрески, перекрывала однородная штукатурка XIX века. Очевидно, уже в XVII и XVIII веках фрески Феофана были сильно утрачены и что именно в это время началась полоса периодических поновлений древнего здания и его росписи. Толстый намет новой штукатурки поверх остатков стенописи 1378 года был сделан, вероятно, в 1858 году, когда очередные поновители церкви Спаса произвели большие работы в храме. Чтобы штукатурка лучше держалась на нижележащих слоях, сохранившиеся к тому времени фрески Феофана, а также их восполнения местами были покрыты беспорядочными насечками. Особенно пострадали от насечек и других механических повреждений фрески на предалтарных столпах, в диаконнике и под хорами. В куполе и в парусах поновители 1858 года заново написали фигуры праотцев и евангелистов; стены основного помещения храма были выкрашены зеленой краской, столпы розовой, а подпружные арки расписаны звездами по белому фону6. В угловой камере на хорах древние фрески не были заштукатурены, а только покрыты тонким слоем нескольких побелок. Как это часто случалось в России, научное внимание к стенописи Феофана Грека в церкви Спаса было обращено именно в тот момент, когда она подверглась, быть может, наибольшей порче за все пять веков ее существования. Архимандрит Макарий, составитель фундаментального описания новгородских древностей и очевидец варварского ремонта храма Спаса в 1858 году, упоминает, например, о "возобновленных" в его время изображениях Спасителя в куполе и Богоматери в нише на западном фасаде. О фресках купола, а также барабана, где можно было рассмотреть изображения ангелов, серафимов и двух пророков, сообщил затем В.В.Суслов. Но следы фресок XIV века были заметны и в других частях церкви. "Древняя роспись храма, читаем мы у В. В. Суслова, . . . по-видимому, сохраняется под окраскою стен его, так как в некоторых местах сквозят признаки священных изображений".

 Предположение В.В.Суслова побудило вскоре исследователей русского искусства начать пробные раскрытия фресок Феофана. Эти работы совпали с увлечением передовых кругов общества древнерусской живописью, в истории которой уже тогда Новгороду и подвизавшимся в Новгороде знаменитым художникам справедливо отводилась выдающаяся роль. Удачный опыт расчистки в 1910-1912 годах фресок XIV столетия в другой новгородской церкви, Феодора Стратилата, укрепил уверенность в том, что в храме Спаса Преображения будет найдена живопись не меньшей художественной ценности. Первые фрагменты фресок в церкви Спаса были обнаружены в 1910 и 1911 годах "неизвестными лицами" из Петербурга, пытавшимися открыть из-под побелки и штукатурок фигуры святителей в алтарной части храма. Вероятно, ими же в 1912 году расчищались фрески камеры на хорах, где были найдены изображения святителя на восточной стене. Богоматери с Христом-младенцем над входной дверью и фигура архангела Гавриила с мерилом и сферой в руках. По сведениям Н.Г.Порфиридова, этими самовольными и бесконтрольными расчистками руководил П.Л.Гусев сотрудник петербургского Археологического института. Не обладая опытом научной реставрации, П.Л.Гусев и его товарищи сделали, конечно, совсем немного, и к тому же они лишь испортили обнаруженные ими фрески.

 В годы первой мировой  войны реставрационные работы  в Новгороде приостановились,  а после революции дело открытия  фресок в церкви Спаса перешло  в руки такого выдающегося  мастера, каким был П. И. Юкин, уже зарекомендовавший себя в Новгороде расчисткой стенописи Феодора Стратилата. В отличие от способа производства работ в церкви св. Феодора, где П. И. Юкин делал сначала пробные зондажи и расчищал древнюю живопись только в местах ее обнаружения этими пробами, в церкви Спаса он предполагал снять все побелки и новую штукатурку с позднейшей росписью от купола до пола здания. Постепенно он собирался открыть уцелевшие фрески в той последовательности, как они были исполнены. При такой постановке дела исключалась также случайность открытий: на пройденных участках стен вторичные поиски фресок были бы бесперспективны. Недостаток средств не позволил, однако, наладить работы по задуманной программе, и в 1918-1921 годах П.И.Юкин, действуя в качестве сотрудника Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, расчистил в церкви Спаса Преображения около двадцати больших и малых фрагментов росписи в разных местах здания: несколько голов апостолов из "Евхаристии" в алтарной апсиде, фигуры святителей в диаконнике и в проходе, ведущем из диаконника в алтарь, изображения праотцев Ноя, Мельхиседека и Авеля в барабане купола, "Троицу", Макария Египетского, Акакия и верхние части фигур трех столпников на южной стене в камере на хорах и другие фрески. Небольшие работы производились П. И. Юкиным также в 1923 году, когда была завершена расчистка ранее обнаруженного медальона с полу-фигурой Иоанна Лествичника на северной стене камеры. В дальнейшем поиски фресок в церкви Спаса велись несистематически. Крайне тяжелые условия для работы в области охраны и реставрации памятников древнерусского искусства, сложившиеся в годы нэпа, а затем и в конце 1920-х годов, отнюдь не способствовали продолжению дорогостоящих экспедиций московских реставрационных мастерских в Новгород. Летом 1930 года П.И.Юкин расчистил лишь верхнюю часть изображения столпника на южной стене камеры. Последовавшее вскоре отстранение руководителя новгородских экспедиций А.И.Анисимова от всех дел, связанных с реставрацией и научным изучением древнерусской живописи (осенью 1930 года), и ликвидация Центральных государственных реставрационных мастерских (1933 год) совсем приостановили расчистку фресок Феофана.

 Работы в Спасо-Преображенской церкви возобновились лишь через несколько лет по инициативе Ю. А. Олсуфьева, который возглавил секцию древнерусской живописи отдела реставрации Третьяковской галереи. В 1935-1936 годах бригада художников-реставраторов (Е.А.Домбровская, И.А.Баранов, С.С.Чураков, Н.А. Кисляков и Г.В.Баранов) под наблюдением Ю.А.Олсуфьева произвела наиболее крупные расчистки в церкви Спаса. Именно в это время были найдены изображения Пантократора, ангелов и серафимов в куполе, открыты монументальные фигуры Адама, Илии, Еноха, Сифа и Предтечи в простенках светового барабана и полностью завершена расчистка всех уцелевших фресок в северо-западной угловой камере на хорах. Немало ценных фрагментов древней живописи было обнаружено также на стенах и арках в главном помещении храма: головы трех апостолов и фрагмент велума из левой части "Евхаристии" в апсиде, большой фрагмент стоящей задрапированной фигуры на южном склоне триумфальной арки, изображение Алексия человека Божия и двух неизвестных мучеников на восточной и северной гранях северо-восточного подкупольного столпа, медальон с мучеником Сергием на южном склоне арки, соединяющей этот столп с северной стеной, остатки фигур двух стоящих воинов на западной стене северной части трансепта, изображения Улиты с Кириком и св. Феклы на склонах арки слева от южного входа в церковь, две женские фигуры в северо-западной части здания под хорами и другие, менее значительные, фрагменты древней стенописи. Поиски фресок в других местах не дали положительных результатов, но Ю.А.Олсуфьев не исключал возможности дополнительных находок. Так как после 1936 года работы по раскрытию фресок в церкви Спаса Преображения не возобновлялись, постепенно сложилось убеждение, что все уцелевшие фрагменты стенописи Феофана найдены и никаких значительных открытий в этом памятнике уже не может быть сделано. Такая точка зрения оказалась неверной. Когда в 1965-1966 годах бригада московских реставраторов под руководством Г.С.Батхеля приступила к укреплению и промывке фресок в церкви Спаса, им удалось выяснить, что под слоями шпаклевок и побелок XIX века еще имеются фрагменты изначальной стенописи. Было принято решение произвести обследование поверхности всех стен и сводов церкви на предмет полного выявления древней живописи. Эта работа была осуществлена в 1968-1970 годах. В 1970 году по инициативе Новгородского музея производились также археологические раскопки в апсиде церкви Спаса, где наряду с многочисленными обломками фресок из толстого культурного слоя были обнаружены остатки интересной живописи над синтроном и за епископским креслом. Эпизодические работы в церкви Спаса велись и в последующие годы. В частности, из-за слабого сцепления штукатурного слоя с каменной кладкой фрагменты фресок, находившиеся в нижней части алтарной ниши, сразу после их открытия пришлось снять со стены, и заново на прежнем месте они были смонтированы только в 1975 году. Хотя до сих пор мы говорили о полном открытии фресок в церкви Спаса, в будущем здесь возможны дополнительные находки.

Западная стена церкви не была доследована до конца и  при тщательном зондировании поздней  штукатурки не исключено обнаружение  еще нескольких фрагментов живописи XIV века. Но значительно больше сулят  работы по удалению существующего пола, который находится почти на полтора  метра выше древнего пола, сложенного из каменных плит. В земляной насыпи между этими двумя полами, как  показали пробные раскопки в алтарной части церкви, находятся мелкие фрагменты  фресок Феофана, сбитые со стен при  варварских ремонтах XVII-XIX веков. Здесь  необходимо провести такую же кропотливую  работу по извлечению и подборке остатков сбитой росписи, какая проделана после раскопок руин церкви Спаса на Ковалеве. Из мелких кусочков штукатурки с остатками живописи наверняка соберутся части былых композиций и отдельных фигур. Не говоря о том, что их можно использовать для более точной реконструкции росписи церкви Спаса, они будут представлять и самостоятельную ценность как новые памятники искусства великого художника.

грек иконописец роспись фреска

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современники поражались оригинальностью мышления великого живописца, свободному полету его творческой фантазии. «Когда он все это изображал  или писал, никто не видел, чтобы  он когда-либо взирал на образцы, как  это делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно  в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а  сам беспристрастно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту».

Византийский мастер нашел  на Руси вторую родину. Его страстная, вдохновенно искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Любимов Л. Искусство  Древней Руси. М., 1981.

2. Лазарев В. Н. История  византийской живописи. М., 1986.

3.Письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому // Памятники литературы Древней Руси XVI — сер. XV века. М., 1981.

4.Оболенский Д. Византийское  Содружество Наций. М., 1998.

5. Муравьев А. В., Сахаров  А. М. Очерки истории русской  культуры IX—XVII вв. М., 1984.

6. Арган Дж.К. Искусство Византии и варварских племен в Средние века. /История итальянского искусства. – М.: Радуга, 1990.

7. Грабарь И.Э. О древнерусском  искусстве. – М.: Наука, 1966.

8. Лазарев В.Н. Феофан  Грек. – М., 1961.

9. Угринович Д.М. Религиозное искусство и его противоречия. /

Искусство и религия. –  М.: Издательство политической литературы, 1983

  1. Размещено на www.allbest.ru

 

 

Приложение

 

Феофан Грек. Христос Пантократор. Фреска в куполе церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. 1378

 

Феофан Грек. Лик Христа Пантократора. Фреска в куполе церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. 1378

 

Феофан Грек. Троица. Фреска церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. 1378

 

Феофан Грек. Троица. Голова ангела. Фреска церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. 1378

 

Феофан Грек. Столпники. Фреска церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. 1378

 

Енох

Мелхиседек

Пророк

Илья Пророк

Иоанн Предтеча

Дионисий Ареопагит

Макарий Великий 

Иоанн Лествичник

Анфим Никомедийский



Информация о работе Фрески Феофана Грека