Городецкая роспись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Декоративность крестьянского дома в прошлом заключалась не только в росписи и резьбе на наружных и внутренних частях построек, но и в украшениях разнообразной домашней утвари. Расписные прялки, швейки, туеса помещались на видном месте. Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну, но каждый мастер старался внести, что-то новое.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…....4
1.История возникновения Городецкой росписи……………………………...…5
2.Виды композиции Городецкой росписи…………………...………………......9
3.Технология изготовления Городецкой росписи………………...…..…..…...16
4.Современное состояние Городецкой росписи………………………....….....23
5.Техника безопасности……………………………………….…………….…..24
6. История возникновения резьбы по дереву……………………..……….…...25
7. Виды резьбы……………………………………………….…………….…….27
8. Технология Плоскорельефной резьбы………………….……..….……........28
9. Инструменты для резьбы……………………..……………………….….......31
10. Техника безопасности……………………………………………..….……..33
Список литературы……………………………………………..………….….…34

Файлы: 1 файл

Овчинникова А..docx

— 72.57 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

   Введение…………………………………………………………………...…....4

1.История возникновения Городецкой росписи……………………………...…5

2.Виды композиции Городецкой росписи…………………...………………......9

3.Технология изготовления  Городецкой росписи………………...…..…..…...16

4.Современное состояние  Городецкой росписи………………………....….....23

5.Техника безопасности……………………………………….…………….…..24

6. История возникновения резьбы по дереву……………………..……….…...25

7. Виды резьбы……………………………………………….…………….…….27

8. Технология Плоскорельефной резьбы………………….……..….……........28

9. Инструменты для резьбы……………………..……………………….….......31

10. Техника безопасности……………………………………………..….……..33

Список литературы……………………………………………..………….….…34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Декоративность крестьянского дома в прошлом заключалась не только в росписи и резьбе на наружных и внутренних частях построек, но и в украшениях разнообразной домашней утвари. Расписные прялки, швейки, туеса помещались на видном месте. Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства  передавались от отца к сыну, но каждый мастер старался внести, что-то новое.

Художественные изделия радуют своей красотой, они вбирают  в себя традиции орнаментального искусства. Узор, как изображение тысячелетней истории. Наиболее яркий русский узор  проявлялся  в художественной росписи по дереву. Испокон веков мастера украшали орнаментом не только деревянную посуду и другие труда, но и все жилище. Потребность украшать предметы быта появилась у людей давно.

Так сложилось, что Русь - страна лесов. И такой благодатный материал, как древесина, всегда был под рукой. Древесина – доступный материал, ее обработка не требует сложных инструментов. Что заставляет людей, большую часть времени отдающих основной работе, заниматься выпиливанием, резьбой? Заниматься творчеством человека побуждает желание самовыразиться, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру. Несмотря на кажущуюся простоту выпиливания, сделать самую простую вещь, не просто. Но в любом случае человек делает вещь, украшающую быт, а главное, делает это с удовольствием и желанием. Многие посетители антикварных магазинов, музеев с интересом и удовольствием рассматривают предметы убранства, старинную мебель. Людям нравятся изделия, удобные для повседневной жизни и радующие своим внешним видом. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы. Очень многие желают иметь мебель, предметы домашнего обихода, существующих в единственном экземпляре.

1.История возникновения  Городецкой росписи

Городецкая роспись возникла в 18 веке в древнем городе Городце, основанном в 1152 году Юрием долгоруким. Этот город расположен на берегу реки Волги, чуть севернее Нижнего Новгорода.

Расположение его на большой полноводной реке, а так же малоземелье крестьян способствовали развитию промыслов и торговли. Окружающие богатые леса служили постоянным источником сырья.

    В 17 веке в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел им занимались крестьяне всех окрестных  деревень вокруг Городца. Все люди делали,  кто что мог и умел: вырезали ложки, посуду, делали игрушки, орудия труда для прядения и ткачества.

Продавали свои изделия мастера на городских базарах и ярмарках. На берегу реки Волги располагался щепной ряд, туда жители привозили  все, кто, что мог делать. Товар на базарах продавался не только в розницу, но и оптом.    Скупщики скупали изделия у мастеров еще дома.

   Несмотря на плохую землю, в Заволжье хорошо зародился лен, поэтому женщины пряли нитки и пряли холсты на продажу и на заказ.

   В нижегородской губернии пряли не с лопасти, а с гребня. Он представлял собой большую расческу с частыми зубьями и длинной рукоятью, которая вставлялась в донце. Украшать гребень практически  было невозможно, а вот на донца художники не жалели ни времени ни сил. По росписи прялки могли судить о достатке в семье. Красота и богатство росписи прялки рекомендовали девушку и семью.

    Учитывая такое отношение к прялкам, сложилось отдельное  направление расписных донец, однако этот промысел сложился не сразу, ему предшествовали три этапа:

  1. резные донца;
  2. резные донца с инкрустацией;
  3. резные донца с инкрустацией и  росписью;

   Изготовлением  донец занималось практически каждая семья. Мастерские имели не все, и поэтому приходилось работать в избе, где жила вся семья, иногда работали даже семьями. Работа по изготовлению прялок  делилась на каждого члена семьи.

   До середины 19 века изготовление «белья» для прялок производили из крупного и толстого куска древесины, но уже во второй половине 19 века «копалок» стали вырезать отдельно от лопасти донца, а затем приклеивать его. Это ускоряло процесс работы.

   Основателем промысла резных донец называют семью Краснояровых. В 18 веке Никита Емельянович Краснояров приехал в Заозулье  из Красноярска, и применил в резьбе не только плоские, но и полукруглые стамески.

Когда и как, начали изготавливать донца, резные с инкрустацией сведений не сохранилось. Известно, что братья Лазар, и Антон Мельниковы добыли из реки дуб, тут же раскололи его на части и в таком виде доставили домой. Заготовки просушивали в тени, оберегая от влаги и ветра. Когда дуб высыхал, его кололи на тонкие дощечки, а затем мастер вырезал из них различные по размерам фигурки. На деревянной основе лопасти раскладывали вырезные из дуба фигурки - составляли композицию.

Донце делилось на два или три яруса. В верхней части располагали двух  всадников рядом с древом жизни и птицу на его ветвях. Второй ярус обычно занимала орнаментальная полоса. В нижней части, могла изображаться сюжетная сцена.

   После того, как была продуманна композиция и разложены все детали, мастер обрисовывал углубления. Вставив фигурки в углубления, мастер прочно прикреплял их деревянными  шкантиками. Заканчивали инкрустацию зачисткой всех выступающих деталей.

  В середине 19 века  возникли расписные прялочные  донца. Изначально использовали  сок ягод и кореньев, а уже  потом  стали пользоваться красками. Кроме донец мастера расписывали  и другие изделия: поставки, солонки, детские стульчики.

   В 1870 году мастера заменили резцы кистью. Это произошло, когда в село Носково из Городца приехал Никита Иванович Огуречников – опытный живописец, который показал приемы нитевого мазка. Также мастера узнали, что краску нужно готовить не на воде, а на жидком столярном клее, научились варить льняное масло. Также он показал, как пишутся кони, нарисовал первые образцы цветочного орнамента.

   Первые расписные донца еще очень долго напоминали инкрустированные  и резные. Но совреминем в росписи стал вырабатываться единый стиль. Этому способствовало то, что в деревне, где занимались росписью, находились в двух, трех километрах друг от друга. Жители общались между собой и естественно видели, как работают соседи. Но в сеже у каждого мастера были свои темы и мотивы для росписи. И даже видя, как работают соседи, мастер никогда не повторял все в точности, он вносил новые элементы, использовал свою цветовую палитру.

   Большинство семей занимавшихся росписью, работали прямо в избе. Расписывали изделия не по одному, а целыми партиями. Таким образом, в деревнях близ Городца сложился единый стиль письма. 

Расписные донца делились на два вида: рядовые и дорогие. Рядовыми донцами называли те, которые были ниже по качеству, и шли для продажи на базар. Дорогие донца делали на заказ или для продажи, но уже по высокой цене.

   В конце 18 века Городецкий промысел переживает упадок, вызванным тем, что дерево необходимо для изготовления «белья» сильно подорожало. Быстро развивалось  мануфактурное производство. В связи с этим появилось много дешевого  ситца, который вытеснил ткани, изготавливаемый в ручную.    Отпала надобность в прялках, гребнях, веретенах.

   Очень сильно повлияло на развитие первая мировая война, когда разорялись целыми деревнями и уходили в город искать работу или просить милостыню. В это время промысел практически перестает существовать.

   В 1919 году издается декрет «о мерах содействия кустарной промышленности». Он должен был улучшить положения промысла, изделия у которых пользовались спросом, как у городских, так и у сельских жителей.  Но покупатели Городецких мастеров долго не могли повысить свое благосостояние  после войны, не было интереса к выпускаемой продукции.

Чтобы промысел не исчез совсем, в 1935 году Иван Иванович Овешков организовал мастерскую, и привлек к работе старых мастеров. Он предложил изготавливать берестяные бураки, шкатулки настенные шкафчики.

    В 1936 г. мастерская переместилась в помещение церкви в селе Курцеве. Кроме И. К. Лебедева, Ф. С. Красноярова и П. Д. Колесова, в общественную красильню из надомников перешел И. А. Мазин. Начали работать вновь пришедшие Д. И. Крюков, Т. С. Крюков, В. К. Смирнов. Появились у мастеров и ученики. А уже с1937 года мастерские перешли под руководство промколхоза «стахановец» с центром в деревне Носково. Организовал в Москве в 1937 году выставку «народное творчество» позволила мастерам вернуться к традиционной городской росписи.

   

 

   

2.Виды композиции Городецкой  росписи

Композиции городецкой росписи можно разделить на три вида:

       — цветочная  роспись;

       — цветочная  роспись с включением мотива  «конь» и «птица»;

       — сюжетная  роспись.

Такое деление является условным, так как и сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов. Несмотря на то, что городецкая роспись имеет ограниченное число мотивов, она всё же разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, мы не сразу уловим сходство. Это умение художников помогает ярче выделить сюжет данной работы, придать ей иное смысловое звучание, удовлетворяет различным вкусам ценителей этого искусства.

А теперь остановимся в отдельности на каждом из перечисленных видов композиций городецкой росписи.

Цветочная роспись

Этот вид чаще всего использовался, да и сейчас используется на изделиях «массовых», так как он наиболее прост в исполнении. Так, украшая солонку, художник изображал па передней стенке изделия и его крышке по одному цветку с расходящимися от него листьями. На более крупных изделиях, таких, как поставки, декоративные блюда, хлебницы, разделочные доски и детская мебель, композиции цветочного орнамента богаче и разнообразнее, они продуманы мастерами более тщательно. Например, на боковых стенках поставка часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.

В цветочном орнаменте городецкой росписи можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

 

 «Букет» - изображается  симметрично. Как правило, пишется  на разделочных досках или  блюдах. Небольшие букетики из  одного - трех цветков можно увидеть  на мелких изделиях, таких, как  коробочки, стаканчики, солонки.

 «Гирлянда» - представляет  собой один или два крупных  цветка в центре и расходящиеся  в стороны более мелкие цветы  с листьями. Они могут вписываться  в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный  вид композиции цветочного орнамента  чаще всего используется при  росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.

 «Ромб»- один из вариантов  «гирлянды», когда в центре пишутся  один или более цветков, образующие  ромбовидный центр, а бутоны и  листья, постепенно уменьшающиеся  к вершинам ромба, расположены  на двух пересекающихся перпендикулярно  осях.

Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, детских столах и хлебницах.

 «Цветочная полоса» - сохранилась в городецкой росписи  еще с расписных прялок, где  она разделяла верхний и нижний  ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся  ленточную композицию из цветов  одинакового размера, разделенных  парами листьев, либо ленточную  же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные  по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные  по рисунку, цвету и размеру. Такие  орнаментальные полосы обычно  используют при росписи объемных  изделий, например поставков, круглых  шкатулок. Узкой орнаментальной  полосой опоясывают сюжетные  композиции. Более широкая полоса  является средним ярусом в  трехъярусной композиции.

Информация о работе Городецкая роспись