Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 20:24, курсовая работа
Декоративность крестьянского дома в прошлом заключалась не только в росписи и резьбе на наружных и внутренних частях построек, но и в украшениях разнообразной домашней утвари. Расписные прялки, швейки, туеса помещались на видном месте. Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну, но каждый мастер старался внести, что-то новое.
Введение…………………………………………………………………...…....4
1.История возникновения Городецкой росписи……………………………...…5
2.Виды композиции Городецкой росписи…………………...………………......9
3.Технология изготовления Городецкой росписи………………...…..…..…...16
4.Современное состояние Городецкой росписи………………………....….....23
5.Техника безопасности……………………………………….…………….…..24
6. История возникновения резьбы по дереву……………………..……….…...25
7. Виды резьбы……………………………………………….…………….…….27
8. Технология Плоскорельефной резьбы………………….……..….……........28
9. Инструменты для резьбы……………………..……………………….….......31
10. Техника безопасности……………………………………………..….……..33
Список литературы……………………………………………..………….….…34
Пигменты, смешанные с эмульсией, растирают курантом на гранитной плите.
Для того чтобы приготовить краски впрок, пигменты предварительно разводят водой до пастообразного состояния, растирают до степени перетира, а для предупреждения образования плесени при хранении вводят 2% фенола. С эмульсией смешивают непосредственно перед росписью. Масляные краски приобретают в художественных салонах.На занятиях в учебных заведениях более всего подходит гуашевая краска. Лучше всего приобретать комплект двенадцатицветовой художественной гуаши.
Лаки. Для лачения изделий с городецкой росписью используют масляные лаки ПФ-283 (бывший С-4) и другие марки прозрачных масляных лаков, а также нитролаки. Рекомендуем лаки с матирующими добавками или матовые лаки, такие, как НЦ-241М, НЦ-243.
Древесина. Для росписи нужна древесина. Для городецкой росписи подойдут как мягкие, так и твердые сорта деревьев, не подвергающиеся рассыханию и растрескиванию: береза, осина, липа, ольха и другие породы деревьев.
В современном производстве используют заготовки из прессованной древесины.
Технологическая последовательность выполнения городецкой росписи
Как мы уже упоминали,
городецкую роспись пишут
При росписи казеиново-
Дефекты древесины исправляют шпатлевкой, приготовленной по рецепту грунтовки № 1, но с меньшим количеством воды, т.е. состав должен быть не жиже творожной массы. Перед шпатлеванием поверхность покрывают 30%-ным клеевым раствором. Через 2-3 часа высохшую поверхность зачищают шкуркой.
В качестве грунтовки
можно использовать
Чтобы придать фону какой-то оттенок, в грунтовку добавляют краску необходимого цвета или сухой пигмент. Все хорошо промешивают и тогда покрывают основу грунтом.
Роспись производят
казеиново-масляными красками. Продолжительность
высыхания таких красок 2 часа
при температуре 18-23°С. Нужно учитывать,
что при высыхании краски
Высохшую роспись покрывают
олифой. Но так как она долго
сохнет, то в современном производстве
ее заменяют масляными и
При выполнении росписи
масляными красками основу
Прошпатлеванную и
просушенную поверхность
Подготовленное таким
образом изделие грунтуют. Для
этого применяют грунтовку ПМ-
Для окраски фона используют масляные краски, разведенные до малярной консистенции.
Подготовленную основу
расписывают масляными
Роспись, выполненную
масляными красками, можно не
покрывать лаком. Однако для создания
более высококачественного
В учебных заведениях
лучше всего выполнять роспись
гуашевыми красками. Это связано
с тем, что гуашевые краски
наиболее доступны для
Подготавливаемую под
роспись основу следует
Если заготовка была
качественной и вам не
Если под роспись
используется основа из
Если под роспись
необходим цветной фон, то грунтовку
(как основы из прессованных
опилок, так и деревянной основы)
можно производить
Выполняя роспись гуашевыми
красками, необходимо учитывать, что
после высыхания они
Хорошо просушенное
изделие покрывают масляным
Лаки наносятся в
два-три слоя с полной
4.Современное состояние Городецкой росписи
В настоящее время существует фабрика «Городецкая роспись» в городе Городце, которая выпускает расписные игрушки- качалки, детскую мебель, декоративное панно, блюдца. Несмотря на функциональное изменение городецких изделий, в росписи сохранились традиционные мотивы. Роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Эта фабрика существует уже 60 лет.
Так же есть множество учебных заведений и факультетов, где обучают мастерству городецкой росписи.
5.Техника безопасности росписи по дереву
При работе с росписью следует соблюдать следующие правила по технике безопасности:
1. Любую работу нужно
начинать после прохождения
2. Необходимо представить справку о состоянии здоровья.
3. Систематически производить влажную уборку и проветривать помещение.
4. Хранить лакокрасочные материалы и растворители в плотно закрытых сосудах.
5. На каждом веществе должна быть соответствующая этикетка с названием этого вещества.
6. В помещении нельзя допускать открытого огня.
7. При разбавлении нельзя
перемешивать бензол и
8.Помещение должно быть
обеспечено противопожарным
9. Работать только на исправном оборудовании.
10. Окраску методом распыления
производить в закрытом
11. Работать в спецодежде, соблюдать личную гигиену.
12. Необходимо воспользоваться ватно-марлевыми повязками или респиратором, чтобы вредные тактические запахи не проникали в органы дыхания.
13. После работы с лакокрасочными материалами и растворителями руки вымыть теплой водой с мылом.
6.История возникновения Плоскорельефной резьбы
Плоскорельефная резьба по дереву, один из наиболее распространенных видов резьбы. Относительно неглубокий рельеф (5-20 мм) сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона. Основные мотивы плоскорельефной резьбы — растительный орнамент, стилизованные изображения фигур людей и животных. Ее техника относительно проста. Первоначально острым предметом прочерчивается контур рисунка, затем мастер долотом подсекает рисунок по контуру и выбирает стамесками фон. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение — прожилки листьев, гривы коней, мелкие детали. От сложности рисунка зависит набор инструмента, в некоторых случаях резчики используют до 60 резаков и стамесок разного профиля и размеров.
Плоскорельефная резьба подразделяется на разновидности: резьба с заоваленным контуром — края вырезанного по контуру рисунка слегка закругляются, а фон обычно не выбирается совсем; резьба с подушечным фоном — фон подрезается очень отлого, образуя полукруглую выпуклость, напоминающую взбитую подушку; резьба с подборным фоном — вокруг оконтуренного рисунка фон выбирается на равную глубину, что делает изображение более рельефным.
Плоскорельефная резьба относится к самым распространенным видам резьбы. Основу ее составляет плоский одинаковой высоты рельеф орнамента. Такой вид позволяет создавать композиции с растительным узором, геометрическим орнаментом, с изображением людей, зверей, птиц и мифологических персонажей. Однако техника работы довольно трудоемка, требует определенного мастерства и опыта, а также наличия разнообразного резчицкого инструмента: ножей-косяков разной ширины и с разным углом скоса полотна, стамесок различного профиля и сечения, циклей, скребков, рашпилей, чеканов и т.д.
В плоскорельефной резьбе известны следующие подвиды: резьба с заоваленным контуром, подушечным фоном, подобранным фоном.
Для выполнения плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром на хорошо подготовленную поверхность дощечки с помощью кальки, копировальной бумаги или шаблонов переводят рисунок. Все детали орнамента прорабатывают по контуру косяком или полукруглой стамеской, вырезая канавку глубиной 3–4 мм. При этом сначала надрезают грань канавки с внешней стороны, потом с внутренней.
Надрезы и подрезы выполняют с одинаковым наклоном косяка так, чтобы линия контура рисунка оказалась точно посередине канавки. Затем с верхних срезов граней, образующих канавку, снимают фаску: со стороны фона более отлого, со стороны орнамента круче. Косяк при снятии фаски держат в зависимости от характера и направления линии прямо или с боковым наклоном. Косяком можно снимать фаску у самых крутых контуров: чем круче линия рисунка, тем выше поднимают пятку ножа. Носок лезвия при этом должен идти по прямой линии или плавно огибать контур орнамента. У отлогих прямых и кривых линий фаску удобно снимать плоской стамеской, держа ее под небольшим углом. Если вогнутые линии, образующие рисунок, очень крутые, снимать фаску лучше полукруглой стамеской. Эти операции можно выполнять как правой, так и левой рукой, приемами от себя и на себя.
Края канавки, образующей спиральную линию, заоваливают отлогими полукруглыми стамесками.
Фаску нужно снимать по всей линии за один прием, не отрывая инструмента, чтобы на кромке не было портящих вид стыков. Срезы, образующиеся после первого снятия фаски, заоваливают последующим снятием более тонких слоев.