Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:50, курсовая работа
Целью данной работы является керамика как вид декоративно-прикладного творчества
Поставленная цель определила следующие задачи курсовой работы:
- изучить историю и эволюцию керамики;
- изучить керамику как художественный промысел;
- изучить глину и её свойства;
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Керамика как вид декоративно-прикладного творчества.
1.1 История и эволюция керамики.
1.2 Керамика как особый художественный промысел.
Глава II. Орнамент как основной вид декорирования керамики
2.1 Орнамент: формы и образы
2.2 Особенности орнаментики керамических изделий.
2.3 Основные и дополнительные способы декорирования керамических изделий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
художественная керамика
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Керамика как вид декоративно-прикладного творчества.
Глава II. Орнамент как основной вид декорирования керамики
2.1 Орнамент: формы и образы
2.2 Особенности орнаментики керамических изделий.
2.3 Основные
и дополнительные способы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Слово «керамика» произошло от греческого «Keramos», что означает «глина». «Керамика» обозначает изделия из смесей глин, песка и других природных материалов. После приготовления смеси придается нужная форма, после чего заготовки обжигаются при высокой температуре. Керамика - это и один из самых современных и передовых материалов, специальные керамические материалы получают все более широкое распространение в строительстве, электронной промышленности, машиностроении. Керамика также один из самых древних отделочных материалов.
В каждой стране, в каждой культуре существовали свои особые гончарные массы, техники глазурования и росписи. Производство керамических изделий из обожженной цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии в Европу.
Нет надобности подробно излагать историю керамики - в кратком очерке я лишь укажу на те периоды и культуры, которые привлекали мое внимание с тех пор, как я начал изучать гончарное дело. Они воплощают в себе огромную часть искусства керамики.
Интересно увидеть сходство между разделенной веками древней и современной техникой изготовления керамических изделий.
Данная курсовая работа посвящена изучению керамики как одному из видов народного искусства.
Целью данной работы является керамика как вид декоративно-прикладного творчества
Объектом данной курсовой работы орнамент как основной вид декорирования керамики
Предметом курсовой работы является художественная керамика
Поставленная цель определила следующие задачи курсовой работы:
- изучить историю и эволюцию керамики;
- изучить керамику как художественный промысел;
- изучить глину и её свойства;
- изучить и
описать виды декорирования
- изучить орнамент
как основной вид
- определить свойства орнаментики керамических изделий.
Глава I. Керамика как вид декоративно-прикладного творчества.
1.1 История и эволюция керамики.
Изобретение глиняной посуды было одним из последних изобретений человечества. Впервые люди стали использовать этот материал в неолите, последнем периоде каменного века (5-3 тыс. до н.э.)
Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. Глина очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить все что угодно. А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека.
Примерно
в IX-X вв. в России появился гончарный
круг – простейший станок или
скорее приспособление, приводившееся
первоначально в движение
На керамике нового времени наряду со множеством позднейших мотивов сохраняются и старинные, но в ином, собственно декоративном значении.
Ранее других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений. Такая лепная керамика сохранилась у некоторых народов до наших дней. Рядом с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц и людей. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей человека, его жилища, скота, посевов.
На протяжении столетий они превратились в глиняные лепные игрушки, и в этом виде существуют и продолжают изготовляться в наши дни.
Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг – простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Изобретение гончарного круга – важнейший этап в развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды – своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было в руках гончара, и в его мастерстве, и в его воображении.
Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.
Простейший орнамент на глиняной посуде в виде ямок, вмятин возник в незапамятные времена, возможно, как технический прием уплотнения черепка для достижения лучшего его обжига, еще до появления специальных печей. Древние развитые культуры славян уже имели целую систему изображений на сосудах, содержание которых раскрывает представления людей о мире и природе, связано с трудом земледельца. Волнистые линии, например, - знак воды, прямые линии условно изображали землю и т.д. На керамике нового времени наряду со множеством позднейших мотивов сохраняются и старинные, но в ином, собственно декоративном значении.
Одним из старейших приемов украшения посуды является лощение. Это блестящие полоски, которыми с помощью гладкого камня или кости – лощила – покрывают часть либо всю поверхность сосуда, не совсем высохшего, еще не обожженного. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. Существует краснолощеная и чернолощеная керамика. Первая – естественного цвета красной гончарной глины. Вторая – задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. Такую черную керамику еще называют томленой или мореной. Этот древний тип гончарства распространен в разных районах России и сохранился до наших дней.
В XVII-XVIII вв. московские гончары виртуозно выполняли черную посуду – крупные кувшины, фляги, бочонки на ножках, украшенные наряду с лощением рельефным и тисненым орнаментом. Их четкие формы, отделка деталей нередко подражали металлическим. Другой, более простой способ украшения – обварка – состоит в том, что горячие горшки вынимают из печи и сразу же окунают в мучную болтушку. При этом черепок становится плотнее, крепче, а на поверхности появляются округлые концентрические коричневые пятна и точки, образуя естественный орнамент.
Один из видов
облагораживания и украшения
глиняных изделий – покрытие и
роспись ангобом – жидко
В 40-х гг. XVIII в. стали выпускать русскую ценинную посуду – с синей и многоцветной (желто-зелено-коричневой) росписью, которую наносили на сырую (до обжига) поверхность, покрытую белой эмалью (непрозрачной глазурью). Она была освоена на заводе московского купца Афанасия Гребенщикова (открыт в 1724 г.), сын которого Иван Гребенщиков не только изучил технологию майолики, но опытным путем сумел подойти к открытию технологии изготовления фарфора. В конце XVIII в. в процессе конкурентной борьбы дорогая майолика заменена более простым в изготовлении полуфаянсом: изделиями из белой глины, покрытыми бесцветной прозрачной глазурью и украшенными, как правило, одноцветной синей подглазурной росписью. Фарфор с многоцветной надглазурной росписью, открытый в России в XVIII в., позднее получил своеобразное декоративное направление у народных мастеров керамического промысла. Параллельно с фарфором и фаянсом, относящимся к тонкой керамике, продолжало развиваться народное гончарство. В XIX- начале XX в. характерно украшение гончарной посуды цветными глазурями, процарапанным, рельефным орнаментом с помощью штампиков и налепов. Русские керамические промыслы в XVIII-XIX вв. существовали во многих селах и деревнях. Каждый, как правило, обслуживал свой небольшой район, и лишь некоторые приобрели широкое значение. В ряде районов Ярославской, Московской, Калужской губерний сохранилась традиция изготовления чернолощеной посуды, которую вытягивали в одних местах на ножных, в других – на ручных гончарных кругах, украшали бороздками, несложной гравировкой прямо на станке с помощью штампиков из дерева, глины, металла. Удивляют гармония пропорций, пластическая завершенность и ясность форм этих простых предметов: кувшинов для масла, молока, корчаг для кваса, крынок, разных размеров горшков для каши, сметаны, рукомоев и т.д. В других местах делали не мореную, а обычную красную, коричневую или желтоватую посуду из местной глины, украшали ее горизонтальными полосками, пятнами, кое-где веточками, нанесенными белой глиной. Такого типа гончарная посуда бытовала в Псковской, Новгородской, Тверской и других губерниях. В некоторых районах покрывали красный черепок белым ангобом, а на него порошком цветной глазури наносили несложный узор в виде спиралей, полосок, пятен и слой бесцветной прозрачной глазури. В Воронежской губернии гончарные кувшины, миски украшали рельефными налепами в виде пуговок и поливали цветной глазурью. Применение трех цветных легкоплавких глазурей коричневой (марганцевой), зеленой (медной) и желтой (железной) характерно для гончарства разных районов второй половины XIX- начала XX вв.
Художественная выразительность русской бытовой гончарной посуды заключена не столько в цвете или орнаменте, которые, как правило, очень скромны, сколько в пластическом решении. Нанесение цветных поясков, желобков или рельефных жгутиков, утолщение краев, подчеркивание низкого поддона или кольцевой ножки, ручек, которые хорошо входят в общий силуэт вещи, - все это части одного законченного архитектурно-скульптурного целого, гармонично объединяющегося с родственным ему бытовым окружением. Основные современные промыслы русской художественной керамики – это гжельский фарфор в Московской области, скопинская майолика в Рязанской области, дымковская игрушка в г.Кирове, филимоновская игрушка в Тульской области, каргопольская игрушка в Архангельской области, абашевская игрушка в Пензенской области.
Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. Глина очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить все что угодно. А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека. Археологи находят в древних славянских курганах бесчисленное множество черепков глиняной посуды. Ранее других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений. Такая лепная керамика сохранилась у некоторых народов до наших дней. Рядом с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц и людей. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей человека, его жилища, скота, посевов. На протяжении столетий они превратились в глиняные лепные игрушки, и в этом виде существуют и продолжают изготовлятся в наши дни. Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг – простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой.
Изобретение гончарного круга – важнейший этап в развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил, ускорил
изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды – своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было в руках гончара, и в его мастерстве, и в его воображении. Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.