Художественная обработка шерсти народов Средней Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Изучение традиций художественной обработки шерсти и создание на этой основе современной коллекции войлочных изделий «Зимний калейдоскоп».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...4

Глава I. Художественная обработка шерсти народов Средней Азии…………………..………………………………………………......…..9
1.1. История развития художественной обработки шерсти в Средней Азии……...……………………………………………………………….…...9
1.2.Традиционные технологические приёмы валяния……………...........13
1.3. Художественные особенности войлочных изделий народов Средней Азии………...………………………………………………….…………….16

Глава II. Этапы художественно-творческой и исполнительской работы над созданием коллекции сумок, обуви и аксессуаров из шерсти.…………………………………..………….…………………..…..23
2.1. Выбор темы………………………………………………………….…23
2.2. Художественно-графическое проектирование изделия……………..25
2.3. Технологический процесс выполнения творческой работы в материале………………………...………………………………………….27

Заключение………………………………………………………………….31
Терминологический словарь …………..…………………………………..32
Литература и электронные ресурсы…...…………………………………..33

Файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 72.02 Кб (Скачать файл)

На этих семинарах, выставках и фестивалях осуществляется передача народными мастерами богатого опыта по созданию войлочных изделий. Важно, то обстоятельство, что участники таких мероприятий не просто наблюдают за процессом создания войлока, но и, вобрав в себя народные традиции, впоследствии творчески воплощают их в жизнь: становятся непосредственными создателями новых изделий, имеющих высокое художественно-эстетическое значение.

Цель исследования:

  Изучение традиций художественной обработки шерсти и создание на этой основе современной коллекции войлочных изделий «Зимний калейдоскоп».

Задача исследования:

  1. Проанализировать и обобщить теоретический материал по истории развития, технологии и художественным особенностям войлока.
  2. Раскрыть этапы художественно-творческого и технологического процесса выполнения коллекции войлочных изделий «Зимний калейдоскоп».
  3. Разработать наглядный материал по теме исследования.
  4. Создать художественно-графический проект творческой работы коллекции войлочных изделий «Зимний калейдоскоп».
  5. Выполнить творческую работу общую коллекцию одежды из войлока «Зимний калейдоскоп».

 

Методы исследования:

- анализ искусствоведческой, культурологической, исторической  литературы;

-    анализ творческой  работы.

Структура и объём  работы обусловлены целью и задачами исследования. Пояснительная записка к курсовой работе состоит из введения, двух глав, заключения, терминологического словаря, списка использованной литературы и электронных ресурсов и приложений. Пояснительная записка включает 33 страницы текста, список литературы и электронных ресурсов насчитывает 16 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Художественная обработка шерсти народов Средней Азии

1.1 История развития  художественной обработки шерсти в Средней Азии

В мировую культуру войлок вошел как изобретение кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа, Карпат, Балкан и Средней Азии. На территории Средней Азии проживают такие тюркоязычные народы, как: каракалпаки, уйгуры, узбеки, казахи, туркмены и киргизы.

Слово «войлок» переводится с тюркского, как «покров». В англоязычных странах он носит название «фельт» (felt), в переводе означающем «шерсть». В немецком, более известном у нас,  варианте — «фильц-надель», образованном сочетанием слов «шерсть» (filz) и «игла» (nadel). А в России оба этих термина с успехом заменяет старое доброе слово «валяние».

Предметы быта, изготавливаемые  ремесленниками народа, ведущего оседлый  образ жизни и кочевыми скотоводами, издревле имели между собой как  общие черты, так и определенные различия. Эти соотношения, характерные  для культуры кочевых скотоводов, наблюдаются лишь в создаваемых  ими образцах искусства. Так, войлок самый древний материал скотоводов, распространен среди тюркоязычных народов, ведущих кочевой образ жизни.

Считается, что технология изготовления войлока появилась  гораздо раньше технологии изготовления безворсовых и ворсовых ковров. Точная дата его появления неизвестна, однако войлочные изделия, обнаруженные при  археологических раскопках на Алтайских  курганах, дают основание полагать, что войлочными изделиями пользовались тюркоязычные народы уже в VI - IV веках до нашей эры.

Войлок (сравнительно легкий, мягкий, дышащий материал, способный не пропускать дождевую влагу, удерживать тепло и одновременно отражать жару) в силу своих природных благоприятных качеств в условиях кочевого образа жизни, а также из-за изобилия и доступности овечьего руна стал важнейшим бытостроительным материалом.

Согласно тюркским верованиям, войлок был возведен до культового образа праотца. Гёйтюрки изготавливали фигурки своих божеств из войлока, помещали их в кожаные мешочки и привязывали к кольям, совершая им жертвоприношения в течение четырех времен года.

Китайские источники свидетельствуют  о большом значении войлока в  общественной жизни древних тюрков. Так, избранного кагана усаживали на белый войлок и символично семь раз  обращали вокруг солнца, после чего он становился полновластным правителем. Согласно другому обычаю, авторитетные лица государства заворачивали избранного вождя в войлок и приносили  его в новые владения. Древние  обычаи также оказали влияние  на церемонию возведения на престол  монгольского правителя, который усаживался на коня и, проскакав на нем, восседал на престол, настил которого был сделан из нарядно украшенного войлока.

Итальянский путешественник Марко Поло, бывавший в Монголии в XIII веке, сообщал, что татары (тюрки) делают раскладные настилы для палаток и повозок из войлока, который надежно защищает их от холода и дождя.

По словам русского историка В. Я. Владимирцева, в XIII веке в период расцвета кочевья широко использовались повозки и кибитки, покрытые войлоком.

Во все времена войлок был единственным подходящим материалом для покрытия юрт. Благодаря войлоку кочевая юрта чутко реагирует на колебания температуры, отвечает погодным изменениям, прекрасно защищает от немногочисленных атмосферных осадков, летом спасает от зноя, зимой – от холода. Такая уникальная способность существенна. Ведь в некоторых районах Азии температура воздуха летом +40 С, а зимой -30 С.

В своих исследованиях  Владимирцев отмечал, что персы в XVI веке восторгались великолепием дворцовых шатров на колесах, используемых тюрками. В XVI веке персидский историк Разбехани писал, что эти шатры изготавливались из войлока, снаружи украшались дорогой кожей, внутри их могли поместиться до 20 человек, а перевозило их множество запряженных верблюдов. В таких шатрах жили султаны и представители аристократии. Окна и двери в них украшались тончайшими узорами из войлока. Без сомнения, эти роскошные шатры считались венцом кочевой архитектуры. 

Основная масса войлочных предметов использовалась во внутреннем убранстве юрты. Эти предметы являются образцами декоративно-прикладного искусства казахов.

Войлочный ковры, удивительно прочные, тёплые и мягкие, широко использовались в быту кочевников с древнейших времён. Разложенные на земле и развешанные на стенах степных кибиток и юрт, они защищали от морозов и дождя, сырости и зноя. Позже, когда многие кочевые народы стали вести оседлый образ жизни, коврами застилали пол, завешивали плетеные или каменные стены, на коврах спали, а наиболее тонкими и красиво выделанными укрывались как одеялами.

Более распространенным в быту казахов был войлочный ковер текемет, которым в основном застилали пол юрты, дома. А сырмак – ещё один вид войлочного ковра – особо ценился казахами. Если текеметы настилали на пол, то сырмак украшал стены юрт и домов.

Кроме войлочных ковров, казашки в большом количестве изготовляли из войлока различные  подвесные сумки для хранения деревянной посуды (аяк кап), войлочные  чемоданы (шабадан), тюки (тен). Из войлока делали подстилы, торбы, бурки, сапоги, шапки, настилы для шатров и повозок.

В Восточном Туркестане, древней родине уйгуров, такие города, как Кашгар, Яркенд и Аксу издавна  славились войлочными изделиями  и коврами. Уйгуры достигли большого искусства в выделке тканых и войлочных ковровых изделий. Уйгурские войлоки и узелковые шерстяные и шелковые ковры славились далеко за пределами Восточного Туркестана и широко экспортировались. На мировом рынке уйгурские ковры ценились наравне с персидскими.

Выделкой шерстяных ворсовых ковров и мелких ковровых изделий  занимались памиро-алайские, ферганские, а также кашгарские киргизы.

В странах Азии получила широкое распространение кошма  – один из древнейших видов войлочных ковров. «На долю этих изделий выпало в хозяйстве кочевников почти исключительно то назначение, которое по нашим понятиям заключается в термине «ковёр», – писал в 1927 году известный российский исследователь С.М.Дудин, – то есть служить подстилкой для пола в качестве изолятора от вредных воздействий сырости почвы, её грязи и пыли, от вредных насекомых и выполняя в то же время и задачу декоративного убранства юрты или оседлого жилища».

Войлочные изделия, наряду с  ткаными ворсовыми коврами, издревле были известны предкам туркмен. Так, в одном из помещений храмового  комплекса, выстроенного у северной стены дворца Гонур-депе (Южный Туркменистан, Маргуш, II тысячелетие до нашей эры) был обнаружен фрагмент белого войлока. Археолог В.И. Сарианиди указывает: фрагмент – остаток кошмы, устилавшей поверхность культового комплекса.

Войлочный ковёр обнаружен  в Пазырыкском кургане (Горный Алтай, V век до нашей эры). Из войлока изготовляли попоны для лошадей, накидки для пастухов, молитвенные коврики, треугольные амулеты, покрывала для сундуков, мешки различной формы и величины, детали для мужских и женских головных уборов, верхней одежды и обуви, переметные сумы, грубым войлоком накрывали остов юрты. Туркмены выделывают и особый вид молитвенных ковриков из высококачественной шерсти кипенно-белого цвета. [12, 13]

В целом, характеризуя искусство  обработки шерсти, следует отметить, что технику изготовления войлочных изделий и их декоративное убранство тюркоязычные народы пронесли через тысячелетия. Изделия из войлока и поныне пользуются большой популярностью.

1.2 Традиционные технологические приёмы валяния

Выделка войлока, будучи ручным производством, представляла собой  трудоемкий и напряженный процесс. На изготовление одного войлока средних  размеров (120x240 см) привлекалось 3-4 человека, которые в силу трудности процесса сменялись другими участниками  обряда.

Информация о работе Художественная обработка шерсти народов Средней Азии