Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:12, курсовая работа
Цели:
исследование образов традиционных народных глиняных игрушек, изучение их художественных особенностей
Задачи:
изучить краткую историю возникновения русской народной художественной керамики
на основании изученной литературы проследить истоки образов народной глиняной игрушки
изучить основные центры производства глиняной игрушки, хранителей их традиций
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Ритуальное начало традиционной народной глиняной игрушки…………………………………………………………………….
Образы и символы древних игрушек.........................................5
Основные центры производства глиняной игрушки ……………8
Хранители традиций народной глиняной игрушки……………..12
ГЛАВА 2. Разработка проекта и создание в материале глиняной игрушки по мотивам каргопольской народной глиняной игрушки- свистульки «Утушка»……………………………………………………14
2.1.Материалы, инструменты и приспособления для лепки и росписи..…………………………………………………………………..14
2.2. Изготовление и роспись игрушки – свистульки «Утушка»….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………….…….21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..22
ГОУ ВПО Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова
Институт искусств
Кафедра декоративно- прикладного искусства
Курсовая работа
Тема: Художественные особенности образов традиционной народной глиняной игрушки
Абакан -2011г.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Ритуальное
начало традиционной народной глиняной
игрушки……………………………………………………………
ГЛАВА 2. Разработка проекта и создание в материале глиняной игрушки по мотивам каргопольской народной глиняной игрушки- свистульки «Утушка»……………………………………………………14
2.1.Материалы,
инструменты и приспособления для лепки
и росписи..………………………………………………………
2.2. Изготовление и роспись игрушки – свистульки «Утушка»….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ….………………………………………………
Введение
Глиняная игрушка вызывает немало вопросов, начиная с самой природы этого явления человеческой культуры. Всегда ли она была игрушкой, или когда- то глиняные фигурки, свистульки, погремушки играли какую - то иную роль в жизни людей? Чем объяснить особую традиционность глиняной игрушки, устойчивость ее образов, форм, приемов лепки? Фигурки мужчин и женщин, птиц и зверей, коней и всадников, которым трудно найти живое подобие, повторяются из века в век, из одной местности в другую.
Игрушка - особый вид народного искусства. Ее непосредственная функция далеко не всегда играла существенную роль. Видный исследователь русского народного искусства В.С.Воронов называл игрушку «малой бытовой скульптурой» и справедливо отмечал ее «внутреннюю непрактичность», что, по его мнению, только «расковывало творческую фантазию мастеров, которые выражали в игрушках свои представления о мире, природе, людях»[3, с.7]. Один из исследователей игрушки заметил, что «игрушечное и гончарное дело было не простым ремеслом, а творчеством».
Однако
за внешним подобием
Цели:
Задачи:
Методы исследования: анализ научно- теоретической литературы
Предмет исследования: предметом исследования являются особенности образов традиционной глиняной игрушки
Объект исследования: традиционная глиняная игрушка
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений
Актуальность: Образы традиционной русской глиняной игрушки уходят в глубокую древность. Их художественная особенность в том, что все они имеют ритуальное начало и так или иначе связаны с язычеством.
ГЛАВА 1.
Ритуальное начало традиционной народной глиняной игрушки
1.1. Образы и символы древних игрушек
Глиняные игрушки на Руси известны с глубокой древности. Самые ранние игрушки (10-11 вв.) были найдены на территории древних русских городов - Киева, Новгорода, Москвы, Радонежа, когда наши далекие предки еще поклонялись языческим богам. Особым почитанием пользовались богиня домашнего очага Рожаница, которую изображали крепкой и здоровой женщиной и бог Солнца Ярило- двух или трехглавый конь с символом солнца на груди (круг с лучами). Поклонение божественным силам природы было связано с пожеланием благополучия и хорошего урожая. Нужного бога лепили из глины, а чтобы боги поняли, чего они хотят, рядом с ними изображали то, о чем они просят. Поэтому Рожаницу лепили с домашними животными, а если молили о ребенке, то делали фигурку с младенцем на руках. Любимым образом была и птица Сирин (фигурка птицы с женской головой), которая воплощала собой кормительницу рода, женское начало природы. Этот образ имеет глубокие корни и много столетий назад был одним из основных мотивов древнерусских женских украшений - колтов, где Сирины размещались по обе стороны "древа", выражая идею роста жизненных сил, идею жизни. Подобных Сиринов можно увидеть и в вышивках на подолах каргопольских женских рубах.
По словам известного русского исследователя глиняной игрушки Л.А.Динцеса, игрушка в глубокой древности была не только забавой, а воплощала образы языческих верований. Исследователь видел отголоски связей игрушки с космогоническими представлениями древних людей в праздниках русской деревни по случаю сева, жатвы, сбора урожая, к которым нередко приурочивалось массовое изготовление глиняных фигурок и свистулек. Со временем культовый смысл фигурок утрачивался, они становились предметом забавы, а традиционные образы приобретали всё более реальное содержание, превращаясь в барынь, баранов, петухов и т.д. [5].
Славянские и русские глиняные фигурки, найденные в Приднепровье, представляют собой довольно тщательно сделанные изображения древней языческой богини, более грубые фигурки идолов, птичек- свистулек, позволявших производить весьма сложные звуки (ил.1,2), какого- то четырехногого животного с человеческой головой, коников. Некоторые фигурки покрыты ангобом и раскрашены простыми коричневыми полосками. От более позднего времени, 14-15-х веков, сохранились очень немногочисленные глазурованные свистульки (найдены в Новгороде), ангобированные фигурки коня, козы, собачки, круглые погремушки, кувшинчики (в Дмитровском городище, в Радонеже, в Москве). Из них особенно интересны коники. Одни из них по белому ангобу расписаны красной краской в виде звезд и перекрещенных линий на груди и на боках, что является пережитком древнего солнечного культа. Другие коники того же 15-го века, найденные в Москве, имеют иную реалистическую роспись: волнистыми линиями изображена грива и сеткой конский убор [8]. По представлению наших предков, солнце выезжало на небо в колеснице, запряженной конями. Часто в славянских преданиях кони - крылатые фантастические существа. Шерсть у них серебряная, хвост и грива – золотые, “из ноздрей пламя пышет, искры летят”. Скачет “выше лесу стоячего, выше облака ходячего, озера меж ног пропускает, поля и луга хвостом устилает”. И наделен такой силой конь не случайно, ведь он – слуга жизнедающего светила и в тоже время его олицетворение. Как олицетворение солнца конь может “помогать” произрастанию хлебов, травы, деревьев, плодовитости животных и «чадородию» женщин. Он – друг, помощник и советчик человека.
В довольно значительном количестве до нас дошли московские игрушки 16-17 веков. Среди них больше всего коников, приобретших новый вид и сделанных со значительным мастерством, причем они напоминают коней на древних иконах. Как и там, мастер дает лишь очертания животного, не останавливаясь на деталях. Несколькими линиями он создает стройный силуэт коня с крутой лебединой шеей и широкой грудью(ил.3). Почти всегда коники имеют на спине седло.
Другой, очень распространенной игрушкой был медведь. У славянских народов "медведко" считается подателем плодородия земли, он всегда изображался стоя, с разинутой пастью, с жировым горбом, служащий признаком сытости и силы. Медведь - это своеобразный "тотем", прародитель, предок - поэтому он очеловечен, он всегда стоит на двух ногах, и держит в руках дары природы. В носу - отверстие для кольца. Некоторые имеют намордники (ил.4). Фигурки весьма выразительны, несмотря на примитивную лепку. Все они сделаны без ангоба и, как правило, не обожжены до красна, а только закалены до темно- бурого цвета.
Довольно много сохранилось птиц- свистулек. Птица в славянской мифологии- стихия воздуха, связывающая землю и небо. В найденных фигурках свистулек бывает несколько отверстий, позволяющих модулировать свист. Когда- то свистом наши предки пытались отогнать «нечистую силу», позже игрушки стали служить забавой ребятишкам. Стоит заметить, что уровень и вибрационные характеристики свиста подбираются отнюдь не случайно. Воздействие звука традиционной свистульки на психику носит скорее терапевтический характер, чем развлекательный. При этом считалось, что в иных случаях сочетания звука могут привести и к смерти (вспомним былину об Илье Муромце и Соловье разбойнике).
Гораздо реже встречаются фигурки людей. Все они очень архаичны и примитивны. Сделав из глины стерженек, гончар одевал на него подобие одежды. Руки и ноги лепились отдельно в виде колбасок и затем прикреплялись к корпусу. Простым защипом глиняной болванки получались нос и глазные впадины, последние иногда доделывали, прокалывая зрачки палочкой. Все это слишком элементарно и поспешно сделано, для того, чтобы можно было говорить о художественной выразительности даже в той мере, как это допустимо по отношению к коникам и медведям. Эти глиняные человеческие фигурки представляют интерес тем, что совершенно очевидно изображают современных мастеру людей. Куклы одеты в одежды, которые легко определяются как плащи, летники, юбки, кафтаны. В качестве головных уборов они имеют колпаки, шапки, опушенные мехом, трепухи и т.д. Кроме отдельных фигурок мужчин и женщин, встречаются всадники, скоморохи, играющие на волынке. (ил.5). Во всем этом сказывается, как и в медведях с намордниками и в кониках с седлами стремление передать конкретную живую натуру в ее характерных чертах, сделать, похоже, так, чтобы можно было узнать в изображении реально существующие явления. Это отношение к скульптурному произведению уже принципиально иное, чем то, которое проявлялось в языческих идолах, форма которых выражала условные общие понятия, была символична.
Игрушки 16-17 веков – первый порыв нового реалистического творчества в керамической скульптуре, порыв еще очень неопытный и неумелый, но достаточно целеустремленный и сильный для того, чтобы в будущем развиться в целую отрасль искусства - в малую декоративную скульптуру.
С потерей первоначального смысла ритуальных фигурок одновременно менялся и их облик. Стоит заметить, что русская глиняная игрушка 19-20 веков также дает основание видеть в ней отголоски древних культовых представлений. Для многих центров изготовления игрушки в Средней России типичны фигурки женщин с обнаженной грудью, держащих на руках детей или птиц.
1.2. Основные центры производства глиняной игрушки
В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов. Это- женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более правдоподобных сочетаниях. Характерные для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке многократно варьировались в каждом центре ее изготовления, никогда не повторяясь буквально.
Глиняная игрушка в большинстве случаев искусство безымянное. Мы знаем лишь некоторых ее авторов, начиная с 1930-х годов. В ряде местностей лучшие времена игрушки определенно связаны с деятельностью конкретных мастеров, которые своим талантом оживили традиционное производство, дали ему новое лицо и развитие.
Каргопольская. Производство каргопольской игрушки возникло в деревне Гринево Каргапольского уезда Олонецкой губернии. Сюжеты каргопольской игрушки одновременно и традиционны и неповторимо своеобразны. Те же человеческие фигурки, звери, птицы выступают здесь в новом облике. Среди изображений людей явно выступают деревенские типы: бабы- крестьянки с детьми или птицами на руках, бородатые мужики с трубкой и т.д. (ил.6). Характерны здесь и незамысловатые композиции- катание на санях, в лодке, отдых на диване и др.
Изображения людей наделены живыми характерами, обрисованными с присущей народному искусству меткостью и остротой. Своеобразны характеры и у зверей, немного очеловеченных, но не теряющих при этом своей звериной природы. Среди них двухголовые кони и олени, медведи во весь рост с поднятыми лапами, страшные полулюди- полузвери с лицами- масками. Каргопольская игрушка отличается особым обилием фантастических животных, необычным по сюжетам и характеру образов и неизвестных в других центрах глиняной игрушки. Например, интересна и загадочна фигура Полкана (ил.7). На груди его часто рисовалось лучистое солнышко. Полкан родственен древнеславянскому Яриле- божеству весеннего солнца. Славяне в древности почитали Полкана и считали его полубогом, приписывая ему «невоображаемую резвость и быстроту»[4 с.134]. В народе образ Полкана – образ богатыря, одерживающего верх над силами стужи и тьмы и освобождающего от их власти землю, просыпающуюся под лучами «вешнего» солнца. Различают образ молодого Полкана-Ярилы-весеннего, и бородатого пожилого с лучистым солнцем на груди- Ярилы-летнего.
Информация о работе Художественные особенности образов традиционной народной глиняной игрушки