Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:12, курсовая работа
Цели:
исследование образов традиционных народных глиняных игрушек, изучение их художественных особенностей
Задачи:
изучить краткую историю возникновения русской народной художественной керамики
на основании изученной литературы проследить истоки образов народной глиняной игрушки
изучить основные центры производства глиняной игрушки, хранителей их традиций
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Ритуальное начало традиционной народной глиняной игрушки…………………………………………………………………….
Образы и символы древних игрушек.........................................5
Основные центры производства глиняной игрушки ……………8
Хранители традиций народной глиняной игрушки……………..12
ГЛАВА 2. Разработка проекта и создание в материале глиняной игрушки по мотивам каргопольской народной глиняной игрушки- свистульки «Утушка»……………………………………………………14
2.1.Материалы, инструменты и приспособления для лепки и росписи..…………………………………………………………………..14
2.2. Изготовление и роспись игрушки – свистульки «Утушка»….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………….…….21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..22
Природа каргопольской игрушки выдает в ней два источника, оба они связаны с северной деревней, где жизнь идет в замедленном ритме, отдаленно от большой городской культуры. Отсюда сюжеты и образы, отражающие быт, досуг, нехитрые занятия местных жителей- крестьян. Обращаясь к миру природы, они изображали коня, оленя, лося, медведя- тех зверей, которые сопутствовали крестьянскому хозяйству.
Другой источник образов каргопольской игрушки коренится в глубокой древности, в исконном занятии местных жителей хлебопашеством. Каргопольская игрушка ярче других игрушек Средней России донесла до нас отголоски древней связи с землей, своего рода культа земли. Фигурки оленей олицетворяют собой солнце, небо(ил.8). С его образом было связано представление о довольстве и благе, а само слово «рогато» в древности на севере означало жить в изобилии и богатстве.
Неслучайно среди персонажей каргопольской игрушки преобладают и образы женщин (кормящих детей, птиц и т.д.) (ил.9). Идея кормления, плодородия выражена и в орнаментальных мотивах на передниках- в настойчивом повторении небольших овалов (форма зерна), подобия вспаханного черного поля и линий, как бы означающих горизонт и соединяющих женские фигурки с землей.
Филимоновская. Крестьянским по своему существу является и искусство филимоновских мастеров, другого крупного центра производства глиняной игрушки, деревни Филимоново, Одоевского района, Тульской области. Предание рассказывает о старике Филимоне, который в давние времена жил в деревне, делал горшки и игрушки. В музеях старые филимоновские игрушки датируют 1920-1930 годами. Игрушек этого времени сохранилось сравнительно немного. Они привлекают внимание своеобразной пластикой и блеклой полосатой раскраской в два цвета по фону белой глины.
Из традиционных персонажей
Существенную роль в облике филимоновских игрушек играет цвет. Открытые, звучащие в полную силу краски создают веселую пестроту, нарядную декоративность игрушек. В росписи узоров мастера чаще всего подходили с разбором- зверей расписывали поперечными чередующимися полосами, красными, желтыми и зелеными. Яркими мазками оттеняют рога. На человеческих фигурах большой простор для орнаментации оставляли поверхность юбок и передников мотивы орнаментов крайне просты- точки, полосы, круги, овалы, звезды, разнообразные по размерам, композиционным и цветовым сочетаниям. Филимоновские орнаменты не похожи на каргопольские, но природа мотивов у них одинаковая. Это круги «солнца», ветви елочек, которые напоминают нам о связи с природой.
Дымковская. Любовь народа к непритязательной глиняной игрушке дожила до наших дней, породив в отдельных центрах производства керамических изделий небезынтересные произведения. Такова, например, вятская или, иначе называемая, дымковская игрушка (ил.11). Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Её производство возникло в Дымковской слободе под Вяткой, ныне- город Киров. Происхождение дымковской игрушки связывают с некогда существовавшей в городе Вятке весенней ярмаркой, называвшейся «Свистуньей». На ней продавалось множество различных по форме свистулек, в том числе и глиняные игрушки- свистульки, изготовлявшиеся в пригородной слободе Дымкове.
Дымковская игрушка давно перестала быть игрушкой для детей, превратившись в декоративную мелкую пластику. Если известное число животных и птиц, выполняемых в Дымкове, восходит к древнейшим образцам ритуального назначения, то подавляемое число человеческих фигур воспроизводит типичных до середины 19 века представителей купеческой или мещанской среды. Всем фигуркам в одинаковой мере свойственна большая обобщенность, а также пластичность форм; последнее свойство особенно важно в скульптуре. Тонкая пластичность форм в соединении с характерной позой или жестом изображаемого человека или животного делает скульптуру декоративной, свидетельствует о наблюдательности мастера, о его желании подметить и воплотить основное (что очень важно для силуэта фигуры), откинув лишнее. Нередко отдельные детали дымковских фигур сильно гипертрофируются, приобретая даже несколько смешной характер. Так, хвост индюка похож, скорее, на подол юбки с оборками, а его «борода» превращается в гроздь винограда. Рога оленя сильнейшим образом разветвляются так, что они становятся похожими на куст, достигая половины размера животного.
Естественно, что цвет в дымковской игрушке играет особо большую роль. Его броские, порой даже «пронзительные» цвета, восходя к ярким ситцам 19-го века, требуют от мастеров незаурядного колористического чувства, тем более что их сочетания строятся по принципу контрастности (ил.12).
Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея [2 с.112]. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми мы знакомы в наше время. Первые игрушки отличаются тонкостью и изяществом, у барынь- маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам, композициям, тонкости деталей эти фигурки близки фарфоровой пластике. Возможно, привычный для нас теперь типаж дымковской игрушки – барыни, няни, кавалеры и т.п. возник благодаря развитию и преломлению народной игрушки , пополнив собой традиционный и более древний по- происхождению тип игрушек- свистулек в виде зверей и птиц.
1.3.Хранители традиций народной глиняной игрушки
Вплоть до начала 20-го века в деревне Гринево Каргапольского уезда Олонецкой губернии делали поливные глазурованные свистульки, близкие по технологии обычной гончарной посуде. В 1930-е годы потомственный гончар Иван Васильевич Дружинин дал новую жизнь местной традиции, начав делать расписные игрушки, известные ныне, как «классические» каргопольские. В музейных собраниях каргопольские игрушки 1930-х годов или имеют авторство Дружинина, или безымянны, но единство стиля, своеобразие лепки и росписи дают основание связывать происхождение всех подобных произведений с творчеством этого талантливого мастера.
Одной из лучших мастериц
Роспись «бобок» Завьяловой
Ульяна Бабкина родилась в 1888 году в д.Глотово (позже- Гринево). С малых лет Ульяна села за гончарный круг, делала посуду, игрушки. Бабкина не могла жить без своих игрушек, они были смыслом и воплощением ее жизни. Она никогда не обдумывала, что лепить и игрушки у нее получались с детской непосредственностью.
Один из любимых образов
Вышедшие из рук Ульяны
По своим пропорциям ее
В музеях старые филимоновские
игрушки датируют 1920-1930 ми годами.
Игрушек того времени
Одна из старейших мастериц- Александра Федоровна Масленникова (1910 г.р.) любила изображать животных. Ее корова- воплощение красоты, наивности и горделивого кокетства. У них короткие ноги и большие головы с тяжелыми рогами, вокруг глаз- налепы, напоминающие очки. В росписи преобладают желтые, темно- синие тона, полосы чередуются с орнаментом.
У Александры Гавриловны
Что касается Дымковской
Вслед за Мезриной к
ГЛАВА 2.
Разработка проекта и создание в материале глиняной игрушки по мотивам каргопольской народной глиняной
игрушки- свистульки «Утушка»
2.1.Материалы, инструменты и приспособления для лепки и росписи
Приспособления для подготовки глины к лепке.
Прежде чем приступить к изготовлению игрушки, нужно заготовить инструменты, необходимые для работы с глиной.
Основными инструментами при лепки всегда остаются пальцы мастера. Следы пальцев вносят рукотворность в изделие, придают особую мягкость формам. Но там, где необходимо добиться четкости, проработать мелкие детали, создать определенную фактуру, убрать лишнюю глину, применяют различные приспособления.
Инструменты, необходимые для лепных работ, можно подразделить на скребковые и заглаживающие.
Материалы, необходимые для грунтовки готового изделия.
Если глина, из которой изготовлена игрушка после обжига становится белой, необходимость в грунтовке отпадает. Если же использовалась глина темных пород (голубая, бурая), игрушки после обжига обязательно грунтуют. Изначально грунтовка состояла из мела, разведенного молоком.
Мел разводили молоком до густоты сметаны. Грунтовать игрушки можно было погружением в раствор, но чаще всего их белили мягкой широкой кистью.
В современных условиях такой грунт можно заменить акриловым.
Материалы, необходимые для росписи готового изделия.
После высыхания грунта игрушки расписывались темперой или же красителями для шерсти – синими, голубыми, красными, растертыми на курином яйце, которое использовалось в качестве связующего вещества. Такая краска не стиралась и не блекла после высыхания.
Для росписи готового изделия в современных условиях можно использовать и обычные масляные краски, дающие прочное блестящее покрытие. Уместно наряду с масляными красками применять и акриловые краски, которые быстро сохнут и дают гладкую матовую или глянцевую поверхность. Игрушки, окрашенные масляными красками, не боятся воды. В случае необходимости их можно протирать мокрой тряпкой или даже мыть [11 с.87].
Информация о работе Художественные особенности образов традиционной народной глиняной игрушки