Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2012 в 20:06, контрольная работа
Художественная культура Урала является составной частью истории культуры России. Вместе с тем она представляет собой не просто провинциальный вариант общенациональной культуры, а самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями и логикой развития. В этом заключена особенность существования такого феномена, как региональная культура.
1. Введение…………………………………………………………………………….3
2. Основная часть……………………………………………………………………..5
2. 1. С Урала в Онежский монастырь?........................................................................8
2. 2. Семейный секрет Худояровых…………………………………………..……10
2. 3. Загадка без отгадки…………………………………………………………….11
2. 4. Из династии Худояровых…………………………………………...…………13
3. Заключение………………………………………………………………………..16
4. Список использованной литературы……………………………………
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Основная часть…………………………………………………………………
2. 1. С Урала в Онежский монастырь?....................
2. 2. Семейный секрет Худояровых…………………………………………..……
2. 3. Загадка без отгадки……………………………………………………………
2. 4. Из династии Худояровых…………………………………………...…
3. Заключение……………………………………………………
4. Список использованной литературы……………………………………………17
5. Приложение……………………………………………………
1. Введение
Художественная культура Урала является составной частью истории культуры России. Вместе с тем она представляет собой не просто провинциальный вариант общенациональной культуры, а самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями и логикой развития. В этом заключена особенность существования такого феномена, как региональная культура.
Уникальное местоположение Уральского хребта – между двумя основными очагами мировых цивилизаций – Европой и Азией, создавало возможность для постоянного взаимодействия Востока и Запада; разнообразие природно-географических условий Урала приводило к пестроте культурно-хозяйственных укладов, возникших здесь ещё с эпохи палеолита и оказавших воздействие на весь дальнейший ход исторических событий.
История культуры Урала неразрывно связана с освоением русским народом уральских и сибирских земель. C XVI в. на колонизируемых территориях строятся города. В XVIII в. продолжается заселение и освоение края: Средний Урал становится горнозаводским центром страны. Здесь возникает уникальная горнозаводская культура, отличающаяся от культуры остальной крестьянской России, получившая наиболее полное воплощение в уральских художественных промыслах, соединивших традиции народного искусства и новые формы промышленного способа организации производства.
Становление профессионального искусства на Урале происходит довольно поздно, в основном в XIX - начале XX в., когда появляются первые уральские литераторы, живописцы, театральные коллективы. Это было время роста регионального самосознания, зарождения устойчивого интереса к истории края, его самобытности, возникновения краеведческих обществ, создания музеев.
Модернизационные процессы, разрушение традиционного уклада жизни начала XX в. и особенно революционные потрясения по-своему отразились на развитии уральской культуры, круто изменив её судьбу. Попытки создания социалистической культуры базировались на отрицании культурного наследия прошлого. Была предпринята попытка искусственного создания новой традиции профессионального художественного творчества на уральской почве.
Неотъемлимой частью почти трехвековой истории демидовских Нижнетагильских заводов является художественное творчество местных крепостных художников. Яркое дарование живописцев формировалось и развивалось весьма своеобразно. Направления приложения и использования таланта были многообразны: местные художественные промыслы (роспись на металле, дереве, бересте), иконопись, частные живописные заказы по созданию копий и оригинальных произведений. C ХVIII века Демидовы стремились иметь собственных высококвалифицированных специалистов в различных областях знаний. Большое внимание уделялось подготовке крепостных художников, скульпторов, архитекторов. С этой целью способные крепостные юноши с заводов определялись для многолетнего обучения к лучшим мастерам Москвы и Петербурга.
Для улучшения художественного уровня нижнетагильского лакового дела в 1806 году по распоряжению Н.Н.Демидова создается школа живописи, влзглавляемая выпускником императорской Академии художеств В.И.Албычевым. В школе обучались только крепостные мальчики, начиная с 12 лет. Срок обучения был четыре года. Все ученики находились на полном господском обеспечении. Во второй период деятельности школы в ней преподавали крепостные художники П.И.Баженов (1788-после 1828 гг.) и Я.Ф.Арефьев (1790-1827 гг,), обучавшиеся живописи на средства Н.Н.Демидова в Италии, Франции, Германии, завершившие свое профессиональное образование в Петербургской Академии художеств. Школа просуществовала 14 лет. Затем, в 1820 году, по воле заводовладельца, была закрыта. Но деятельность ее, беспорно, оказала огромное влияние на развитие художественной культуры Н.Тагила. Особый интерес вызывает творчество династий крепостных мастеров. Их было немало в Тагильском округе.
Прекрасным примером служит династия Худояровых, чьё мастерство, талант, своеобразие творчества вызывают живой интерес специалистов и восхищение ценителей искусства.
2. Основная часть
Первыми Худояровыми, пустившими корни на земле уральской, были Андрей Степанович (1722—1804 гг.) и два его сына — Вавила (?—1794 гг.) и Федор (1740—1828 гг.). Исследователи их жизни и творчества В.А. Каменский и профессор Б.В. Павловский уверенно называют их старообрядцами, владевшими искусством иконописи и бежавшими на Урал от притеснений из-за веры.
О крепостном населении Нижнего Тагила наиболее подробные сведения содержатся в “Ревизских сказках”. Самые ранние из них, с которыми удалось поработать, относятся к 50-60 годам XVIII века. Однако в этих рукописных сборниках фамилию Худояровы обнаружить пока не удалось. В настоящее время из документов, имеющихся в моем распоряжении, первым подтверждением проживания Худояровых в Тагиле является предписание Н.А. Демидова, датированное 1778 годом. Он повелевает “определить в науку из молодых ребят человек четырех к художникам Жепинскому, Сизову, Худояровым”. Значит, к указанному времени это уже были признанные мастера, хорошо известные самому владельцу заводов. Следовательно, Худояровы могли оказаться в Тагиле в 60-х - начале 70-х годов XVIII века.
В монографии Б.Б. Кафенгауза “История хозяйства Демидовых” среди вотчин Акинфия Демидова в 1745—57 годах числится деревня Кудеяры с 28 душами мужского пола (Поволжье, Вятская губерния, Царевосанчурский уезд). Документы Государственного архива Свердловской области (ГАСО) и Центрального Государственного архива древних актов (ЦГАДА) свидетельствуют о фактах переселения крестьян из деревни Кудеяры в Нижнетагильские заводы. Материалы, датируемые 1782 годом, сообщают: среди переведенных на жительство в Нижний Тагил из деревни Кудьяровой (орфография документа) были записаны Михайло Григорьев и Прокофий Иванов.
Итак, проделанная работа позволяет предположить: родина крепостных художников Худояровых - Поволжье, деревня Кудеяры. На это же предположение работает и следующий факт: упоминавшийся уже Федор Андреевич Худояров жил в Тагиле с семьей на улице Фокинской. А она получила свое название по массовому расселению здесь крепостных крестьян, бывших выходцами из села Фокино, находившегося там же, в Поволжье.
Художники Худояровы - старообрядцы. Среди тагильских раскольников большинство было поповского толка. Но вера Худояровых иная, архивные документы называют ее “поморской”. В русском расколе существовало два основных направления: поповщина и беспоповщина. Беспоповцы отрицательно относились к церковной организации, часть не признавала и царской власти.
Беспоповщина возникла в конце XVII века, центром ее была Выгорецкая пустынь в Карелии. Постепенно это направление разделилось на множество толков. Наиболее значительные - поморский, федосеевский, филипповский, названные по именам основателей или месту возникновения. В Нижнем Тагиле беспоповцев - поморов было немного. Например, в 1834 году по Выйскому заводу значилось раскольников поповского толка 387 дворов, поморского — всего два; в Нижнетагильском заводе по улицам Плешковой, Тесняки, Балагуровой поповцев - 115 дворов, поморских - пять.
Приверженность Худояровых поморской вере позволяет выдвинуть еще одно предположение относительно их родины: Олонецкая губерния в Карелии. Это не только средоточие поморского толка раскола, но и крупный металлургический центр, который в процессе исторического развития оказался связанным с уральской промышленностью.
По приказу Петра I в 1702 году там заложены заводы, получившие название Олонецких и сыгравшие большую роль в вооружении русской армии и флота в годы Северной войны. Особенно процветали они под управлением В.И. Геннина. С середины 30-х годов ХVIII века, после смерти Петра I, переход Геннина на уральские заводы из-за истощения сырьевой базы, горнопромышленное дело в Олонецком крае пришло в упадок. Многих работников - мастеровых перевели на Урал.
Был удивительно мягкий, залитый весенним солнцем день. Небольшой, почти весь деревянный городок Олонец встретил меня криком черноголовых чаек и блеском волн, пересекающих его речек Олоньки и Мегреги. С олонецкой землей связаны многие важные страницы истории нашей Родины. В XVII веке здешняя крепость была центром обороны Русского государства от шведов. В период Северной войны край стал одной из баз вооружения петровской армии и создания русского флота. Но сегодня не седая древность городка заставляла с трепетом бродить по его улицам. Я приехала сюда из-за Вонифатия Худоярова, который прибыл в этот дальний уголок южной Карелии 120 лет назад.
Вонифатий (Инфатий) Исаакович Худояров родился в 1841 году в Нижнетагильском заводском поселке в семье крепостного крестьянина Исаака Федоровича Худоярова - художника - самоучки, славившегося росписью подносов, шкатулок, столиков. Жили Худояровы по улице Береговой (Горького), и окна их большого двухэтажного дома выходили прямо на темные и быстротечные воды реки Тагил. При доме был разбит большой сад, где отец Вонифатия, страстный садовод, выращивал многие редкие виды цветущих растений, кустарников, хрупкую красоту которых он затем переносил на свои лаковые изделия.
Среди тринадцати детей Исаака Федоровича Вонифатий был самым способным. Мальчик успешно занимался в Выйском общеобразовательном училище, которое закончил в 1859 году, “проявив замечательные способности по части рисования”. Успехи Вонифатия заметили заводовладельцы Демидовы. И крестьянскому сыну было разрешено поступить в Академию художеств. В 1860-м году он был отправлен из Тагила в Петербург. В его подорожном паспорте указывалось, что Вонифатию Худоярову на 4 августа 1860 года было 19 лет: “приметами он рост 2 аршина, 7,5 вершка, волоса и брови - русые, глаза - серые, нос, рот, подбородок умеренные, лицо - чистое”. В графе “особые приметы” сделана запись: “Над правым глазом - шрам”.
Начало занятий Вонифатия Худоярова в Академии художеств хорошо прослеживается по документам Центрального государственного архива древних актов (ЦГАДА). Нам известно, что 18 января 1861 года он стал вольнослушающим по живописи в классе гипсовых голов, а в сентябре “поступил в число учеников по новому Уставу в 1-е отделение, а по рисованию был переведен в класс гипсовых фигур № 10”. В 1862 году Вонифатий состоит по наукам во втором отделении, а через три года числится в высшем натурном классе, что доказывает его способности быть хорошим художником”. Чуть позже за этюд и рисунок с натуры Худояров награждается серебряными медалями второго достоинства. Но успехи эти давались юноше с неимоверным напряжением.
Получив медаль, он тут же обращается в Совет Академии художеств с прошением о денежной помощи. Вонифатий писал: “Не имея совершенно ни откуда средств, я старался обратить на себя внимание хотя классными занятиями, что мне удалось, и я осмеливаюсь всепокорнейше просить Совет Академии о денежном вспомоществовании, через которое я смогу поправить свои обстоятельства и продолжить дальнейшее учение. Отец мой, бедный человек, обременен большим семейством и не имеет средств поддерживать меня”. Не этом листе рукой чиновника были записаны строки, решившие судьбу бедного художника: “Отказано. За неимением свободной суммы”.
Нужда, переутомление привели к болезни. 17 апреля 1866 года ординатор Максимилиановской лечебницы врач, коллежский асессор, доктор медицины Федор Эттинген выдал воспитаннику Академии художеств свидетельство в том, что “он уже более двух месяцев страдает воспалением левого колена и приливами крови к легким”. В этот тяжелейший для себя период Вонифатий Худояров женится на купеческой дочери Агнесе Васильевне Муррей. А вскоре Совет Академии принял решение об исключении его из списка учеников - болезнь помешала сдать переводные экзамены. Но во внимание “к хорошим познаниям его в живописи” Вонифатий был удостоен звания “свободного художника” с правом занимать место учителя рисования в гимназии или других учебных заведениях. Аттестат за №1425 был ему вручен 27 сентября 1867 года.
До недавнего времени дальнейший жизненный путь В. Худоярова по документам не прослеживался. Среди родных Вонифатия бытовало предание, что он уехал с семьей в Олонец, занимался росписью церквей в северных городах и умер молодым от чахотки.
Работа в Центральном государственном архиве Карельской АССР в апреле этого года позволила выявить документы, рассказывавшие о горестной судьбе нашего земляка. Перебрав десятки дел, просмотрев сотни страниц, удалось установить: по собственному прошению свободный художник Вонифатий Худояров был определен учителем рисования, черчения и чистописания в Олонецкое уездное училище и прибыл в Олонец 30 декабря 1869 года. Спустя два месяца в третьей части метрической книги Олонецкого Николаевского собора была сделана запись о смерти у учителя рисования В. Худоярова сына, трехлетнего Евгения, от чахотки. Гибель единственного ребенка, возможно, была последним ударом, после которого Вонифатий уже не смог оправиться. Не было более в его измученном тяжелой и мучительной болезнью теле сил бороться с невзгодами жизни. В апреле он слег. А второго мая того же 1870 года метрическая книга главной церкви города Олонца зарегистрировала его смерть от чахотки в возрасте 30 лет. Вдове Худояровой было выдано от училища десять рублей “в пополнение хотя некоторых издержек, понесенных ею во время болезни и похорон мужа”.
2. 1. С Урала в Онежский монастырь?
Первые сведения о лакированных изделиях из железа относятся к 1746 году. Эту дату ввел в научный оборот московский исследователь А. Гилодо. Среди документов Государственного архива Архангельской области он нашел опись имущества Онежского второклассного монастыря, где в разделе “Медная посуда” под №34 можно прочесть следующее: “Четыре подноса железные лакированные. Первый продолговатый на зеленой земле с железной стоячей вокруг решеткой. Второй по красной земле большой. Третий круглый. Четвертый ветхой четырехугольный”.