Игровые приемы обучения детей изобразительной деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 22:06, реферат
Описание работы
Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
«Уральский государственный
педагогический университет»
Институт педагогики и психологии
детства
Игровые приемы обучения
детей изобразительной деятельности.
Декоративно-прикладное искусство как
вид изобразительного искусства, его особенности.
Русские народные промыслы, методика ознакомления
дошкольников с ними.
Теоретическое задание.
Дисциплина «Современные технологии
развития изобразительного творчества
детей дошкольного возраста»
Исполнитель: студентка
группы
Проверил:
Екатеринбург-2015
Изобрази́тельное
иску́сство (искусство запечатления образов)
— раздел пластических
искусств, вид художественного творчества,
целью которого является воспроизводство
окружающего мира. Понятие объединяет
различные виды живописи, графики и скульптуры.
Изобразительная
деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа,
синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует
овладению связной речью, обогащению словарного
запаса и развитию сенсорики. Расширение
запасов познания, наблюдения и сравнения
положительно сказывается на общем интеллектуальном
развитии ребенка.
Декоративно-прикладное
искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел
искусства, который охватывает различные
отрасли творческой деятельности, направленной
на создание художественных изделий с
утилитарными и художественными функциями.
Собирательный термин, условно объединяет
два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного
искусства, предназначенных для эстетического
наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления
декоративно-прикладного творчества могут
иметь практическое употребление в повседневной
жизни.
Игровые приемы обучения
детей изобразительной деятельности.
Игра в дошкольном детстве –
один из любимых видов деятельности детей.
В игре ребенок смел, раскрепощен, может
заново пережить события, особенно взволновавшие
его. Такое переживание событий возможно
потому, что в игре всегда присутствует
воображаемая, мнимая ситуация (ситуация
«как будто»). В игре ребенок творит. Возможность
развить у дошкольников творческие способности
в игре и привлекает внимание педагога
к этому виду деятельности детей, позволяет
ему использовать игровые приемы на занятиях
по изобразительной деятельности.
То, что дети легко обучаются
“играючи”, заметили и доказали многие
педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев,
З.М. Богуславская и многие другие. Всеми
исследователями обучающий эффект игры
объясняется ярко выраженным интересом
детей к игре.
Именно поэтому игру можно использовать
“…как механизм перевода требований
взрослого в потребности самого ребенка”
(И.Л. Божович). Зачем же отказываться от
такой “волшебной палочки”, как игровой
прием в процессе обучения детей рисованию?
В разных видах изобразительной
деятельности приемы обучения специфичны,
так как образ создается разными средствами.
Например, задача обучения композиции
в сюжетных темах требует в рисовании
объяснения по картине, показа в рисунке
того, как отдаленные предметы рисуются
выше, а близлежащие ниже. В лепке эта задача
решается расположением фигур согласно
их действию: рядом или отдельно друг от
друга, друг за другом и т. п. Здесь не требуется
какого-либо специального объяснения
или показа работы.
Ни один прием нельзя использовать
без тщательного продумывания стоящих
задач, программного материала занятия
и особенностей развития детей данной
группы.
Отдельные методы и
приемы — наглядные и словесные
— совмещаются и сопутствуют
один другому в едином процессе
обучения на занятии.
Наглядность обновляет материально-чувственную
основу детской изобразительной деятельности,
слово помогает созданию правильного
представления, анализу и обобщению воспринятого
и изображаемого.
Игровые приемы,
используемые при руководстве изобразительной
деятельностью, выбираются педагогом с учетом
особенностей игры детей, логики ее развития,
с одной стороны, и особенностей изобразительной
деятельности - с другой. Только в этом
случае руководство будет безболезненным
и эффективным. Это особенно необходимо
при руководстве творческой деятельностью,
воздействие на которую должно быть по
возможности незаметным для ребенка, бережным
в смысле сохранения детских чувств, настроения.
Все игровые приемы
условно можно разделить на две большие
группы: сюжетно-игровые ситуации по типу
режиссерских игр и сюжетно-игровые ситуации
с ролевым поведением детей и взрослых.
Сюжетно-игровые
ситуации по типу режиссерских игр развертываются по поводу игрушек, каких-либо
предметов, бросового материала и других
объемных или плоскостных предметов. Ребенок
и воспитатель действуют с ними, как в
режиссерских играх. Другие игровые ситуации
этого типа развертываются по поводу
рисунка (рисованное изображение более
условно, и возможно активного действия
с ним более ограниченны). Дети и воспитатель
действуют одновременно в том и другом
случае и как сценаристы, и как режиссеры,
и как актеры.
Прием обыгрывания предметов
или игрушек (объемных и плоскостных),
картин-панорам, природного, бросового
материала, очень распространен. Обыграть
можно даже изобразительный материал
(кисточки, краски, карандаши и т.п.). Ведь
с кисточкой, карандашами можно разговаривать,
советоваться, учить их рисовать («бегать»
по ровной дорожке, «кататься» с горки,
«прыгать как зайчик, «ходить» как медведь
и т.п.). Прием обыгрывания игрушек,
предметов принимается детьми, так как
учитывает присущий ребенку интерес к
предметам и действиям с ними. Используя
этот прием, можно учесть постепенно изменяющиеся,
усложняющиеся с возрастом и развитием
интересы детей.
Другой прием - обыгрывание изображения.
Как правило, этот прием применяется по
окончании рисования, (лепки). Полученное
изображение используется при этом как
своеобразный игровой предмет.
Содержание игровых действий
зависит от содержания изображения. Если
изображена птица, то она может «летать»,
«садиться» на деревья, «клевать» зерна
и т.д. Нарисовал малыш дорожку - по
ней будут «ходить» звери, люди и т.п. Таким
образом, содержание игровых действий
определяется содержанием действий, осуществляемых
с этим предметом в реальной жизни. А способы
выполнения этих действий могут быть различными,
в большей степени они зависят от того,
является изображение объемным или плоскостным.
Специально организованное обыгрывание
детских работ позволяет педагогу живо,
убедительно и интересно провести их анализ
и оценку.
Педагог может использовать
и такой прием, как обыгрывание незаконченного
(еще только создаваемого) изображения.
Его можно назвать сюжетно-изобразительной
игрой. Этот прием направлен на руководство
процессом изображения, и потому он как
бы сопровождает его. Воспитатель ставит
следующие задачи: игровой анализ создаваемого
образа, дальнейшее развитие замысла детей,
стимулирование изобразительного способа
его воплощения. Способы выполнения игрового
действия в этом случае разнообразны.
Они могут быть выражены словом. Так, воспитатель,
увидев нарисованную девочку в длинной
шубке, спрашивает ее: «Ты не замерзла
без шапки?», тем самым неназойливо подсказывая
малоинициативному ребенку возможность
развития замысла и выполнения более выразительного
рисунка. Процесс использования этого
приема представляет собой, по существу,
постановку детям разнообразных игровых
задач, побуждение к их принятию и самостоятельной
постановке новых. Вследствие этого происходит
частично совместное, частично самостоятельное
развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой
прием стимулирует не только совершенствование
замысла, но и выполнение его специфическими,
изобразительными средствами. Таким образом,
стимулируется изобразительное творчество.
В руководстве изобразительной
деятельностью возможно применение
другой группы игровых приемов с ролевым поведением
детей и взрослых. Детям предлагается
роль художников, фотографов, гончаров,
строителей, продавцов, покупателей; младшим
детям - роль зайчиков, медведей и т.д. Например,
дети-художники подготовительной группы
могут рисовать афиши по сказке или разным
сказкам. Самые красивые и выразительные
афиши потом можно использовать для оформления
игр-драматизаций, кукольного театра.
Выделение игрового приема с элементами
ролевого поведения обусловлено особенностями
развития игры. Однако в той или иной роли
ребенка привлекают или разнообразные
действия человека (игрового персонажа),
или взаимоотношения. В зависимости от
этого строится и содержание игрового
приема. Учитывая знания детей, их интересы,
предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель
разрабатывает эти игровые приемы.
Некоторым художникам-мастерам предлагают
рассказать, какую посуду они придумали.
Это делается с целью демонстрации обучения
детей замысливанию образа.
Все вышеизложенные приемы
сочетают в себе основные признаки игры
и своеобразие детской изобразительной
деятельности. Вследствие этого они близки
и понятны детям, не нарушают естественности
изобразительного процесса. В реальном
процессе обучения используются в различных
сочетаниях все виды игровых приемов.
Декоративно-прикладное
искусство как вид изобразительного искусства,
его особенности.
Основные цели образования
в современной России видятся в обеспечении
исторической преемственности поколений,
сохранении, распространении и развитии
национальной культуры; воспитании патриотов,
граждан правового, демократического,
социального государства, уважающих права
и свободы личности и обладающих высокой
нравственностью; формировании у детей
и молодежи целостного миропонимания
и современного научного мировоззрения,
развитии культуры межэтнических отношений.
Одной из тенденций развития
современного образовательного процесса
стала его этнокультурная направленность,
которое предполагает приобщение дошкольников
к этнической культуре в дошкольных учреждениях,
на основе образовательных программ при
взаимодействии с семьей, учреждениями
культуры и средствами массовой информации.
Базовой целевой установкой является
гармонизация развития личности дошкольников
в единстве духовно-нравственных, социокультурных,
психологических условий и составляющих
такого развития: сохранение родного языка,
богатства этнокультурного и духовного
наследия с одной стороны, включение в
гражданскую, государственную целостность
посредством овладения русским языком,
знания истории России, уважения права
современной личности на культурную идентичность.
Народное искусство как проявление
творчества народа близко по своей природе
творчеству ребенка (простота, завершенность
форм, обобщенность образа), именно поэтому
оно близко восприятию ребенка, понятно
ему.
Народное декоративно-прикладное
искусство способствует формированию
художественного вкуса, основных эстетических
критериев, развитию эстетического отношения
детей к профессиональному искусству,
природе, окружающей действительности.
Источниками данного вида творчества
являются родная природа, окружающий быт,
а его произведения становятся частью
окружающей жизни, повседневного быта.
Окружающий мир в народном декоративно-прикладном
искусстве отражается условно, символами,
здесь нет натуралистического воспроизведения,
художник избегает излишней детализации,
но сохраняет целостность, законченность
образа. Условность образа, нацеленность
на типическое, красочность, декоративность,
выраженность эмоционального настроя
- эти качества народного декоративно-прикладного
искусства присущи и творчеству детей,
но, в отличии от детского творчества,
в народном искусстве это не случайность,
а выработанная, отточенная веками традиция.
Детям же предстоит еще осознать, принять
как эстетический идеал совершенство
кажущейся простоты формы в дымковской
игрушке, сочетание цвета в Городецкой
росписи, композиционные основы хохломского
узора, изящество синего, голубого и белого
в гжельской росписи.
Дошкольными учреждениями уже
накоплен опыт знакомства детей с народными
традициями и творчеством, причем художественно-трудовая
деятельность, декоративно-прикладное
искусство, занимают в этом направлении
ведущие позиции. Образовательная область
«Художественное творчество» направлена
на ознакомление с русской народной игрушкой
(птичкой-свистулькой, игрушкой-матрешкой)
и изделиями, изготовленными на территории
России (керамической и деревянной посудой),
изделиями из бересты (туесок, корзина,
шкатулка, ложкарница); с частями русской
народной одежды. Успешно зарекомендовали
себя в практике работы дошкольных учреждений
рисование и аппликация элементов русских
народных узоров, вышивки, изготовление
лепных изделий (посуды), приобщения к
вышиванию в народном стиле. Также необходимо
знакомить детей с изобразительным искусством,
выраженным в произведениях живописи,
скульптуры, книжной графики, архитектуры;
с местными художниками и скульптурами.
В педагогическом процессе
ДОУ народное декоративно-прикладное
искусство используется в трех направлениях:
- для оформления интерьера
детского учреждения, праздников, досугов.
Учитывая эстетическую значимость
произведений народного искусства,
включение его в интерьер дошкольного
учреждения создает эстетическую
среду;