Игровые приемы обучения детей изобразительной деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 22:06, реферат
Описание работы
Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
- с целью ознакомления
детей с народным искусством;
- для развития детского
творчества в качестве образцов-эталонов
сначала для творческого осмысления
и применения.
Именно такой подход к использованию
народного декоративно-прикладного искусства
в воспитании детей дошкольного возраста
обеспечивает его освоение детьми и обогащение
их знаний и представлений о народной
культуре, ее духовном богатстве, наших
исторических корнях. Познавая произведения
народного искусства, дети усваивают мудрость
народа, его духовное богатство, доброту,
жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость
добросовестного труда, уважение к человеку,
бережное отношение к природе.
Включение ребенка в различные
виды художественной деятельности, основанные
на материале народного творчества, - одно
из главных условий полноценного эстетического
воспитания ребенка и развития его художественно-творческих
способностей. Творческие способности
детей при применении декоративно-прикладного
искусства развиваются в разных направлениях:
в предварительном создании эскизов на
бумаге; в продумывании элементов узора;
в расположении их на объемах; в создании
предметов декоративного характера; умения
найти способ изображения и оформления
предмета; в перенесении задуманного декоративного
узора на изделие. В целях эмоционального
воспитания рассматривание предметов
декоративно-прикладного искусства желательно
сопровождать художественным словом,
прибаутками, потешками, образными словами,
которые используют народные мастера,
звучанием народной музыки, частушек,
песен.
Особую роль в приобщении ребенка
к народной культуре играют народные праздники,
как средство выражения национального
характера. В детском саду - это проведение
сезонных музыкально-игровых праздников:
осенью - «Ярмарка»; зимой - «Новый год»,
«Рождество», «Масленица»; весной - «Праздник
птиц», «Пасха», «Именины березки». Дети
исследуют особенности каждого народного
праздника. Старшие дошкольники устанавливают
его взаимосвязь с сезонными изменениями
в природе, с важными датами в общественной
жизни; получают представление о материале,
из которого изготовлены предметы народно-прикладного
искусства. Вместе со взрослыми они изготавливают
народные игрушки и другие предметы. В
процессе этих занятий, дети приобретают
навыки работы с художественным материалом
и привычку делать своими руками приятные
и полезные для жизни вещи.
Занятия декоративно-прикладным
искусством оказывают благотворное влияние
на мыслительную деятельность дошкольников.
При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного
искусства перед детьми раскрывается
разнообразие и богатство культуры народа,
усваиваются многогранные традиции и
обычаи, передаваемые от поколения к поколению.
Ребенок видит результаты своей деятельности,
учится их анализировать и находить им
применение. Кроме того, сам процесс работы
над поделкой доставляет детям большое
удовольствие. Изучая народно-прикладное
творчество, дети многое узнают об орнаменте
и его символичном значении. Рассматривая
узоры, дети учатся образному восприятию:
на хохломских чашках травка огнем горит,
узор гжели похож на ледяные узоры в тереме
Деда Мороза, дымковские глиняные игрушки
- на персонажей из сказки. Описывая изделия
мастеров, дети рассказывают об их назначении,
форме, истории создания, что способствует
развитию грамотной связной речи. Многие
элементы орнамента рисуют красками, полученными
с помощью смешивания и наложения. Дети
экспериментируют и путем поиска решают,
как получить новые оттенки.
Детям дошкольного возраста
свойственно наглядно-образное мышление.
Им очень важно не только увидеть и осознать
предмет, а увидеть его в действии. Еще
лучше принять участие в этом действии.
В мини-музее, который должен быть в каждом
детском саду, демонстрируются традиционные
национальные костюмы, предметы домашнего
обихода, дети имеют возможность соприкоснуться
со старинной утварью, рассмотреть вышитую
одежду, украшения. Малыши приходят туда
как в сказку: все предметы необычные да
расписные. Все потешки и прибаутки, которые
разучиваются в группах, здесь звучат
по-новому, становятся понятными, а значит
надолго останутся в памяти детей.
Методика ознакомления
дошкольников с произведениями народного
декоративно-прикладного искусства
Успешному развитию творческих
способностей детей помогает умелое использование
произведений народного прикладного искусства.
Необходимо отобрать подлинные народные
образцы, которые должны обладать образной
художественной выразительностью, быть
доступными восприятию детьми, иметь возможность
для широкого использования в практике
воспитательной работы детского сада.
Но, какими бы высокими художественными
достоинствами ни обладали отобранные
образцы, их воздействие на детей во многом
будет зависеть от педагога, от того, как
сумеет он раскрыть перед ними образную,
красочную и поэтическую выразительность
произведений народного искусства, как
сумеет пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному
творчеству.
Работа по ознакомлению дошкольников
с декоративно-прикладным искусством
ведется в 3-х направлениях: 1. ознакомление
с русским народным искусством; 2. аппликация,
лепка, моделирование; 3. рисование.
При ознакомлении детей с произведениями
декоративно-прикладного искусства учитывается
тот уровень технических умений, которым
дети овладели в предыдущих группах, и
на этой основе строим дальнейший процесс
обучения.
Ярким выражением в декоративно-прикладном
творчестве народа является национальный
костюм, который представляет собой художественный
ансамбль, единый по своему эмоциональному
выражению с этническим песенным фольклором.
Костюм конкретного народа определен
цветом, включает характерные украшения
(из ткани, бисера, бус, металла).
В совместной творческой деятельности
дети получают знания о конкретном народном
костюме и элементах вышивки, что способствует
развитию их художественного вкуса и пониманию
народного творчества, затем они учатся
сопоставлять костюмы разных народов.
В практической деятельности старшие
дошкольники успешно решают творческие
задачи, составляют узоры из ткани, тесьмы,
декоративных элементов.
Организация занятий по декоративному
рисованию дает возможность детям почувствовать
себя в роли художника-декоратора, отразить
в своей работе эстетическое видение и
чувствование окружающегомира.
В любом виде деятельности наиболее ощутимые
успехи достигаются тогда, когда работают
с увлечением. Увлеченность и творческая
заинтересованность в искусстве особенно
важны. В декоративно-прикладном творчестве
интерес и увлеченность детей может возникнуть
в лепке из глины, при выкладывании мозаики,
в росписи на тканях и бересте, при овладении
различными техническими приемами художественной
обработки материалов, наконец, при выполнении
изделий с целью оформления помещений
детского сада, с целью использования
в качестве подарка маме, для игры малышей
и т. д.
В работе с детьми следует широко
применять различные материалы: глину,
ткани различных фактур и расцветок, бересту,
цветную керамическую и кафельную плитки,
глазури для росписи обожженных изделий
из глины и кафельных плиток, гуашевые
и темперные краски, цветные мелки, пастель.
Выбор этих материалов для декоративно-прикладного
творчества не случаен. Они позволяют
достаточно полно, в увлекательной и доступной
форме познакомить детей со спецификой
и особенностями декоративно-прикладного
искусства. Роспись бересты, выкладывание
из разноцветной мозаики сказочной жар-птицы,
превращение обычной глины в сверкающую
всеми красками керамику увлекает детей,
развивает их фантазию и воображение,
активизирует творчество.
Следует отметить также, что
великолепные приемы художественной обработки
различных материалов, выработанные народными
мастерами, позволяют достигать большой
художественной выразительности достаточно
простыми и лаконичными средствами: нанесением
штрихов и точек на изделие, несложными
приемами кистевой росписи - обучение
которым вполне доступно. Некоторые приемы
можно показать и объяснить детям.
На материалах, выбранных для
декоративно-прикладного творчества,
хорошо проводить сопоставления и сравнения,
раскрывая перед детьми выразительные
фактурные свойства различных материалов
и способы их художественной обработки.
В свою очередь это дает возможность перенести
усвоенные детьми приемы и навыки декоративной
работы в лепку, декоративное рисование,
аппликацию. Отбор произведений народного
прикладного искусства, поэтому должен
быть очень тщательным.
Ознакомление детей с народным
прикладным искусством в форме тематических
творческих заданий наиболее полно отвечает
особенностям детского восприятия и тем
возможностям, которые могут проявиться
в декоративно-прикладном творчестве
детей. Важно, чтобы при выборе тем творческих
заданий, в их сменяемости и чередовании
присутствовали определенная логика и
последовательность, принцип от простого
к более сложному, к постепенному нарастанию
сложности в освоении технических приемов
и навыков в работе, различных материалов
и в проникновении в образный строй произведений
народного искусства внутри каждой темы
творческого задания.
Красочный мир народного искусства
раскрывается по-особому, если рассказ
педагога о нем будет эмоциональным и
увлекательным. Для того чтобы ярко и образно
рассказать детям о том, как расписывают
свои солнечные изделия художники золотой
Хохломы, как возникает под звонкими коклюшками
морозный узор вологодских кружев, как
расцветают декоративные букеты цветов
на жостовской подносах и как рождается
сказка миниатюры на палехских лаковых
шкатулках, воспитатели детских садов
сами должны хорошо знать, понимать и любить
народное искусство. Познакомиться с ним
они могут в художественных и краеведческих
музеях, располагающих, как правило, обширными
коллекциями расписных прялок, старинной
утварью из дерева и керамики, образцами
народной вышивки, узорного ткачества,
игрушки и т. д. С изделиями художественных
промыслов можно встретиться на выставках
декоративно-прикладного искусства.
Список используемой литературы.
Выготский Л.С. Игра и ее роль
в психическом развитии ребенка // Вопросы
психологии.
Григорьева Г.Г. Игровые приемы
в обучении дошкольников изобразительной
деятельности М.: Просвещение, 1995.
Григорьева Г.Г. Изобразительная
деятельность дошкольника: учеб. пособие
для вузов / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия,
1999. - С. 220
Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников
творчество - М. «Просвещение» - 1985г.
Корчинова О.В. Декоративно-прикладное
творчество в детских дошкольных учреждениях
- Ростов – на – Дону «Феникс» - 2002г.
Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы
изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельности
детей – М. «Просвещение» - 1986г.