Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 20:00, курсовая работа
Зарождение украинского барокко принято связывать с обновлением киевских и черниговских храмов домонгольского времени при митрополите Петре Могиле и его преемниках. Обрушившиеся или обветшавшие своды храмов зачастую перекладывались, куполам придавалась характерная грушевидная или бутонообразная форма, фасады получали новую отделку. На монументальные крестовокупольные сооружения накладывался дробный барочный декор.
Украинское барокко
Вступление
Украинское барокко
— распространённая на Левобережной
и Приднепровской Украине в XVII-XVIII
веках вариация стиля барокко, для
которой свойственно сочетание
декоративно-пластических решений
западноевропейских барокко и ренессанса
с творческой переработкой наследия
православного храмового
Возникновение украинского
барокко связано с национально-
Зарождение
К числу обновлённых
таким образом древнерусских
памятников принадлежат собор Елецкого
монастыря в Чернигове, Софийский
собор в Киеве, Успенский собор
Киево-Печерского монастыря, соборы Выдубицкого
и Михайловского Златоверхого монастыря
в Киеве. Тогда же в древнерусских
монастырях Украины впервые появились
колокольни. Эти ярусные сооружения
строились отдельно от храмов и венчались
массивным грушеобразным
На древние образцы ориентировались и строители соборов в относительно новых монастырях. В соответствии с православным каноном это были храмы крестовокупольные, трехапсидные, пятиглавые, четырех- или шестистолпные. Вместе с тем декорированы они были на «польский» (барочный) манер, фасады иногда фланкировали башнями. К памятникам этой группы принадлежат «мазепинские» соборы — Троицкий в Чернигове (1679-95), Николаевский военный собор (1690-96), Богоявленский собор в Братском монастыре (1690-93).
Барокко, столь ярко проявляемый в украинской архитектуре, способен поразить не только ценителей классической архитектуры.
Архетипы, бессознательного
образа украинской коллективной ментальности,
до той поры имели лишь очень ограниченную
сферу - иконопись, шитье, отделку предметов
декоративно-прикладного
Народное деревянное зодчество
Храмы приходские, которые
строились «всем миром», а не по
государственно-монастырскому
В трёхсрубных храмах
восьмерики обычно выстроены в ряд
по продольной оси восток-запад (пример
— Николаевская церковь в Глухове,
1693). В пятисрубных храмах восьмерики
расположены крестообразно, при
этом на углах имеются камеры, подчас
весьма развитые, достигающие в высоту
двух третей от основного объема храма
(Екатерининская церковь в Чернигове,
Успенский собор в Новгороде-
Каждый сруб венчает купол на гранёном барабане. Для храмов украинского барокко характерна особая грушевидная форма глав, завершенных маленькими главками. Излюбленный прием украинских зодчих — «заломы», то есть завершение храма в виде нескольких поставленных друг на друга ярусов, каждый из которых прорезает свод предыдущего. Переход от широкого восьмерика к меньшему решался с помощью оригинальной конструкции свода в виде срезанного пирамидального шатра с кровлей плавных очертаний.
Гетманское ктиторство
Наиболее продуктивный
период в истории украинского
барокко связан с гетманствами Самойловича,
Мазепы и Апостола. Его нижнюю границу
обозначает возведение Николаевского
собора в Нежине (1668-70), верхнюю —
строительство Апостолом
Мазепинским постройкам свойственны монументальная пышность и вольное расположение частей и деталей сооружений, декоративность орнамента и игра светотени, призванные подчеркнуть преимущества огромной площади каменных церквей.
Храмы Слобожанщины
Большим своеобразием
отличаются храмы Слободской Украины.
Пятибашенный Спасо-Преображенский собор
в Изюме (1684) принадлежит к типу
казацкого полкового собора, в
то же время его своды напоминают
рубленые. Особенность Покровской церкви
в Харькове (1689) — тесно поставленное
в ряд трехглавие в местной
традиции трехмастной многозаломной
церкви. Та же декоративная схема применена
при возведении Николаевской церкви
Святогорского монастыря (ок. 1684). Принято
считать, что все три памятника
строились одной артелью
Памятники слобожанской архитектуры XVII-XVIII вв. сосредоточены на востоке Украины и в западных областях Российской Федерации:
Наиболее известный пример гражданского зодчества украинского барокко — Черниговский коллегиум (1700-02). Сохранились также жилые дома казацкой старшины (как, например, дом полковника Лизогуба в Чернигове, палаты гетмана Мазепы под Рыльском) и монастырские трапезные палаты (наиболее ранний пример — в Троице-Ильинском монастыре, 1677-79).
Живопись
Лучшими образцами
живописи барокко являются церковные
росписи в Троицкой надвратной церкви
Киево-Печерской лавры. В период
украинского барокко
Правобережная Украина, оставшаяся после восстания Хмельницкого в пределах Речи Посполитой, продолжала развиваться в русле польской архитектурной традиции, где вкусы диктовали заказчики — богатые магнаты и католическая церковь. Соответственно влияние народного деревянного зодчества на каменное зодчество здесь, если и проявляется, то весьма опосредованно. То же самое справедливо в применении к Белоруссии, где в XVIII веке на смену суровым, лишённым декора плоскостям «сарматского стиля» пришло виленское барокко, отличающееся в сравнении с украинским более прихотливым, вертикально устремлённым силуэтом, замысловатостью декорировки.
Украинское барокко
оказало значительное влияние на
становление барокко
Купола Нового собора в Донском монастыре по украинской традиции ориентированы строго по сторонам света. Казанская церковь в Узком, подобно украинским храмам, — четырёхлепестковая пятибашенная. Сибирские епископские кафедры занимали выходцы с Украины, чем объясняется, по-видимому, то, что мастера «сибирского барокко» ориентировались на украинские образцы в не меньшей степени, чем на московские.
В то же время влияние
украинского зодчества на русское
не было однонаправленным. Декоративная
система русского узорочья преломилась
в таких украинских памятниках, как
Молчанский монастырь под Путивлем.
Возведением Военно-
На протяжении XVIII века украинское барокко видоизменялось под влиянием западноевропейских и российских архитекторов, работавших на Украине. В Киеве середины века строили мастера иностранного происхождения, такие, как Готфрид Иоганн Шедель (Большая Лаврская колокольня) и Бартоломео Растрелли (Мариинский дворец). Традиции национального зодчества продолжали Степан Демьянович Ковнир (собор в Василькове) и Иван Григорович-Барский (реконструкция Кирилловской церкви).
Последний из гетманов, К. Г. Разумовский, предпочитал местным строительным кадрам архитекторов, выписанных из Санкт-Петербурга. В его поместьях строили такие далёкие от украинской традиции мастера, как Антонио Ринальди и А. В. Квасов. Последний не только увлёкся местным зодчеством, но и смог вписать в него новую страницу, возведя девятикамерный с пятью верхами собор в городе Козельце на Черниговщине.
В правление Екатерины
II господствующим направлением в архитектуре
становится классицизм. Тем не менее
ретроспективное направление
После обретения
Украиной независимости (1991) были скрупулёзно
восстановлены не только уничтоженные
в советское время шедевры
украинского барокко (Михайловский
Златоверхий монастырь в Киеве)