Искусство Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:06, реферат

Описание работы

В божественном царстве фараонов искусство служило прежде всего религии. Произведениями сакрального искусства были пирамиды, храмы, гробницы, настенная живопись и статуи. Сюжеты барельефов неизменно служили связующим звеном между богами и людьми, прежде всего фараонами. Сцены борьбы, жертвоприношения и потусторонней жизни чередовались со сценами жизни, деятельности, радости и смерти.

Файлы: 1 файл

Искусство Древнего Египта.docx

— 32.21 Кб (Скачать файл)

Государственное  образовательное учреждение  высшего  профессионального  образования 

Ивановский  химико-технологический университет

 

 

 

 

 

 

Искусство Древнего Египта


 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

Новикова  Н.Н.

Проверила:

Миловзорова М.А.

 

2010 г.  

В божественном царстве фараонов искусство служило прежде всего религии. Произведениями сакрального искусства были пирамиды, храмы, гробницы, настенная живопись и статуи. Сюжеты барельефов неизменно служили связующим звеном между богами и людьми, прежде всего фараонами. Сцены борьбы, жертвоприношения и потусторонней жизни чередовались со сценами жизни, деятельности, радости и смерти.

Древнее царство


В эпоху  Древнего царства уже сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые  потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство объясняется  застойностью общественного порядка, а также тем, что искусство  Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно тесно  связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть.

Искусству в Древнем Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным, видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало. И труд художников поэтому считался священнодействием. Ведущие художники - зодчие, скульпторы и живописцы (особенно зодчие) - были высокопоставленными лицами, очень часть жрецами, их имена были известны и окружены почетом. Зодчий Хемиун, руководивший строительством пирамиды Хеопса, был племянником царя. Художники гордились деяниями своих рук и ума едва ли не так же, как цари своими победами. Тем не менее проявление индивидуальной воли художника было строго ограничено: роль его мыслилась как роль хранителя священных канонов, вершителя божественной воли.

В Древнем  царстве сложились строго определенные типы статуй: стоящей - фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящей - руки симметрично положены на колени или одна рука согнута с локте, торс также выпрямлен, взор также устремлен вдаль. И эти типы статуй повторялись потом и в Среднем и в Новом царстве, и в поздний Саисский период египетской истории. В рельефах Древнего царства утвердилась традиция своеобразного распластывания фигуры на плоскости. Голова и ноги изображались в профиль, а торс развернутым; вся фигура обрисована единой упругой линией. И тот же принцип рисунка сохранялся всегда. Из столетия в столетие переходили и каноны сюжетных композиций. Даже в деталях египетское искусство отличалось удивительным постоянством. И все же его нельзя назвать застывшим. Под покровом канонов в нем шел процесс внутреннего развития, и, как ни удивительно, в своих бесконечных повторениях оно не утрачивало чувства жизни и природы.

Среднее царство


Хотя  искусство Среднего царства тщательно  соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не оставалось совершенно тем  же самым. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю. Теперь гробницы вельмож располагались  не у подножия царских пирамид, а  отдельно, на территориях номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не осмеливался  на сооружение таких фантастически-гигантских усыпальниц, как Хеопс и Хефрен. Как отразились эти перемены на стиле искусства? Можно заметить известную двойственность в эволюции стиля. С одной стороны - снижается пафос монументальности: поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то и в искусстве, особенно в искусстве местных школ, появляется оттенок сниженности, обиходности. Отсюда усиление жанровых "вольностей" в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности.

Новое царство


Искусство Нового царства импозантно и величественно, но в нем пробивается пламя  земного чувства, размышлений, тревог. Традиционные формы как бы изнутри  освещаются этим новым светом. Однако, многие традиции уже изживали себя и в формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями - они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные Амону, определяли архитектурный облик Египта. Правда, и в храмах прославлялась особа фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с еще большим размахом, чем раньше. Вообще, культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой эффектностью.

Храмы Египта


Храмы относились к культовым сооружениям. Основной план храма состоял из следующих  частей: святилище, наос и обширный двор .

 Святилище  — наиболее удаленная часть  храма, предназначенная для пребывания божества. Вход в эту часть храма был запрещен. Вокруг святилища располагались служебные помещения. Оно почти всегда имело прямоугольную форму и было украшено только рельефами или надписями. Святилище иногда оставалось совершенно пустым, но обычно в нем находился какой-нибудь предмет или символ — ковчег, священная ладья или жертвенный стол. Встречались святилища, высеченные из цельного гранита.

Перед святилищем располагался наос — зал для людей  знати. В создании этого гипостильного (т.е. многоколонного) зала раскрывалось творчество и мастерство архитектора. Трудность заключалась в освещении  зала. В стенах этого огромного  помещения никогда не пробивали окон. Два центральных ряда колонн были выше остальных, и благодаря этому свет проникал между колоннами. Отдушины в стенах давали дополнительный свет. Но эти отверстия служили не столько для освещения, сколько для вентиляции.

Ограждение  между гипостильным залом и двором представляло собой стену с единственной дверью, через которую можно было видеть внутреннее помещение храма. Позднее такая стена стала заменяться колоннадой.

Египетский  храм никогда не являлся законченным сооружением. Дело в том, что с приходом каждого нового фараона к власти храм перестраивался, увеличивался. Фараоны перестраивали дворы и крытые залы, строили новые дворы, ставя перед ними новые пилоны. Каждая пристраиваемая часть храма носила имя нового фараона, но этим записям нельзя доверять, так как фараоны имели привычку уничтожать имена предыдущих фараонов и заменять их своими. При таком разрастании постройки от простого и четкого первоначального плана ничего не оставалось, план усложнялся и сооружение приобретало громадные размеры.

Древнеегипетский рельеф


Большое место среди памятников Древнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов.

Существовало  два вида рельефа: более распространенный барельеф и врезанный рельеф, при котором поверхность камня, служившая фоном, оставалась целой, а углублялись контуры изображений. Были известны и два вида стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности, в некоторых же гробницах Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка, черная из сажи, красная — из красной охры, желтая — из желтой  охры, зеленая — из тертого малахита, синие тона — из кобальта, меди, тертого лазурита. Кисти изготавливались из травы.

Скульптура в храмах и  погребениях


В искусстве  Древнего царства огромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. «норма», «правило») — строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях.

Гробница Тутанхамона


Среди открытий XX в. стала находка в 1 922 г. в Долине царей гробницы фараона Тутанхамона. Её нашли археолог Говард Картер (1 873— 1939) и лорд Корнарвон, работавший вместе с ним и финансировавший экспедицию. Сокровища Тутанхамона вызвали такой интерес и энтузиазм, как ни одно другое археологическое открытие. В Долину царей хлынули туристы, страницы газет заполнили многочисленные сообщения, возникло немало предположений, слухов и домыслов.

Только, когда была обнаружена гробница фараона Тутанхамона учёные впервые смогли убедиться, с какой невероятной роскошью погребали египетских фараонов. Раскопки производились в так называемой Долине царей, на месте древних Фив, где в эпоху Нового царства находился царский некрополь. Поиски гробницы Тутанхамона велись задолго до её находки, так как ни мумия Тутанхамона, ни его гробница не были обнаружены среди других царских мумий. Здесь давно уже работали археологические экспедиции, которые как будто бы раскопали всё, что возможно, и новых находок не ожидалось. Однако Картер был уверен, что усыпальница Тутанхамона должна быть, где-то здесь. Учёные не расставались с надеждой, что, быть может, удастся найти всё погребение целиком. Вот почему так взволновались археологи, когда рано утром пятого ноября 1922 г., в одной из скал долины царей, под древними хижинами строителей гробницы Рамсеса VI, были обнаружены ступеньки, уходившие в глубь скалы. Расчищая себе путь, по этим ступенькам спускаясь, всё глубже и глубже исследователи обнаружили верхнюю часть замурованного входа, на котором они обнаружили следы древних печатей. На каждом отпечатке они отчётливо увидели шакала и девять фигур, связанных пленников – это была хорошо известная печать фиванского кладбища.

Значит, после того как этот вход был запечатан  начальником кладбища, никто сюда не входил. Надежда на обнаружение  нетронутой царской гробницы, окрепла  ещё больше, когда, расчистив до конца  весь спуск, археологи нашли отпечатки  с именем Тутанхамона.

Археологи вошли в открытую комнату, сплошь забитую вещами. Однако гроба с мумией нигде не было видно. Тогда археологи издали внимательно осмотрели стены, подойти к ним из-за изобилия вещей они не могли. Одна стена, обратила на себя внимание учёных, в центре её цвет был иной, чем по краям, как будто в ней был когда-то вход, позднее замурованный; по углам стояли лицом друг к другу две царские статуи, точно стражи охраняющие вход. Комната была наполнена таким множеством драгоценных предметов, что для их разборки понадобилось, пять лет.

Все вещи фотографировали, нумеровали, прикасаясь очень осторожно, так как, пролежав почти 3500 лет в сухом жарком воздухе  замурованной гробницы, многие из них обветшали, – истлели нити ожерелий, отдельные части деревянных предметов. Их стали переносить в спешно оборудованную в пустой соседней комнате реставрационную лабораторию. Далее было много различных ларцов и сундуков, были большие статуи и малые статуэтки; золотые ларцы; ложа и кресла из чёрного дерева, инкрустированные золотом, слоновой костью и цветным фаянсом, покрытые великолепными росписями и рельефами; золотые модели колесниц, тоже расписанные; фигурные алебастровые сосуды и бесчисленные ювелирные украшения.

В последней  погребальной камере стоял огромный ящик, обитый листовым золотом, внутри него ещё три таких же ящика, в  последнем ящике находился каменный саркофаг, заключавший в себе три  золочённых гроба, один в другом, имеющие  форму человеческого тела. В последнем  гробу, сделанном из чистого золота, лежала обмотанная мумия Тутанхамона  с артистически исполненной портретной золотой маской на лице. Судя по ней, а так же по скульптурному портрету из белого алебастра на крышке канопы (сосуда, в котором хранились внутренности погребенного) , лицо юного фараона, нежно округлое, с пухлым ртом и большими, широко расставленными глазами, было мальчишески пленительно.

Сама  мумия была осыпана драгоценными изделиями: амулеты, ожерелья, подвески, браслеты и кольца, золотые наконечники  на пальцах, два кинжала у пояса, один золотой, другой, что более удивительно, железный – изделия из железа ранее  не встречались в Египте. Но особенно тронул тех, кто присутствовал при  вскрытии саркофага, помещённый среди  всех этих металлических сокровищ увядший  венок из живых цветов. “И вновь  овладело нами ощущение таинственности, благоговения перед давно минувшими, но всё ещё могущественными тайными  силами, витающими над гробницей  “. Ещё никогда захоронения фараонов не представали пред глазами исследователей в такой полноте и пышности. Нет оснований думать, что именно этому фараону-мальчику, не успевшему  ничем себя прославить, воздавались  какие-то особенно роскошные погребальные почести, – очевидно, гробницы других царей, великих завоевателей, были ещё  богаче. Но они подвергались разграблениям: строили ложные гробницы – кенотафы, в которых не было ничего; кроме  пустых саркофагов, а мумия и сокровища  сберегались в тайниках; часто  жрецы переносили мумии из одного склепа в другой или сносили их в одно место. Распространялись легенды  о проклятии фараонов, будто бы обрекав смерти каждого, нарушившего их загробный покой. Но ничто, не могло удержать похитителей кладов. Археологи находили гробницы взломанными, опустошёнными или полностью, или на большую долю.

Ложа  и кресло сконструированы с таким  расчётом, чтобы тело в них покоилось  и нежилось: сиденья мягко выгнуты, приспособлены для подушек, подлокотники для рук, лежащих без напряжения, расслабленно. Ножки кресел заканчиваются  львиными лапками, ножки складного  стульчика – утиными головками, держащими в клювах нижние перекладины, сиденье имитирует свисающую  звериную шкуру.

Конечно и львы, и коршуны, и змеи, и  жуки имели ритуальный смысл, призваны были охранять особу фараона, но трудно от впечатления, что все эти представители  животного царства в значительной мере поступились своей священной  ролью ради функции изящного украшения. На спинке парадного кресла имеется  многоцветное, выложенное из драгоценных  материалов на золотом фоне, изображение  самого Тутанхамона и его жены Анхесамон. Она умащивает благовониями своего мужа, сидящего в грациозной, непринуждённой позе. Нежность супругов трогательна и красива. И Тутанхамон, и его жена, которая, возможно, приходилась ему сводной сестрой, выглядят почти детьми, – да так оно и было в действительности: ведь их поженили в десятилетнем возрасте, а тут им могло быть лет по тринадцать или четырнадцать.

Информация о работе Искусство Древнего Египта