Искусство Древней Греции. Эгейская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Древним грекам были известны различные виды искусства. Всемирно прославлены их величественные храмы, трудно назвать человека, который бы не восхищался пропорциями в рисунках на греческих вазах. Но особенно было присуще эллинам пластическое воплощение чувств. Даже в сложных архитектурных сооружениях греков прежде всего выступает их пластическая основа. Философское понимание мира приобретало тогда особенную пластическую конкретность в мифологических образах, в метких афористических высказываниях. Менее всего была свойственна эллинам отвлеченность мышления, захватившая позднее сознание их европейских потомков.

Содержание работы

Введение.
Основная часть:
Искусство эгейской цивилизации
Шедевры эгейской архитектуры
Скульптура
Живопись и вазопись


Заключение.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

всеобщая история искусств.docx

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт  искусств

Кафедра теории и истории искусств и художественного мастерства

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине «Всеобщая история искусств»

 

Тема: Искусство Древней Греции. Эгейская культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент гр.  ЗИД-114С                                                                                                       Т. А. Брызгалова

 

 

 

 

Проверил:

канд. соц. наук,  доцент                                                                                                       Н. А. Фатеева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

 

Содержание:

 

 

  1. Введение.
  2. Основная часть: 
    1. Искусство эгейской цивилизации
    2. Шедевры эгейской архитектуры
    3. Скульптура
    4. Живопись и вазопись

 

 

  1. Заключение.
  2. Список использованной литературы
  3. Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Античная  эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской цивилизации. В годы, когда большая часть  населения Европы пребывала в  состоянии варварства, в городах  Балканского полуострова, Малой  Азии, на островах Эгейского моря закладывались  основы будущей культуры небольшим, но способным народом эллинов. Древнегреческие  философы и общественные деятели, поэты  и драматурги, зодчие, скульпторы, художники  положили и начало европейской культуры. 

Умение выражать чувства различными художественными  способами - в архитектуре, скульптуре, живописи, поэзии, музыке - было свойственно  человеку. 

Древним грекам были известны различные виды искусства. Всемирно прославлены их величественные храмы, трудно назвать человека, который  бы не восхищался пропорциями в рисунках на греческих вазах. Но особенно было присуще эллинам пластическое воплощение чувств. Даже в сложных архитектурных  сооружениях греков прежде всего  выступает их пластическая основа. Философское понимание мира приобретало  тогда особенную пластическую конкретность в мифологических образах, в метких афористических высказываниях. Менее  всего была свойственна эллинам  отвлеченность мышления, захватившая  позднее сознание их европейских  потомков. 

Различают несколько  этапов в истории древнегреческого искусства. В крито-микенский, или  эгейский, период (III-II тысячелетие до н. э.) достигает расцвета не только искусство мастеров критского государства, но могучей силой оказывается  творческая активность ахейских племен на Балканском полуострове. От XI до VIII века до н. э. продолжается период, называемый условно гомеровским, характеризующийся широким распространением керамики и мелкой пластики геометрического стиля. Архаическая эпоха, приходящаяся на VII-VI века до н. э., была временем возникновения самостоятельных городов-государств на Балканском полуострове и бурного развития искусства. Классический период охватывает V и IV века до н. э. В его пределах различают раннюю классику - первую половину V века до н. э., высокую классику - третью четверть V века до н. э. и позднюю классику - IV век до н. э. На поздний период греческого искусства III-I веков до н. э. - эпоху эллинизма - приходится сильная эллинизация культуры народов, живших в бассейне Средиземного моря. 

Древние греки  создали в полном смысле слова  новую культуру. Им были знакомы  достижения науки и искусства  народов Востока - египтян, финикийцев, ассирийцев, и все же они пошли  своим путем как в области  новых социально-политических образований, так и в отношении художественно-эстетических взглядов на мир. 

Культура  и искусство эллинов всегда привлекали внимание людей, для которых они  были уже историей. В средневековье, в эпоху Возрождения, в столетия нового времени художники видели в искусстве древних греков прекрасный образец, неиссякаемый источник чувств, мыслей, вдохновения. Во все времена  человек со свойственной ему пытливостью  стремился проникнуть в тайну  совершенства древнегреческого искусства, разумом и чувством стараясь постичь  сущность эллинских памятников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство эгейской цивилизации

 

Эгейское  искусство характеризуется переходом  основной роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другой, добавлением местных  стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается более светским характером.

Выделяется  несколько локальных археологических  культур, обобщеных в понятие Эгейской цивилизации:

  • Кикладское искусство (Кикладская цивилизация)

На  Кикладах широко использовался и  был необычайно популярен белый  мрамор. Из него высекались обнажённые фигуры кикладских красавиц. Женские  образы без одежды были любимым изображением мастеров-островитян.

Фигуры  мужчин создавались, как правило, в  военных или охотничьих доспехах. Часто мужчины выступали в образах музыкантов.

Не  обходили своим вниманием кикладские художники и образы животных. Всё, что было связано с жизнью, поведением, разведением домашних и диких  животных, изображалось ими в художественных работах. 

Традиции  кикладских художников, отличающиеся сдержанностью и утончённостью  простых линий и геометрических фигур, наблюдаются в творчестве современных скульпторов и живописцев. Особенно они заметны в работах  К.Модильяни, П.Пикассо. В скульптуре Модильяни «Женская голова» можно  увидеть заимствованные у кикладских ваятелей особенности создания женского образа.

Мастера – островитяне с Киклад разрабатывали  краски и пигменты, которыми украшали человеческие лица и тела. Это делалось для того, чтобы максимально связать  художественное изображение с натуральным  образом. 

Со  времён Древней Греции красочные  изображения стёрлись, обнажив белый  мрамор. Не смотря на то, что тысячелетия  уничтожают мир красок, сохраняется  чистота кикладских идолов и иллюзия  абстрактной простоты.

 

  • Критское искусство  (Минойская цивилизация)

Приблизительно  с 2300—2200 гг. до н. э. основным центром художественной культуры стал Крит (расцвет в 2000—1500 гг. до н. э.). Искусство Крита расширило влияние на Киклады и материковую Грецию.

В изобразительном  и декоративно-прикладном искусстве  Крита орнаментально-декоративный стиль (2000—1700 гг. до н. э., достигший совершенства в росписи ваз камарес). Минойские художники замечательно владели искусством передачи движения людей и животных. Образцом могут служить великолепные фрески, на которых представлены так называемые «игры с быками». Мы видим на них стремительно несущегося быка и акробата, проделывающего прямо у него на рогах и на спине серию замысловатых сальто. Перед быком и позади него художник изобразил фигуры двух девушек в набедренных повязках, очевидно «ассистенток» акробата. Смысл всей этой сцены не вполне ясен. Мы не знаем, кто участвовал в этом странном и, бесспорно, сопряженном со смертельным риском состязании человека с разъяренным животным и что было его конечной целью. Однако можно с уверенностью сказать, что «игры с быками» не были на Крите простой забавой праздной толпы наподобие современной испанской корриды. Это был религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов — культом бога-быка.

Сцены игр  с быком, пожалуй, единственная тревожная  нота в минойском искусстве. Ему  совершенно чужды жестокие, кровавые сцены войны и охоты, столь  популярные в тогдашнем искусстве  стран Ближнего Востока и материковой  Греции. Если судить по тому, что мы видим на фресках и других произведениях  критских художников, жизнь минойской  элиты была свободна от волнений и  тревог. Она протекала в радостной  атмосфере почти непрерывных празднеств и красочных представлений. От враждебного внешнего мира Крит был надежно защищен волнами омывающего его Средиземного моря. Близ острова не было в те времена ни одной значительной морской или иной враждебной державы. Только чувством безопасности можно объяснить тот факт, что все критские дворцы, включая и кносский, оставались на протяжении почти всей их истории неукрепленными.

По прошествии времени постепенно упадок минойской цивилизации становится необратимым процессом. Она все более вырождается, утрачивая свое неповторимое своеобразие. Крит превращается в глухую, отсталую провинцию. Главный очаг культурного прогресса и цивилизации в районе Эгейского бассейна перемещается теперь на север, на территорию материковой Греции, где в это время достигла высокого расцвета так называемая микенская культура.

  • Ахейское искусство (Микенская цивилизация)

1700—1200 гг. до н. э. — период высокого расцвета искусства ахейской Греции.

Вначале микенская  культура испытала на себе сильное  влияние более передовой минойской  цивилизации. Некоторые божества и  религиозные обряды, фресковая живопись  во дворцах, водопровод и канализация, фасоны мужской и женской одежды, отдельные виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо были заимствованы с Крита. Многие характерные особенности микенской культуры позволяют считать, что она возникла на греческой почве и была преемственно связана с древнейшими культурами этого района эпохи энеолита и ранней бронзы.

Наиболее  ранним памятником микенской культуры являются так называемые «шахтные гробницы»  в Микенах на северо-востоке Пелопоннеса. Первые шесть могил этого типа («круг А») были открыты в 1876 г. известным  немецким археологом Г.Шлиманом в черте  стен микенской цитадели. В них было найдено множество предметов из золота, серебра, слоновой кости и других дорогих материалов.

К числу наиболее интересных архитектурных памятников микенской эпохи принадлежат  величественные царские усыпальницы, именуемые «голосами» или «купольными  гробницами». Толосы располагаются  обычно вблизи от дворцов и цитаделей, служа, по всей видимости, местом последнего упокоения членов царствующей династии, как в более раннее время шахтные  могилы. Самый большой из микенских  голосов — так называемая гробница (по неверному первоначальному толкованию — сокровищница) Атрея — находится  в Микенах. Сама гробница скрыта внутри искусственного насыпного кургана. Для того чтобы попасть в нее, нужно пройти через длинный, облицованный камнем коридор-дромос, ведущий в  глубь кургана. Стены и свод гробницы выложены из великолепно отесанных каменных плит и первоначально были украшены бронзовыми позолоченными розетками. С главной камерой соединяется боковая камера несколько меньших размеров, прямоугольная в плане и не так хорошо отделанная. По всей вероятности, именно здесь помещалось царское погребение, разграбленное еще в древности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шедевры эгейской архитектуры

 

Эгейская  культура - это историческое сообщество культур народов, населявших с начала третьего тысячелетия до нашей эры  берега Эгейского моря: Балканы, полуостров Малая Азия, а также прилегающие  острова - Киклады и самый большой  остров в Эгейском море - Крит. Великая  цивилизация, процветавшая в этих местах, погибла в середине-конце второго  тысячелетия до нашей эры, то есть когда греческая цивилизация  еще только зарождалась. Величайшие города Эгейского мира - Тиринф, Микены, Кнос, Фест, наконец, легендарная Троя столько раз упоминаются в  греческих мифах и преданиях.

Величайшим  архитектором и изобретателем древности  был Дедал. Ему приписывают множество  необыкновенных изобретений: топор, бурав, клей, роботы, планеры и т.д. Он высекал  из белого мрамора такие дивные статуи, что казалось, будто они смотрят  и двигаются.

Наиболее  Значительным архитектурным памятником Древнего Крита является Кносский дворец (прил.1). Это огромный архитектурный  комплекс, создававшийся в течение  нескольких столетий, испытавший несколько  землетрясений и других катастроф, разрушавшийся и вновь восстававший из развалин. 

Размеры дворца, его запутанный план и великолепное внутреннее убранство производили  на окрестные народы огромное впечатление, и упоминания о нем приняли  впоследствии легендарные формы. Греческие  мифы о загадочном Лабиринте и  о его хозяине, человеко-быке Минотавре, были связаны с Кносским дворцом. Еще в самом конце 19 в. этот дворец считался вымыслом народной фантазии; никто тогда не думал, что он будет  найден на самом деле. 

Стены Кносского  дворца покрыты многочисленными  фресками, которые хорошо сохранились. На них, а также на каменных и золотых  сосудах, постоянно встречаются  изображения быка: иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом, с которым не то играют, не то сражаются критские тореадоры. Культ быка был распространен на острове, но трудно сказать, какая там была религия. Среди критских (а также микенских) построек не обнаружено ничего, хотя бы отдаленно напоминающего храм. Вполне вероятно, что на Крите не было такой строгой, все себе подчиняющей религии, как в Древнем Египте. Здесь чувствуется совсем иное отношение к миру, не скованное никакими канонами. Среди рисунков во многих помещениях дворца часто встречаются изображения двустороннего топорика. Это символический знак, связанный с религиозным культом критских жителей. Такие же топорики были найдены среди сталактитов и сталагмитов в одной из пещер, где, по преданию, родился Зевс. Двойная секира с острием по-гречески называется «лабрис». Ученые предполагают, что именно отсюда происходит слово «лабиринт», которым первоначально называли «дом двойного топора» — дворец царя Миноса. 

Информация о работе Искусство Древней Греции. Эгейская культура