Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:04, реферат
На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства. Помощь в познании мира через эмоциональное восприятие его, расширение кругозора, пробуждение творческих сил, формирование духовного облика человека — функции искусства. Момент обращения человека к художественному творчеству, быть может является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Греческие племена населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии. Начало формирования великой греческой культуры, занявшей особое место в истории культуры человечества, относится к первой половине I тыс. до н. э.
Перейдя от первобытнообщинного строя к классовому обществу в середине I тыс. до н. э. греки образовали ряд небольших городов-государств, так называемых "полисов". Удивительно то, что не могущественные деспотии Древнего Востока, существовавшие тысячелетия, а сравнительно бедные и небольшие города-полисы Древней Греции оставили нам наследие, в последствии названное "классическим", то есть "образцовым".
"Много в природе есть дивных
сил, но сильней человека нет,"
— утверждал Софокл в своей
трагедии "Антигона". Гимном человеку,
его нравственной и физической
красоте стало искусство
Смотром духовной и физической доблести были общегреческие Олимпийские игры.
Человек — занимает центральное
место в древнегреческом
Искусство Древней Греции тесно связано с религией и мифологией, -Богов-покровителей и богинь греческие мастера изображали в человеческом облике, отображая в своем произведении самые прекрасные и возвышенные черты, какие только могли представить себе.
Философские взгляды, литература и искусство Древней Греции оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человечества.
История греческого искусства делится на следующие периоды:
1. Гомеровский (11-8 вв. до н. э.)
2. Архаика (7-6 вв. до н. э.)
3. Классика (5-4 вв. до н. э.)
4. Эллинизм (4-1 вв. до н. э.)
ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ
XI - IX вв. до н. э. в истории
Греции ученые нередко
Именно в этот период складываются основы греческой мифологии и народной эпической поэзии. Поэтическая фантазия древнего народа населила мир сказочными существами: в реках жили речные нимфы, в лесах путник мог встретить дриад, в горах — ореад, морские пучины наводняли — нереиды и океаниды. Козлоногие сатиры и кентавры (полулюди-полукони) в представлении древних греков были их соседями на этой земле. А миром, в котором то соперничая и враждуя, то мирно сосуществуя, жили люди и сказочные герои, правили мудрые бессмертные боги, жившие тоже по соседству — на вершине горы Олимп. Человек был подобен богу, а боги представлялись прекраснейшими и мудрейшими из людей. Такое очеловечивание богов делало их близкими и доступными человеку, помогало верить в свои собственные силы.
АРХАИКА
В период архаики появились все важнейшие тенденции, характерные для зрелого искусства Древней Греции. В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые ростки демократии.
Развиваются наука, литература, философское мышление, театр. Наступает время первого расцвета греческого искусства. Складывается греческий архитектурный ордер (система пропорционального соотношения между несомыми и несущими частями постройки) ставший одним из важнейших элементов архитектурных сооружений последующих столетий.
Практически все достижения архитектуры того времени как конструктивные, так и декоративные связаны со строительством храмов. Храм, посвященный богу-покровителю города, строился на деньги города-полиса, и, таким образом, принадлежал всему обществу. Номинально оставаясь жилищем бога, он служил -земным, общественным целям: был хранилищем городской казны, художественных ценностей, считавшихся достоянием всего города-полиса. Храм возводился на самом высоком месте, обычно на акрополе, доминируя над городскими постройками, в центре городской площади, служившей местом общественных собраний, празднеств, религиозных шествий.
Восхищаясь сегодня мраморной
белизной величественных руин древнегреческих
святынь, мы забываем, что античные
мастера покрывали храмы
Эпоха архаики — время рождения греческой монументальной скульптуры. Статуи высекали из различных пород камня, дерева, делали из обожженной глины — терракоты. Наивысшее достижение архаической скульптуры — разработка образа человека в статуях богов и богинь, героев, воинов-куросов, девушек-кор.
Через все архаическое искусство
проходит образ куроса ("курое"
— в переводе с греческого "юноша").
Высекая из мрамора обнаженную фигуру
(по мнению древних греков совершенство
человека можно было раскрыть через
целомудренное изображение
Самые ранние по времени статуи воинов-куросов отличаются резкой и грубоватой трактовкой форм, замкнутостью, статичностью и строгой фронтальностью изображения. К середине VI в. на устах куроса появляется улыбка, характерная для скульптурных изображений того времени, получившая название "архаической". Условная "архаическая улыбка", глаза, живущие как бы сами по себе иногда придают куросам несколько манерный неестественный облик. Точность и изысканность в изображении частей фигуры у скульпторов архаики выше, чем у мастеров классического периода, однако статуи воспринимаются расчлененно, лишены целостности.
Со второй половины VI в. до н. э. заметен
интерес к пропорциям тела человека,
чувствуется стремление к передаче
реального человеческого
Одним из достижений архаической скульптуры стали статуи девушек-кор в нарядных одеждах, найденные в афинском акрополе. Они изображали юных жриц (служительниц культа) Афины. Найдено несколько десятков таких изображений. Стройные фигуры кор пропорциональны, чуть удивленная улыбка играет на нежном лице. Тщательно высеченные пряди волос и складки одежды ниспадают в плавном ритме. Такова, например, "Кора в пеплосе" (около 530 г. до н. э. Афины, Музей Акрополя).
Статуи кор как бы подводят итог художественному развитию греческой архаики, являясь наиболее совершенными произведениями архаической скульптуры.
КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ
С первых десятилетий V в. до н. э. культура Древней Греции вступает в пору своего высшего расцвета, связанного с победой рабовладельческой демократии. Победа в греко-персидских войнах убедительно доказала преимущество общественного строя городов-полисов, способствовала росту гражданского самосознания, веры в силы человека-гражданина, принимающего активное участие в жизни своего государства. Рабовладельческая демократия привлекает к участию в общественной жизни всех свободных граждан.
V-IV века до н. э. — время
расцвета греческого театра, для
которого творили Эсхил,
Созданные в V-IV в. до н. э. творения архитекторов, скульпторов, живописцев стали образцами, которым подражали многие поколения мастеров в последующие века; их считали классическими, то есть образцовыми.
РАННЯЯ КЛАССИКА (500-490-е гг. до нэ.)
Наибольшее распространение в
архитектуре периода ранней классики
получают дорические храмы, соответствовавшие
духу гражданственности, героики суровой
эпохи. Строгая пропорциональность,
упругость, весомость могучих форм
отличает храм Геры в Пестуме (начало
V в. до н. э.) Храм Зевса в Олимпии,
появившийся несколько позже, превосходит
храм Геры своим праздничным декоративным
убранством: его фронтоны украшают
рельефные изображения. Храм Зевса
с особой художественной силой выражает
героические устремления
Особенно ярко героический характер
искусства классического
Сюжеты для своих изображений
скульпторы черпали из жизни и
из мифологии, тем более что к
тому времени в Древней Греции
уже сложилась богатая
В скульптуре Древней Греции V в. до н. э. наблюдается тенденция к разрушению замкнутой условности архаического искусства.
Одним из лучших образцов скульптуры
начала V в. до н. э. является статуя возничего,
созданная неизвестным мастером
в 470 г. до н. э., (г. Дельфы, Археологический
музей). Скульптура выполнена в бронзе.
Автор очень убедительно
Высокими художественными
Фигуры богини и нимф, поддерживающих ее, пропорциональны, им присущи ясная гармония форм и естественность движений.
В середине V в. до н. э. в Афинах работает
скульптор Мирон, творчество которого
характеризуется поиском
ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (конец V — начало VI в. до н. э.)
Кризис рабовладельческой
В пластике классики прослеживаются
реалистичные традиции. Один из выдающихся
скульпторов этого времени —
Пракситель — создает новый идеал
женской красоты, воплотив его в
образе Афродиты Книдской (до 360 г. до н.
э.). В искусстве Праксителя еще
чувствуется связь с