Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:04, реферат
На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства. Помощь в познании мира через эмоциональное восприятие его, расширение кругозора, пробуждение творческих сил, формирование духовного облика человека — функции искусства. Момент обращения человека к художественному творчеству, быть может является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены.
ЭЛЛИНИЗМ
К концу IV в. до н. э. огромная империя
Александра Македонского распалась
на отдельные эллинистические
В искусстве эллинистической
В сознании людей эпохи эллинизма складывается сложное отношение к действительности, которая зачастую выступает как сила, враждебная человеку, порой не способному противостоять ударам судьбы. Образы эпохи эллинизма несут в себе огромное эмоциональное напряжение и страстную патетику. Такими чертами наделен один из самых замечательных памятников эллинистической поры — "Ника Самофракийская" (около 190 г. до н. э., Париж, Лувр). Статуя богини из паросского мрамора была воздвигнута на острове Самофрака (Самофракия) в память о победе над флотом сирийского царя. Весь ее облик, стройная крепкая фигура, уверенный шаг, гордый сильный взмах орлиных крыльев, создают ощущение ликующего торжества победы.
Наиболее близка к традициям греческой классики статуя Венеры Милосской (около 120 г. до н. э., Париж, JI Лувр). Ее авторство приписывается скульптору Александру (Агесандру). Она рождает чувство гармонии, это идеал нравственной чистоты и физической красоты того времени.
ДРЕВНИЙ РИМ
С угасанием эллинистических
В основе художественной культуры Древнего Рима лежит точность, реалистический подход, отсутствие стремления идеализировать действительность, свойственного искусству Древних Греков.
Искусство Древнего Рима питалось от нескольких источников, этим объясняется разнообразие его форм. Несомненно влияние художественных традиций завоеванных народов, местных италитских племен и в первую очередь, этрусков.
РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА (конец VI — конец I в. до н. э.)
К концу VI в до н. э. Рим становится
аристократической
В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры. Конструктивное решение монументальных инженерных сооружений соответствовало суровой прозе жизни в условиях постоянных войн. В Риме еще в VIII в. до н. э. возводятся грандиозные крепостные системы. Создаются сложные инженерные сооружения: акведуки (система подачи воды на расстояние), мосты, гавани.
Лучшим в художественном наследии
римской пластики был портрет. В
портретном жанре наилучшим образом
проявляются свойственная римскому
художнику острая наблюдательность,
умение виртуозно подчеркнуть
Римским портретам республиканского периода при скрупулезной точности воспроизведения индивидуальных черт человека, свойственны некоторая упрощенность форм, угловатость линий.
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ (конец I в. до н. э. — V в. н.э.)
В конце I в. до н. э. римская аристократическая республика прекратила свое существование, на смену ей пришло время империи. Перед искусством Рима встала задача прославления императора и его власти.
Некоторое отступление от реалистических традиций свойственно скульптуре того времени: изображая императора, художник, старался сохранить портретное сходство, при этом сознательно идеализируя образ. Образцами для подражания выступали греческие статуи периода классицизма. Особенно ощутимо воздействие греческого классического искусства на римский портрет сказывается в I в. до н. э. — I в. н. э.
Мраморная статуя Октавиана Августа
(начало I в. н. э. Рим, Ватикан), прославляющая
императора и полководца — один
из ярких примеров такого идеализированного
портрета. К III в. н. э. римский портрет
освобождается от традиционных идеалов,
ощутимо стремление к обнажению
самых интимых сторон личности портретируемого.
Создаются образы людей той эпохи,
энергичных, целеустремленных, жестоких
и беспощадных в борьбе за власть.
Таков, например, портрет императора
Каракаллы (около 211-219 гг., Неаполь, Национальный
музей). Каракалла выступает как
типичное воплощение мрачного тирана,
властолюбивого и жестокого человека,
наделенного чрезвычайной энергией,
полного грубой силы. Образ соответствует
периоду жестокой борьбы за власть,
захлестнувшей римское
Идея величия Рима, его избранности, нашла свое отражение прежде всего в грандиозных памятниках архитектуры. Императоры соперничали друг с другом, возводя общественные постройки, театры, административные здания.
Римское искусство завершает большой период античной художественной культуры. В 4 - 7 в. Рим опустел, разгромленный варварами, римская цивилизация прекратила свое существование, но художественные образы, архитектурные формы, созданные римскими мастерами, еще долгие века вдохновляли художников, скульпторов и зодчих последующих поколений. Великий инженерный опыт римлян — был тем опытом, который усвоило человечество чтобы двигаться дальше по пути прогресса.
ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тысячелетний период мировой истории с V по XV века принято называть "средними веками". Временные рамки, ограничивающие эту эпоху условны. Некоторые ученые, историки и философы, искусствоведы и филологи, считают, что часовой механизм средневековья начал свою неторопливую работу в год падения Западной Римской империи (476), а остановился в год открытия Америки, Христофором Колумбом (1492 г). Другие начинают отсчет эпохи средневековья в 395 году, когда Рим раскололся на Западную и Восточную империи. Многие искусствоведы ограничивают верхнюю рамку "средневекового искусства" XIII веком. В любом случае, нельзя сказать: "Средневековье началось в 12.00 пополудни 5 января 395 года". Важно знать, что это длительный период истории человечества, длиною в целое тысячелетие. Европейское средневековое искусство пришло на смену искусству античному. Наследие античного мира: искусство, философские взгляды, основы права, политические взгляды, политические идеи, — стали одним из фундаментов на которых выросла европейская культура средевековья.
Предпосылки для перехода к новому средневековому мироощущению, к новой системе художественных воззрений возникают еще в эпоху поздней античности. В сложные десятилетия, предшествовавшие падению Римской империи, мир утрачивает в представлении людей былую гармонию. Всеобщая депрессия, невозможность найти выход из бедственного положения, в котором оказался Рим стали причиной роста религиозных настроений, поиска религии, способной дать ответы на важные жизненные вопросы. В такой обстановке зародилось христианство, — религия, давшая надежду многим, желавшим найти покой и равновесие в жизни, религия, которая по словам Энгельса "... подчинила себе Римскую империю...". Религиозные догматы христианства накладывают печать на философию, литературу, искусство, этические и эстетические идеалы средневекового общества. Церковь — стремясь быть "всеобщей", обращалась ко всему народу, ко всему обществу обращались и произведения средневекового искусства, основным заказчиком которых была церковь.
Средневековое мироощущение предполагает иной взгляд на человека, который существенно отличается от античных представлений. Человек в сознании людей перестает быть центром мироздания, мерой всех вещей. Он становится лишь мельчайшей частицей вселенной, подвластной ее космической энергии, ее могучим неведомым силам.
Образ человека в искусстве утрачивает разумную ясность, одноплановость, внутреннее равновесие античных идеальных героев, становится более многообразным, глубоким, противоречивым.
Расширяется сфера явлений, отображаемых в искусстве. Получают широкое развитие темы страданий во имя веры, стоического мужества, разрабатывается идеал материнства.
Обнаружив в мире зло и уродство,
средневековые художники
ВИЗАНТИЯ
В центре внимания художника, как и
в античности, находится человек,
воплощенный в образах
Оставаясь в центре внимания художников Византии, образ человека приобретает новое содержание. На смену искусству, обоготворявшему человека, побуждавшему преклоняться перед физической и нравственной красотой идеала, пришло искусство, стремящееся возвысить прежде всего чувства, нравственные качества и духовную силу человека, что обусловило появление некоторой условности, сосредоточенной неподвижности изображения.
Византийское искусство
Конфликт между иконоборцами, отвергавшими возможность изображения Бога в облике человека и иконопочитателями, длившееся с 726 по 843 гг., привел к некоторому спаду в развитии живописи, но с победой официальной церкви, выступавшей на стороне иконопочитателей, сюжетная изобразительная живопись возрождается. В IX - Х вв. росписи уже заполняют все поверхности интерьера храма: в куполе изображался Христос-Вседержитель (Пактократор), в четырех парусах — евангелисты, в апсиде — Богоматерь и так далее.
Мастерство художников совершенствуется,
усложняется воспроизводимый
Во второй половине XI - XII вв. утверждается классический торжественный византийский стиль, для которого свойственны изображения фронтально сидящих фигур со строгими аскетичными лицами на золотом фоне. Материальность созданного облика отступает на второй план, в центре внимания художника — разработка духовной глубины образа.
В ХII-ХIV вв. при Палеологах, византийское искусство переживает свой последний расцвет.
В развитии архитектуры не происходит существенных изменений. Воплощенное в зодчестве предыдущих веков средневековое представление о мироздании не меняется.
Линейный стиль в росписи уступает место живописному, колористически богатому. Условность, оторванность изображения от пространственной среды исчезают. Фигуры, рассматриваемые с нескольких точек, изображены в движении, во взаимодействии со средой и обстановкой. Выразительные жесты, человеческие чувства, запечатленные на лицах придают изображениям жизненность. Таковы, например, мозаики и фрески монастыря Хора (Константинополь, 1312 - 20 гг.)
РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
Термин "Романский стиль", возникший
в XIX в. применяется к
Широкое распространение в романском искусстве получила монументальная скульптура (особенно рельеф), которая часто расписывалась красками. Романская пластика подчиняется архитектуре, используется в основном во внешнем оформлении соборов. Рельефные изображения на сюжеты "Священного писания" размещались на западном фасаде, в тимпанах, на столбах и колоннах, они подчинялись форме элементов постройки: на колоннах пропорции изображения вытянутые, удлиненные, в фризах приобретали приземистые формы.
Центральный образ романской скульптуры — Христос. Разрабатываются темы добра и зла, воплощенные в образах рая и ада; возвышенному противопоставляется низменное, трагическому — комически-гротескное. Например, в тимпане собора Святого Лазаря в Отене (1130-1140 гг.) в сцене "Страшного суда" грозному и величественному образу Иисуса Христа противопоставлен почти комедийный сюжет: ангел и дьявол, изображенный одновременно страшным и смешным, взвешивают добрые и злые дела умерших.
Постепенно в храмовую скульптуру проникают образы крестьян, простых горожан, комедиантов с их повседневными делами и заботами, появляются герои фольклора, порожденные народной фантазией: химеры, демоны в получеловеческом полузверином обличье. Романские скульпторы, разрабатывая проблему безобразного, тяготели к фантастическим, чудовищным образам.
ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
Готика — следующая ступень в развитии средневекового искусства. Современники называли новый стиль, появившийся в XII в. во Франции "французской манерой". В эпоху Возрождения появилось название "готика".
Готическое искусство поражает разнообразием форм, единством и целостностью во всех своих проявлениях.
Как и вся средневековая
Высокая одухотворенность образов готики, свойственная им удивительная гармония подготовили приход искусства Возрождения.
В синтезе скульптуры и архитектуры
этого времени наблюдается