Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 13:16, реферат
Около города Троицка есть липа под названием «Исколена», выросшая, по преданиям, из колена убитой «просто-свято девки»1. Видимым подтверждением чудесности дерева является его внешний вид: три ствола произрастают из одного корня. В народе считают, то это дерево помогает в лечении глазных болезней. Для исцеления следует прийти с молитвой: «Дай Бог в добрый час»2, - до восхода солнца, обязательно на коленях. По дороге человек отплевывается на все четыре стороны, после чего зажигает у дерева свечи и раздевается донага. Следует долгое продолжение ритуала, который лишь фрагментами напоминает христианский.
Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Источники изучения минойской культуры……………………………..…5
Глава 2. Древне-минойский период…………………………………………………………6
Глава 3. Средне-минойский период…………………………………………………………8
Глава 4. Поздне-минойский период………………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………………………….…..15
Список литературы…………………………
«Воронежский государственный
( ФГБУ ВПО «ВГУ»)
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА АРХЕОЛОГИИ И ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
РЕФЕРАТ
по курсу «История художественной культуры Древнего мира»
«Искусство Минойского Крита»
Выполнила:
Проверил:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Источники изучения минойской культуры……………………………..…5
Глава 2. Древне-минойский период…………………………………………………………6
Глава 3. Средне-минойский период…………………………………………………………8
Глава 4. Поздне-минойский период………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Помимо веры в нечистую силу, среди русского крестьянства было распространено почитание сил-первоисточников, которые сейчас именуются природными стихиями: огня, воды, земли. К ним добавляется вера в необычные свойства отдельных деревьев и целых рощ, которая, видимо, связана с обилием на Руси лесов. Точно так же, как и предания о нечисти, поверья, связанные с неведомыми силами, тесно переплетаются с православной религией, создавая неповторимый симбиоз первобытных, языческих и христианских верований. В книге С. В. Максимова можно найти массу таких примеров.
Около города Троицка есть липа под названием «Исколена», выросшая, по преданиям, из колена убитой «просто-свято девки»1. Видимым подтверждением чудесности дерева является его внешний вид: три ствола произрастают из одного корня. В народе считают, то это дерево помогает в лечении глазных болезней. Для исцеления следует прийти с молитвой: «Дай Бог в добрый час»2, - до восхода солнца, обязательно на коленях. По дороге человек отплевывается на все четыре стороны, после чего зажигает у дерева свечи и раздевается донага. Следует долгое продолжение ритуала, который лишь фрагментами напоминает христианский. Здесь видны отголоски язычества: страждущему следует остаться обнаженным, то есть прийти в изначальное состояние, слиться с природой.
И раз уж мы начали разговор о священных деревьях, то стоит рассмотреть эту тему более подробно.
Конечно же, в почитании целых рощ и отдельных деревьев сквозит что-то явно не христианское, навивая мысли о друидах. Но у этого почитания есть множество причин.
Во-первых, священными считаются деревья, связанные со святыми (береза в Ильешах, возле которой лежит камень, где, по предания, остался след убегающей от дьявола Параскевы - Пятницы ) и рощи, на месте которых были церкви или часовни ( в Орловской губернии врубить на таком месте дерево, «все равно, что в церковь залезть»3 ).
Во- вторых, священными деревья делает чисто практический интерес. Так в Волгоградской губернии Никольского уезда пихты своими корнями скрепляют почву обсывчатого берега реки Вохмы.
В-третьих, особым почитанием пользуются деревья, отличающиеся высотой, массивностью, направлением ветвей, уродливостью ствола. Особое внимание уделяется деревьям с пустотами или раздвоившимся стволами, «воротцами»4, через которые проносят детей во время болезни.
В-четвертых, дуплистые деревья почитают, потому что там находят приют совы и филины, испускающие пугающие звуки. Это, якобы, показывает, «что тут живет сам леший и глумится»5.
Наиболее часто священным деревом на Руси становилась береза, так как жить в их окружении, особенно в древние времена, было лучше с практической точки зрения лучше, чем в затхлых и темных ельниках.
Рассмотрев причины почитания деревьев, можно увидеть, что они затрагивают не только различные стороны религии и верований, но и стремление обустроить свой быт и безопасность.
Если же мы сравним эти поверья с верой в нечистую силу, то увидим параллели: как есть добрые и злые духи, так на ряду со священными есть и проклятые, «буйные» деревья. Во главе их всегда стоит осина, проклятая самим Христом. В эту же «компанию» попадают сосны и ели, которые никогда не сажают рядом с домом, и в саду, а из «буйных», наделенных разрушительной силой, не строят, так как такое дерево «с корня срубленное и попавшее между другими бревнами в стены избы, без всяких причин рушит все строения и обломками давит неопытных и недогадливых хозяев»6.
Рассмотрев вопрос о священных рощах, следует вернуться к другим неведомым силам. Наиболее противоречивая и опасная из них огонь.
Древнее почитание огня еще полностью не изгладилось из народной памяти. Но помимо благодарности за тепло и свет люди испытывают перед ним первобытный страх.
Молния - частая причина пожара и гибели людей, обрела на Руси плоть христианских преданий. Если молния ударяла в человека или строение, никто не пытался ему помочь, так как это считалось наказанием за грехи.
Кроме небесного огня большую роль играл огонь «живой», который добывался всем селом как мера борьбы с болезнями. Ритуал появления «нового» огня символизировал собой уничтожение всего старого , ветхого и вредного для людей.
Русский люд почитал вообще весь огонь. В домах огонь зажигался только с молитвой, во время этого действа утихали все ссоры. «Огонь грех гневить – как раз случиться несчастье»7, - говорили крестьяне.
С приходом православия вера в огонь не исчезла, а изменилась, попав под священное покровительство. Теперь «освященный» огонь,, вынесенный из церкви на великие праздники, почитается особо, как и зажигаемые им свечи (венчальная, пасхальная и др.)
Теперь на каждый православный праздник зажигаются в церквях Руси тысячи свечей – бескровных жертв.
ВВЕДЕНИЕ
Минойская художественная культура является одной из древнейших в Европе. Она была названа так Эвансом, о котором я расскажу ниже, по имени легендарного критского царя Миноса. Культура была разделена, с округлением дат, на три периода: древне-минойский (3000-2100 гг. до н. э.), средне-минойский (2100-1580 гг. до н. э.), поздне-минойский (1580-1250 гг. до н. э.). Современные археологи считают, что можно говорить о минойцах лишь после 1950 г до н. э. Но мы для рассмотрения культуры Крита воспользуемся датировками Эванса.
Эта культура оставила нам огромное наследие, рассмотрением которого я и хочу заняться в этом реферате. Но прежде чем приступить к ее изучению, следует узнать историю цивилизации, образовавшейся на Крите в начале II тысячелетия до н. э.
Одной из древнейших цивилизации в Европе был остров Крит. Он представлял собой вытянутый в длину гористый остров, выдвинутый на юг в сторону африканского и азиатского побережий Средиземного моря. Он находился на скрещении морских путей. Поэтому культура Крита испытывала на себе влияние древнейших «речных» цивилизаций Ближнего Востока (Египет, Месопотамия) и раннеземледельческих культур Анатолии, Придунайской низменности и Балканской Греции. Но особо важно соседство с Кикладским архипелагом, где находилась одна из ведущих культур того времени.
Минойская цивилизация возникла на рубеже III-II вв. до н. э. (конец эпохи бронзы). Толчком для формирования критской культуры послужило развитие и совершенствование производственных сил общества. Замена каменных орудий труда медными, земледелие поликультурного типа (ячмень, виноград, оливки)-, все это давало избыточный продукт, помогал прокормить людей, не занятых в сельском хозяйстве. Как следствие- выделение ремесла и его специализация.
Так же избыточный продукт использовался для обмена. Развитие торговли на Крите было тесно связано с мореплаванием. Овладение искусством навигации использовалось не только для контактов с соседями, но и для занятия пиратством. Последнее было прочной статьей дохода в обществе.
Как следствие всего вышеперечисленного: социальное расслоение критского общества. Верхушка- знать (родовые вожди и жрецы), затем - общинники, в самом низу- рабы-чужеземцы.
Первые государственные образования, называемые эпохой дворцовых цивилизаций, появились около 2000 г. до н. э. Сложились несколько самостоятельных государств. Они образовывались вокруг одного из известных сейчас дворцов: Кносса, Феста, Малии и дворец Като Закро.
Около 1700 г. все дворцы были разрушены, возможно, в результате землятресения. На их месте были построены новые. Так начался еще один этап в истории минойского Крита - создание объединенного общекритского государства.
Высший рассвет минойской цивилизации приходится на XIV- первую половину XV вв. до н. э. Именно в этот период создаются лучшие произведения искусства и ремесла, отстраиваются великолепные дворцы. Крит становится сильнейшей морской державой. Следы пребывания минойцев находят на берегах Сицилии, в южной Италии, на Пиренейском полуострове. В это же время- отношения с Египтом и государствами сиро-финикийского побережья.
Но в середине XV в. все меняется. На острове случается ужаснейшая катастрофа, подобной которой Крит еще не видел. Почти все дворцы и поселения разрушены и навсегда покинуты. От этого удара минойская культура уже не смогла оправиться. Начинается ее упадок.
Причины катастрофы точно не установлены .С. Маринатос выдвинул догадку о извержении вулкана на острове Фера. Другая точка зрения говорит об опустошивших остров греках-ахейцах. Возможно, обе точки зрения верны, если предположить, что ахейцы вторглись на Крит после катастрофы.
Со временем минойская цивилизация вырождается, теряя присущую ее культуре индивидуальность.
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ МИНОЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Источников, которые свидетельствуют об истории Крита, сохранилось не так много. Все их можно разделить на три группы: письменные памятники, написанные слоговым письмом Б, данные археологических раскопок и данные, сохранившиеся в произведениях авторов более позднего времени.
Таблички, написанные письмом Б, были найдены при раскопках на Крите А, Эвансом в 1901 г., но только в 1953г. М. Вентрис расшифровал язык надписей. Сейчас известно несколько тысяч табличек. Большинство из них датируется XIV-XII вв. до н. э. В основном, надписи очень кратки и содержат информацию о хозяйственной отчетности.
Кроме табличек сохранились надписи, состоящие из отдельных слов, наносившиеся краской или поцарапанные на стенках глиняных сосудов.
Наиболее обширные сведения предоставляют археологические раскопки. Ценнейшие находки были обнаружены при раскопках дворцовых комплексов в Кносе и Фесте. Теперь мы знаем о многочисленных помещениях самого различного назначения, начиная с роскошных апартаментов и приемных залов и заканчивая хозяйственными кладовыми, сложной планировке, большом количестве предметов быта и вооружения.
Некоторая информация об истории Критских царств сохранилась в позднейших греческих произведениях. В трудах авторов V-IV вв. до н. э.- Геродота, Фукидида, Аристотеля - есть смутные воспоминании о прошлом греков. Рассказывается о могуществе царя Миноса, о его державе, о высокой культуре того времени. Разнообразный, но сложный материал сдержится в греческих мифах о богах и героях. Это легенды о Тезее, о плавании аргонавтов к берегам Колхиды, о Геракле, который прислуживал трусливому царю Эврисфею. Критическое исследование этих сказаний помогает отделить реальные факты от вымысла.
Вся совокупность данных источников, полученные в ходе их изучения факты помогают с наибольшей точность воссоздать эпоху Минойского Крита, рассказать о всех аспектах жизни населявшего его обитателей, об уровне их экономического развития, социальных отношений и уникальной, самобытной культуре.
ГЛАВА 2.ДРЕВНЕ-МИНОЙСКИЙ ПЕРИОД
Древне-минойский период (3000-2100 гг. до н. э.) представляет до сих пор много неясного. В Кносе не было найдено достаточного количества керамики, в то время как в других местах она является надежным путеводителем по слоям культур.
Керамика этого периода распадается на три основные группы: 1)распространенная по всему Криту светлофонная, украшенная темным линейным узором (найденные на Мохле древнейшие ложки из светлой глины); 2)краснофонные сосуды («чайники» с несообразно длинными и широкими носиком, похожие на современные подставки для яиц); 3)сосуды, покрытые темной тонкой краской, на которую нанесены желто-белые узоры.
Каждый новый период минойской керамики сохраняет прежние формы, но постепенно добавляет к ним новые. Техника гончарного дела получает свое развитие: на смену сосудам, вылепленным от руки, приходит гончарный круг. Простейшие шаровидный тип сосуда сменяется яйцевидным.
К счастью, мы можем иметь представление о деятельности минойских гончаров и ремесленников. Известны «пуговичные» и «призматические» печати, сделанные из мягкого камня жировика (стеатит), с изображением на трех сторонах сюжетов ремесленного быта. Такие произведения называются «гончарные» печати. Интересно отметить, что на этих печатях наряду с изображением человека встречаются фигуры демонических существ, которые брали под свою защиты приготовляемый сосуд. В следующим периоде эти печати бесследно исчезают вместе с окончанием организаторской деятельности в гончарном производстве.
Важный материал дают великолепные каменные сосуды числом 130, с острова Псиры и, главным образом, с Мохла около северных берегов Крита. Их внезапное появление можно объяснить только присутствием здесь мастеров из Египта. Это всевозможные стаканчики, чашечки и горшочки из разного стеатита, пестрой бресчии, алебастра, серого мрамора и различных цветов известняка. К числу этих поделок относится единственное в своем роде художественное произведение: крышечка из зеленого стеатита, украшенная линейным орнаментом с великолепно выполненной в рельефе ежащей собакой. Она как будто легла на крышку, чтобы охранять ее и не дать никому к ней приблизиться.