Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 13:16, реферат
Около города Троицка есть липа под названием «Исколена», выросшая, по преданиям, из колена убитой «просто-свято девки»1. Видимым подтверждением чудесности дерева является его внешний вид: три ствола произрастают из одного корня. В народе считают, то это дерево помогает в лечении глазных болезней. Для исцеления следует прийти с молитвой: «Дай Бог в добрый час»2, - до восхода солнца, обязательно на коленях. По дороге человек отплевывается на все четыре стороны, после чего зажигает у дерева свечи и раздевается донага. Следует долгое продолжение ритуала, который лишь фрагментами напоминает христианский.
Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Источники изучения минойской культуры……………………………..…5
Глава 2. Древне-минойский период…………………………………………………………6
Глава 3. Средне-минойский период…………………………………………………………8
Глава 4. Поздне-минойский период………………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………………………….…..15
Список литературы…………………………
Так же чрезвычайно богато представлена работа ювелирного цеха. Вероятно, тут тоже именно влияние Египта, т. к. минойцы уже умели изготовлять тончайшие золотые цепочки и изящные подвески, различные украшения из листового серебра и золота. Вещи орнаментированы способом отбивки или при помощи выдавленного узора, в основном линейного стиля. Интересно отметить узкие полоски, возможно служившие для наложения на лицо умершего. На одной из таких масок как раз изображены два глаза. Так же встречаются полоски с изображением крестиков и попарно повернутых друг к другу собачек.
На Кносском холме в это время происходило оживленное строительство, хотя его следов и не сохранилось, т. к. постройки были деревянными, облицованными штукатуркой стенами, окрашенными в красный цвет. Так показали скудные находки, исследованные Хитоном.
Но есть одна необычная находка, открытая Эвансом. С южной стороны Кноса в скале в форме гигантского улья высечено грандиозное помещение около 15метров в высоту. Туда ведет узкий, высеченный в скале коридор, заканчивающийся у заворачивающей лестницы с низким парапетом и полуовальными окнами. Второе подземное сооружение, сходное с этим «Большим Гипогеем», Эванс нашел под юго-восточным крылом позднего дворца. Эти гипогеи указывают на крупные поселения до-дворцового периода.
Так же следует отметить внушительные, сложенные из камней, утончающиеся кверху «ложным сводом», гробницы. Их обнаружили на южном Крите на плодородной Мессарской равнине. Эти круглые гробницы (толос) состоят из узкого коридора (дромос) и погребального помещения. Из этих гробниц происходят поделки из слоновой кости, которая , вероятно, доставлялась из Африки через Египет.
Уже в этот период стало заметно разделение на северный и южный Крит.
На севере жизнь сосредоточена в Кносе, где на основах неолитической и энеолитической культуры продолжается дальнейшая организация жизни и начинается влияние севера на восток. На юге внимание поселенцев привлекает плодородная Мессарская равнина. Север более органически и спокойно развивает элементы прошлого, юг постоянно получает новые воздействия из Африки и Египта.
ГЛАВА 3. СРЕДНЕ-МИНОЙСКИЙ ПЕРИОД
Средне-Минойский период (2100-1580 гг. до н. э.) является временем всестороннего развития минойской культуры.
По сравнению с предшествующим периодом, керамика этого времени выступает в редком разнообразии форм сосудов, их форм и орнаментовки. Исчезают многие ранние формы («чайники»), другие же органично переселяются в новую эпоху (сосуды типа молочника и кувшина). Излюбленной формой становится миниатюрная керамика.
Что же касается цветных фонов сосудов, то к черному и светлому добавляется получивший большое распространение коричневый. Красный же фон отмирает.
Орнаментация сосудов достигает огромного разнообразия. К традиционному геометрическому узору добавляется орнамент, составленный из прямых и кривых линий и полос.
Новшеством средне-минойского периода является полихромная (многокрасочная) керамика. К прежнему белому, нанесенному на черный фон, орнаменту добавляется узоры, выполненные красной лиловой и оранжевой краской.
Лучшие образцы этого стиля найдены в одной из пещер на южном склоне Иды над современной деревней Камарес, по имени которой и полихромная керамика этого периода получила свое название.
Сосуды Камарес удивляют техническим совершенство в изготовлении глины, которая представляет собой необычайно тонкий череп. Один из видов миниатюрных чашечек недаром получил название «яичные скорлупки». Так же обращает внимание большое разнообразие видоизменений небольшого числа форм сосудов и улучшение приготовления краски. Характерным для этого стиля является к различным сочетаниям геометрических и растительных орнаментов.
Вторым поразительным явление средне-минойского периода является его пластика. В начальном периоде известны две глиняные статуэтки мужчины и женщины, но лучшие образцы сделаны из фаянса. Широкую известность получили три статуэтки в стили Камарес известные под именем «Богинь со змеями». Эти творения указывают не только на религиозные верования минойцев, но и дают предмет для понимания женского платья.
К числу интереснейших изделий кносской фаянсовой фабрики нужно отнести многочисленные, небольшие по размерам фаянсовые пластинки, которые изображают минойских домов, деревьев, животных, людей. Эванс соединил эти пластинки в одну «Мозаику города», покрывавшую стенки большого ларя.
Высоко мастерства достигли в это время изделия из слоновой кости. К ним следует отнести статуэтку жонглера тончайшей работы и оставшаяся голова второй фигуры. Эванс считает, что она была укреплена над головой мчащегося быка. Сюжеты игры с быками составляли излюбленный предмет фресковой живописи, ив бронзе, и на изображениях печатей.
История возникновения минойской живописи представляет загадку. Она появилась уже в совершенных образцах, так что невозможно понять, где находился центр ее развития. Мы назовем три картины: «Ювелирная фреска», «Собиратель цветов», «Дамы в голубом». Все они поражают необычайным талантом, тонкостью выполнения, необыкновенным вкусом, с которым подобраны краски.
На ряду с этими произведениями искусства встречаются чисто декоративные композиции в роде «Фрески со спиралями». Этот образец – случайно уцелевший остаток живописи, некогда покрывавшей стены дворцов и богатых домов.
Желая придать картинам больше жизни и сделать их более выразительными, художники в объединении со штукатурами создали «рельефную фреску». Известна одна из таких рельефных композиций из Кноса, изображающая игру с быком.
Под воздействие этих новшеств в керамике тоже появляются рельефные композиции на сосудах из стеатита, которые затем покрывали листовым золотом. Образцы этой техники стаканчик с «Военной сценой», сосуд с «Кулачными бойцами и боем быков» и «Ваза с шествием молотильщиков». Все эти работы принадлежат одному мастеру, на что указывает стиль и техника выполнения.
Этот период является веком дворцового строительства. Дворцы существовали, пока действовали горные святилища. Очевидно, последние считались земным отражением мест обитания небожителей: к ним причисляли богинь, которым поклонялись в святилищах. Там археологи обнаружили многочисленные свидетельства религиозных церемоний. В святилищах совершали жертвоприношения, устраивали обрядовые трапезы, божествам преподносили дары в виде посуды и терракотовых статуэток.
Это проливает свет на сущность дворцов. Возможно, они были предназначены для царя, правителя, но считались собственностью богинь, почитавшихся в горных святилищах.
Катастрофа на Крите, которую подтверждают археологические данные, не уничтожила культуру – Кносский дворец был отстроен заново. При его постройке особое внимание было обращено на крепость здания. Он был снабжен редкими для того периода канализацией и водопроводом. Дворец охранялся военной силой, с которой нас знакомят фаянсовые статуэтки и фрески. Внешним знаком достигнутой военной мощи служил династический религиозный символ секиры-лабриса, а так же знаменитый глиняный «фестский диск».
Обширными были связи, в которых Крит был задействован. Минойцы имели отношения с Египтом, культурами Средиземного моря, Сирией, Пиренейским полуостровом, Сардинией, Пелопоннесом, островами Мелосом и Ферой, а так же рядом других стран. Этому способствовало укрепление военно-морского флота, равного которому в бассейне не было.
Но несмотря на частые контакты с другими странами и их влияние на Крит, минойская культура сохранила свою самобытность и неповторимость.
ГЛАВА 4. ПОЗДНЕ-МИНОЙСКИЙПЕРИОД
Поздне-минойский период (1580-1250 гг. до н. э.) завершает минойскую культуру. Он представлен не только в Кносе, но и в Агии Триад, Тилисе и по останкам древнейшего провинциального минойского городка, обнаруженного около современной Гурнии.
По сравнению с предыдущими эпохами поздне-минойская керамика отличается некоторыми общими чертами в технологическом и художественно-ремесленном производстве. Она представляет собой великолепно изготовленный черепец , обожженный при окислительном процессе огня. Вновь появляется светлая глиняная облицовка, существовавшая еще в эпоху неолита. В связи с этим рисунок накладывается блестящей черной и коричнево-красной «лаковой» краской.
Что же касается форм, то наиболее излюбленными были сосуды в виде утюга, несколько типов воронкообразных сосудов и высокие питосы для хранения съестных припасов.
«Жизнь моря» - важный и характерный мотив в критской живописи. Великолепен сосуд из Гурнии с реалистичным изображением осьминога между водорослей и раковин.
Нужно упомянуть сохраняющийся декоративный стиль и «Дворцовый стиль». В нем проявляется строгая архитектоническая композиция. Он представлен амфорами с сильно стилизованными рядом лилий и другими подобными сосудами. Необходимо отметить новый тип сосуда, предназначенный для заупокойного культа: покрыт известковой облицовкой, на которую нанесены рисунки в несколько красок. Эти «акварельные вазы» были найдены в богатой «гробнице Расписных сосудов» около Кноса, рядом с «гробницей Двойной секиры».
Но в искусстве этого периода начинает выявляться упадок живого восприятия усиление холодного стилизующего течения. Керамика теперь лишь отражает сменяющие друг друга события. С потерей власти минойского владыки культура Крита наиболее жизненными компонентами перешла в Пелопонес.
Живопись продолжает традиции предыдущей эпохи и достигает еще большего мастерства. Этому свидетельствует раскрашенные стены дворца в Агии Триаде.
К более позднему времени относятся такие работы как «Юноша с сосудами», «Парижанка», «Игры с быком». В Агии Триаде важна фреска больше человеческого роста, на которой изображен юноша, уцелевшая на стенке саркофага. Возможно, это изображение критского правителя, так как на голове у него находиться головной убор «молодого князя».
«Игры с быком» рассказывают нам о религиозной жизни минойцев. Возможно, изображенное на фреске не развлечение, а некий ритуал. Смысл таврокатапсии – ритуального боя с быком – можно понять благодаря сохранившимся фрагментам росписи, изображавшим эту сцену. Видны многочисленные священные предметы, имеющие вид рогов. Вероятно, эти «рога» символизируют вершину горы с двумя пиками, откуда встает солнце и поднимается великая богиня, подобно божествам в Месопотамии. Еще можно заметить, что вокруг изображены только женщины. Это является еще одной особенностью минойской религии, которая имеет своим главнейшим божеством Женщину в ее различных образах.
Критского бога в отличие от богини представляло зооморфное существо, воплощённое в образе быка. Его знаками и символами буквально наполнен Кносский дворец. По представлениям позднейших греков, он был связан с дворцом – Лабиринтом – и живущим в нём чудовищным человеко-быком Минотавром. Легенда гласила, что Пасифая, супруга царя Миноса, воспылала страстью к быку, от которого родила необычное дитя – Минотавра. В этой легенде сохранились глухие отзвуки сказаний о древнем «священном браке» критских богов в образах быка и коровы. Ещё задолго до эпохи расцвета критской культуры богиня уже приобрела человеческий (антропоморфный) облик. Её супруг оставался в образе животного, вероятно воплощавшего бога, который периодически рождался, достигал зрелости и погибал. Критского бога-быка ежегодно приносили в жертву на торжественном празднике. Бог-бык был изображён во входном вестибюле кносского Коридора Процессий мчащимся, в типично критской позе «летучего галопа».
Что же касается техники минойской фрески, то она представляет собой живопись, выполненную водяными красками на известковой облицовке, которая еще не успела высохнуть. Она была представлена пятью основными цветами: красный, желтый, белый, синий и черный.
Фреска в минойском Крите составляет основную форму выражения художественного желания, в отличии, к примеру, от исторической Греции, где первостепенна была скульптура. Но через Микены минойская живопись повлияет на Древнюю Грецию, а через нее войдет в европейское искусство.
Отдельный и весьма интересный ряд представляют печати с изображение мистических животных. Особенно разнообразны мифические существа из небольшого приморского городка Закро. Все это изображения полулюдей-полуживотных. Так наряду с «натуралистическим» искусством на Крите позднего периода заметно проявление минойской фантастики.
Из других отраслей минойского искусства следует отметить несколько, деревянных, бронзовых и глиняных изделий. Деревянных предметов сохранилось крайне мало. Можно отметь стенку продолговатой коробочки, выложенною слоновой костью, найденную в одной из могил Зафер-Папуры.
В бронзе снова отражается сюжет игры с быками. Сохранившаяся часть принадлежит более обширной композиции. Так же известны бронзовые статуэтки большого мастерства , возможно, содержащие религиозный смысл. К ним можно отнести Тилисского адоранта.
Из терракотовых изделий наиболее необычной и оригинальной является минойская дама на качелях. Автор смог передать все характерные движения и жесты, наделив статуэтку поразительной реалистичностью.
Дворцы в эту эпоху получили свой окончательный архитектурный вид. Дворец в Кносе по-прежнему представлял собой постройку из нескольких сот комнат, расположенных как минимум на трех этажах. Нижний этаж был выстроен из камня, остальные- из дерева, при то на втором этаже встречаются каменные колонны. Все помещения были связаны между собой коридорами и лестницами. Вся постройка размещалась по сторонам центрального продолговатого двора. Главное помещение – тронный зал – украшен фресками грифонов. В этом помещении сохранилось своеобразное каменное кресло со спинкой, вырезанное в форме древесного листа.
Во дворце были расположены помещения для религиозных обрядов, официальные помещения для приема важных гостей, жилые комнаты, ремесленные мастерские, склады для хранения припасов и многие другие.
В то время дворец являлся религиозным, административным, культурным центром. Жизнь всего государства сосредотачивалась вокруг этого строения, так что переоценить его важность крайне трудно.
Символом, под покровительством которого процветал дворец, была двойная секира, атрибут великой богини Земли. На языке других народов это название звучало как «Лабрис».