Искусство Византии. Иконопись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:28, реферат

Описание работы

В 330 г. римский император Константин I Великий перенес в

Константинополь столицу империи.

В 395 году Римская империя распалась на Восточную и Западную.

В 476 году Западная Римская империя пала под натиском варваров.

Содержание работы

Краткий экскурс в историю Византии. От Константина до Константина. 2

Период "иконоборчества" (730-1046 г.г.) 6

От античной живописи к иконописи 10

Иоанн Дамаскин (ок.675 - ок.749) - теоретик иконописи 13

Византийский иконографический канон 16

Техника иконописи 16

Пропорции фигур 17

Тип лица и выражение 17

Внешность и поза 17

Палитра цветов, игнорирование светотени 18

Жизнь и творчество Феофана Грека (около 1340-1410) 20

Список литературы. 23

Файлы: 1 файл

Виз иконопись.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Искусство Византии. Иконопись

Содержание

Краткий экскурс  в историю Византии. От Константина  до Константина.  2

Период "иконоборчества" (730-1046 г.г.) 6

От античной живописи к иконописи  10

Иоанн Дамаскин (ок.675 - ок.749) - теоретик иконописи    13

Византийский иконографический канон     16

  Техника иконописи    16

  Пропорции  фигур 17

  Тип лица  и выражение 17

  Внешность  и поза     17

  Палитра цветов, игнорирование светотени     18

Жизнь и творчество Феофана Грека (около 1340-1410) 20

Список литературы.     23 

Краткий экскурс  в историю Византии. От Константина  до Константина. 
 

       В  330  г.  римский  император   Константин  I   Великий   перенес   в

Константинополь столицу империи.

       В 395 году Римская империя распалась  на Восточную и Западную.

       В 476 году Западная Римская  империя пала под натиском  варваров.

       Восточной,  Византийской  империи,  суждено  было   существовать   до

середины 15 века. Сами византийцы называли себя ромеями, свое государство  -

ромейской державой, а Константинополь - "Новым Римом".

       Со  времен  основания  до  второй   половины   12   века   это   было

могущественное, богатейшее и культурнейшее государство  Европы.  Византийская

империя, раскинувшаяся  на трех континентах - в  Европе,  Азии  и  Африке,  -

включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет,  часть

Месопотамии и  Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в  Крыму

и на Кавказе. Общая  площадь ее составляла около 1 млн.кв.  км,  население  -

30-35 млн. жителей.  Ее  императоры  пытались  выступать в роли  верховных

сюзеренов  христианского  мира.  О  богатстве   и   пышности   византийского

императорского  двора ходили легенды.

       Византия с момента своего  рождения была "страной  городов"  (с  почти

поголовно граотным населением) и великой морской  и  торговой  державой.  Ее

купцы проникали  в самые отдаленные уголки известного тогда  мира:  в  Индию,

Китай, на Цейлон, в Эфиопию,  Британию,  Скандинавию.  Византийский  золотой

солид играл роль международной валюты.

       Национальный состав империи  отличался большой пестротой,  но начиная с

7 века большую  часть населения составляли  греки.  С  тех  пор  византийский

император стал называться по-гречески - "василевсом". В  9-10  веках,  после

завоевания Болгарии и подчинения  сербов  и  хорватов,  Византия  стала,  по

существу, греко-славянским  государством.  На  основе  религиозной  общности

вокруг  Византии  сложилась  обширная   "зона   ортодоксии   (православия)",

включающая Русь, Грузию, Болгарию, большую часть Сербии.

       До 7 века официальным языком империи  была латынь, однако существовала

литература на греческом, сирийском,  армянском,  грузинском  языках.  В  866

году "солунские  братья" Кирилл (ок.826-869) и Мефодий (ок.815-885)  изобрели

славянскую грамоту, быстро распространившуюся в Болгарии и на Руси.

       Несмотря на то, что вся жизнь  государства и общества была  проникнута

религией, светская власть в Византии всегда была сильнее  власти  церковной.

Византийскую империю  всегда отличали устойчивая государственность  и  строго

централизованное  управление.

       По  своей  политической   структуре   Византия   была   самодержавной

монархией, учение о которой  окончательно  сложилось  именно  в  здесь.  Вся

полнота власти находилась в руках  императора (василевса).  Он  был высшим

судьей, руководил  внешней политикой, издавал  законы,  командовал  армией  и

т.д. Власть его  считалась божественной и была практически  не  ограниченной,

однако, (парадокс!)  она  не  была  юридически  наследственной.  Результатом

этого были постоянные смуты и  войны  за  власть,  кончавшиеся  созданием  и

личным способностям нередко мог занять  очередной  династии  (простой  воин,

даже  из  варваров,  или  крестьянин,  благодаря  ловкости  высокий  пост  в

государстве  или  даже  стать  императором.  История  Византии  полна  таких

примеров).

       В  Византии  сложилась  особая  система  взаимоотношения   светской  и

церковной  властей,  называемая  цезарепапизмом  (Императоры,  по  существу,

управляли Церковью, становясь "папами". Церковь же стала  лишь  придатком  и

инструментом  светской  власти).  Особенно  окрепла  власть  императоров   в

печально  знаменитый  период  "иконоборчества",   когда   духовенство   было

полностью  подчинено  императорской  власти,   лишено   многих   привилегий,

богатства церкви и  монастырей  были  частично  конфискованы.  Что  касается

культурной  жизни,  итогом   "иконоборчества"   стала   полная   канонизация

духовного искусства.

       В художественном творчестве  Византия дала средневековому миру высокие

образы литературы и искусства,  которые  отличались  благородным  изяществом

форм,  образным  видением  мысли,  утонченностью   эстетического   мышления,

глубиной  философской  мысли.  Прямая  наследница  греко-римского   мира   и

эллинистического   Востока,   по    силе    выразительности    и    глубокой

одухотворенности  Византия  многие  столетия  стояла  впереди   всех   стран

средневековой  Европы.  уже  с  VI  века  Константинополь   превращается   в

прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук  и

искусств". За ним  следуют Равенна, Рим, Никея,  Фессалоника,  также  ставшие

средоточием византийского  художественного стиля.

       Процесс художественного развития  Византии не был прямолинейным.  В нем

были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и  мрачные

годы господства  реакционных.  Было  несколько  периодов,  более  или  менее

благополучных, отмеченных особым расцветом искусства:

       Время императора Юстиниана I (527-565) - "золотой век Византии" и так

называемые Византийские "ренессансы":

.  Правление   македонской  династии  (середина  IX  -  конец  XI  века)   -

   "македонский  ренессанс".

. Правление династии  Комнинов (конец XI - конец XII веков) -  "комниновский

   ренессанс".

. Поздняя Византия (с 1260 г.) - "палеологовский ренессанс".

       Византия пережила  нашествие   крестоносцев  (1204  г.,  IV  крестовый

поход), но с образованием и укреплением на ее границах Османской  империи  ее

конец стал неизбежен. Запад обещал помощь  только  при  условии  перехода  в

католичество  (Ферраро-Флорентийская  уния,   с   негодованием   отвергнутая

народом).

       В апреле 1453 г. Константинополь  был окружен огромной турецкой  армией

и через два  месяца  взят  штурмом.  Последний  император  -  Константин  XI

Палеолог - погиб  на крепостной стене с оружием  в руках.

       С тех пор Константинополь  именуется Стамбулом.

       Падение  Византии  стало   огромным  ударом  по  православному  (да  и

христианскому  в  целом)  миру.  Отвлекаясь   от  политики   и   экономики,

христианские богословы  видели  главную  причину  ее  гибели  в  том  падении

нравов и в  том лицемерии в вопросах религии, которые процветали  в  Византии

в последние века ее существования. Так, Владимир Соловьев писал:

       "После многих отсрочек и долгой  борьбы  с  материальным  разложением

Восточная империя, давно умершая нравственно, была наконец,  как  раз  перед

возрождением Запада, снесена с  исторического  поприща.  ...  Гордясь  своим

правоверием  и  благочестием,  они  не   хотели   понять   той   простой   и

самоочевидной истины, что действительное правоверие и  благочестие  требуют,

чтобы мы сколько-нибудь сообразовали свою жизнь с тем, во что  верим  и  что

почитаем,  -  они  не  хотели  понять,   что   действительное   преимущество

принадлежит  христианскому  царству  перед  другими,  лишь   поскольку   оно

устрояется  и  управляется  в  духе  Христовом.  ...  Оказавшись  безнадежно

неспособною к  своему высокому назначению -  быть  христианским  царством,  -

Византия  теряла  внутреннюю  причину своего  существования.  Ибо текущие,

обычные задачи государственного управления  могли,  и  даже  гораздо  лучше,

быть исполнены  правительством турецкого султана,  которое,  будучи  свободно

от внутреннего  противоречия, было честнее и крепче и притом  не  вмешивалось

в религиозную  область христианства,  не  сочиняло  сомнительных  догматов  и

зловредных ересей, а также не защищало  православия  посредством  повального

избиения еретиков и торжественного сожига-ния ересиархов на кострах". 
 

       Период "иконоборчества" (730-1046 г.г.) 
 

       В истории средних веков (и   не  только  средних  веков)  было  немало

драматических моментов, когда в силу политических или  экономических  причин

определенный  жанр   искусства   вдруг   становился   неугоден.   Художники,

работающие в  этом жанре, а также его  почитатели,  подвергались  репрессиям,

уничтожались морально  или  физически.  Ярчайшим  примером  является  период

иконоборчества  в Византии.

       В  717  г.,  когда  ислам   завоевывал  Азию  и  угрожал  Европе,   на

пошатнувшийся византийский престол  взошел  Лев  III  (675-741),  прозванный

Исавром. Неизвестно, происходил ли он  на  самом  деле  из  племени  исавров

(дикого  и   воинственного  народа),  но  известно  доподлинно,  что он  был

отважным и блестящим  полководцем,  сумевшим  защитить  страну  от  арабов  и

значительно укрепить внешнеполитическое положение Византии.

       Не теряя времени,  Лев  Исаврянин   решительно  взялся  за  внутренние

реформы и, в частности, обратил пристальное внимание на  Церковь.  При  этом

он нашел, что  почитание реликвий (останков святых и священных  предметов)  и

икон приняло  небывалые размеры,  превратившись,  по  существу,  в  суеверие.

Священным изображениям,  иконам,  призванным  помочь  человеку  проникнуться

молитвенным духом  и приблизиться к Богу, воздавались  порой  такие  почести,

Информация о работе Искусство Византии. Иконопись