Искусство Византии. Иконопись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:28, реферат

Описание работы

В 330 г. римский император Константин I Великий перенес в

Константинополь столицу империи.

В 395 году Римская империя распалась на Восточную и Западную.

В 476 году Западная Римская империя пала под натиском варваров.

Содержание работы

Краткий экскурс в историю Византии. От Константина до Константина. 2

Период "иконоборчества" (730-1046 г.г.) 6

От античной живописи к иконописи 10

Иоанн Дамаскин (ок.675 - ок.749) - теоретик иконописи 13

Византийский иконографический канон 16

Техника иконописи 16

Пропорции фигур 17

Тип лица и выражение 17

Внешность и поза 17

Палитра цветов, игнорирование светотени 18

Жизнь и творчество Феофана Грека (около 1340-1410) 20

Список литературы. 23

Файлы: 1 файл

Виз иконопись.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

       Прекрасные образцы надгробных портретов были обнаружены в египетском

оазисе Эль-Фаюм ("Фаюмские портреты" I-II века, некоторые  из  которых  можно

увидеть в Московском Музее  Изобразительных  искусств).  Люди  на  портретах

находятся как  бы  по  ту  сторону  земной  жизни.  Их  лица имеют строгое

выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо,  сквозь  зрителя,  видит

что-то, недоступное  живым.

       Этот принцип был использован   и  развит  до  предела   в  византийском

иконописном каноне

       Художники постепенно, но сознательно отходят  от  античной  трактовки

человеческого образа в гармоническом единстве его  морального  и  физического

совершенства, все  больше стараясь передать  духовную  сущность,  пренебрегая

правдивой передачей  физического облика.

       Таким образом, христианский иконографический канон начал складываться

самопроизвольно, и лишь много позднее был узаконен церковью и традицией. 

       Иоанн Дамаскин (ок.675 - ок.749) - теоретик  иконописи 
 

       Иоанн  (Иоанн-Мансур),  прозванный   Дамаскиным   -   великий   поэт,

крупнейший богослов и борец за православие. Он родился  в Дамаске, в  богатой

и  знатной   христианской   семье,   получил   разностороннее   и   глубокое

образование.   Отец   позаботился,   чтобы   преподавателем   даровитого   и

впечатлительного мальчика был христианин. С  этой  целью  он  выкупил  раба-

монаха,  под  руководством  которого  Иоанн  изучил  философию,  математику,

астрономию  и  музыку.  Сначала  Иоанн  служил  при  дворе  Омейядов,  затем

удалился в монастырь  Св.Саввы (близ  Иерусалима),  где  и  прожил  до  самой

смерти.

       Иоанн Дамаскин был разносторонне  одаренным человеком,  интересным  во

многих отношениях. Его духовное наследие огромно, оно  составляет  бесценное

сокровище Церкви.

       Предание называет Иоанна автором замечательных церковных песнопений,

в которых христианский мир до сих пор черпает  мудрость,  силу  и  утешение.

Считается,  что  именно  он  составил   пасхальный   канон,   могучий   гимн

"Воскресение   Христово   видевше",   замечательные   надгробные    молитвы.

Лаконичность и  живость языка, трогательный лиризм и глубина мысли - все  это

делает Дамаскина  величайшим поэтом Византии и всего  христианского  мира.  Не

случайно  его  прозвали  "златоструйным".  Одним  из  первых   он   составил

календарь дней памяти христианских святых и подвижников.

       С поэзией Дамаскина тесно  сливается и его  музыкальная   деятельность.

Ему принадлежат  первая  церковная  система  нот  и  оформление  большинства

христианских песнопений в сборники "Типикон" и "Октоих".

       Еще  более  Иоанн  Дамаскин  известен   как   богослов.   Он   создал

фундаментальный труд "Источник знания", состоящий  из трех частей: в  первой,

"Диалектике", излагаются философские идеи  Аристотеля, во  второй,  "Книге   о

ересях", перечисляются  и анализируются учения, противоречащие  христианству,

а  в  третьей,  "Точном  изложении  православной  веры",   систематизируется

православное вероучение.

       Это  была  система  идей  о  боге,  сотворении   мира   и   человеке,

определяющая его  место в этом и  в  потустороннем  мирах.  Он  рассмотрел  и

обобщил как естественнонаучные представления древних, так  и  догматы  своих

предшественников-богословов, и тщательно отобрал те из  них,  которые  ни  в

коей мере не противоречили  канонам вселенских соборов.

       Основным методом работы Дамаскина  была компиляция (в  соответствии  с

его девизом "Не люблю ничего своего") на основе  аристотелевской  логики.  С

этой точки зрения богословие Дамаскина даже  по  средневековым  меркам  было

лишено оригинальности. Однако он сделал то,  что  неодходимо  было  сделать:

благодаря  устранению  из  церковных  догматов   противоречий   православное

вероучение было приведено в более-менее стройную систему.

       Этот труд оказал огромное  влияние  на  будущие  поколения  не  только

православных, но и католических

       богословов  (Фомы  Аквинского).  Для  православной  Церкви  сочинение

Иоанна  Дамаскина  до   сих   пор   является   основным   источником   основ

христианского вероучения.

       Однако  с  точки  зрения  художественной  культуры   Иоанн   Дамаскин

интересен  нам  прежде  всего  как  яростный  противник  "иконоборчества"  и

создатель  теории   Священного   образа,   положившей   начало   канонизации

иконописи.

       Согласно его теории:

       Изображать святых можно, но в символическом и аллегорическом виде.

       Можно и нужно изображать то, что было в  действительности  (сцены  из

Священного писания, Жития Святых).

       Можно писать Христа в том  виде, в котором он пребывал  на  земле,  но

нельзя писать образ Бога-Отца.

       Изображения святых необходимы - они украшают  храмы,  заменяют  книги

неграмотным, постоянно  напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона -  не

картина, а священный  образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся  тому,  что  на

ней изображено ("первообразу"), а не мастерству  художника  -  иконы  должны

быть анонимны.

       Иконы чудотворны, так как несут  в себе часть божественной  силы  того,

кто на них изображен.

       Последний довод он подкреплял  примером из собственной жизни.

       Халиф заподозрил  Иоанна-Мансура в шпионаже  в пользу  Византии  и

приказал  отрубить   ему   кисть   правой   руки,   что   и   было   сделано

незамедлительно.

        Иоанн приложил отрубленную кисть  на место, всю ночь  усердно   молясь

об исцелении иконе Богоматери, по  преданию  написанной  самим  евангелистом

Лукой.

       Наутро кисть приросла. В ознаменовании  этого чуда Дамаскин  прикрепил

к серебряному  окладу чудотворной иконы в  знак  вечной  благодарности  руку,

отлитую  из  чистого  серебра.  Эта  икона  изображена  слева.  Сейчас   она

находится в монастыре  Хилардар (Афон, Греция).

       Так возник один из  канонических  образов  Богоматери  -  Богоматерь-

Троеручица. 
 

       Византийский иконографический  канон 
 

       Канон -  совокупность  строго  установленных  правил  и  приемов  для

произведений искусства  данного вида.

       Церковь  "художествовала,  направляя   своим  духовным   опытом   руки

иконописцев" (П.Флоренский).

       Византийский иконографический  канон регламентировал:

. круг композиций  и сюжетов священного писания

. изображение  пропорций фигур

. общий тип  и общее выражение лица святых

. тип внешности  отдельных святых и их позы

. палитру цветов

. технику живописи.

       Соблюдение   всех   канонических   правил  неминуемо   приводило   к

игнорированию линейной перспективы и светотени

       После   завершения   периода   "иконоборчества"    вопрос    создания

художественных  средств  для  воплощения  "святости"  стоял  особенно  остро.

Благодаря трудам Иоанна  Дамаскина  стало  ясно,  что  можно  изображать  на

иконе, и что  нельзя. Осталось выяснить и регламентировать  то,  как  следует

изображать внешность  святых и божественные сюжеты.

       Результатом этих исканий стали  следующие установки: 

       Техника иконописи 
 

       В монументальной живописи господствовала  мозаика, позднее, во времена

заката империи, вытесненная фреской.

       Техника станковой живописи была  такова:

       На доску (в Византии - кипарисовую,  на Руси - сосновую  или  липовую)

или холст ("поволока") наносили слой белого шлифованного грунта из  гипса и

мела ("левкас"), в XIII-XIV веках часто покрываемый  золотом. Затем  наносили

контуры рисунка  и красочный слой (энкаустика,  темпера).  Поверх  красочного

слоя наносили защитный слой (закрепитель) - олифу, лак. Обрамление  иконы  -

Оклад  -  выполняли  из  дерева,  золота,  серебра,  украшали   драгоценными

камнями. 

       Пропорции фигур 
 

       Известные с античных времен  пропорции человеческого тела  сознательно

нарушаются.  Фигуры  устремляются  вверх,  становятся  выше,  тоньше,  плечи

сужаются, пальцы рук и  ногти  удлиняются.  Все  тело,  кроме  лица  и  рук,

скрывается под  складками одежды. 

       Тип лица и выражение 
 

       Овал лица удлиняется, лоб пишется  высоким, нос и рот - мелкими (нос -

с  горбинкой),  глаза  -  большими,  миндалевидными.  Взгляд  -  строгий   и

отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него. 

       Внешность и поза 
 

       Внешность всех святых, одежда, в  которой  их  следует  писать,  позы,

которые  они  могут  принимать,  строго  определены.  Так,  апостола  Иоанна

Златоуста следует  изображать русым и с короткой бородой, а  Святого  Василия

-  темноволосым  с  длинной  заостренной   бородой.  См.  также   Иконография

Богоматери, Иконография  Христа. 

       "Уплощение", игнорирование линейной  перспективы 

       Любая передача объема нежелательна, так  как  привлекает  внимание  к

телесной  сущности  изображаемого  в   ущерб   сущности   духовной.   Фигуры

становятся двухмерными. С этой же целью  широко  применяемая  ранее  техника

энкаустики, дающая слишком "осязаемую" поверхность  заменяется  на  сухую  и

строгую темперу.

       Естественно, плоские фигуры неуместны  на пейзажном или  архитектурном

фоне, который подразумевает  перспективу и передачу объема. В идеале  пейзаж

исчезает и уступает место фону, а пустое пространство заполняется  надписями

Информация о работе Искусство Византии. Иконопись