Искусство Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:44, реферат

Описание работы

Византийское искусство - историко-регионалъный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства. Наследует достижения античного искусства Греции и Рима и эллинистического искусства Востока. Бизант (Bysantes) - имя древнегреческого героя, сына бога морей Посейдона. Он основал город и дал свое имя. Согласно преданию, г. Византин помогали укреплять Аполлон и Посейдон. Этот город имел особенно важное географическое и историческое значение. В 330 г. из-за междоусобиц и смут, охвативших огромную, но уже плохо управляемую Римскую империю, император Константин I, прозванный Великим, перенес свою столицу в г. Византин. Император переименовал город в Константинополь. В 395 г. после смерти императора Феодосия I Римская империя окончательно раскололась на Западную и Восточную.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….....3
Глава 1. История Византии (Культурный аспект)…………………………….……………….4
1.1. Время императора Юстиниана.
1.2. Македонский ренессанс (867-1057)
1.3. Комниновский ренессанс(1057-1024г.)
1.4. Палеологовский ренессанс (1261-1453г.)
Глава 2. Архитектура..……………………………………………………………………......11
2.1. Византийский крестово-купольный храм
2.2. Мавзолей Галлы Плацидии и церковь Сан-Аполинаре де Нуово
Глава 3. Живопись………….……….………………………………………………………….16
3.1. Византийский иконографический канон.
3.2. Иоанн Дамаскин (ок.675 - ок.749) - теоретик иконописи.
3.3.Богоматерь Владимирска (конец XI - начало XII в.)
3.4. Жизнь и творчество Феофана Грека (около 1340-1410).
Глава 4. Другие виды искусства Византии………….………………………………………..21
Заключение……………………….……………………...………………………………….......24
Список литературы……………………………………………………………………………..25
Приложение……………………………………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Искусство Византии.docx

— 709.42 Кб (Скачать файл)

14

       В мавзолее Галлы молодой Христос в простых одеждах скромно восседает на пригорке. Вокруг него по зеленой траве гуляют овечки, к одной из них он ласково прикасается. Живость позы, как и вся композиция, явно унаследованы из античности. Однако, Добрый Пастырь опирается не на пастушеский посох, а на крест, как бы утверждая его над миром в знак триумфального шествия христианства.

       Добрый пастырь из церкви Сан-Аполинаре уже мало интересуется своими овцами (они и так совершенно послушны, построены в шеренгу и глаз не сводят с Пастыря). Христос одет в роскошные одежды, а взгляд его устремлен вдаль, так как он видит совсем другие стада "овец Христовых", жаждущих прикоснуться к его учению.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

3.ЖИВОПИСЬ.

       Как это ни странно, и живопись эпохи Возрождения, и средневековая иконопись имеют общего предка - живопись античную, трансформация которой в иконопись началась еще во времена первых христиан, задолго до официального утверждения христианской церкви. Каноны иконописи складывались постепенно, в течение многих веков.

       Во времена, когда христианство было запрещенной и преследуемой религией, местом сбора верующих для совместной молитвы были места уединенные, часто - катакомбы. Христиане Рима и Неаполя, Керчи и Сиракуз, Милоса и Александрии построили целые подземные лабиринты, которые были для них и церковью, и кладбищем, и мартирием. Стены катакомб белили и покрывали живописью, в которой использовались художественный язык и сюжеты античности. Здесь еще много было ваз, цветов, плодов, животных, амуров. Однако постепенно античные образы стали приобретать новый, символически-аллегорический смысл.

      Например, образ прелестной девушки Психеи стал толковаться как изображение христианской души. Пальмовая ветвь - атрибут императорских триумфов - стала символизировать райское блаженство. Амуры без труда превратились в ангелочков. На фресках появляются молящиеся - фигуры с воздетыми вверх руками - оранты. Особый смысл приобрели виноградная лоза и гроздь - они стали символом главного таинства - пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы (евхаристии).

       Прекрасные образцы надгробных портретов были обнаружены в египетском оазисе Эль-Фаюм ("Фаюмские портреты" I-II века, некоторые из которых можно увидеть в Московском Музее Изобразительных искусств). Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым. Этот принцип был использован и развит до предела в византийском иконописном каноне.

       Художники постепенно, но сознательно отходят от античной трактовки человеческого образа в гармоническом единстве его морального и физического совершенства, все больше стараясь передать духовную сущность, пренебрегая правдивой передачей физического облика. Таким образом, христианский иконографический канон начал складываться самопроизвольно, и лишь много позднее был узаконен церковью и традицией.

 

 

16

3.1. Византийский  иконографический канон.

       Канон - совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида. Церковь "художествовала, направляя своим духовным опытом. Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило к игнорированию линейной перспективы и светотени. После завершения периода «иконоборчества» вопрос создания художественных средств для воплощения "святости" стоял особенно остро. Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, что можно изображать на иконе, и что нельзя. Осталось выяснить и регламентировать то, как следует изображать внешность святых и божественные сюжеты.

  

3.2. Иоанн Дамаскин (ок.675 - ок.749) - теоретик иконописи.

       Иоанн (Иоанн-Мансур), прозванный Дамаскиным - великий поэт, крупнейший богослов и борец за православие. Он родился в Дамаске, в богатой и знатной христианской семье, получил разностороннее и глубокое образование. Отец позаботился, чтобы преподавателем даровитого и впечатлительного мальчика был христианин. С этой целью он выкупил раба-монаха, под руководством которого Иоанн изучил философию, математику, астрономию и музыку. Сначала Иоанн служил при дворе Омейядов, затем удалился в монастырь Св. Саввы (близ Иерусалима), где и прожил до самой смерти.

Еще более Иоанн Дамаскин известен как богослов. Он создал фундаментальный труд "Источник знания", состоящий из трех частей: в первой, "Диалектике", излагаются философские идеи Аристотеля, во второй, "Книге о ересях", перечисляются и анализируются учения, противоречащие христианству, а в третьей, "Точном изложении православной веры", систематизируется православное вероучение.

       Это была система идей о боге, сотворении мира и человеке, определяющая его место в этом и в потустороннем мирах. Он рассмотрел и обобщил как естественнонаучные представления древних, так и догматы своих предшественников-богословов, и тщательно отобрал те из них, которые ни в коей мере не противоречили канонам вселенских соборов. Основным методом работы Дамаскина была компиляция (в соответствии с его девизом "Не люблю ничего своего") на основе аристотелевской логики. С этой точки зрения богословие Дамаскина даже по средневековым меркам было лишено оригинальности. Однако он сделал то, что необходимо было сделать: благодаря устранению из церковных догматов противоречий православное вероучение было приведено в более-менее стройную систему.

17

Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения  не только православных, но и католических богословов. Для православной Церкви сочинение Иоанна Дамаскина до сих пор является основным источником основ христианского вероучения.

       Однако с точки зрения художественной культуры Иоанн Дамаскин интересен нам, прежде всего как яростный противник «иконоборчества» и создатель теории Священного образа, положившей начало канонизации иконописи.

       Согласно его теории:

1.    Изображать святых  можно, но в символическом и  аллегорическом виде.

2.    Можно и нужно  изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания,  Жития Святых).

3.    Можно писать  Христа в том виде, в котором  он пребывал на земле, но  нельзя писать образ Бога-Отца.

4. Изображения святых необходимы - они украшают храмы, заменяют книги неграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона - не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено ("первообразу"), а не мастерству художника - иконы должны быть анонимны.

5.   Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.

       Последний довод он подкреплял примером из собственной жизни. Халиф заподозрил Иоанна-Мансура в шпионаже в пользу Византии и приказал отрубить ему кисть правой руки, что и было сделано незамедлительно. Иоанн приложил отрубленную кисть на место, всю ночь усердно молясь об исцелении  иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистом Лукой. Наутро кисть приросла. В ознаменовании этого чуда Дамаскин прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы в знак вечной благодарности руку, отлитую из чистого серебра. Так возник один из канонических образов Богоматери - Богоматерь-Троеручица.

 

3.3.Богоматерь  Владимирска (конец XI - начало XII в.)

      Столетиями творчество художников-иконописцев было сковано строгими канонами, которые, казалось бы, не оставляли ни малейшего места для творческой фантазии и человеческого сочувствия. И, несмотря на это, как много было создано образов, полных волнующей и глубокой красоты! Таким уникальным произведением византийского искусства является  Богоматерь Владимирская (неизвестный автор, начало XII века, эпоха "комниновского ренессанса") - самая почитаемая икона на Руси, с которой связаны многие

18

страницы русской истории.

       Редкая тонкость исполнения, богатство колорита (все оттенки коричневого, золотого и красного) говорят о руке выдающегося мастера константинопольской школы. Но больше всего поражает необычайная выразительность скорбного лика и та трогательная материнская нежность, с которой Мария приникла к младенцу. Лицо Богоматери с чистым овалом, тонким носом и большими миндалевидными глазами проникнуто подлинным человеческим страданием. Кажется непостижимым, как удалось художнику достигнуть такого впечатления, внешне ни в чем, не выходя за рамки канона «Богоматерь Елеус» («Умиление») – поясное изображение Богородицы с прильнувшим к ее щеке Христом. Глубокая скорбь наполняет склоненное лицо Марии, темные глаза печальны, как почти во всех образцах византийского искусства, из которого навсегда ушла человеческая улыбка.

3.4. Жизнь и творчество  Феофана Грека (около 1340-1410).

       Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул

родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца. Этому  гениальному "византийцу", или "гречину", суждено было сыграть решающую роль в пробуждении русского художественного гения.

       Воспитанный на строгих канонах, он уже в молодости во многом превзошел их. Его искусство оказалось последним цветком на иссохшей почве византийской культуры. Если бы он остался работать в Константинополе, он превратился бы в одного из безликих византийских иконописцев, от работ которых веет холодом и скукой. Но он не остался. Чем дальше он удалялся от столицы, тем более широким делался его кругозор, тем независимее убеждения.

       Его творческая миссия началась в 1370-х годах в Новгороде, где он расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1378 г.). Князь Дмитрий Донской переманил его в Москву. Здесь Феофан руководил росписями Благовещенского собора в Кремле (1405 г.). Его кистью написан ряд замечательных икон, среди которых (предположительно) знаменитая Богоматерь Донская, ставшая национальной святыней России. Первоначально "Богоматерь Донская" находилась в Успенском соборе города Коломны, возведенного в память победы русского воинства на Куликовом поле. Перед нею молился Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Казань.

       Известно, что на Руси Феофан Грек принимал участие в росписи десятков церквей. К сожалению, большинство его работ утрачено. К сожалению, неизвестно, принадлежит ли

19

ему самому или его ученикам целый ряд первоклассных произведений, ему приписываемых. Достоверно известно только, что им была расписана церковь  Спаса Преображения в Новгороде. Общепринято причислять творчество Феофана Грека к явлениям русской  культуры. Но на самом деле он был  человеком исключительно византийской культуры и как мыслитель, и как  художник. Он был последним византийским миссионером на Руси. Его произведения принадлежали прошлому XIV веку, венчая его достижения. По характеру они  были трагическими, так как выражали мироощущение заката Византийской империи, были проникнуты апокалипсическими  предчувствиями близкой гибели Священного православного царства. Они были полны пророчествами возмездия  греческому миру, пафосом стоицизма.

       Конечно, такая живопись была созвучна уходящей золотоордынской Руси. Но она абсолютно не соответствовала настроениям новым, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызвало восторг и подражание. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи - "светло радостный", гармонический, лирико-этический.

       Феофан был последним даром византийского гения русскому. На смену "русскому византийцу", экспрессивно-экзальтированному Греку, мрачноватому "Микеланджело русской живописи", пришел "Рафаэль" - Андрей Рублев.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

4.ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА ВИЗАНТИИ.

   

       X-XII века - период нового подъема византийского монументального искусства и архитектуры - были ознаменованы также расцветом прикладного искусства: ювелирного дела, резьбы по кости и камню, производства изделий из стекла, керамики и художественных тканей. Художественное творчество в Византии было подчинено единой системе миропонимания, философско-религеозного мировоззрения, единым эстетическим принципам. Поэтому все виды искусств были тесно связаны между собой единой системой художественных ценностей, общностью сюжетов, стилистических и композиционных принципов. Книжная миниатюра и прикладное искусство так же подчинялись этим общим законам, хотя в разной степени. Их эволюция шла в русле качественных изменений всей художественной системы византийского общества. Поэтому в Византии, как ни где в средневековом мире, наблюдался органический художественный синтез зодчества, живописи, скульптуры, прикладного искусства. Прикладное искусство в Византии, помимо практических функций, имело часто сакральное, репрезентативное, символическое назначение. Отсюда высочайшие эстетические требования, предъявляемые к искусству малых форм. Церковная утварь, императорские регалии, одежда церковных иерархов и придворной знати, реликварии и ларцы императоров и императриц, роскошные ювелирные украшения, которые носили не только василиссы и придворные дамы, но и императоры, высшие чиновники, духовенство, - все эти украшения часто становились недосягаемым образцом для художников других стран.

       В X-XII вв. центром производства драгоценных изделий прикладного искусства по-прежнему оставался Константинополь. Изделия столичных мастеров славились рафинированностью вкуса и техническим совершенством. Предметы роскоши украшали дворцы василевсов, особняки и имения знати, интерьеры храмов. Произведения византийского прикладного искусства высоко ценились далеко за пределами империи.

       Высочайшего уровня развития в эту эпоху достигла византийская торевтика - изготовление художественных изделий из золота, серебра, бронзы и других металлов. Предметы культа - реликварии, лампады, паникадила, кованные с рельефами врата храмов, складни с образцами святых, оклады икон и книг и множество видов церковной утвари были истинными произведениями искусства.

Информация о работе Искусство Византии