Искусство Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:44, реферат

Описание работы

Византийское искусство - историко-регионалъный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства. Наследует достижения античного искусства Греции и Рима и эллинистического искусства Востока. Бизант (Bysantes) - имя древнегреческого героя, сына бога морей Посейдона. Он основал город и дал свое имя. Согласно преданию, г. Византин помогали укреплять Аполлон и Посейдон. Этот город имел особенно важное географическое и историческое значение. В 330 г. из-за междоусобиц и смут, охвативших огромную, но уже плохо управляемую Римскую империю, император Константин I, прозванный Великим, перенес свою столицу в г. Византин. Император переименовал город в Константинополь. В 395 г. после смерти императора Феодосия I Римская империя окончательно раскололась на Западную и Восточную.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….....3
Глава 1. История Византии (Культурный аспект)…………………………….……………….4
1.1. Время императора Юстиниана.
1.2. Македонский ренессанс (867-1057)
1.3. Комниновский ренессанс(1057-1024г.)
1.4. Палеологовский ренессанс (1261-1453г.)
Глава 2. Архитектура..……………………………………………………………………......11
2.1. Византийский крестово-купольный храм
2.2. Мавзолей Галлы Плацидии и церковь Сан-Аполинаре де Нуово
Глава 3. Живопись………….……….………………………………………………………….16
3.1. Византийский иконографический канон.
3.2. Иоанн Дамаскин (ок.675 - ок.749) - теоретик иконописи.
3.3.Богоматерь Владимирска (конец XI - начало XII в.)
3.4. Жизнь и творчество Феофана Грека (около 1340-1410).
Глава 4. Другие виды искусства Византии………….………………………………………..21
Заключение……………………….……………………...………………………………….......24
Список литературы……………………………………………………………………………..25
Приложение……………………………………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Искусство Византии.docx

— 709.42 Кб (Скачать файл)

    Чудесные произведения прикладного искусства были в то же время орудием политики

21

и дипломатии - раздача наград, дары храмам и монастырям, подкуп правителей

иностранных государств и  их послов, что содействовало распространению  драгоценных произведений искусства  византийских мастеров далеко за границами  империи. Сложные орнаментальные мотивы в соединении с христианскими  сюжетами проникают в украшение  окладов икон и богослужебных  книг. Ковровые узоры лиственного  орнамента, пальметты, виноградные  лозы часто сходны с узором заставок иллюминованных рукописей. На светских предметах - чашах, блюдах, кубках - соседствуют  библейские и античные мотивы, сцены  мифов и охоты, богатый орнамент - иногда ориентального характера. Разумеется, была распространена и массовая продукция  из металла для широких слоев  населения Византийского государства. Утонченная линейная стилизация, полихромия, блестящий золотой фон, чистота  и яркость локальных цветов, благородство колористических сочетаний, одухотворенность образов - вот характерные черты  византийских эмалей, роднящие их с  лучшими произведениями монументальной живописи и книжной миниатюры. Сохранилось  не мало шедевров высокого искусства византийских эмальеров. Одно из первых мест среди них принадлежит знаменитой Пала д’Оро в разнице собора св. Марка в Венеции. Пала д’Оро представляет собой запрестольный образ, состоящий из 83 эмалевых золотых пластин византийского происхождения. Создавалось это знаменитое произведение в разное время, но лучшие эмали относятся к XII в. Не меньшей известностью пользуются две короны венгерских королей, подаренные им византийскими императорами. Первая из них - подарок императора Константина IX Мономаха венгерскому королю Андрею I (1047-1061). Корона состоит из семи золотых с перегородчатой эмалью створок, на них изображен Константин IX Мономах, стоящий между своей супругой Зоей и ее сестрой Феодорой. Фигуры танцовщиц и орнамент из стилизованных птиц и растений, расположенные по сторонам византийских правителей, свидетельствует об устойчивом влиянии арабского искусства на византийское художественное творчество XI-XII вв. Другая корона создавалась в несколько приемов. Первоначально это была диадема с изображением Императора Михаила II Дуки - дар жене венгерского короля Гейзы . Во второй половине XII в. при венгерском короле Беле III диадема была переделана в корону со сферическим верхом.

       Прикладное искусство Византии, подарившее миру столько прекрасных шедевров, отражало вкусы, эстетические представления и интересы различных социальных слоев византийского общества. В своей основе оно было более тесно связано с народной культурой, зачастую питалось образами и представлениями, порожденными социальной

22

психологией  широких  кругов населения империи. Вместе с  тем оно одновременно подчинялась  общим мировоззренческим установкам и художественным канонам, господствующим в византийском обществе. Ремесленники, естественно, должны были считаться  со вкусами знатных заказчиков, императорского дворца, церкви. И все же прикладное искусство смелее отходило от тематических и стилистических штампов, черпая новые  импульсы из народного общественного  сознания, из творчества народных масс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

       Рассказывать о Византии можно бесконечно, но это уже удел специалистов. На данном этапе в этой работе можно сделать следующие выводы.

      Сохраняя в своих недрах плоды античной цивилизации, Византия служила для      западноевропейских народов обильным источником знаний и просвещения. До конца XII столетия о Византии смело, можно сказать, что она стояла на недосягаемой для западных народов высоте в области богословия, философии и литературы.

       В искусстве Византии сложилась классически стройная художественная система, устойчивый иконографический канон спиритуалистических образов, стабильная иерархия основных духовных ценностей. Благодаря своей универсальности византийское искусство приобрело некий надэтнический характер, впитав культуру многих народов. Это послужило основой его широкой экспансии в различные страны. Византийское искусство стало непререкаемым эталоном для искусства православного мира - грузинского, сербского, болгарского, русского. К нему обращались художники латинского Запада и мусульманского Востока. Влияние византийского искусства прослеживается в Италии и на острове Сицилия, на Кавказе и ряде других областей. Разумеется, византийское искусство само испытывало изменения под влиянием местных художественных школ.

       Процесс развития Византии не был прямолинейным. В нем были эпохи  подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.

       Опыт Византии сыграл существенную роль в культурном развитии стран Европы и Востока, в становлении идей Ренессанса. Она оказала огромное влияние  на развитие православной культуры в Восточной Европе и особенно в Древней Руси.

      

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Всемирная история государства  и права. Энциклопедический словарь. (Под редакцией А.В. Крутских. – М.: Инфра-М, 2001.)

2. Культура Византии. (В 3-х т. – М., 1984-1991.)

3. http://ru.wikipedia.org/

4. http://historic.ru/

5. http://mirasky.h1.ru/

6. http://www.artprojekt.ru/

7. http://ogurcova-online.com/

8. http://www.arhitekto.ru/

9. http://artyx.ru/

10. http://www.icon-art.info/

11. http://artwwworld.org.ua/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Византийский крестово-купольный  храм.

Мавзолей Галлы Плацидии.

 

Церковь Сан-Аполинаре де Нуово.

Собор Святой Софии.

Византийская икона.


Информация о работе Искусство Византии