Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 02:28, курсовая работа
Целью данной работы является обобщение элементов духовной культуры и искусства волжских болгар.
Для определения раскрытия данной темы были поставлены следующие задачи:
В первой главе: определить, как происходили изменения в области духовной культуры Волжской Болгарии доисламского периода.
Во второй главе: показать, как повлияла на духовную культуру болгар принятие ислама, а также влияние культурных связей с арабским миром на развитие в стране научных знаний, посвящения и литературы;
В третьей главе: показать развитие искусства волжских болгар.
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава I . Духовная культура Волжской Болгарии
в доисламский период.
I.1. Религия. Верования населения Волжской Болгарии. ………….… 5
I.2. Устное народное творчество и письменность
Волжской Болгарии. ………………………………………………. 9
Глава II. Культура Волжской Болгарии. Исламский период
II.1. Ислам в Волжской Болгарии ……………………………………... 15
II.2. Просвещение и литература в Волжской Болгарии …………….. 19
II.3. Наука в Волжской Болгарии …………………………………….... 23
Глава III. Искусство Волжской Болгарии
III.1. Ислам в искусстве волжских болгар……………………………… 29
Заключение………………………………………………………..…….….37
Библиография ……..……………………………………………..…
Высокого уровня достигла в своем развитии в Болгарии производство керамических изделий: высокохудожественной посуды, светильников, сосудов для благовоний. В городах страны изготовлялись самые разнообразные керамические горшки и корчаги, кувшины и котлы, блюда и чаши и др. изделия, которые отличались совершенством формы и многообразием цвета и наносимых на них орнамента. Гончарные изделия, прежде всего, производились для внутреннего потребления, но они являлись одним из статей булгарского экспорта в соседние земли и страны. С.М.Червонная пишет: “Раскопками в Суздале были обнаружены остатки гончарного горна с обломками типичной булгарской керамики, что свидетельствует не только об экспорте из Болгарии керамических изделий, пользующихся популярностью на Руси, но и о приглашении в Суздальскую землю булгарских опытных и искусных гончаров”27. Керамическое искусство болгар не стояло на месте, в его развитии были и скачки, один из которых произошел в XII в., когда получило применение горновой обжиг вместо кострового, что обеспечило повышение качества изделий, их утилитарных и художественных достоинств.
Заключение
В эпоху средневековья шло формирование государственности, идеологии и духовной культуры болгарского народа. Хронологические рамки этого развития охватывают тысячелетнюю историю с VIII по ХIII век и включают в себя несколько форм государственности: Тюркский и Хазарский каганаты, Волжскую Болгарию. Именно в рамках этих государственных образований шел процесс становления средневекового просвещения и образованности. Особую роль в эволюции идеологии и просвещения сыграло распространение Ислама в форме государственной религии. И если в период Тюркского, Хазарского каганатов шел процесс становления элементов просвещенности, то в эпоху Волжской Болгарии, материальная и духовная культура, в том числе и просвещение, переживали период интенсивного формирования, развивались как составная часть культуры средневекового мусульманского Востока и составили один из этапов в становлении и формировании общественно-педагогической мысли татарского народа.
Духовная культура волжских болгар домонгольской поры прошла сложный путь развития и достигла значительных успехов. Она в самых общих чертах повторила путь развития средневековой культуры многих народов, в частности некоторых народов Средней Азии и Восточной Европы.
Развитие культуры волжских болгар можно подразделить на два этапа: культура языческого периода и периода государственности.
Поступательное развитие экономики, хозяйства, образование государства и рост городов привели к возникновению высокоразвитой профессиональной культуры. Среди широких масс распространилась элементарная мусульманская образованность, письменность, появились "начальные училища" при мечетях и отдельные крупные медресе. Народные знания начали перерастать в отдельные разделы науки. Появились поэты, ученые. Профессиональная культура волжских булгар была тесно связана с развитой культурой Средней Азии, Кавказа и ряда стран Ближнего и Среднего Востока. Этому способствовали, прежде всего, тесные торгово-экономические связи. В Волжскую Болгарию из этих стран, доставлялись не только различные товары, но проникали и идеи, навыки, культурные достижения, в том числе и книги с текстами научных трудов, литературных произведений. В этом немаловажную роль играло и интенсивное распространение мусульманства. С принятием монотеистической религии Волжская Болгария вошла в орбиту сложной и развитой культурной жизни мусульманского мира. В Волжской Болгарии распространялась не только арабская графика, но широко практиковался в высших сферах и литературный арабский язык – своеобразная латынь Востока. В учебных заведениях, действовавших при мечетях, обучали не только богословию, но и основам некоторых светских наук, необходимых в торговых операциях, ремеслах, строительстве и управлении обществом. Появились булгарские ученые по истории, медицине, астрономии и другим наукам. Труды этих ученых распространялись и за пределами страны.
Культура Волжской Болгарии имеет достаточно выраженных классовый характер. Идеология эксплуатирующего класса была, как везде, господствующей идеологией. Ислам, явившейся стержнем этой идеологии, оказывал влияние буквально на все области духовной культуры.
Несмотря на существенное влияние извне, в частности со стороны мусульманского Востока, болгарская духовная культура сохранила свою самобытность, развивала традиции гуманизма, патриотизма. Культурные достижения, проникающие извне, перерабатывались и усваивались с учетом особенностей местной экономики, хозяйства, географической среды и традиций болгар.
Весьма, своеобразная и самобытная духовная культура болгар, отличавшаяся на первых порывах многослойностью и сложностью истоков, в дальнейшем своем развитии вылилась в одно из замечательных явлений средневековой культуры Восточной Европы.
Список использованной литературы
I. Литература
II. Опубликованные статьи
Приложения
1 Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. - К: Татар.кн.изд-во, 2004 с.8-9.
2 Бартольд В.В. Соч.- М., 1963. – Т.1, с.851
3 Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. - К: Татар.кн.изд-во, 2004. - с.41
4 Плетнева С.А. Хазары. – М.:Наука, 1976. – 95 с.
5 Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Исследование по Мехшедской рукописи. – Харьков, 1956. – 137 с.
6 Давлетшин Г. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. - К: Татар.кн.изд-во, 2004 с.86
7 Татар халык мэкальлэре. Н.Исэнбэт.: 3 том. – Казань. Таткитнэшр., 1959-67. – 563 с.
8 Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Исследование по Мехшедской рукописи. – Харьков, 1956.
9 Из истории становления и развития письменности в Волжской Булгарии в VIII-XIII веках (Номер 4'2005, стр. 92-97)
10 Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. - К: Татар.кн.изд-во, 2004. - .238-239 с.
11Опубликовано в: Межвузовский сборник: Научные статьи студентов и аспирантов вузов Санкт-Петербурга. / Под ред. А.А. Волоковых. – СПБ.: Изд-во Института «Высшая религиозно-философская школа», 2005. – 216 с. Статья Е. Баркарь «Волжская Булгария» на 72 – 77 с.
12
Опубликовано. Статья Давлетшина Г.М. Ислам
и мусульманская культура в Волжской Булгарии. http://www.islam73.ru/?cat=
13 Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л.,1990. – 112 с.
14 Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии. – 158 с.
15 Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. - К: Татар.кн.изд-во, 2004. – 242 с.
16 Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. - К: Татар.кн.изд-во, 2004. – 243 с.
17 Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. - К: Татар.кн.изд-во, 2004. - .283 с.
18 Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. - К: Татар.кн.изд-во, 2004. - 297 с.
19 Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (Домонгольский период, X - нач. XIII вв.). Казань, 1990. – 113 с.
20 Таджаддин ал-Булгари. Большой тирйак (Большое противоядие) / Издание текста, перевод с арабского, предисловие, комментарий А.Б.Халидова. Казань, 1997.
21 Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура – Казань: книж. издательство, 1990 – 192 с.
22 Рашитов Ф.А. История татарского народа: с древнейших времен до наших дней – 2001. - 288 с.
23 Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: Учеб. пособие. – Казань, ТАРИХ, 2001 – 544 с.
24 Халиков А.Х. Татарский народ и его предки/ Научно-популярное изд. – Казань, 1989 – 222 с.
25 Червонная С.М. Искусство Татарии. М., 1987. – 84 с.
26 Из истории ранних булгар: Сборник. Казань, 1981. - 10 с.
27 Червонная С.М. Искусство Татарии. М., 1987. – 81 с.