Исламский тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:57, реферат

Описание работы

Понятие цивилизация (от лат. civilis — «гражданский», «государственный») возникло из размышлений учёных о ходе истории. Если встать над веками, т. е. отвлечься от отдельных событий и личностей, подняться выше создания и гибели великих империй, чем тогда «измерять» историю? Каковы её самые крупные единицы?;
В XIX в. историки и философы полагали, что всё человечество имеет единую историческую судьбу. В древности мир был расколот на тысячи первобытных народов. Постепенно многие из них объединились, образовали государства, изобрели письменность и перешли от простейших орудий труда ко всё более сложной технике. Учёные считали, что когда-нибудь в будущем расколотый мир станет единым, богатым и благоустроенным. Они были уверены: у всех народов один и тот же путь развития, но некоторые ушли по нему уже очень далеко, другие отстали, а третьи только-только отправляются в дорогу. Этот путь состоит из нескольких стадий, последняя, высшая из них — цивилизация.

Файлы: 1 файл

Исламский тип культуры.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

      Несмотря  на различия архитектурного стиля,  внутри каждой мечети должна  быть молитвенная ниша — михраб, — которая указывает направление  на Мекку; лицом к ней мусульмане  молятся. На минарете это направление  указывают рожки полумесяца. Внутри мечети нет никаких изображений — только изречения из Корана на арабском языке да кафедра проповедника — минбар, — на которой лежит том Корана.

      Мусульманские  гробницы по форме подражают  мечетям, тем более что некоторые  гробницы являются мечетями. В казахских степях мазары (гробницы), целые их ансамбли — некрополи выглядели единственными городскими строениями среди бескрайней степи, кочевое население которой жило в юртах. Знаменитый культовый комплекс Самарканда Ша-хи-Зинда с гробницами государей и знати, не менее знаменитый гигантский некрополь Каира с монументальными гробницами мамлюкских султанов и эмиров, некрополи в других странах исламского мира поражают своими размерами и пышностью. Гробницы шиитских имамов в Южном Ираке и Иране не только величественные архитектурные памятники, но и объекты поклонения, места паломничества миллионов людей.

      Наиболее  интересны в архитектурном отношении  усыпальницы великих правителей: Исмаила Самани в Бухаре, Салах  ад-Дина близ Дамаска, Тимура в Самарканде. Первая из них отличается благородной простотой форм, чёткостью пропорций, чисто той цвета, две другие — причудливыми формами и многоцветием. Размерами и роскошью их затмевает гробница современного национального тунисского лидера Хабиба Бургибы в городе Монастир. Но самая знаменитая и красивая усыпальница исламского мира — Тадж-Махал в Дели, сооружённая по приказу султана Шах-Джахана в 1630—1652 гг. над захоронением его жены Мумтаз-Махал.

Роскошь дворцов и садов

      Дворцов мусульманских правителей сохранилось гораздо меньше, чем гробниц и мечетей. Больше всего их в арабских и южноазиатских странах и сравнительно мало в тюркском мире султанские дворцы в Стамбуле, дворец крымских ханов в Бахчисарае,  Девичья башня в Баку, замки Хивы, Гиссара, Арк в Бухаре, загородная Махаса под Бухарой и др. Они очень разные по архитектуре, но у них есть одна характерная черта: разделение на парадные залы, службы и женскую половину — гарем (от араб, «харам» — «запретное место»), куда запрещено входить посторонним мужчинам.

      Во дворцах,  особенно в загородных резиденциях,  получила развитие садово-парковая  архитектура. Иногда целый лесок  окружали стеной и превращали  в парк, но чаще специально  высаживали деревья: в одних  странах чинары, в других финиковые  пальмы, гранаты и персики, а также цветущие кустарники, розы, жасмин и тюльпаны. В садах гуляли лани, газели, павлины и куропатки, там сооружали фонтаны и беседки... При этом руководствовались симметрией, символикой растений и животных. В целом дворцовый «мавританский» парк создавал образ рая.

      Непременную  часть внутреннего убранства  помещений наряду с низкой  мебелью и жаровнями для обогрева  составляли ковры. В степях  Евразии — более простые килимы  и кошмы, украшенные крупными  цветными аппликациями, в Африке и на Мальдийских островах — циновки из пальмовых листьев и трав. Восток исламского мира славится туркменскими, таджикскими, афганскими, белуджийскими коврами, Малая Азия — турецкими, а запад — марокканскими и тунисскими. Все они отличаются не только по рисунку и колориту, но и по технике завязывания узелков. В мечети Омейядов в Дамаске расстелены огромные пурпурные ковры... Но самые знаменитые среди них — персидские.   Существует много разновидностей этих великолепных ковров; их ткут из шерсти и шёлка.

Искусство миниатюры, каллиграфии и мелодики

      Искусство  и художественная культура исламской  цивилизации развивались по присущим  им законам. Запрет на изображение  живых существ, каким бы относительным  он ни был, ограничивал развитие  живописи и скульптуры. В этом мусульмане отставали от европейцев, китайцев, японцев. Однако персидская, монгольская и индийская мусульманские миниатюры прославились на весь мир. Расцвела также каллиграфия: было выработано несколько почерков и стилей письма, иногда очень трудных для прочтения, но всегда очень красивых. Художественно выполненные надписи (изречения из Корана, имена Аллаха и пророков) украшают мечети. В других случаях — на бумаге или на печатях — арабские буквы и строки группируются в условные фигуры. До сих пор в Пакистане и некоторых других странах есть мастера (и мастерицы), создающие изящные, хотя и очень условные фигуры животных и людей из буквенной арабской вязи. Сходный характер имела тугра — сложная фигура из слов, написанных арабским письмом, особая у каждой династии. Она составляла основу государственной печати. Свою туфу имели египетский и турецкий султаны, крымский хан, мусульманские правители в Индии и   Восточной Африке. Арабские надписи на глиняной и металлической посуде похожи на орнамент. Но в мусульманском искусстве развит и собственно орнамент. В частности, он украшает здания снаружи и внутри. Орнаменты бывают живописные (рисованные), резные по камню, дереву, штукатурке, выложенные кирпичами — простыми или с глазурованной поверхностью разных цветов и оттенков; последнее характерно для Средней Азии, Ирана, Ирака периода позднего Средневековья. Этому есть аналогия в музыке и танце — арабески.

      Музыкальная  культура исламской цивилизации  сформировалась на основе древних  музыкальных культур Ближнего Востока. Ещё в доисламскую эпоху они составляли одно целое («восточная музыка» внутри христианского мира) и отличались высоким уровнем своего развития, разнообразием музыкальных инструментов, богатством форм, сочетанием изысканной мелодики с ритмом. В период первого расцвета исламской цивилизации (Багдадский халифат; VII—IX вв.) в Багдаде, Каире, Дамаске, Бухаре, Кордове, Саламанке и других её центрах при дворах знати всегда были певцы, певицы, музыканты. Музыка стала предметом научного изучения и одной из дисциплин в высшей школе (позднее европейцы ввели её в своих университетах; недаром названия нот — это слегка искажённые названия арабских букв).

      Ещё  шире распространилась исламская  духовная музыка: мелодика чтения-пения  Корана, призыва к молитве (азан), поэм о рождении Пророка Мухаммада и т. д. Высокого уровня развития достигли военная музыка и музыкальное сопровождение государственных церемоний и шествий. Египетские, а затем и турецкие оркестры с их маршами оказали заметное влияние на развитие музыкальных культур не только исламского мира, но европейских и южноазиатских стран, а также России.

«Тысяча и одна ночь» исламской литературы

      Много различных традиций соединилось в классических литературах мусульманских народов, в них особенно выделяются те, которые связаны с исламской цивилизацией. Это, во-первых, религиозная литература, цитаты из Корана и Сунны. Во-вторых, поэтические и прозаические формы, выработанные в период Багдадского халифата и имеющие древние арабские и иранские корни.

      При дворах правителей и вельмож поэты устраивали состязания. Они читали стихи о вине и застолье, об охоте, хвалебные панегирики хозяину, религиозно-философские поэмы. Исполнение любовных песен-газелей поручали певцам и певицам. Своих соперников поэты поносили в ругательных «сатирах». Поэты-бедуины состязались на верблюжьих рынках, городские поэты — в чайханах и садах, куда горожане приходили на Праздник весны.

      В мусульманском  мире женщин-поэтесс было мало, но иногда они тоже участвовали  в состязаниях. Так, в XIX в. в Ферганской долине жили три поэтессы: Надира, которую за необычайную красоту и ум взял в жёны ферганско-кокандский хан, и приглашённые ею ко двору Махзуна и Увайси. На поэтическом состязании в сочинении стихов на персидском языке Махзуна, отстаивавшая право женщин на любовь, была побеждена поэтом Фазли и по условию состязания открыла ему своё лицо.

      Нередко  песню, сочинённую поэтом, вскоре  напевал весь город, где он  жил, а затем она становилась  популярной в других городах  и странах. Персидский поэт Фирдоуси создал первое мусульманское эпическое произведение — поэму «Шахнаме». Иранцы наряду с арабами начали создавать замечательную поэзию суфиев, которая могла восприниматься как воспевание любви и вина, но имела мистический смысл любви к Богу и духовного опьянения. Из арабско-иранского центра исламской цивилизации на её окраины передавались лучшие образцы поэзии. В подражание им в Средней Азии, Турции, Индии и на севере Нигерии появлялись произведения на двух, трёх языках, а иногда даже на четырёх. Позже появилась художественная проза, сначала в виде назидательных рассказов на арабском языке. Самое знаменитое произведение арабской литературы — «Тысяча и одна ночь». Волшебная сказка в стихах или рифмованной прозе — изобретение исламской цивилизации. В период упадка арабской культуры деловые письма, исторические и приключенческие произведения, даже надписи на монетах и печатях стали писать цветистым языком с рифмами, парами синонимов, изысканными метафорами — так же, как художественную прозу.

      Со священным писанием, религиозной и нравоучительной литературой — адаб — связана политическая культура исламской цивилизации, отдельные ветви которой имеют собственные варианты, возникшие под влиянием национальных традиций. Однако везде духовные лица контролировали правителей как в области ритуала и веры, так и в общественных и других вполне мирских делах. Особенно сурово к правителям шиитское духовенство. Политическая культура шиитских стран (Иран, Ирак, Бахрейн, Азербайджан) отличается сложностью и своеобразием. Во многих государствах исламского мира в конце XX в. традиции шариата и религиозные догмы становятся основой официальной политики, доказывая стойкость и жизненность великой исламской цивилизации.

Заключение

      В заключении  мне хотелось бы сказать что исламская картина мира была бы неполной без космологии, которая занимает в культуре исламской цивилизации одно из ведущих мест. Надо помнить, что Коран создавался не на пустом месте. Христианская «Библия» получила распространение и в Аравии. И не мудрено, что в Коране говорится, что за шесть дней Аллах создал мир, «сотворил семь небес, одно над другим сводами» , устроил небо так, что «нет в нем ни одной щели». Из семи небес «низшее небо» Аллах украсил светилами и поставил их для отражения шайтана. Он велел небу производить, темноту ночи, «заставил его изводить утреннюю светозарность». Бог опустил также с «горных небес» на землю лестницу, «по которой ангелы и дух восходят к нему в течение дня, которого продолжение пятьдесят тысяч лет». Эта лестница только для небожителей: люди и шайтан, ее--ли бы и хотели влезть на небо, не были бы туда допущены. Понятно, что это даже для культуры VII в. выглядит несколько наивно.

      Только  ограниченностью культурного мира  ислама можно объяснить утверждение  Корана, что Земля — неподвижная плоскость. Но что же поддерживает эту плоскость? В одном из хадисов IX в. говорится: «Земля (держится) на роге быка, а бык на рыбе, а рыба на воде, а вода на воздухе, а воздух на влажности, а на влажности обрывается знание знающих».

      Исламская  культура не исчерпывается догматами  Корана и наивными  комментариями к нему. В космологию ислама проникали и более мудрые мысли. В IX в. Ахмед Фергани склонялся считать, что Земля шаровидна. Тогда же математик аль-Баттани  заявлял, что Земля круглая. В XI в. Абу Бируни учил, что «шарообразная форма для Земли есть естественная необходимость».

      Постепенно  и в культуре исламской  цивилизации пробила себе дорогу научная точка зрения на Вселенную. Однако путь этот был более длительным и трудным, чем в западноевропейских странах. Политическое влияние духовенства, застойный характер общественных отношений в странах исламского мира, отставание этих стран в области науки и техники — все это сдерживало проникновение в исламскую  культуру научной  картины мира. И по сей день для многих мусульман авторитетное слово Аллаха  значительнее  научных  истин.

Список литературы

1. Введение в культурологию:  Учеб. пособие для вузов / Руководитель  автор, колл. и отв. ред. Е.  В. Попов. — М.: ВЛАДОС, 1996 — 336 с. - ISBN 5-87065-055-0.

2. Скворцова Е.М. Теория  и история культуры: Учебник для  вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999. - 406 с.: ил.

3. Энциклопедия для детей. Т. 13- Страны. Народы. Цивилизации/Глав, ред.  М. Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 2000. - 704 с: ил.


Информация о работе Исламский тип культуры