Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:57, реферат
Понятие цивилизация (от лат. civilis — «гражданский», «государственный») возникло из размышлений учёных о ходе истории. Если встать над веками, т. е. отвлечься от отдельных событий и личностей, подняться выше создания и гибели великих империй, чем тогда «измерять» историю? Каковы её самые крупные единицы?;
В XIX в. историки и философы полагали, что всё человечество имеет единую историческую судьбу. В древности мир был расколот на тысячи первобытных народов. Постепенно многие из них объединились, образовали государства, изобрели письменность и перешли от простейших орудий труда ко всё более сложной технике. Учёные считали, что когда-нибудь в будущем расколотый мир станет единым, богатым и благоустроенным. Они были уверены: у всех народов один и тот же путь развития, но некоторые ушли по нему уже очень далеко, другие отстали, а третьи только-только отправляются в дорогу. Этот путь состоит из нескольких стадий, последняя, высшая из них — цивилизация.
Сибагатуллина Алсу 09Соц(б)
Исламский тип культуры
Введение
Понятие
цивилизация (от лат. civilis — «гражданский»,
«государственный») возникло
В XIX
в. историки и философы
Во второй
половине XIX в. и особенно в
XX столетии большее
Границы цивилизаций не совпадают с рубежами государств и территориями расселения народов, однако именно они влияют на характер более мелких явлений и процессов внутри отдельных держав и этносов.
Каждая цивилизация определяет те ценности, которые становятся самыми важными для всех, причисляет себя к ней. Именно они, передаваясь из поколения в поколение, создают её уникальный образ. И я написал о культуре исламской цивилизации потому что главной связующей силой внутри неё, стал целостный социокультурный феномен религия — ислам.
Ислам (араб, «предание себя Богу», «покорность») — самая молодая из мировых религий, к которой причастно более 1 млрд человек. Возникнув примерно 13 веков назад в самом центре тогдашнего цивилизованного мира, она оказала мощное влияние на культуру основных цивилизаций Средневековья.
Тринадцать веков веры
Исламская
цивилизация сложилась в
Приверженцы каждой ветви ислама пользуются не только общеисламским священным языком — арабским, но и своим языком — как правило, одним из мусульманских. Это не просто языки мусульманских народов, а такие, которые используют арабское письмо и имеют много заимствованных из арабского слов, относящихся к религии и культуре. Иногда на базе одного разговорного языка развивались два литературных: мусульманский и немусульманский (например, урду и хинди в Индостане).
Главный религиозный центр ислама — Мекка. Здесь находится чёрный камень Каабы. Обратившись лицом к этому месту, мусульмане всего мира молятся Богу пять раз в сутки, направляя туда свою молитвенную энергию. Пятью обязательными молитвами дневное время мусульманина делится на шесть равных частей. Первую молитву они совершают на рассвете, перед восходом солнца, вторую — в полдень, третью — между полднем и закатом, четвёртую — сразу же после заката, а последнюю, пятую молитву — перед сном.
Благодаря
особенностям ислама — жёстко
предписанному поведению,
Ислам исчисляет свою эру по лунному календарю. 622 год — её первый год, когда Пророк Мухаммад и его последователи совершили хиджру, т. е. переселились из родной Мекки, где они подвергались гонениям, в Йасриб (Ятриб), который стал называться Мединой — городом Пророка. Сейчас идёт XIV в. ислама.
По лунному
календарю, когда наступает
Чалма, халат и тюбетейка
Отдельные ветви исламской цивилизации (а внутри них — более узкие общности) различаются своим костюмом. Например, чупон (цветной или чёрный халат) и тюбетейка с четырьмя рёбрами — верный признак узбека или таджика. Разновидности тюбетейки ещё совсем недавно указывали на район проживания таджика. Общеизвестный арабский костюм — камис (верхняя рубаха до пят), куфия (головной платок) и укаль (обруч) на голове — распространён во многих арабских странах. Шапочка, часто обмотанная тюрбаном (в Египте и Судане — белым, в Омане — другой формы и расцветки и т. д.), длинная верхняя одежда (в Египте — галабия, в странах Магриба — бурнус с капюшоном) — это варианты мусульманского костюма в разных странах.
Большинство
элементов этих костюмов
В то время у мусульман появился настоящий халат (не путать со среднеазиатским чупоном) — парадная одежда из дорогих тканей. Сейчас её носят исламские законоведы — кади, муфтии, имамы, у шиитов — духовные лица. Халат подпоясывают шёлковым шарфом (это тоже арабское слово), часто с золотой и серебряной отделкой. В Средние века для халифов драгоценные одежды не шили, а ткали целиком, и стоили они баснословно дорого.
Одежда
мусульман очень разнообразна, но
она должна отвечать основным
требованиям ислама — скрывать
тело и покрывать голову. В
мечети мусульмане молятся с
покрытой головой и без обуви.
Самый удобный для этого
Чайхана, караван-сараи и баня
В середине VIII—XIV столетиях мусульманские города наряду с византийскими и китайскими были самыми высокоразвитыми в мире, а городская культура исламского мира считалась наиболее передовой. Тогда же сложился тип мусульманского города — с цитаделью (крепостью), одной или несколькими соборными мечетями, куда по пятницам собирался на общую молитву весь город — знать, купцы, простой народ, а также с банями и харчевнями (лукумными или чайханами). Небольшие мечети располагались в каждом квартале, где жили ремесленники одной профессии. Только кузнецы, мясники и кожевенники жили отдельно, потому что были презираемыми, хотя и высокооплачиваемыми работниками. Первые — из-за своих кузниц, от которых мог возникнуть пожар, остальные — из-за зловонных кож и внутренностей животных. Кроме того, появились и сугубо городские профессии: водовозы (развозившие воду по дворам), водоносы (разносившие воду на базарах), дровосеки и угольщики, снабжавшие горожан топливом — дровами и древесным углем. В городах строились различные общественные здания: нарядные, тщательно спланированные бани, где не было сквозняков и на обогрев помещений уходило мало дров; караван-сараи для путешественников; крытые куполами базары, где в больших комнатах-лавках работали чеканщики, ювелиры, а купцы торговали одеждами, благовониями, оружием... Кроме мусульманских кварталов в каждом городе были христианские и еврейские — последние чаще всего вблизи от резиденции правителя.
Распространяясь по миру, исламская городская культура усваивала разные традиции архитектуры и строительства, в том числе использования местных строительных материалов. В областях древних цивилизаций это был обожжённый кирпич, в горном Дагестане — камень, в Волжской Булгарии — брёвна, в Суданском поясе Африки — глина в сочетании с древесными стволами, на Мальдивских островах — блоки, вырезанные из коралловых рифов, и т. д. После принятия ислама жители этих стран продолжали применять традиционный строительный материал даже для постройки мечетей. Однако со временем по ближневосточному образцу стали изготовлять кирпич.
Города,
возникшие в доисламскую эпоху,
Величайшие
города исламского мира —
В Тропической Африке и Северной Евразии мусульманские поселения были первыми настоящими городами. Они состояли из резиденции правителя, квартала купцов-мусульман, иногда резиденции царицы — матери царя. В Золотой Орде русские, некоторые крымские и кавказские города сохранили немусульманский характер, но другие — от низовьев Днестра до низовьев Сырдарьи — были типично мусульманскими. Некоторые из них, в том числе Сарай-Бату (Старый Сарай) и Сарай-Берке (Новый Сарай) в Нижнем Поволжье, строились по среднеазиатскому образцу и строго по плану. И также по плану все города Золотой Орды были уничтожены Тимуром в конце XIV столетия.
Вид с минарета
Первую
в истории мечеть построили
ещё при жизни Пророка
Однако
большинство мечетей было
На весь мир славятся мечети Каира, которые никогда не разрушали завоеватели или безбожники — случай нечастый в истории. Старейшие из них двухэтажная мечеть Амра (VII в.) простой и суровой архитектуры; мечеть эмира Ибн Тулуна (IX в.) с минаретом (XIII в.); огромный и величественный храм Ал-Азхар (X—XVI вв.), в котором возник самый знаменитый мусульманский университет; не менее величественная мечеть халифа ал-Хакима (XI в.); нарядные мечети и мечети-мавзолеи султанов-мамлюков. Архитектуру и декор последних копировали не только мусульмане всего мира; узоры мечети Узбекия угадываются на шапке Мономаха — короне великих князей Московских и царей.