Использование хореографии в шоу-программах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:15, реферат

Описание работы

Цель данного исследования – выявить специфику работы хореографа в шоу-программах.

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 48.25 Кб (Скачать файл)

   Введение

 

   Изменение роли  культуры и искусства в жизни  нашего общества в начале XXI века, вызванное демократическими преобразованиями, приводит к сложному взаимодействию  новаторства и традиций во  всех сферах общественного сознания. Реформирование современного общества  невозможно без осмысления новых  эстетических парадигм, связанных  с интеграцией нашей страны  в общемировой процесс культурной  эволюции.

 

   Шоу, как жанр  хореографического искусства и  как часть культуры за последнее  время также претерпело радикальные  изменения. Они коснулись репертуара, расширения жанрового и стилевого  многообразия, изменения структуры  профессиональной подготовки исполнителей  и балетмейстеров, а, в целом  — изменения роли хореографии  в социальной жизни общества.

 

    Актуальность  данного исследования в том,  что в нем шоу исследуется  и как эффективное средство  формирования эстетических взглядов  и феномен культуры, вид искусства  с особым художественным видением  мира, свойственным только хореографии,  объективно заложенным в системе  ее изобразительно-выразительных  средств. А также исследуется  роль танца в развлекательной  жизни современного общества.

 

  В XXI в. роль хореографии  в социальной жизни общества  сильно возросла. Все чаще можно встретить различные шоу-программы в театре, в цирке, на эстраде и на телеведении в так называемых тв-проектах, таких как «Фабрика звезд», «Звезда танцпола», «Танцы без правил», «Танцы со звездами» и др. Шоу начинает занимать одно из ведущих мест в развлекательном пространстве современного человека, а учитывая возрастающее значение танца в сценических выступлениях, шоу-программах, концертах, включение танца в подготовку исполнителей оказалось просто необходимым.

 

  Цель данного исследования  – выявить специфику работы  хореографа в шоу-программах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение хореографии. Виды

 

   Человек всегда  пытается оценивать, осмысливать  и обязательно подвергать научной  обработке и вводить систему  понятий относительно любой действительности. Конечно такое яркое и неповторимое  явление, как танец способствовало  возникновению новой науки –  хореографии.

 

   Хореография –  это система движений, образованных  безграничной импровизацией на  фоне музыкального сопровождения  в рамках канонов танцевального  стиля. Хореография – понятие  объемное, условно обобщенное, это  система средств и приемов,  художественно-выразительный язык, который создает хореографический  образ, передающий духовный мир  человека. Специфическая особенность  – непосредственная связь с  музыкой. Танцевальное искусство  своего рода союз: композитор-исполнитель-хореограф.

 

  Хореографическое искусство — танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях.

 

  Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами. Развернутые танцевальные представления, нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в Древнем Египте, Индии, Китае, Греции, Риме и других странах.

 

  Танец — форма хореографического  искусства, в которой средством  создания художественного образа  являются движения и положения  человеческого тела.

 

   Современный танец  (Contemporary Dance) — направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.

 

   Свободный пластический  танец — новый вид танца  рождается на рубеже XIX—XX веков  и благодаря, прежде всего, Айседоре Дункан. Айседора выдвигает новую философскую и художественную, основанную на античном идеале гармонического развития человека, концепцию «танца будущего». Дункан стремиться сделать танец выражением личности, отражением неповторимой человеческой индивидуальности, инструментом самопознания. Дункан ценит в танце изначальную экспрессию человеческого тела, выражающуюся во взаиморасположении различных его частей — отсюда эпитет пластический. Дункан реформировала искусство танца, что заключалось в гармоничном слиянии всех его компонентов — музыки, пластики, костюма. Она разработала многие идеи и приемы танца, лучшие из которых вошли в сокровищницу мирового хореографического искусства.

 

    Танец Модерн (Modern Dance) — направление искусства танца, развивавшееся в Европе и США в начале ХХ столетия, ведущими представителями которого являются Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Мери Вигман, Ханья Хольм, Хосе Лимон, Лестер Хортон, Эрик Хоукинс, Анна Соколоф, Лой Фуллер, Марта Грэм.

 

    Танец Постмодерн (Postmodern Dance) — направление искусства танца, развивавшееся в США и Европе в 1960-1970-е гг., ведущими представителями которого являются Мерс Каннингхэм, Алвин Эйли, Талли Битти, Дональд Мак-Кейл, Алвин Николаи, Пол Тэйлор, Триша Браун.

 

   Иные виды танцевального  искусства:

 

      Степ —  степ, или чечетка, или теп-дэнс — танец, который еще называют «музыка ног». Во время танца мы отражаем мелодию, танцуя степ, мы создаем музыку. В Америке — Фред Астер, Братья Николос. В России — братья Гусаковы, семья Зерновых и многие другие великолепные артисты открыли для нас этот жанр. Сейчас этот танец снова в моде, и испытывает свое второе рождение. Tap drums- новое направление в стэпе, то есть соединение элементов традиционного стэпа (traditional tap) и хуфер (hoofer) на специальной деревянной подставке подобно page star dancing под собственный аккомпанемент на цифровом баяне.

 

      Бальный  танец — вид парного танца,  имеющий народные истоки, исполняемый  в специальных помещениях (в театре, кино, на телевидении и др.). Исторический  бальный танец — любая форма  формального общественного танца,  который исполнялся в обществе  в разные эпохи ради развлечения.  С введением современного понятия  танцевальный спорт термин бальные  танцы стал сводиться к достаточно  узкому понятию спортивный бальный  танец.

 

    Спортивный бальный  танец — танцевальный вид спорта, объединяющий два стиля спортивных  танцев: Интернациональный Стандартный  и Интернациональный Латиноамериканский стили, исполнение которых проходит в условиях конкурсных соревнований. В европейскую программу входят: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп (быстрый фокстрот). В латиноамериканскую: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв. В спортивных бальных танцах введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам.

 

     Народный (фольклорный)  танец — вид народного танцевального  творчества, созданный этносом, распространенный  в быту, отражающий этнические  особенности, хореографический язык, пластическую выразительность этноса  или этнической группы, которые  проявляются в характере, координации  движений, в музыкально-ритмической  и метрической структуре танца,  манере его исполнения и др.

 

      Социальный танец («Social dance») — танцы массовые, общедоступные, бытовые, к ним относятся: латиноамериканские (сальса, меренге и др.), восточные танцы (танец живота), аргентинское танго, ирландский степ, фламенко, так называемые танцы улиц (хип-хоп, брейк и т. п.), клубные танцы, хастл, рок-н-ролл и джаз. Отличительным признаком социальных танцев является импровизационность.

 

      Эстрадный  танец (Variety dance) — хореографическое произведение, предназначенное для концертного исполнения на эстраде. Для Э. Т. характерна внешняя выразительность, развлекательный характер, виртуозность, внешняя эффектность По форме э.т. — танцевальная миниатюра, обычно с небольшим количеством исполнителей. Э.т. отличает многожанровость и разностильность.

 

     Джазовый танец (Jazz Dance) — направление танца, зародившееся в США в конце 19 в. в результате слияния европейской и африканской танцевальных культур Основные черты джаз танца — это основополагающая роль ритма, импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Основными техническими принципами джазового танца являются — полицентрия, полиритмия, синкопирование, свинг. Джазовый танец является приоритетным в шоу, на эстраде, в мюзикле и других развлекательных жанрах. В настоящее время существует несколько стилей д.т., среди которых выделяются: модерн-джаз, (соединивший технику классического танца, модерна и джаза), афро-джаз, фолк-джаз, стрит-джаз, блюз-джаз.

  

     Искусствоведы  всего мира называют современный  танец главным искусством будущего. Это возможность синтеза других  видов современного искусства.

 

 Шоу-программа

 

  В наше время, когда  индустрия развлечений развернулась  во всю мощь, когда вокруг полно  лазерных шоу, 3d кинотеатров, компьютерных  игр и проч., одним из наиболее  популярных видов зрелища остается  шоу-программа. И это закономерно.

 

  Шоу (англ. show - показ, представление) - мероприятие с развлекательным характером, проводящееся перед публикой. Шоу-программа - это возможность для артистов передать свои мысли и чувства максимальному числу людей. А что дает шоу-программа зрителю?

Истоки театрального искусства (частью которого является шоу-программа) лежат в древних обрядовых  играх и праздниках - календарных, охотничьих, сельскохозяйственных, - с  участием персонифицированного божества, для которого исполнялись, разыгрывались  ключевые события жизни первобытного сообщества. Этим обстоятельством и  определялась игровая природа пратеатрального действа. Одновременно с этим происходило разделение на исполнителей и наблюдателей, т.е. - на актеров и зрителей.

 

  Время шло, театр  развивался и менял свои формы.  Освободившись от ритуальной  функции, театр в полной мере  выразил идею шоу как общественно  значимого феномена, одновременно  развлекающего и воспитывающего  человека. Театр вбирал в себя  все формы выразительности, стал  синтезом всех искусств, включая  в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т.  д. Театр перестал быть таинством,  к которому причастны немногие.

 

  Однако разграничение  на сцену и зрительный зал  отнюдь не означает перехода  наблюдателей к полной пассивности:  их активное участие в действии  просто приняло несколько иные  формы. Зритель уже не может  выйти на сценическую площадку  во время спектакля и физически  вмешаться в него, - хотя подобные  инциденты и по сей день  случаются с неискушенной публикой (что иногда случается во время  танцевальных шоу). Но живая реакция  зала на происходящие события  (смех, слезы, аплодисменты, возгласы  и т.д.) формирует сильное эмоциональное  поле, в котором и проходит  танцевальное шоу. При этом  индивидуальные зрительские реакции  в значительной степени нивелируются, корректируются коллективным характером  восприятия: зрительный зал становится  в определенном смысле единым  организмом, живущим по своим  законам, испытывающим общие чувства.

 

  Установив в начале  шоу-программы контакт с публикой, постановочный коллектив вступает  в двусторонний многоступенчатый  процесс: эмоциональный отклик  зала воздействует на психофизическое  состояние исполнителей ролей, а энергетическое поле артистов формирует и умножает дальнейшие реакции зала. Таким образом, зритель выступает в качестве полноправного соавтора шоу. Меняется зрительный зал, - меняется и сама шоу-программа.

 

  Шоу-программы используются  почти везде: на открытиях магазинов,  при проведении парада 9 мая, при  инаугурации президента. В настоящее  время все более популярно  стало устраивать шоу-программу  на корпоративных праздниках.

 

  Шоу-программа - главный  элемент любого праздника, подчеркивающий  его торжественность, великолепие  и неповторимость. Организация шоу  программ должна быть согласована  со сценарием всего праздника  в целом, а ее участниками  могут быть артисты различных  жанров.

 

  Шоу-программа - это  то, что запомнится гостям на  долгое время, это то, что сможет  развеселить их и поднять настроение, подарить незабываемые впечатления  и вызвать бурю положительных  эмоций.

Организация шоу-программы  требует большого опыта, знаний, профессионализма и творческого подхода. Ведь угадать  различные вкусы и предпочтения гостей бывает крайне тяжело, а шоу-программа  должна быть организована так, чтобы  довольными остались все без исключения приглашенные.

 

  Вот лишь некоторые  виды шоу, популярные в настоящее  время:

    - Шоу-программа  клоунов

    - Шоу-программа  двойников

    - Танцевальное  шоу

    - Шоу-программа  пародистов

    - Шоу барменов

    - Шоу-балет

    - Шоу-программа  артистов цирка

 

  Шоу-программа - это  развлекательное мероприятие, разыгрывающееся  перед публикой. Шоу-программа служит  не только для увеселения зрителей, но и для передачи публике  идей в виде сценических образов.  Иными словами, шоу-программа  выполняет функцию трансляции  знаний в обществе. Истоки шоу-программы  лежат в театре, поэтому, как  и для любого спектакля, для  шоу-программы важно взаимодействие  артистов со зрителем. В наше  время спектр событий, при которых  используются шоу-программы, расширился  до чрезвычайности и включает  все сколько-нибудь важные события.

 

 

Место хореографии  на телевидении

 

  Творчество хореографа заключает в себе многоструктурную и многозначную систему, где аккумулируются и вступают в активные взаимотношения различные виды искусства – музыка, изобразительное искусство, театральное. Направленные волей хореографа в единое русло эти – такие значительные и самостоятельные – компоненты вступая во взаимоотношения, образуют сложную цепь связей, рождаемых в действии, в действии же и переплавляемых в единое целостное произведение зрелищного искусства.

Информация о работе Использование хореографии в шоу-программах