Исторические предпосылки и условия становления народных художественных ремёсел русского населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 18:42, реферат

Описание работы

В последние годы отчетливо наблюдается тенденция к возрождению декоративно-прикладного народного искусства, прослеживается интерес к его месту в культуре всего общества и влияние на эту культуру.Приобщение современного человека к традиционному искусству своего народа значимо для его эстетического и этического воспитания, именно на этой основе вырастает уважение к своей родине, происходит возрождение национального самосознания. Это определяется спецификой традиционного прикладного искусства как векового культурного опыта народа, основанного на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах народного искусства.

Файлы: 1 файл

история урала реферат.docx

— 4.59 Мб (Скачать файл)

В первые годы ХХ века в силу общего кризиса уральских горнометаллургических заводов объем выпуска художественного литья на Каслинских заводах был уменьшен. Продукция не вывозилась далеко, поскольку себестоимость ее была высока и она не окупалась.

Успеху клодтовских произведений в каслинском художественном литье немало способствовало и то, что они были выполнены скульптором с блестящим знанием литейного искусства, так как П.К. Клодт владел им в совершенстве. Отливки их в Каслях являют пример органического сочетания принципов классической скульптуры и типично каслинской трактовки формы, ювелирной чеканки и отделки.

Каслинский завод выпустил по моделям П. Клодта несколько произведений, которые при первом знакомстве с ними неискушенному зрителю кажутся точными, только маленькими, чугунными слепками хорошо знакомых бронзовых скакунов, украшающих Аничков мост в Ленинграде. Однако, в них присутствуют такие черты и детали, которых нет в их монументальных аналогах. Только одна из каслинских групп почти точно совпадает с первой группой на Аничковом мосту, где конь совершенно покорен воле водителя.

Во второй половине XIX века, когда  в России начинается расцвет реалистического  искусства, в творчестве ряда скульпторов  усиливаются реалистические тенденции, мотивы бытового жанра. Эти тенденции  ясно ощущаются и в произведениях  Е. Лансере, А. Обера, Н. Либериха.[3]

Произведения Лансере полны  движения, частью бурного, порывистого, иногда плавного и спокойного. Они  хорошо построены пространственно, имеют красивую сквозную структуру. Работая над ними, мастера-каслинцы сумели успешно и всесторонне выявить качества чугуна как материала скульптуры, и их отливки не уступали бронзовым.

Созвучны работам Е. Лансере  и произведения его учителя Н. Ли-бериха (1828-1883). Касли отливали главным образом его анималистические произведения: "Охота на медведя", "Медведица", "Убитый кабан", "Медведь на задних лапах", "Собака-пойнтер" и др. Из жанровых его работ заводом была выпущена скульптура "Крестьянка с граблями на лошади". Немалый интерес представляют небольшие работы Н. Либериха, передающие охотничьи сцены или отдельных животных. К числу последних относится "Медведица", "Собака-пойнтер" и др. "Собака-пойнтер" изображает красивого сильного пса, лежащего, должно быть, в ожидании хозяина. Аналогичная по названию, другая статуэтка показывает пойнтера на охоте.

Одновременно с произведениями русских скульпторов в Каслях выпускалось литье и по заграничным моделям. Особенно их приток усилился в конце XIX - начале XX веков.

К наиболее известным в каслинском литье работам иностранных скульпторов принадлежат статуэтки, изображающие Дон-Кихота и Мефистофеля, созданные французским скульптором Готье. К удачным приобретениям завода нужно отнести и модели другого французского скульптора - Мена (1810-1879). В Каслях отливали его анималистические произведения: "Кабан, затравленный собаками", "Собака со щенятами", "Козел" и др.

В последней трети XIX века в традиции каслинского художественного литья усиливаются народные, демократические тенденции, что связано с творчеством таких выдающихся мастеров как Н.С. Тепляков, В.Ф. Торокин, учениками Торокина - Д.И. Широковым и К.Д. Тарасовым. Помимо того, что они были талантливыми формовщиками и копиистами, славятся и их скульптурные работы. Среди них наиболее известны "Старуха с прялкой", "Литейщик на работе", "Крестьянин на пашне" "Углевоз" В.Ф. Торокина, "Старуха на сборе грибов" Д.И. Широкова, "Крестьянские сани" К.Д. Тарасова. В этих работах отражены образы простого заводского народа, их повседневного окружения. Несмотря на некоторый примитивизм образов, они глубоко передают суть простого работного населения Каслинского завода[2].

Говоря о чугунном литье, нельзя забывать бытовое литье, предназначенное не только для украшения быта, но и для практического использования в житейском обиходе. Пепельницы, коробочки, подсвечники, вазы и другие предметы, которые часто встречаешь в квартирах - все это произведения искусства, в них много своеобразной прелести, выдумки, блестящего технического совершенства.

Некоторую часть чернильниц, подсвечников, пепельниц и т.д. необходимо выделить из общей массы бытового литья  и рассмотреть отдельно. Это следует  сделать, прежде всего потому, что в них в значительной степени усиливаются демократические мотивы. Они более реалистичны и жизненны. Другая отличительная черта подобных изделий - возросшая роль в них объемной скульптуры. Вот почему они подчас занимают промежуточное место между вещами утилитарного назначения и самостоятельными композициями, статуэтками. Они подкупают разнообразным использованием и круглой скульптуры, и сквозного ажура, и рельефа.

В Каслях, как и на ряде других уральских заводов, выпускалось немало чугунного архитектурного литья. Каслинский завод и по количеству и по качеству этой продукции занял одно из центральных мест в России[8].

Большой спрос у населения находили чугунные дверки для печей, плит и  т.д. При всей, казалось бы, прозаичности подобных изделий Каслинский завод сумел придать им черты настоящих произведений искусства, сохраняя высокий уровень своей художественной культуры. Часто использовались для украшения печных дверок мотивы рельефов высокого классицизма: маски львов, щиты, связки ликторских копий, характерный цветочный орнамент этой эпохи и т.д. Все это явилось своеобразным откликом каслинского литья на увлечение архитектурой классики, которое проявилось в русском зодчестве начала XX столетия.

Наряду с плитами, колоннами  и печными дверками один из важнейших  разделов каслинского литья составляли камины. По декоративному оформлению камины отличались редким богатством выдумки, неистощимостью фантазии художников. Они выпускались в Каслях и сравнительно небольших размеров, и массивные, со сложным украшением. Часто использовались пышные орнаменты барокко и изящно вычурного рококо.

Перед каслинскими каминами обычно устанавливались художественно оформленные подставки для каминных щипцов, кочерги и других предметов. В зависимости от форм камина менялись и подставок представляя иногда собою сюжетно-декоративную группу.

Одним из излюбленных мотивов часто  повторяющимся и варьирующимся, был мотив: пересекающихся кругов. В  верхней и нижней части решетки  вился меандр, а центральная лента  была заполнена пересекающимися  чугунными кругами, как бы закрепленными  в мест пересечения розетками.

Каслинские решетки опоясывали сады, разросшиеся парки. Для парков и садов отливались также вазы больших размеров. Значительная часть их напоминает традиционные формы "мейичи", которые лежали и в основе мраморных, малахитовых, лазуритовых ваз. Часто, например, на вазе давалось рельефное изображение растительного орнамента, маски льва и т.д.

Особого упоминания заслуживает чугунный правильно изготовленный для  Всемирной выставке 1900 г. в Париже. Однако этот павильон для Парижской выставки был не первым в истории каслинского искусства. На заводе хранятся фотографии чугунного павильона, отлитого ранее для Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году. Насколько можно судить по фотографиям, нижегородский павильон - это большое, сложное сооружение, состоящее из значительного числа красивых, отдельно отлитых деталей. Автором эскиза его был архитектор А.И. Ширшев.

Заключение

 

Таким образом, 70-гг. XIX века и начало ХХ века являются наивысшим расцветом  каслинского художественного чугунного литья. Именно в это время формируются классические образцы каслинской круглой скульптуры, оформляется основной ассортимент продукции, оттачивается мастерство чеканщиков и формовщиков. Каслинское литье получает всемирное признание и известность.

История развития Каслинского завода обладает своей спецификой. На первом этапе развития удачное географическое положение, обеспеченность рудой и топливом, а также решение проблем с трудовыми ресурсами позволили к началу XIX превратиться в достаточно мощное предприятие.

Итогом развития в первом периоде  стало освоение практически всех технологий чугунолитейного и железоделательного производства, кроме того, наметилась тенденция к специализации на литейном производстве. Вместе с тем  завод значительно отставал по уровню технического оснащения и развития (впрочем, как и все Уральские  заводы) от мирового уровня.

Каслинский чугунный павильон — вершина литейного искусства уральских мастеров. Он убедительно показал огромные возможности художественного литья из чугуна и необыкновенную одаренность русских скульпторов и архитекторов, уральских литейщиков и чеканщиков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. http://www.kasly.su/History_Kasly_00.htm
  2. http://zaikazaikoi.livejournal.com/19658.html
  3. http://city.live174.ru/content/exhibitions/uralskij_sfinks_istorija_uralskogo_litja.htm?id=1741
  4. http://studentbank.ru/view.php?id=43788&p=2
  5. http://www.disserr.com/contents/127415.html
  6. http://www.bestreferat.ru/referat-216924.html
  7. http://h.ua/story/183591/
  8. http://www.bestreferat.ru/referat-171538.html
  9. http://www.bestreferat.ru/referat-216924.html
  10. Галайбо Н. Старое каслинское литье // / Художник, 2001, № 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Каслинский павильон

Бюст «Апполон». Неизвестный автор. Отливка по немецкому образцу 1905 г. Высота 87 мм.

Бюст «Весна». Автор модели Р.Р. Бах. Отливка 1885 г. Высота 300 мм.

Статуэтка  «Собака сеттер» («Собака  на стойке», «Сеттер Медор»). Автор модели П.-Ж. Мен. Модель ок. 1840 г. Отливка 1902 г. по французскому образцу. Размеры 140x300x115 мм.

 

Статуэтка «Мефистофель». Автор модели Ж.-А. Готъе. Модель ок. 1870 г. Отливка 1901 г. по образцу бронзовой скульптуры, отливавшейся на фабрике Ван Монса в Париже в 1870-1880-е гг. Размеры 750x220x200 мм.

 

Скульптурная группа. «Скандинавская борьба». Автор модели И.-П. Молин. Модель 1840-х гг. Отливка 1896 г. Высота 495 мм.

Медальон «Апостол Павел» настенный  в ажурной рамке. Автор модели медальона Л. Пош. Модель 1817 г. Отливка 1904 г. по модели Прусского Королевского литейного завода в Берлине. Размеры 190x165x5 мм.

 

 

 

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Художественно-педагогический институт

Кафедра дизайна интерьера

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине 

"Искусство Урала "

 

 

 

 

 

Студент гр. СИД – 214                                                               Шевченко Д. С.

 

Преподаватель:                                                

 

 

Кемерово 2012

Оглавление

    1. Введение
    2. Исторические предпосылки и условия становления народных художественных ремёсел русского населения
    3. Предыстория и первые шаги художественного литья
    4. Каслинское художественное литье
    5. Заключение
    6. Список литературы

приложение

 

 


Информация о работе Исторические предпосылки и условия становления народных художественных ремёсел русского населения