Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:42, реферат
Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление в искусстве, сформированное как течение в живописи французского постимпрессионизма. Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы.
Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. Также к числу сторонников этого направления можно причислить таких творцов как Альбер Марке, Шарль Камуан, Луи Вальта, Анри Эвенепул,Морис Марино (англ.), Жан Пюи (англ.), Морис де Вламинк, Анри Манген (англ.), Рауль Дюфи, Отон Фриез, Жорж Руо, Кеес ван Донген,Alice Bailly (англ.), Жорж Брак и других.
Введение
Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление в искусстве, сформированное как течение в живописи французского постимпрессионизма. Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы.
Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. Также к числу сторонников этого направления можно причислить таких творцов как Альбер Марке, Шарль Камуан, Луи Вальта, Анри Эвенепул,Морис Марино (англ.), Жан Пюи (англ.), Морис де Вламинк, Анри Манген (англ.), Рауль Дюфи, Отон Фриез, Жорж Руо, Кеес ван Донген,Alice Bailly (англ.), Жорж Брак и других.
К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Группа заявила о себе на парижских выставках 1905—1907 гг., однако вскоре объединение распалось, и творческие пути участников разошлись.
Фовизм в живописи характеризуется
яркостью цветов и упрощением формы.
Как направление
Вдохновителями фовистов
послужили постимпрессионисты В
Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины».
ГЛАВА1.ИСТОРИЧЕСКИЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
1.1Фовизм как художественное течение в искусстве
Первым художественным течением в 20 веке, начавшим отход от принципов реализма, был фовизм (от французского слова «fauves», обозначающего зверей хищной породы).
Появилось оно после Осеннего
салона 1905 г., где представили свои работы
Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк,
Жорж Руо, Кес ван Донген, Альбер Марке
и другие художники. Критик Луи Воксель,
описывая впечатление от их работ, заметил,
что оказавшаяся в том же зале статуя,
которая была выполнена в стилистике итальянского
Возрождения, поражает своей наивностью,
словно «Донателло среди диких зверей». Определение, подхваченное
Матиссом, прижилось. Спустя короткое
время «дикими» стали называть себя и русские,
и немецкие художники — приверженцы нового
искусства.
Художники, выступившие в 1905
году, выступили против живописных методов
и приемов импрессионизма, против ограниченности
мещанских вкусов и натуралистического
правдоподобия салопного искусства. Однако
эти живописцы критиковали натурализм
не с реалистических, а с формалистических
позиций. Фовисты не имели общей эстетической
программы, их объединяли декоративный
характер живописных исканий, утверждение
права художника на субъективное видение
мира, уход от решения общественных проблем.
Протест художников выразился в нарочитой
остроте композиционных решений, в примитивизме
форм, их пластической деформации, в отрицании
линейной перспективы и иллюзорности,
в цветовой экспрессии.
И осенний салон произвёл настоящую
сенсацию: ранее неизвестный фовизм вдруг
обнаружил признаки вполне сложившегося
течения. До этого мастеров не объединяли
ни теоретические платформы, ни совместная
выставочная деятельность. Не было и группы
как таковой. Однако общее стремление
к новому живописному языку — эмоциональному,
яркому — на некоторое время сделало их
очень похожими. У них было много общих
корней — увлечение живописью Гогена
и Ван Гога, творчеством дивизионистов
и их теорией чистого цвета, восточным
и примитивным искусством.
1.2.Характеристика фовизма в живописи
Фовисты не считались ни с какими установленными в европейской живописи законами: перспективы, светотени, постепенного сгущения или смягчения цвета, первенства рисунка в структуре картины. «Исходный пункт фовизма, — писал Матисс, — решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым жёлтым — первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин».
Импрессионизм, который еще недавно казался чем то из ряда вон выходящим, рядом с полотнами фовистов выглядел вполне традиционным, реалистическим искусством. Девизом фовистов было «Вообразить мир таким, каким нам хочется», поэтому каждый из них стремился к самовыражению. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. Поэтому фовизм лишь краткое время объединял художников. Каждый из участников группы пошел собственным путем, изменив творческие принципы и приемы.
Характерные особенности фовизма:
предельно интенсивное звучание открытых
цветов; сопоставление контрастных хроматических
плоскостей, заключенных в обобщенный
контур; сведение формы к простым очертаниям
при отказе от светотеневой моделировки
и линейной перспективы. Плоскостная трактовка
форм, насыщенность чистых цветов, энергично
подчеркнутый контур обусловливают декоративность
фовистской живописи.
Участников объединяло стремление к созданию
художественных образов исключительно
с помощью предельно яркого открытого
цвета. Развивая художественные достижения
постимпрессионистов и японской гравюры,
популярной в художественных кругах Франции
со времен импрессионистов, фовисты стремились
к максимальному использованию колористических
возможностей живописи. Природа, пейзаж
служили им не столько объектом изображения,
сколько поводом для создания экспрессивных,
напряженных цветовых симфоний, не порывающих
связей с увиденной действительностью.
Основные цветовые отношения и мотивы
фовисты брали из природы, но предельно
усиливали и обостряли их, нередко использовали
цветной контур для отделения пятен цвета
друг от друга. Повышенная светоносность
(когда краски «взрывались» от света) и выразительность
цвета, отсутствие традиционной светотеневой
моделировки, организация пространства
только с помощью цвета — характерные
черты Фовистов. От Фовизма оставался
один шаг до абстрактного искусства, но
ни один из его представителей не сделал
этот шаг. Все они после 1907 г. пошли своими
путями в искусстве, используя Ф. как некий
этап на пути экспериментальных поисков
в области живописных средств. Выразительные
возможности цвета, выявленные фовистами,
активно использовались многими живописцами
XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов
и кончая появившимся в 50— 60-е гг. движением «Новые дикие».
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ В НАТЮРМОРТАХ ФОВИСТОВ (А.МАТИСС)
2.1.Обзор творчества А.Матисс (в аспекте натюрморта)
Матисс
больше всего любил рисовать
цветы, деревья и женщин. Вот
как сам он писал о своей
работе: "Я целиком завишу от
своей модели, которую я изучаю,
когда она свободна от
Именно поэтому его женщины подобны цветам, а цветы - живым людям...
Матисс дал новое видение мира. Если великий Леонардо да Винчи утверждал, что главное чудо живописи - в умении передать объемность вещи, то Матисс все перевел в плоскость. Яблоко из шара превратилось в круг. Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям. Он мог подчинить человеческую фигуру линии орнамента, как это происходит в его "Красной комнате", мог сместить фигуру относительно опоры - это он проделал в "Стоящей Зоре". Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха ("Вход в Козба") или прохладной прозрачной воды в аквариуме ("Красные рыбы").
С каким восторгом выписывал Матисс узоры восточных ковров, как тщательно добивался точных, гармоничных цветовых соотношений! Великолепны, полны таинственного внутреннего света и его натюрморты, портреты, ню.
Искусствоведы говорят, что, если бы Матисс не был живописцем, он вошел бы в десятку лучших французских скульпторов. Он первым применил деформацию ради экспрессии, и, как сам признавался, если Майоль, как мастера античности, работал объемами, он, подобно мастерам Возрождения, был увлечен арабесками, добивался изысканной линии силуэта. Одна из самых известных бронзовых статуй Матисса "Большая сидящая обнаженная" была создана в 20-е годы - в то же время, что и его полотна "Одалиска" и "Обнаженная, сидящая на голубой подушке".
Современники
рассказывали, что, когда Матисс
лепил, он слишком часто
Одной из последних больших работ Анри Матисса было оформление "Капеллы четок" в Вансе близ Ниццы, где он с 1948 по 1951 год работал и как архитектор, и как живописец, и как скульптор, и как декоратор.
Рисунок, необычный, легкий, пластичный, всегда занимал в творчестве Матисса одно из главных мест. В 20-е годы его рисунки были хорошо разработаны и конкретны, позже он увлекся рисунками кистью, которые получались у него удивительно колористичными. В 1919 году среди его рисунков появляется "тема шляпы со страусовыми перьями", в 1935 - "тема зеркал", в 1940 - "тема женщины в кресле", а в 1944 - "тема персиков". В технике рисунка - монументального, образно-пластичного - выполнена и его последняя роспись в "Капелле четок".
Работая чистым цветом, Матисс хочет, как и всякий живописец, избегнуть однообразия -- антитезы живописности, но не всегда это ему удастся, и некоторым его вещам свойственна монотонность (панно “Музыка”). С другой стороны, в 10-х годах он хочет непременно сохранить чистоту цвета. Избегая смешения красок, он прибегает к приему, аналогичному лессировкам старых мастеров, прокладке на темной краске более светлой, например на розовой -- белой, на синей -- лиловой и т.д. Затем, чтобы заставить вибрировать краску, он энергично втирает ее в холст, вместо того, чтобы пользоваться белилами, заставляет его просвечивать.
Непрестанная работа над рисунком позволила Матиссу стать виртуозом кисти. Контуры на его картинах уверенно начерчены одним взмахом. Картины его часто похожи (особенно в репродукции) на рисунки кистью. Эффект их часто держится на мастерском, смелом штрихе.
Иногда он пользуется слоями различной плотности (например, в “Девушке с тюльпанами”), выдвигая вперед один цвет в ущерб другому. Впрочем, ряд вещей 1912 года написан гладкой, однообразной фактурой. Если поверхность иных матиссовских картин может показаться сухой и однообразной, то это свидетельствует не о пренебрежении к материалу живописи, немыслимому у большого художника, но о своеобразной боязни насилия над материалом. Для Матисса, как декоративиста, особенно важна слитность картины с ее основой, холстом, белизна и строение которого учитываются им настолько же, насколько монументалист учитывает поверхность стены. Но, помня об основе, Матисс иногда забывает о самой краске, о специфических особенностях и возможностях масляной живописи.
Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в “Марокканце”, “Игре в мяч” и других вещах; цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света), или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др.). Матисс ограничивается матовой, жидкой живописью и не уделяет особого внимания вопросам фактуры. Это несомненный пробел в его творчестве, особенно если сопоставить его долголетнюю упорную работу над цветовыми контрастами, своего рода научную работу по исследованию психофизической реакции на тот или иной контраст цвета. Матисса не удовлетворяет система дополнительных тонов, открытая Делакруа, сведенная в систему импрессионистами. Он ищет диссонансов, кричащих, резких созвучий; здесь возможна параллель с современной музыкой Стравинского, Штрауса и др. У него, как и у этих композиторов, сказывается тревога, психологическая неустойчивость, чрезмерная обостренность чувств современного буржуа.
2.2.Принципы цветовой композиции в натюрмортах Матисса
В этой работе Матисс заставил стекло бутылки блестеть необыкновенным цветом. Эта ранняя работа весьма похожа по манере исполнения на стиль Эдуарда Мане. (Интересно, что хотя очень многие причисляют Мане к импрессионистам, он таковым не являлся. Специалисты всегда подчеркивают это, говоря: “Эдуард Мане и импрессионисты”).
Вернемся к раннему Матиссу. Тон его картины тёмный и неоднородный, отдельные цвета – серебристо перламутровые. В отличие от Сезанна, Матисс совсем иначе лепит форму и заботится о ней. Он уделяет больше внимания цвету и строит полотно по классическим канонам. Картина была написана в 1896 году, когда художнику было 39 лет.
В самом конце XIX века художник заинтересовался яркими красками, живыми цветовыми комбинациями и смелыми композиционными приёмами.
К концу 1900-х годов он выработал
новое понимание роли искусства
в современном мире. Мастер верил,
что задача современной живописи
– создавать усталому, духовно
истощённому зрителю
Матисс добивался чистоты чувств, характерных для детского рисунка или примитивного искусства.
“Статуэтка и вазы на восточном ковре. (Натюрморт венецианской красной)” 1908
В 1908, когда Матисс создал эту картину, в Париже проходила выставка Восточного и мусульманского искусства, которое запрещает изображать лица людей, а также и животных. В исламском искусстве допустимы только орнаменты и каллиграфические надписи. Матисс внимательно изучал восточные искусства и многое из них почерпнул для своего творчества.
В этом натюрморте Матисс отрицает все каноны живописи, использует очень яркие цвета.
Необходимо иметь ввиду, что чувство цвета дается человеку от природы, также, как голос или музыкальный слух. Оно либо есть, либо его нет, воспитать чувство цвета, также как и наработать голос – невозможно. Матисс обладал совершенным чувством цвета. Ему не надо было что-то изобретать, он всё точно знал. И в этом Матиссу можно доверять.
Ковёр на этой картине – реальный. Такой, какой был у Матисса в его доме. Он набросил этот ковёр на камин или комод, или другую мебель. Но мастер не дает здесь глубину пространства в соответствии с математическими законами, а выписывает глубину лишь треугольниками незаполненного ковром пространства. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Углы комнаты даёт другим цветом. С того момента, когда Матисс стал рисовать такие композиции и начинается его развитие, как художника. На холсте хорошо заметна свобода в выборе цвета и красок – интенсивных, почти пламенеющих.
Информация о работе Исторические предпосылки возникновения фовизма в европейском искусстве