Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 16:58, доклад
Античная культура зародилась приблизительно в Ш тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В ее рамках получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, система образовательных учреждений, философами Античности были сформулированы идеи и концепции воспитания и обучения молодежи. В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.
История
античных методов
художественного
образования
Выполнила:
Студентка группы ИП-33
Директорова
Юлия
Античная культура
зародилась приблизительно в Ш тысячелетии
до н. э. и престала существовать в V
в. В ее рамках получили развитие школьные
формы обучения, появились новые типы
школ, система образовательных учреждений,
философами Античности были сформулированы
идеи и концепции воспитания и обучения
молодежи. В развитии воспитания и школы
в античном мире выделяются несколько
периодов.
1. Архаичный
(древнегреческий) период с IX в.
до н. э. по VIII в. до н. э.
Как и в культуре цивилизаций
Древнего Востока, обучение и
воспитание подрастающего
2. Период расцвета
Эллады (новогреческий) длился с VII в. до
н. э. по IV в. до н. э. Наибольшую известность
и влияние среди греческих городов-полисов
в рассматриваемый период имеют Афины
и Спарта, в которых развитие воспитания
и школы шло по разным направлениям.
Идеал развития
личности в Спарте (Лаконии) сводился к
формированию мужественного, духовно
сильного, физически развитого человека.
Это было обусловлено объективными причинами:
вся Лакония представляла собой военный
лагерь, находящийся в постоянной боевой
готовности из-за угрозы восстаний рабов
(илотов) и непрерывных войн. До 7 лет дети
в Спарте воспитывались в семье. Они находились
на попечении кормилиц, которые не баловали
детей, воспитывая их в строгости, и уделяли
внимание развитию физического здоровья.
Государство с самого раннего возраста
участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца,
которого уже в первые дни жизни старейшины
должны были признать годным или не годным
к военной службе. В легенде, приводимой
Плутархом, физически нездоровых детей
сбрасывали в Тайгетскую пропасть. Однако,
по данным исторических исследований,
такие дети, конечно, не умерщвлялись,
но воспитывались вне спартанской военной
общины.
Молодежь до
30 лет в Спарте не обладала полнотой
гражданских прав и воспитывалась
под контролем государства. В
этом процессе выделялось три возрастных
периода: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет и от
20 до 30 лет, самый интенсивный процесс
воспитания и обучения приходится именно
на первый из выделенных периодов. С 7 лет
все мальчики становились «общественной
собственностью», их собирали в агелы
– своеобразные военизированные интернаты
казарменного типа, где они жили и воспитывались
до 14 лет. Контроль над агелой осуществлял
пайдоним (пайдоном) – представитель государственной
власти, а непосредственное руководство
– эйрены – юноши-спартиаты старше 15 лет,
проявившие умение руководить.
Основной упор
в воспитании делался на гимнастические
и военные упражнения. Мальчики росли
в довольно суровых условиях: из
одежды им полагался один хитон (а
с 12 лет один плащ) на год, пища была
весьма скудной и простой, ухаживать за
телом не разрешалось, постель, на которой
спали подростки, изготавливалась из тростника.
Чтение, письмо, счет, музыка не являлись
приоритетными предметами в содержании
образования спартиатов, а их изучение
было утилитарным (чтение и письмо – для
того, чтобы составить военное донесение,
музыка и стихосложение – для того, чтобы
петь военные гимны, и т. п.). Особое внимание
уделялось выработке лаконичной речи
– способности кратко и точно изъясняться.
Мальчики участвовали в ежегодных публичных
состязаниях – агонах, в ходе которых
им предстояло показать все, чему они научились.
Первый период воспитания в 14 лет заканчивался
большим агоном, включавшим мусические
(музыка, пение, стихосложение и т. п.) и
гимнастические состязания, а также испытание
на мужество и выдержку – публичные сечения.
Успешно прошедшие
испытание юноши получали оружие,
распределялись по отрядам и в
течение года несли «испытательную»
службу на территории всей Спарты. Задача
воспитания мужественного и беспощадного
воина решалась в процессе криптии – облавы
на илотов, в ходе которой юношам разрешалось
убивать самых строптивых рабов. «Испытательный
год» заканчивался новым агоном, и подростки
переходили в разряд эйренов, обязанностью
которых становилась помощь в воспитании
детей от 7 до 14 лет.
Воспитание спартанских
девушек мало чем отличалось от воспитания
спартанских юношей и проходило
в постоянных гимнастических упражнениях.
Физическое здоровье спартанок должно
было обеспечить воспроизводство здорового
потомства.
В Афинах социальное
устройство имело черты демократизма,
цель воспитания личности заключалась
во всестороннем развитии духовных качеств
и физических сил ребенка, отраженных
в понятии «калокагахтия» – соединение
всех возможных добродетелей внешней
и внутренней красоты человека. До 7 лет
мальчики воспитывались в семье, ориентируясь
на идеал гармоничного развития. В раннем
возрасте дети воспитывались матерью
и кормилицами, с 4–5 лет они находились
под присмотром раба – педагога (от греч.
paidagogos). В переводе с греческого «пайс»
означает «ребенок», «аго» – «веду за
руку», позднее слово «педагог» приобрело
значение «вести человека по жизни» и
стало обозначать профессию наставника,
учителя.
С 7 лет дети поступали
в школу. В Афинах сформировалась
сложная система образовательных учреждений,
которая носила двухступенчатый характер
и включала различные типы начальных и
средних школ. Учебные заведения в Афинах
назывались дидаскалейонами и были частными
и платными. Начальная ступень образования
была представлена мусическими и гимнастическими
(палестры) школами, которые позволяли
решать в комплексе задачи всестороннего
интеллектуального развития и формирования
культуры тела. Обучение в мусической
школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало
литературу, искусство и науки, находящиеся,
согласно греческой мифологии, под покровительством
муз. Центральное место занимало обучение
литературе, тесно связанное с музыкальным
образованием. При обучении чтению применялся
буквослагательный метод, сохранившийся
в начальной школе вплоть до XIX в. Мальчики
заучивали наизусть произведения Гомера,
Гесиода, Эсхила, Еврипида, Софокла и других
греческих авторов. Музыка преподавалась
в неразрывной связи с обучением пению.
В мусических школах подростки обучались
четырем основным арифметическим действиям
и началам геометрии, начиная с IV в. в программу
обучения добавилось рисование. С 12 лет
мальчик одновременно с мусической посещал
гимнастическую школу под руководством
учителя педотриба, где упражнялся в пятиборье:
бег, борьба, прыжки, метание диска и копья.
Приблизительно с 14 лет обучение в палестре
выходит на первый план, оттесняя мусическое
образование.
Средняя ступень
образования в Афинах была представлена
несколькими типами школ. Это прежде
всего гимнасий (государственное
учебное заведение повышенного типа) для
юношей 16–18 лет, проявивших старание и
достигших высоких результатов в обучении.
В этот период в Афинах было три гимнасия:
Ликей, Академия, Киносарг, содержание
обучения в котором преследовало цели
дальнейшего совершенствования в гимнастических
упражнениях и «гимнастике ума» в процессе
обсуждения важных общественно-политических
проблем. Далее все юноши с 18 до 20 лет должны
были пройти двухгодичный курс в эфебии
– государственном учреждении, целью
которого была военная подготовка. На
первом году обучения молодые люди тренировались
в специализированных военных упражнениях
– беге с факелами, метании камней, копий,
дисков, плавании и т. п. Второй год посвящался
несению службы на границах государства.
Характерной тенденцией
афинского образования, сложившейся к
VI в. до н. э., стал процесс становления
и развития философских школ (пифагорейской,
эпикурейской, софистской и т. д.), которые
давали возможность практиковаться в
общественно-политических и философских
дискуссиях будущим политикам.
Женское образование
в Афинах не было развито так, как
в Спарте, и ограничивалось рамками
семейного воспитания на женской
половине дома – гинекее. Здесь от
матери, кормилиц и других женщин семьи
девочка получала элементарные знания
чтения, письма, навыки игры на каком-либо
музыкальном инструменте, пения, но в основном
все время девочки было занято обучением
рукоделию.
3. Эллинистический
период в развитии античного
воспитания и образования
На начальной
ступени образования
Изменения, происходившие
на ступени среднего образования, были
связаны с уменьшением доли гимнастического
образования по сравнению с предыдущим
периодом. Гимна-сии приобретают
статус привилегированных учебных
заведений и становятся доступны
для юношества из зажиточных семей.
Увеличивается число гимнасиев, целью
образования в которых становится углубление
и расширение знаний, полученных в грамматической
школе. В программу обучения включаются
литература, философия, риторика, музыка,
математика, география; в преподавании
используются дидактические пособия (географические
карты, небесные глобусы), при учебных
заведениях организуются библиотеки.
Эфебия становится своеобразным учреждением
повышенного образования с годичным сроком
обучения. Военная подготовка здесь уступает
место подробному знакомству с научными
дисциплинами гимнасия – грамматикой,
риторикой, философией, математикой, физикой,
этикой. Вместе с этим в эфебии продолжали
упражняться в гимнастике и военном искусстве.
В эпоху Эллинизма
некоторые философские школы стали
играть роль высших учебных заведений,
призванных стать завершающим звеном
в образовании политика, оратора, философа.
В некоторых полисах развивается женское
образование.
Образование в
Древнем Риме складывалось под влиянием
эллинистической культуры и воспитания
на базе сложившихся римских традиций.
Рим был основан в 753 г. до н. э., пережил
эпоху могущественной империи и пал под
натиском варваров в V в. Во время раннего
римского воспитания (VIII–III вв. до н. э.)
молодежь получала образование в домашне-семейных
условиях. Ответственность за результаты
нравственного и гражданского воспитания
возлагалась на отца, который привлекал
сына к участию в общественных и трудовых
делах. В V в. до н. э. возникают первые начальные
элементарные школы – ludi (в переводе –
игра, спорт, уклонение от работы), которые
были частными и платными, давали начала
знаний и не пользовались авторитетом,
уступая уровню семейного воспитания.
В период с III в.
до н. э. по I в. до н. э. римское могущество
распространяется на значительные территории,
при этом образование начинает меняться
под влиянием греческой традиции. Самым
распространенным типом школы в это время
была начальная элементарная школа, главной
целью которой являлось обучение грамоте.
Создание грамматических школ связано
с возросшими требованиями к уровню образования
и потребностью римской интеллигенции
в овладении эллинской культурой. В грамматических
школах изучались греческий и латинский
языки, основы римского права, риторика.
Ко II в. до н. э. в Рим проникают новые тенденции
греческого образования, и для получения
эллинского образования в семьи к влиятельным
римским гражданам приглашаются учителя-греки.
Появляется новый тип учебного заведения
– школы риторов, где обучение ораторскому
искусству шло на базе расширения знаний
в латинской и греческой грамматиках.
В целом в
период с I в. до н. э. по II в. в Древнем
Риме складывалась система образовательных
учреждений, в рамках которой обучение
мало чем отличалось от обучения в
Элладе, но имело более прагматическую
направленность. Система образования
состояла из нескольких ступеней. Начальное
образование было представлено элементарными,
или тривиальными, школами; они были частными
и платными, но их деятельность контролировалась
государством. Чаще всего в программу
обучения таких школ входили чтение, счет,
письмо; сроки обучения не были строго
установлены. Школы посещали совместно
мальчики и девочки.
Средняя ступень
образования была представлена грамматическими
и риторическими школами для
юношей. Грамматические школы давали повышенный
уровень образования, в них обучались
мальчики от 12 до 16 лет. Содержание образования
было представлено «семью свободными
искусствами», которые в дальнейшем станут
базовыми для формирования содержания
образования на долгие века в европейской
образовательной традиции. Эти «семь свободных
искусств» включали в себя тривиум (грамматика,
риторика, диалектика) и квадриум (арифметика,
геометрия, астрономия и музыка), а их изучение
было практико-ориентированным.
Информация о работе История античных методов художественного образования