Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 14:19, лекция
Возрождение или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» - «снова» или «заново рожденный») - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков. Примерные хронологические рамки эпохи - начало XIV - последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Эпоха Возрождения вызвала рост наук и искусств, прогресс во всех областях общественной деятельности. Основным идейным направлением эпохи был гуманизм (человечность) – учение о человеке как о венце природы.
Возрождение или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» - «снова» или «заново рожденный») - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков. Примерные хронологические рамки эпохи - начало XIV - последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).
Постепенно сложился набор танцевальных приемов с рядом обязательных правил. Профессиональные танцмейстеры заранее репетировали с дворянами отдельные pas и фигуры и режиссировали движения групп танцующих, а зрителями были другие придворные. Фигурный, изобразительный танец, организованный по типу составления геометрических фигур (балло-фигурато) – становится главной формой дворцового искусства. Ему свойственны синхронность движений, ритмическая четкость, перестроение фигур и соответствие ритму стиха и музыкальному аккомпанементу.
Басседансы - это придворные танцы эпохи Ренессанса. Они делились на «низкие» танцы, в которых не было прыжков и ноги почти не поднимались над полом (павана, куранта, алеманда) и на «высокие» танцы, в которых танцующие вертелись (вольта) и прыгали (гальярда).
Одна из его форм – павана («pavo» - павлин) – стала излюбленным танцем XVI–XVII вв. Это был плавный беспрыжковый танец в спокойном темпе. Павана соответствовала этикетному поведению кавалеров и богатым, тяжелым одеяниям дам; ее сурово-торжественный склад хорошо подходил к церемонии открытия придворного бала. Позднее павана по контрасту чередовалась с более оживленными танцами – обычно гальярдой - яркий, живой с технически сложными прыжками танец, в котором более чем в других, сохранились народные движения.
Другим популярным придворным танцем был мореско. В период между 1550г и 1650г мореско был непременным атрибутом любого значительного придворного празднества. Танец, исполнявшийся в одиночку и группами, возник из романтических воспоминаний о временах господства мавров. Мавританская пляска воспроизводит борьбу христиан и мавров, где побеждают христиане. В рамках морески развивается фигурный танец, который считается зачатком «Grand pas».
В XIV-XV веках итальянские и французские танцмейстеры создают разновидности басседансов, которые исполнялись одной, двумя, тремя парами. Итальянские басседансы танцевались в более оживлённом темпе, чем французские, с различными фигурными построениями. Иногда один кавалер танцевал с двумя дамами, одна дама с двумя кавалерами и пять кавалеров с одной дамой. Танцующие прохаживались по залу простыми и двойными шагами, чередуя их с взаимными поклонами и реверансами, покачиваниями корпуса. Дамы проходили под поднятой рукой кавалера. Затем танцующие подавали друг другу руки и делали повороты вправо и влево на двойных или простых шагах.
Басседансы составляли как бы небольшую хореографическую композицию, в которой танцующие показывали себя собравшемуся обществу и демонстрировали своё богатство, пышность наряда и благородство манер.
Бранли XVI века, распространённые среди басседансов, представлявшие собой переработку и стилизацию различных народных бранлей, явились основой дальнейшего развития бытового танца.
К концу XVII века во Франции, Англии и Германии начинают танцевать контрданс, несколько чинный и строго симметричный салонный танец, заимствованный из танцев английских крестьян. Популярными бальными танцами стали бурре, гавот, аллеманда, чакона, жига, сарабанда. Господствующее место занял менуэт.
Особенно интенсивно процесс театрализации танца происходил в Италии в 14–15 вв. В течение XV-XVI веков именно Италия была законодательницей танцевальной моды. В дворцовых залах итальянских вельмож устраиваются театральные представления типа интермедий с песнями и танцами. Бытовые танцы составляли основу этих роскошных зрелищ и исполнялись любителями. Однако со временем организация таких представлений обрела профессиональный характер. Этикет придворного общества был очень строгим; он регламентировал тончайшие детали поведения. Соблюдение правил этикета считалось обязательным, и это привело к тому, что в придворном обществе появляется учитель танцев - преподаватель изящных манер, они же и первые теоретики-учителя.
- Комические балеты
- Балеты-маскарады
II период Людовик XIII и Людовик XIV
III период c 60гг Людовик XIV
- время Ж. Б. Люлли, Мольера, Бошана
Особенно сильно развилась страсть к танцам во Франции при короле Генрихе IV (1589—1610), который лично питал род недуга к развлечениям. Это и не мудрено, замечают историки, потому что Генрих родился в стране, где танцуют со дня рождения.
В продолжение двадцатилетнего царствования Генриха IV было поставлено 97 балетов, не считая роскошных балов и разнообразных маскарадов, где король от души веселился в кругу своих придворных. Славившийся своей добротой Генрих IV обожал маскарады. Изобретательность его в этом отношении была изумительна. Однажды он лично устроил костюмированный бал «колдунов и волшебников».
Поставленные в его царствование хореографические произведения были балетами только по названию. Это были не цельные произведения, а отрывочные сценки с танцами. Без декораций, без обстановки был поставлен целый ряд хореографических дивертисментов.
Когда Генрих IV танцевал, то он обыкновенно исполнял мелкие pas с быстрыми темпами, прозванными трикоте (tricotet). Темпы эти состояли в том, что ноги последовательно быстро переносились от носка к пятке; движения были похожи на вязание чулок на спицах. В честь короля эти pas даже носили название «трикоте Генриха». Его танцевали на популярный во Франции мотив «Да здравствует Генрих IV!».
Комические балеты
Очень серьезный жанр, благородный танец, сюжеты из мифологии, синтетические (хор, арии, танец). Под выражением «комический балет» подразумевалась «комедия-балет», т.е. балет с драматическим действием, а не балет с комическим, смешным оттенком, как предполагали многие.
Продолжительное царствование Генриха IV мало отразилось на развитии хореографии. Но заслуга этого времени заключалась в том, что, прокладывая себе новые пути, благодаря вкусу и любви к прекрасному самого Генриха IV, хореография постоянно совершенствовалась в однажды установленных формах красоты и изящества.
Людовик XIII Справедливый - король Франции и Наварры с 14 мая 1610 года. Из династии Бурбонов. Вступил на престол в возрасте 8 лет после убийства отца — Генриха IV.
Людовик был страстным любителем музыки. Он играл на клавесине, виртуозно владел охотничьим рожком, пел партию первого баса в ансамбле, исполняя многоголосные куртуазные песни (airs de cour) и псалмы.
Он с детства начал учиться танцам и в 1610 году официально дебютировал в придворном балете «Дофина». Людовик исполнял в придворных балетах благородные и гротескные роли, а в 1615 году в балете «Мадам» выступил в роли Солнца.
Людовик XIII — с детства увлекавшийся музыкой и танцами и получивший прекрасное музыкальное образование, автор куртуазных песен и многоголосных псалмов; музыка его также звучала в знаменитом Мерлезонском балете (15 марта1635), для которого он сочинил танцы, придумал костюмы. За сюжетную основу балета была взята охота на дроздов — одно из любимых развлечений короля. Сам Людовик исполнил в балете две небольшие роли: торговки приманками (в 3 акте) и крестьянина (в 13 акте).
Мерлезо́нский балет (часто также Марлезо́нский балет, от фр. Le ballet de la Merlaison, букв. «Балет дроздования», то есть «Балет об охоте на дроздов») — балет в 16 актах, поставленный королём Франции Людовиком XIII. Традиция проведения подобных придворных балетов появилась во Франции во время правления Генриха III, и переживала расцвет в эпоху Людовика XIII. Эти балеты исполнялись членами королевской семьи, придворными, профессиональными танцорами, и были красочными представлениями, часто сочетавшими хореографию, вокальную и инструментальную музыку, поэзию и театр.
В телевизионном фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра» добавлена комическая сцена, связанная с балетом, которая отсутствует в романе. Распорядитель бала церемониально объявляет: «Вторая часть Марлезонского балета!» — после чего, торопясь доставить подвески королеве, его сбивает с ног врывающийся в зал д'Артаньян. В русском языке закрепилась крылатая фраза «вторая часть Марлезонского балета», указывающая на неожиданное развитие событий, или развитие, о котором говорят с иронией. Аналогично, выражение «Марлезонский балет» иногда употребляется в переносном смысле для обозначения череды событий гротескного характера. В кинофильме «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини» д'Артаньян также «вспоминает» о балете. Перед поединком с заклятым врагом де Жюссаком он восклицает: «последняя часть Марлезонского балета!», а в ходе поединка — «конец балета!».
Пьер Корнель писал стихи. Поэтому поэтический текст был высок. Композиторы: Пьер Гидрон (музыка была бравурной) и Антуан Буассе (мелодичной).
Мелодраматические балеты:
Информация о работе История балета в эпоху Возрождения начало XIV – XVII вв.