Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 14:19, лекция
Возрождение или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» - «снова» или «заново рожденный») - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков. Примерные хронологические рамки эпохи - начало XIV - последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Эпоха Возрождения вызвала рост наук и искусств, прогресс во всех областях общественной деятельности. Основным идейным направлением эпохи был гуманизм (человечность) – учение о человеке как о венце природы.
1610г – балет «Альсины» (волшебница леса)
1617г – балет «Освобождение Рено» (рыцарь)
1619г – балет «Психея»
1621г – балет «Аполлон»
Мелодраматические балеты были синтетическими спектаклями и могли существовать аллюзии, т.е. метафорический намек на реальность. Мелодраматические балеты пользовались и рыцарской и античной тематикой, где танцевальные эпизоды перемежались вокальными ариями. После балете «Альсины» трактовка мифологической темы в духе аллегории счерпывала свои возможности. Главный интерес теперь стала привлекать рыцарская тема (балет «Освобождение Рено»). Зрелище нового типа должно было выразить их волю в образе идеализированного героя.
В 1638 и 1640гг у Людовика и Анной Австрийской родились их двое сыновей, будущие Людовик XIV (король-солнца) и Филипп I Орлеанский.
Людовик XIV
Людовик XIV – король Франции и Наварры с 14 мая 1643 г. Царствовал 72 года — дольше, чем какой-либо другой европейский король в истории.
Во времена Людовика XIV спектакли придворного балета достигли наивысшего великолепия, включали в себя сценические эффекты, придававшие зрелищу характер феерии. Балет выработался как отдельное искусство, нацеленное на создание спектаклей. Его интерес к танцам сильно поддерживался кардиналом Мазарини. Юный король мальчиком сделал свой дебют в балете «Маскарад Кассандры» в 1651г - ему было 13 лет.
Мазарини ускорил итальянское влияние на французские спектакли. Хореограф, которого он привёз из Италии, был итальянский композитор Жан Батист Люлли (Jean-Baptiste Lully) (1632-1687), для работы во Франции. Ж. Б. Люлли сделался одним из любимых танцоров короля.
Поддерживаемый Людовиком XIV, Ж. Б. Люлли часто помещал короля в свои балеты. Титул «Король-солнце» Людовика XIV происходит от его роли в Балете Ночи («Le Ballet de la Nuit (1653)» поставленном Люлли. На сложные характерные танцы приглашали актеров-профессионалов. Король и придворные танцевали в масках.
Основным вкладом Люлли в балет было его внимание к нюансам композиций. Его понимание движений и танцев позволяло ему сочинять музыку специально для балетов, с музыкальными фразами соответствующими физическим движениям. Он также сотрудничал с французским драматургом Мольером. Вместе, они взяли итальянский театральный стиль, commedia dell’arte (комедия искусства, комедия масок) и приспособили его в своих работах для французских зрителей, создав comédie-balleto.
Пьер Бошан (1636-1705), другой придворный танцор и хореограф, также сотрудничал с ними, ставя танцевальный взаимодействия между драматическими частями. Пьер Бошан был преподавателем танцев Людовика XIV.
В царствование Людовика XIV в истории развития танцевального искусства должны быть отмечены следующие годы:
1660г – строится Театр Пале-Рояль (фр. Théâtre du Palais-Royal), первый
Общедоступный драматический театр на улице Монпансье в Париже, имеющий
зрительный зал на 750 посадочных мест.
Работали в этом учреждении тринадцать лучших учителей, назначенных Людовиком. В задачу Академии входило установить строгие формы отдельных танцев, выработать и узаконить общую для всех методику преподавания, совершенствовать существующие танцы и изобретать новые. Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал балетмейстер Пьер Бошан (1637–1705) (работавший с Люлли), знаменитый балетмейстер и учитель танцев короля, возглавивший Академию танца. Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны. Все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки (заноски, антраша, кабриоли, жете, способность зависать в прыжке – элевация), вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески). Выполнение этих движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук (port de bras). Все pas классического танца являются производными от этих позиций ног и рук. Так началось формирование балета, развившегося к 18 в. из интермедий и дивертисментов в самостоятельное искусство.
Амура».
Впервые на сцене появились четыре танцовщицы: Лафонтен, Пезани, Каре и Леклерк. Это нововведение пришлось по вкусу публике и с того времени представительницы прекрасного пола стали властительницами балета. Наибольшей славой пользовалась Лафонтен (Mlle Lafontaine). Она пленяла публику своей грацией, еще при жизни стала называться как «Королева танцев».
Серьёзность Ж. Б. Люлли в изучении танцев привела к развитию профессиональных танцоров, которые стали отличаться от просто людей из числа придворных, способных танцевать. Кроме, в балете танцах появилось два различных стиля — величественный, дворянский, свойственный придворному балету и виртуозный, ранее возможный только у профессиональных актёров.
В 1687 году Ж. Б. Люлли получил рану от случайно воткнувшейся в его ногу палочки, которой он отмечал время, и из-за этого он умер.
В 17в. в Парижской опере исполнялся особый жанр театрально-музыкального зрелища – оперы-балеты композиторов Ж.Б.Люлли, А.Кампра, Ж.Ф.Рамо. Оперы-балеты прежде всего красочны и декоративны. Они состоят обычно из ряда картин, сюжетно почти не связанных, в которых развитые танцевальные сцены сочетаются с ариями, речитативами, ансамблями и другими оперными формами.
Ярчайшие образцы оперы-балета созданы Жаном Филиппом Рамо — «Галантная Индия» (1735), «Празднества Гебы» (1739) — внёсшим в этот жанр высокий драматизм лирической трагедии, углубившим его декоративность, характерность.
Таким образом, балет при содействии Академии музыки получил право гражданства на публичной сцене.
Для развития танцевального искусства со второй половины XVII ст. наступила новая эпоха. Салонный танец перекочевал на театральные подмостки и вступил в период самосознания.
Благодаря учрежденной Академии, обязанной следить за процветанием искусства, образовалась правильная система и общие методы для обучения. Все паваны, куранты, менуэты, признанные для сцены малопригодными, начали постепенно забываться, уступая место новым формам движущейся пластики. Таким путем развивалась техника танцев, а вместе с тем совершенствовалось и само искусство.
Основанная Академия служила как бы сигналом к приближавшемуся финалу целой эпохи и к началу кодификации танца, официально признанного искусством.
На публичную сцену начали смотреть как на образец, как на законодательницу. Появились искусные профессиональные артисты: Бошан, Пекур, его ученики Баллон, д'Этан и другие. Об этих хореографах-исполнителях говорили с одинаковым почетом, как и о представителях литературы и других искусств. В то же время костюм начал терять первоначальную «кукольность», предоставив артистам большую свободу движений. Приняв новую форму, балет стал развиваться в качестве совершенно самостоятельного искусства. Начался обмен между балетом и обществом, и балет на публичных подмостках превратился в воспитательное учреждение для лучших салонов; салон же, в свою очередь, также способствовал освежению театральных форм, придавая им то изящество, которое сделалось обязательной принадлежностью стройного классического танца.
[]
Информация о работе История балета в эпоху Возрождения начало XIV – XVII вв.