История хореографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:23, курс лекций

Описание работы

Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.
Определение того, что такое танец, сильно зависит от исторического, культурного и других контекстов. Британский сексолог Хэйвлок Эллис определял танец как виртуозное развитие сексуального импульса.

Файлы: 1 файл

история хореографии.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

1. Танец

 

Танец — вид  искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной  смены выразительных положений  человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.

Определение того, что такое танец, сильно зависит  от исторического, культурного и  других контекстов. Британский сексолог Хэйвлок Эллис определял танец  как виртуозное развитие сексуального импульса.

Американский  хореограф Марта Грэхем определяла танец как подлинное выражение  глубочайших душевных чувств, высвобождаемое через движение тела. Антрополог Джоан  Кеалиинохомоку даёт следующее определение: «танец - это преходящий, мимолетный способ экспрессии, происходящей в заданной форме и стиле посредством движений тела».

Жюли Шарлотта ван Кэмп (Julie Charlotte Van Camp) в своей  диссертации собрала основные элементы, из которых состоят определения  танца, то-есть это

человеческое движение, которое формализовано, т.е. выполняется в определенном стиле или по определенным шаблонам;

имеет такие  качества, как грациозность, элегантность, красота;

сопровождается  музыкой или другими ритмичными звуками;

имеет целью  рассказ истории и/или коммуникацию или выражение чувств, тем, идей,которому могут содействовать пантомима, костюм и пр.

Также она отмечает, что различные определения понятия  «танец» единодушны только в первом пункте — то, что танец — это  человеческое движение.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

Танец используется как способ самовыражения, социального  общения, в религиозных целях, как состязательный вид спорта, как показательный вид искусства.

 

 

3. Национальный танец

      Народный танец - это пластический  портрет народа. Немая поэзия, зримая  песня, таящая в себе часть  народной души.

     В  них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств.

     Это  эмоциональная, поэтическая летопись  народа, самобытно, образно ярко  рисующая историю событий и  чувств, пережитых им.

     Народный  танец привлекает  тем, что  нет более праздничного, жизнелюбивого  вида искусства, чем народный  танец. 

     Он  с детской непосредственностью  раскрывает свои чувства, вовлекает  в свое веселье, народный танец  румянит щеки, зажигает кровь.  В нем таится огромный заряд веселья и бодрости.

     Исконный  народный танец любой страны  и любого народа - хоровод. 

     Старинные  хороводные пляски продолжают  жить во многих уголках земного  шара.

     Девушки  разных стран продолжают танцевать  его и в наши дни, держа в руках платок или шелковый шнур.

     Хороводные  пляски, как правило, отличаются  веселостью и живостью. Каждый  народ вносил в исполнение  хороводных танцев изменения  - национальную культуру, менталитет, темперамент. 

     По  традиции, народный танец переходит из поколения в поколение в среде, в которой его танцуют.

 

 

4. Бальные танцы — группа парных танцев, имеющая народные истоки и исполняемая на вечерах, балах, соревнованиях, которые проводятся в помещениях застеленных, как правило, паркетом, в специальной танцевальной обуви. Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся 2 признаками: все бальные танцы являются парными; пару составляют мужчина и женщина, танцующие с соблюдением физического контакта.

Из всех парных танцев для соревнований были отобраны танцы, наиболее интересные с точки  зрения эмоционального и ритмического содержания музыки, танцы, в которых  можно было создать наиболее глубокий и интересный художественный образ.

Синонимами словосочетания бальные танцы в настоящее  время являются - спортивные бальные  танцы и танцевальный спорт. Различное  название одного и того же вида танца  произошло по причине создания различных  организаций. Например, Московская федерация спортивного танца или Московская федерация танцевального спорта.

Соревнования  по бальным танцы делятся на 3 программы: европейскую, латиноамериканскую и десять танцев ("десятка").

В европейскую  программу входят: английский (медленный) вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп (быстрый фокстрот). В латиноамериканскую: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв.

Термин «бальные»  относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой  Европе. Эти танцы очень сильно видоизменялись: любая эпоха европейской истории — Возрождение, Просвещение, классицизм, романтизм, — порождала своеобразный танцевальный комплекс. На протяжении всего европейского культурного развития на бальный танец влияли самые разнообразные этнические источники, а также профессиональный танец.

Бальные танцы XX века сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX—XX веков  вдохнула новую жизнь африканская  и латиноамериканская музыкальная  и танцевальная культура. Громадное  большинство современных бальных танцев имеют африканские «корни», уже хорошо замаскированные технической обработкой европейской танцевальной школы.

В 1920-е годы в  Англии при Императорским обществе учителей танцев возник специальный  Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы — вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления — спортивный и sосіal dance. В 1930—1950-е годы число стандартных бальных танцев увеличилось за счет того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев (в таком порядке: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча).

Сейчас по спортивным танцам проводятся соревнования. Сформировалось три программы: европейская, латиноамериканская и так называемая «десятка», куда входят все десять танцев. Любительские чемпионаты мира проводятся под эгидой IDSF, а профессиональные — под покровительством английских танцевальных организаций. Наиболее престижными в мире продолжают оставаться английские конкурсы, в частности, UK Open и Блэкпульский фестиваль (англ. Blackpool Dance Festival). Еще одним направлением конкурсного танца являются соревнования смешанных пар Профессионал-Любитель (Pro-Am) данное направление особенно развито в США и Канаде.

В Соединенных  Штатах Америки сохраняется своеобразный национальный вариант как некоторых  бальных танцев, так и проведения соревнований по ним — «American Smooth», «American Rhythm».

Слово «бал»  пришло в русский язык из французского и происходит от латинского глагола ballare, который означает «танцевать». Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся следующими признаками.

Все бальные  танцы являются парными. Пару составляют кавалер и дама, танцующие с соблюдением точек контакта. В Европейской программе этот контакт более плотный. Он сохраняется в течение всего танца. В Латиноамериканской программе контакт более свободный, чаще всего осуществляется за счет соединенных рук и иногда может как вообще теряться, так и усиливаться за счет натяжения при исполнении фигур.

Поскольку исполнение бальных танцев требует определенных навыков и тренированности, их популярность в обществе снизилась с течением времени. Появление твиста в 1960-х годах ознаменовало конец парных танцев. Такие танцы, как вальс, танго, фокстрот и т. д. фактически перестали служить для массового развлечения. В истории бального танца открылась новая страница.

 

5. бальный танец 17-18 вв

танец, который  служит для массового развлечения и исполняется парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах (балах). Б. т. часто называют также бытовым танцем. Процесс дифференциации первобытного, фольклорного танца на крестьянский, бытовой (городской и придворный) и сценический (ритуальный — храмовой, танец феодальной знати, народных потешников) шёл одновременно с развитием общества и его социальным расслоением на антагонистические классы. Этот процесс протекал схоже в странах Зап., Вост. Европы, Азии и Африке. Народные истоки Б. т. обеспечили его жизнеспособность и широкое распространение. Они способствовали становлению и творчески оплодотворяли процесс развития демократических жанров и форм бытового танца у различных народов.

         Б. т. возник в 14 в. в Италии в силу благоприятных условий (разнообразной общественной жизни развивающихся городов). Здесь происходит теоретическая разработка правил Б. т. Затем Б. т. распространился во Франции. В 16—17 вв. Франция становится законодательницей Б. т.

         Первоначально Б. т. не имел четко установленной формы. Преобладали т. н. низкие танцы (басседансы) с поклонами, реверансами, салютами, часто в виде шествий со свечами и факелами, сопровождаемые пением самих танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе. Через искусство жонглёров и труверов на балы проникали народные танцы, соответственно приспособлявшиеся к чопорности и этикету двора и аристократии. Обычно танцы объединялись: например, эстампида или басседанс с сальтареллой, павана с гальярдой и т. д. Большой популярностью в Италии и особенно во Франции пользовались французский Б. т. бранль, а также вольта (14—16 вв.).

         В 17 в. Б. т. распространился  по всей Европе. В каждой из  стран он приобретал различные  оттенки, национальную стилистику, обогащался и непрерывно видоизменялся. Популярными Б. т. становятся Бурре, Гавот, Аллеманда, чаконна, Жига, Сарабанда. Господствующее положение занимал Менуэт. В 1661 в Париже была основана Академия танца, которая регламентировала стиль и манеру исполнения Б. т. (парадность, запрещение импровизации, соблюдение определ. порядка в зависимости от ранга танцующих и др.). Б. т. обучаются у специальных учителей или в школах танца.

         В 18 в. получили распространение  новые, более свободные танцы:  паспье, мюзет, ригодон, контрданс, экоссез, лендлер. В 1715 в Париже состоялся первый общественный платный бал. Такие балы приобретают большую популярность (например, в 1797 в Париже состоялось 684 публичных бала). В 1768 в Париже было открыто первое специальное помещение для Б. т.

         Великая французская революция  оказала значительное воздействие  на общественную и культурную  жизнь всей Европы, в том числе  и на Б. т. Социально-общественные  изменения, внесённые Французской  революцией, способствовали развитию многих массовых Б. т. 19 в., ритмически живых и естественных: тампет, матредур, большое число разновидностей французских кадрилей, вальс с его многочисленными вариантами и др. Повсеместное распространение получают танцы Лансье, Лендлер, Галоп, Канкан и, наконец, Полька, Мазурка, Полонез. С середины 19 в. самым популярным Б. т. становится Вальс, вытеснивший гавот и менуэт. История вальса неразрывно связана с творчеством венских композиторов И. Штрауса-отца, И. Ланнера, И. Штрауса-сына.

 

6. бальный танец в  конце 19 — начале 20 вв. значительное влияние на развитие Б. т. начинают оказывать страны Сев. и Юж. Америки. Появляются танцы: вальс-бостон, Ту-степ, уан-степ, Блюз, Фокстрот, квик-степ, чарл-стон (См. Чарлстон) и др.

         Для развития Б. т. в России большое значение имели учрежденные по повелению Петра I ассамблеи (1718), которые можно считать первыми русскими балами.

         Под влиянием петровских указов  Б. т. получил в России широкое  распространение и к середине 18 в. входил как обязательный  предмет в программу многих учебных заведений.

         Расцвет русского балета повлиял  на бытовой танец в России, особенно в конце 19 — начале 20 вв. Бытовой танец всегда обогащал  балетный театр. В свою очередь  многие Б. т., создаваемые в  эти годы артистами русского балета, несли в себе элементы и стилистические особенности классического и народно-сценического танца. Именно в эти годы были созданы такие танцы, как падеграс (Е. Иванов), падетруа (А. Бычков), падепатинер (Н. Яковлев и Н. Гавликовский), па д’эспань (А. Царман) и др.

         Среди советских Б. т. сохраняются  лучшие танцы старой русской  бальной школы, а также вальс,  мазурка, полька, краковяк. Появляются  новые танцы: молдавская полька, полянка, качели, ёлочка, инфиз, тер-ри-кон,  русская лирическая, рид-рито, казанова, леста, каблучки, вечерний ритм и др. Распространены также фокстрот, танго, медленный вальс, новые зарубежные танцы: твист, сиртаки, лимбо, и-ха-ха, хали-гали, шейк и др. Этот перечень не является стабильным и время от времени пополняется новыми танцами.

         Для современных Б. т. характерно  импровизационное исполнение, когда  танцующие, зная основные элементы  танца, свободно варьируют ими  (в отличие от танцев определённой  композиции — миньон, падекатр, хали-гали). Импровизационные танцы были известны и раньше (мазурка, вальс, чарльстон), но со 2-й половины 20 в. интерес к импровизационным танцам значительно возрос. Большинство заруб. и сов. танцев 60-х гг.— танцы свободной композиции (зарубежные — липси, твист, редлав; советские — казанова, дружба и др.).

Информация о работе История хореографии