История искусства Голландии XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:40, реферат

Описание работы

Голландия была первой в феодальной Европе страной, где буржуазная революция увенчалась победой. Кровопролитная освободительная борьба против испанского ига, начавшаяся здесь в 60-х гг. 16 в., завершилась в 1609 г. перемирием, подтверждавшим государственную независимость Северных Нидерландов, которые с этого времени стали именоваться Республикой Соединенных Провинций, или Голландией (по названию наиболее могущественной из этих провинций).

Содержание работы

I. История искусства Голландии XVII века.
1. Общая характеристика культуры Голландии.
2. Развитие живописи в голландской культуре.
3. Архитектура в голландской культуре.
4.Скульптура в голландской культуре.

Файлы: 1 файл

голландия, история искусств.docx

— 66.53 Кб (Скачать файл)

 

Сами типы городских сооружений в Голландии сильно отличались от сооружений в других европейских  странах. В Республике Соединенных  Провинций не было подавляющих своей  монументальностью и великолепием дворцовых построек королей и  вельмож. Церковные здания ;в соответствии с духом кальвинизма не отличались очень большими размерами и пышностью убранства. Поэтому главенствующими в городской застройке были общественные сооружения — ратуши и другие муниципальные учреждения, и в еще большей мере — торговые ряды, рынки, биржи, здания коммерческих компаний, цеховые и гильдейские дома. В сочетании с портовыми сооружениями, верфями, с бесчисленными мастерскими и мануфактурами они придавали городам Голландии тот специфический колорит, который столь резко отличал их от городов других стран.

Значительную часть городской  территории занимала жилая застройка. Бюргерские жилые дома представляли собой узкие, сильно вытянутые в  глубину здания от двух до четырех  этажей высотой; фасады их завершались  традиционными высокими фронтонами. Тесно прижатые друг к другу, они  образовывали фронт застройки улицы  или набережной. За домом обычно располагался крохотный дворик. В  этом смысле как общая конструктивно-архитектоническая  структура жилого дома, так и характер застройки целых кварталов на протяжении большей части 17 в. не претерпели решительных изменений сравнительно с предшествующими столетиями. Изменились главным образом формы архитектурного декора фасадов и интерьеров. Острый недостаток и дороговизна земли  способствовали выработке чрезвычайно  экономной и рациональной внутренней планировки бюргерских жилых домов, внешне скромных, но отличавшихся высоким  комфортом и уютом. Дома богатых  патрициев в первой половине 17 в. при сходных конструктивных и  планировочных особенностях выделялись большими размерами и более нарядной отделкой фасадов и особенно интерьеров, далеко уступая, однако, в масштабах  и великолепии дворцам знати  в других европейских странах. Патрицианские  дома группировались в отдельных, обычно хорошо озелененных кварталах, образуя  застройку наиболее красивых частей города.

Эволюция голландского зодчества 17 в. делится на три основных этапа. В архитектуре первого, раннего  этапа — примерно до 1640 г.—нашли свое претворение традиции, сложившиеся в 16 в. и связанные с преимущественным использованием национальных форм зодчества. Это сказывается в общем облике ранних голландских построек — в их композиции, силуэте, в преобладании вертикальных членений, в форме крутых высоких кровель, в прихотливых многоярусных фронтонах. Будучи знакомы с классическими ордерами, голландские мастера применяют ордерные элементы преимущественно в декоративном плане. Особенно значительные достижения на этом этапе принадлежат главе гарлемской школы архитекторов Ливену де Кею (1560—1627). Его сооружения относятся к лучшим образцам применения смешанной техники кирпича и белого камня, оказавшейся в условиях Голландии наиболее практичной и художественно эффективной. Здание при этом возводилось из кирпича, но главные композиционные элементы фасадов — порталы, фронтоны, ордерные фрагменты, пояса, наличники, замковые камни — выкладывались из белого камня, красиво выделяющегося на фоне кирпича. Такая система придавала фасадам одновременно и тектоническую и декоративную выразительность. При небольшой затрате ценного материала здания оказывались очень нарядными. Наиболее интересное сооружение самого Ливена де Кея — Мясные ряды в Гарлеме (1601—1603) — пример характерного для Голландии монументально-художественного решения торговой постройки, в которой торжественная представительность сочетается с практической целесообразностью. Подчеркнутая монументальность при сравнительно небольших размерах отличала другой распространенный в Голландии тип [торговой постройки — зданий городских весов, которые воздвигались обычно на рыночных площадях. В подобном внимании к главным городским торговым сооружениям сказалось присущее голландцам сознание источника своего богатства и силы.

 

Другое стилевое направление  в голландской архитектуре начала 17 в. представляет творчество главы  амстердамской школы Хендрика де Кейсера (ум. в 1621 г.). В его произведениях постепенно вырисовываются черты классической архитектурной доктрины, правда, понятой еще в упрощенной форме. Примечательно, что эти признаки проявились ярче всего в церковных постройках, то есть там, где принципы практической целесообразности не стояли на первом плане и где была сильнее выражена зависимость от зарубежных образцов. В простых по планам и по общему композиционному решению постройках X. де Кейсера — Южной (1603—1614) и Западной (1620—1630) церквах Амстердама — отдельные мотивы восходят то к барочным, то к классицистическим образцам. Но в целом эти сооружения лишены органической целостности стиля, и сама структура их и трезвый, несколько прозаический облик равно далеки и от живой пластики барокко и от гармонического равновесия и ясности классицизма.

 

Следующий этап эволюции голландского зодчества охватывает 1640—1660-е гг.—  период наибольшего экономического и политического могущества буржуазной республики и замечательного культурного  расцвета. Это время бурного роста городов и широкого размаха строительства. Голландское зодчество вступает в стадию зрелости, и классицизм, занявший в данный период ведущие позиции, переживает свой подъем.

Классицизм как целостный  стиль не возник в самой Голландии. Его элементы были восприняты голландскими зодчими у теоретиков и практиков  архитектуры Италии и Франции  и творчески претворены с учетом местных условий. О том, что принципы этого стиля не оказались для Голландии чем-то наносным и искусственным, свидетельствовала широта распространения классицизма в различных центрах страны, хотя в целом формы голландского классицизма в сравнении, например, с французским несут на себе отпечаток некоторой упрощенности. К наиболее выдающимся представителям голландского классицизма относятся Якоб ван Кампен и братья Юстус и Филипп Винкбонс. Крупнейший из них — Я. ван Кампен (1595—1657) был автором самого значительного памятника голландской архитектуры — амстердамской ратуши (1648—1655).

Что касается жилых домов  представителей голландского патрициата, то они еще во многом сохраняли  свой традиционный облик. Высокие фронтоны, венчающие их узкие фасады, украшались чаще всего сдержанно трактованными  барочными мотивами. В интерьерах патрицианских домов стилевые формы  барокко и классицизма применялись  главным образом в качестве элементов  архитектурного декора. В отдельных  случаях голландские зодчие использовали зарубежные образцы планировки и  композиции богатого жилого дома, в  которых принципы классицизма могли  найти более органическое применение. Примером такого рода сооружений может служить Трипенхейс (дом братьев Трип) в Амстердаме (архитектор Юстус Винкбонс). Его строгий и одновременно изящный четырехэтажный фасад расчленен каннелированными пилястрами и увенчан классическим фронтоном.

В качестве образца применения классицистических форм в торговых постройках может быть названо здание городских весов в Гауде (1667; архитектор П. Пост)

В рассматриваемый период, по существу, сложился облик голландских  городов. Рождаемое ими ощущение власти человека над природными стихиями, напряженный ритм жизни, деятельный дух, которым была насыщена их атмосфера, — во всем этом уже намечались черты, присущие крупным городским центрам  последующих столетий. Недаром Петр I в переломный для истории России период именно в голландских городах увидел образец для строительства новой русской столицы — Петербурга.

 

Что касается третьего этапа  в эволюции голландской архитектуры 17 в., охватывающего примерно последнее  его тридцатилетие, то он уже отмечен  признаками творческого спада, который  сопутствовал нараставшему экономическому и культурному упадку страны. Строительство  утратило былой размах, а творческие решения нового поколения голландских  зодчих — свою оригинальность. Сильнее обнаружилась их зависимость от зарубежных образцов, в частности от французских. Этот факт связан с общим процессом социального перерождения голландской буржуазии, ориентировавшейся на французские вкусы и отдававшей в этот период предпочтение архитекторам — выходцам из Франции. Крупнейший из них — Даниэль Маро Старший (ок. 1663—1752) — был строителем охотничьего замка Де Ворст для штатгальтера (1690-е гг.). Характерно, что на этом этапе ведущее положение в голландском зодчестве занял новый тип патрицианского жилого дома, отныне утратившего столь долго сохранявшиеся традиционные национальные мотивы. Соответственно исканиям французской архитектуры этого времени внушительные, выполненные целиком из камня фасады таких домов лишены пилястр и обработаны только изящным рустом; окна всех этажей по центральной фасадной оси связываются ритмически единой системой обрамлений, а фронтон заменяется аттиком или балюстрадой. В других типах архитектурных сооружений ценные постройки появляются лишь эпизодически.

 

 

 

 

 

4. Скульптура в голландской культуре.

Слабое развитие голландской  скульптуры в 17 в. было связано с  ограниченностью ее применения. Догмы  кальвинизма отрицали возможность  воплощения религиозных образов  в изобразительном искусстве; поэтому  в голландских церквах отсутствовали скульптурные и живописные изображения культового характера. Особенности архитектуры богатого патрицианского жилища также исключали возможности широкого применения в нем скульптуры. Монументальная статуарная пластика не нашла в Голландии почвы для своего распространения. Принципы застройки голландских городов, в которых безусловно преобладающими были сооружения чисто практического назначения, затрудняли ее применение на площадях и улицах. Сама проблема синтеза различных видов искусств, в частности архитектуры и скульптуры, так, как она решалась в величественных ансамблях Италии и Франции 17 в., в Голландии вообще не могла быть поставлена. Весьма показательно, что для скульптурных работ в амстердамской ратуше был приглашен фламандский мастер Арт Квеллин Старший, который в содружестве с местными скульпторами выполнил фронтонные композиции и декоративную скульптуру в главных помещениях. Сами голландцы в монументальной пластике работали главным образом в двух областях — в надгробной скульптуре и в рельефных композициях, украшавших фасады некоторых общественных сооружений. В надгробных памятниках образные решения голландских мастеров шли преимущественно в русле форм, сложившихся в других странах, и не отличались выдающимися художественными достоинствами. Крупнейшему голландскому архитектору я скульптору первой половины 17 в. Хендрику де Кейсеру принадлежит пышное надгробие принца Вильгельма Оранского в дельфтской Новой церкви (1614—1622). Архитектурная часть этого надгробия, исполненная в барочном духе, дополнена аллегорическими статуями. Надгробный памятник в церкви в Миндвольде работы мастера второй половины 17 в. Ромбоута Вергюльста (1624—1696/98) более измельчен и декоративно прихотлив по своим формам.

 

Значительно самобытнее по художественному замыслу и выше по мастерству фасадные композиционные рельефы. Их ..тематика обычно находится в соответствии с назначением постройки, которую они украшают. Таковы красивый аллегорический рельеф Хендрика де Кейсера «Фортуна» или мраморный рельеф на издании городских весов в Гауде с изображением взвешивания товаров. Интересен по очень реальной обрисовке персонажей и места действия выполненный ок. 1649 г. Виллемом де Кейсером рельеф для здания одного из амстердамских благотворительных учреждений, изображающий раздачу милостыни — в этой работе нашли своеобразное претворение некоторые сюжетные и композиционные приемы голландской жанровой живописи.

 

1.Голландская живопись XVIII века

 

Несмотря на то что некоторые  значительные мастера национального  направления голландской живописи, ученик Рембрандта Арт де Гелдер, умерший в 1727 г., и великий ученик Рейсдала Мейндерт Гоббема, умерший в 1707 г., жили еще частью в XVIII веке, Голландия, под влиянием картин и сочинений льежского ложноклассика Герарда Лересаа, умершего в 1711 г. в Амстердаме, к 1700 г. уже отвыкла от свежей, широкой кисти и творческой непосредственности своей великой эпохи и стала во множестве производить гладко выписанные сухой кистью, холодные по формам картины. Адриен Ван дер Верф (ум. в 1722 г.) и Виллем Ван Миерис (ум. в 1747 г.) – типичные представители этого направления, которому в ландшафтной живописи следовали гладкописанные, идеализированные картины Иоганнеса Глаукбера (1646 – 1726), Изака Мушерона (1671 – 1744) и Яна Ван Гуйзума (ум. в 1749 г.), а также и изящные городские виды Яна Ван дер Гейде (ум. в 1712 г.). В области живописи цветов сюда принадлежат картины Конрата Рёпеля (1678 – 1748) и вышеназванного Яна Ван Гуйзума, тогда как Художница Рахель Руйш (ум.в 1750 г.) умела еще наделять свои крайне тщательно выписанные цветы горячим и гармоничным колоритом. Нам нет интереса прослеживать до конца XVIII конца века всех слабых подражателей этих и других художников-эпигонов. Однако нельзя пройти молчанием исторического живописца и гравера Якоба де Вита из Амстердама (1695 – 1754), учившегося в Антверпене, декоративные панно которого, выдержанные серым цветом по серому фону, до полной иллюзии подражающие каменным рельефам, можно видеть в бывшей амстердамской ратуше, в голландских музеях и в Дрездене; следует назвать также незаурядного портретиста Яна Мавриция Квинкгардта (1688 – 1772), многочисленные большие группы синдиков и отдельный портреты которого задуманы в старом духе, но написаны в более жесткой и пестрой манере XVIII века (из них 34 находятся в одном только амстердамском Рийксмузеуме); можно упомянуть, кроме того, Исаака Оуватера (1747 – 1739), принадлежавшего к числу самых пылких последователей славных старых живописцев городских видов, как показывают две его картины в Рийксмузеуме. Остановиться более подробно мы можем лишь на двух голландских живописцах XVIII века, на портретисте и жанристе Корнелисе Тросте (1697 – 1750), о котором писал Вергюль, и на пейзажисте и живописце животных Иоганне Баптисте Кобеле (1779 – 1814); ему и вообще семье Кобелей посвящено исследование Обрена. Художественная родословная Корнелиса Троста восходит через Арнольда Боонена (1669 – 1729) и Шалькена к Самуэлю Ван Гоогстратену. Как живописец масляными красками и пастелью, как рисовальщик и гравер меццо-тинто, он является единственным голландским художником своего времени, сумевшим наглядно, своеобразно, но и остроумно запечатлеть жизнь, интересы и нравы своего народа. Его портретные группы «регентов», свободные по композиции, с жизненной передачей лиц и со свойственными тому времени бледными тонами воздуха и света, прекрасно представлены в амстердамском Рийксмузеуме. «Семь старейшин коллегии медиков» (1724), «Урок анатомии профессора Роэля» (1728), «Восемь регентов Сиротского дома» (1729) и «Трое синдиков гильдии хирургов» (1731) высоко ставят Трооста над дюжинными работами современников. Группа четырех детей, забавляющихся с обезьянкой в саду (1723), написана свежо и натурально. Очень выразительны его автопортрет и коленный портрет Исаака Сверса с Рийксмузеуме. Красочное чувство той эпохи ясно отражает поколенный портрет в натуральную величину неизвестного мужчины в шверинском музее (1740), представленного во время завтрака, на фиолетовом фоне стены. Полна юмора и тонкой наблюдательности картинка «Комната родильницы» в роттердамском музее. С сатирическими пастелями и гуашами Троста, представляющими большей частью обычные сцены на воздухе и игры с песнями, лучше всего можно познакомиться в гаагском музее. Прелестны «Колядка в праздник Богоявления» и «Свадьба Клориса и Роозье». Увлекательно интересна серия пяти жанровых картин «NERLI» (5 начальных букв заглавий картин. – Прим перев.) (1740), изображающая собрание шести друзей у «Biberiusa» («Выпиваки»). Тупоумно, молча сидят они в первой сцене, пока вино не развязывает им языки и, в конце концов, не одолевает их вовсе. Эти картины составляют переход от Стена к Хогарту. К блестящей и оригинальной технике, сочетающей пастель с акварелью, присоединяется здесь острота наблюдения, восприятия и передачи жизни.

 

В переходное время от XVIII к XIX веку Голландия не обладала ни одним  сколько-нибудь выдающимся новым неоклассиком. Французский классицизм Адриена Ван дер Верфа предвосхитил уже главные черты неоклассицизма. Но зато поворот к простому, безыскусственному наблюдению природы нашел себе в ландшафтах с животными Кобеля такое же ясное выражение, как и в произведениях бельгийского живописца животных Оммеганка. И Кобель явно примыкает к Поттеру; и он, воплощая натуралистические веяния своего времени, обладал самостоятельным, хотя, быть может, более пластическим, чем живописным чувством, как показывают его картины хотя бы амстердамского Рийксмузеума. Лишь в течение XIX столетия голландская живопись вновь нашла себя – на своих старых путях.

 

2. Голландское  зодчество и ваяние XVIII века

Голландия в государственном, экономическом и художественном отношениях жила в XVIII веке за счет того благосостояния, которое в XVII веке, путем упорной работы, она извлекла из родной почвы и породившего ее моря. О голландской архитектуре и пластике XVIII века почти нечего сказать. Не то чтобы в стране прекратилась всякая строительная и скульптурная деятельность. Но во всем том, что строилось, высекалось или резалось в эту эпоху, отсутствовал самостоятельный характер и художественное вдохновение. Значительные общественные постройки сделались редкостью. Частные же дома, становившиеся, при всё еще возраставшем богатстве населения, более просторными, получали скучнейшие, почти совершенно голые кирпичные фасады, в то время как их внутренние помещения отделывались последовательно в трех стилях трех Людовиков. Зависимость от Франции была сознательной и всеобщей.

 

Вылощенный живописец  Адриен Ван дер Верф, как и архитектор, был ложноклассиком во французском духе, лишь с легкой голландской окраской. Им, вероятно, построена биржа в Шидаме (1718), квадратный двор которой расчленен дорическими и ионическими пилястрами, и, несомненно, биржа в Роттердаме (1727), выведенная исключительно из плит, обращенная наружу тремя купольными павильонами, соединенными между собой низкими флигелями; ее (позже перекрытый) двор окружен колонными портиками. Еще яснее обнаруживает заимствованный стиль Людовика XIV особняк барона Вассенара-Ольдама в Гааге. Указывать дальнейшие примеры было бы бесцельно. Остатки «китайских кабинетов», вошедших в то время в моду во дворцах, находятся в амстердамском Государственном музее (Рийксмузеуме). Как образец «стиля кос» второй половины XVIII века можно назвать лишь прекрасно гармонирующий с окружающим его ландшафтом «Павильон Вельгелеген» близ Гаарлема, построенный в 1788 г. загородный дом одного амстердамского купца.

 

Последним голландским скульптором, составившим себе известное имя, был Ян Баптист Ксавери (1697 – 1752), уроженец Антверпена, но работавший в звании придворного скульптора в Гааге. Его статуи Справедливости и Мудрости на фронтоне гаагской ратуши – типичные скульпторы барокко. Мраморные надгробные памятники его, находящиеся по большей части в голландских сельских церквях, не могут уже, как выражается Галланд, «равняться с благородными, одухотворенными созданиями таких мастеров, как Ромбоут Вергюльст». Больше свежести в его мраморном рельефе с Духовной поэзией и Музыкой, под перилами знаменитого, сооруженного в 1735 – 1738 г.г. органа церкви св. Бавона в Гаарлеме, а всего свежее его небольшой «Сатир, играющий на флейте» (1729) в амстердамском Государственном музее. Ксавери был, как сказано, фламандцем. Сами же голландцы не были созданы для скульптуры.

Информация о работе История искусства Голландии XVII века