Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 21:51, реферат
Испанское кино не достигло больших высот на мировом уровне. За всю его историю в нём можно выделить только получившего широкую известность и всемирное признание Луиса Буньюэля и периодические успехи таких режиссёров как Сегундо де Шомон, Флориан Рей, Луис Гарсия Берланга, Карлос Саура, Педро Альмодовар и Алехандро Аменабар.
На сегодняшний день фильмы испанского производства составляют только 10-20 % кинопроката Испании, что, при условии сохранения тенденции, может привести к кризису испанского кинематографа.
Введение
Начало
Расцвет немого кино
Кризис звукового кино
Война и послевоенные годы
Новое испанское кино
Кино эпохи демократии
Ка́рлос Са́ура Атаре́с
Пе́дро Альмодо́вар Кабалье́ро
Содержание
Введение
Начало
Расцвет немого кино
Кризис звукового кино
Война и послевоенные годы
Новое испанское кино
Кино эпохи демократии
Ка́рлос Са́ура Атаре́с
Пе́дро Альмодо́вар Кабалье́ро
Введение
Испанское кино не достигло больших высот на мировом уровне. За всю его историю в нём можно выделить только получившего широкую известность и всемирное признание Луиса Буньюэля и периодические успехи таких режиссёров как Сегундо де Шомон, Флориан Рей, Луис Гарсия Берланга, Карлос Саура, Педро Альмодовар и Алехандро Аменабар.
Среди остальных участников съёмочного процесса широко известных людей ещё меньше. Только кинооператор Нестор Альмендрос и актёры Фернандо Рей , Антонио Бандерас, Фернандо Фернан Гомес, Хавьер Бардем, актрисы Пенелопа Круз, Пилар Лопес де Айала достаточно известны, в основном по своим работам за границей.
На сегодняшний день фильмы испанского
производства составляют только 10-20 % кинопроката Испании, что, при условии сохранения тенденции,
может привести к кризису испанского кинематог
Начало
Первый кинопоказ в Испании состоялся 5 мая 1895 года в Барселоне. Фильмы братьев Люмьер были показаны в мае в Мадриде и в декабре в Барселоне.
Первыми испанскими фильмами считаются «Выход двенадцатичасовой мессы из церкви Пилар Сарагосской» (Salida de la misa de doce de la Iglesia del Pilar de Zaragoza) Эдуардо Химено Пероманте, «Портовая площадь в Барселоне» (Plaza del puerto en Barcelona) Александра Промио и «Прибытие поезда из Теруэля в Сегорбе» (Llegada de un tren de Teruel a Segorbe) неизвестного автора. Первым игровым фильмом, то есть фильмом по сценарию, была «Ссора в кафе» (Riña en un café), снятая Фруктуосом Хелабертом. Все эти кинофильмы появились в 1897 году.
Первым испанским режиссёром, добившимся международного успеха, был Сегундо де Шомон.
Расцвет немого кино
В 1914 году центром кинопроизводства Испании
была Барселона. В это время преобладали
так называемые эспаньолады, эпические
картины из истории Испании, которые доминировали
в испанском кино вплоть до 1960-х годов.
Среди них можно особо выделить фильмы Флориана Рея с участием Империо Архентины и Рикардо Нуньеса, а также первую версию «Арагонского
благородства» (Nobleza baturra, 1925). Кроме того, создавались исторические драмы
В 1928 Эрнесто Хименес Кабальеро и Луис Буньюэль основали в Мадриде первый киноклуб. К тому времени центр кинопроизводства переместился в Мадрид, в нём было снято 44 из 58 испанских кинолент. В этом же году Франсиско Элиас Рикельме снял первый в Испании звуковой фильм «Тайна Пуэрты дель Соль» (El misterio de la Puerta del Sol).
Драма о сельской жизни
«Проклятая деревня» (La aldea maldita, 1929)
Флориана Рея имела большой успех в Париже, где в то же время Луис Буньюэль
и Сальвадор Дали представили вниманию публики
фильм «Андалузский пёс» (Un chien andalou), ставший
позднее одним из самых известных авангардистских филь
Кризис звукового кино
В 1931 приход иностранных звуковых фильмов привел в упадок испанский кинематограф, в этом году был снят только один фильм.
В следующем году Мануэль Касанова (Manuel Casanova) основал Испанскую Компанию по Производству Фильмов (La Compañía Industrial Film Española S.A. — CIFESA), которая выпустила больше фильмов, чем кто-либо до этого выпускал в стране. В первый год CIFESA выпустила 6 фильмов, включая первый фильм Буньюэля в Испании — псевдодокументальную ленту «Земля без хлеба» (Tierra sin pan). В 1933 компания выпустила уже 17 фильмов, а в 1934 — 21 фильм, например, «La verbena de la paloma» режиссёраБенито Перохо (Benito Perojo), который имел большой успех. Производство фильмов выросло до 37 лент в 1935.
Война и послевоенные годы
С 1936 два враждующих лагеря начали использовать кино как средство пропаганды и цензуры. Франкисты создали Национальное Управление Кинематографии (El Departamento Nacional de Cinematografía). Многие профессиональные кинематографисты стали уезжать из страны. При новом режиме навязывалось обязательное озвучивание на кастильском наречии всех фильмов, демонстрирующихся в стране. В то время прославились такие режиссёры как Игнасио Ф. Икино, Рафаэль Хиль («Huella de luz», 1941) , Хуан де Ордунья («Locura de amor», 1948), Артуро Роман, Хосе Луис Саэнс де Эредия («Raza», 1942 — по собственному сценарию Франко) и Эдгар Невильe. Также смог отличиться фильм «Fedra» (1956) режиссёра Мануэля Мур Оти.
В 1950-х в Испании начали проходить два важных кинематографических фестиваля. 21 сентября 1953 впервые состоялся Фестиваль Кино (El Festival de Cine) в Сан-Себастьяне, который с тех пор не прерывался ни на один год. А в 1956 прошла первая Неделя Международного Кино в Вальядолиде (Semana Internacional de Cine — SEMINCI).
Начиная с фильма «Marcelino pan y vino» (1955) режиссёра Ladislao Vajda, появляется мода на актёров-детей, снимается множество картин с участием Хоселито, Марисоль,[1] Росио Дуркаль, Пили и Мили, Аны Белен.
С 1950-х становится очевидным влияние неореализма на новых режиссёров, таких как Антонио дель Амо, Хосе Антонио Ньевес-Конде (Jose Antonio Nieves-Conde) с его наиболее заметным фильмом «Surcos» (1951), Хуан Антонио Бардем c фильмами «Muerte de un ciclista» (1955) и «Calle Mayor» (1956) и Луис Гарсия Берланга (Luis García Berlanga) с фильмами «Bienvenido, Mister Marshall» (1952), «Calabuch» (1956), «Los jueves, milagro» (1957), «Plácido» (1961) и «El verdugo» (1963).
В беседах Саламанки Бардем оценивает послевоенное кино как жестокое и бессердечное: «испанское кино на самом деле, говорит он, политически неэффективно, социально ложно, низко-интеллектуально, неэстетично и индустриально слабо».
Хуан де Ордунья (Juan de Orduña) достигает громкого коммерческого успеха с фильмом «Последний куплет» (El último cuplé (1957) c Сарой Монтьель в главной роли.
Буньюэль время от времени приезжает в Испанию, чтобы снять скандальную Виридиану (1961) и Тристану (1970), два из его лучших фильмов.
Новое испанское кино
В 1962 году к руководству Главного Управления Кино (la Dirección General de Cine), вернулся Хосе Мария Гарсия Эскудеро (José María García Escudero). С ним увеличилась государственная поддержка кино, стала активно развиваться Государственная Школа Кино (la Escuela Oficial de Cine), из которой вышло множество новых режиссёров, преимущественно лево-ориентированных и оппозиционных диктатуре Франко. Среди них можно выделить Марио Камуса, Мигеля Пикасо, Франсиско Регейро, Мануэля Саммерса и Карлоса Сауру (Carlos Saura). Не вошедший в этот ряд Фернандо Фернан Гомес (Fernando Fernán Gómez) снимает классический «El extraño viaje» (1964). C телевидения приходит Хайме де Арминьян (Jaime de Armiñan), автор «Mi querida senorita» (1971). Из так называемой «барселонской школы», изначально экспериментальной и космополитичной, выделяются Висенте Аранда, Хайме Камино и Гонсало Суарес, которые, однако, снимут свои шедевры только в 1980-х.
В 1967 году появляется Кинофестиваль в Ситжесе (El Festival de Cine de Sitges), в настоящее время известный как Международный кинофестиваль Каталонии (Festival Internacional de Cinema de Cataluña) и считающийся одним из лучших кинематографических конкурсов Европы и номером 1 в области фантастики, в жанре в котором особенно отличился Хесус Франко (Jesus Franco), режиссёр очень известный за пределами Испании под псевдонимами Джесс Франк (Jess Frank) или Джесс Франко (Jess Franco).
Кино эпохи демократии
Вместе с концом диктатуры закончилась и цензура. Стали разрешены культурные проявления на других испанских наречиях помимо кастильского, образовался, например, Каталонский Институт Кинематографии (el Institut de Cinema Català) и другие.
Поначалу на экране одерживали победу стриптиз и специфические социальные комедии, обозначаемые термином «ландизм» («landismo») по имени актёра Альфредо Ланда, которые жестоко высмеивали жизнь страны в последние годы режима Франко.
На протяжении эпохи демократии каждое новое поколение режиссёров обращались к дискуссионным темам и пересматривали предшествовавшую историю страны. Это Хайме Чаварри, Басилио Мартин Патино, Виктор Эрисе, Хосе Луис Гарси, Мануэль Гутьеррес Арагон, Элой де ла Иглесия, Пилар Миро и Педро Олеа.
Также проявило себя так называемое «новое кино басков» («nuevo cine vasco») режиссёров Мончо Армендариса и Хуана Бахо Ульоа.
В число наиболее известных режиссёров, признанных мировой критикой в жанре фантастического кино вошёл постановщик Хауме Балагеро, постоянно получающий призы на престижных киносмотрах кинофантастики.
Испанское кино, тем не менее, зависит
от эпизодических успехов и
С другой стороны, порнографические фильмы нашли одну из своих мекк в Барселоне и одну из своих звёзд в лице Начо Видала.
В 1987 была основана премия Гойя (Goya), как конкурент Оскару, но для испанского кино.
Ка́рлос Са́ура Атаре́с (исп. Carlos Saura Atarés, род. 4 января 1932, Уэска, Испания) — испанский кинорежиссёр. Младший брат художника Антонио Сауры.
Биография
В полнометражном кино дебютировал лентой «Бродяги» (1960), которая проложила в испанский кинематограф дорогу неореализму — стилю, распространившемуся к тому времени по всей Европе. Он же есть и в «Охоте» (1966), серьёзной работе, анализирующей раны, нанесённые гражданской войной. Это жуткая история охоты трёх ветеранов Фаланги, занимающих различные жизненные позиции. Натурные съёмки, скучные ландшафты и контрастная операторская работа Луиса Куадрадо сделали этот фильм ориентиром для последующих кинолент и принесли большой международный успех, подтверждённый Серебряным медведем на Международном Кинофестивале в Берлине.
В 1967 году Саура начинает сотрудничество
с продюсером Элиасом Керехета на фильме
«Охлаждённый мятный коктейль»,
дающем начало более известному периоду
в его карьере. Это оригинальное психологическое
исследование последствий франкистских репре
Темы и образы, отшлифованные этим абстрактным стилем, развивались в сотрудничестве с Керехета, который стремился обмануть цензуру и высветить недостатки испанского общества, и продолжились в фильмах «Стресс: три, три» (1968), «Нора» (1969) и «Сад наслаждений» (1970).
«Ана и волки» (1973) представляет замкнутый мир большой усадьбы одной испанской аристократической семьи. Рафаэла Апарисио, владычица этого замкнутого мира, повторно появится в фильме «Маме исполняется сто лет» (1979) — своеобразном продолжении фильма «Ана и волки». В родовой замок приезжает гувернантка-иностранка, чтобы обучать детей Хуана — хозяина дома. Подавленные желания трёх мужчин прорываются после приезда этой красивой девушки, чьи манеры более свободны, а её искренность пробуждает в подсознании мужчин потаённые желания. Ана взбудораживает окружающий её мир замкнутой и консервативной семьи, разоблачая таким образом проблемы, которые во многом определяют испанское общество того времени.
В фильме «Кузина Анхелика» (1974), который получил специальный приз жюри на Каннском кинофестивале, прошлое (1936) и настоящее (1973) объединяются, и это показывается посредством смешения прошедшего времени, которое воспроизводится в сценах фильма, включённых в рамки одного и того же эпизода. Таким образом раскрывается тема присутствия страданий прошлого в настоящем — классический приём психоанализа. Присутствие прошлого в настоящем также имеет такие сокрущающие последствия, как контраст детской любви Луиса и Анхелики, которая была, возможно, её единственной любовью, и взрослых отношений Луиса и Анхелики, уже женатых, в ситуации, которая делает невозможным восстановление прежних эмоциональных отношений. Воспоминания и проникновение прошлого в настоящее были хорошо показаны уже в предыдущей работе «Сад наслаждений» (1970).
«Выкорми ворона» (1975), также отмеченный жюри на Каннском кинофестивале, снова использует тему воспоминаний, противопоставляя взгляд девочки Аны авторитарным персонажам.
В фильме «Элиза, жизнь моя»
(1977), исходя из очень амбициозной идеи
взаимоотношений кино и литературы, ведётся
непрерывный диалог с характерными элементами
кино: изображением, звуком, музыкой и
текстом. В ряде сцен есть глубокая связь
между написанием текстов и составлением
визуальных композиций. Дневник, который
ведёт персонаж Фернандо Рея, является источником воспринимаемых
нами высказываний, но всё осложняется
его дочерью, которую играет Джеральдина Чаплин,
когда она читает этот дневник своей смерти.
Во всё это вплетены ссылки на «El gran teatro
del mundo» Кальдерона де ла Барка,
«El Criticón» БальтасараГрасиана и миф о Пигмалионе, который мы слышим
в виде оперы Жана-Филиппа Рамо (Пигмалион,
С приходом демократии в Испанию Саура становится выдающимся кинематографистом периода Перехода (Transición Española — переход от диктатуры Франко к демократическому и правовому обществу). Фильм «С завязанными глазами» (1978) — рассуждение о стаданиях и несправедливости в Латинской Америке. В следующем году Саура берётся за свою первую комедию «Маме исполняется сто лет», пересматривая семью из фильма «Ана и волки» в комическом ключе и с ощущением конца эпохи Франко. Фильм достигает успеха у критики и публики, награждается на разных кинофестивалях и выдвигается на Оскар в номинации «лучший иностранный фильм».