История костюма Египета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 18:06, реферат

Описание работы

Цель данной работы :изучение костюма древнего Египта,разработка на его основе современной коллекции одежды и создание макета.
Работа содержит ряд задач:
-обзор литературного и иллюстративного материалов. -характеристика художественного стиля. -краткая характеристика костюма.
-нализ композиционного-конструктивного построения исторического костюма.
-выявлении эволюции некоторых элементов и деталей исторического костюма.
- выявление аспектов использования мотивов исторического костюма в современной одежде.

Файлы: 1 файл

история костюма египет.docx

— 109.38 Кб (Скачать файл)

         1.1.Введение и обоснование темы

          Тема данной работы является  Египетский костюм рабовладельческого  строя и возможности его мотивов  в современной одежде.

Цель данной работы :изучение костюма древнего Египта,разработка на его основе современной коллекции одежды и создание макета.

Работа содержит ряд задач:

-обзор литературного и иллюстративного материалов.                                       -характеристика художественного стиля.                                                                            -краткая характеристика костюма.

-нализ композиционного-конструктивного построения исторического костюма.

-выявлении эволюции некоторых элементов и деталей исторического костюма.

- выявление аспектов использования мотивов исторического костюма в современной одежде.

           В каждую эпоху существования человечества эстетический идеал отражал представление об “ идеальном человеке”, его внутренней сущности и внешнем виде. Одежда подчеркивает или изменяет определенный “классический идеал” человека, созданный различными эпохами.

Костюм нес и несет  в себе определенный художественный образ жизни, так как помогает человеку выражать эстетический идеал  эпохи.

Говорят: "Мода была всегда". Можно и так сказать. Но всё-таки всё на свете с чего-то начиналось. Можно утверждать, что мода родилась в древнейшем на земле очаге цивилизации  — Древнем Египте.[2]

 

 

 

 

 

 

 1.2.Обзор литературного и иллюстративного материалов

 

Костюм Древнего царства

          Древнее царство — это молодость Египта. Именно в этот период начали создавать пирамиды. Столицей Древнего Царства был Мемфис.

Египтяне уже с глубокой древности умели производить  хорошие, прочные ткани из льна и хлопка и шить из них удобную одежду. Для изготовления одежд египтяне также использовали шкуры животных.

В сущности, у всех сословий одежда была одинаковой по фасону, различалась  она только качеством материала.

Красители, которые изобрели только в конце эпохи Древнего царства, стоили дорого. Позднее ткани  стали красить в разные цвета, появилась одежда с пестрыми узорами. Но за весь период существования египетского  царства любимым цветом египтян  оставался белый.

 

 Мужской костюм

Основной одеждой мужчин с древности был передник —  «схенти». (рис.1) Схенти носили все — от рабов до вельмож. Различались они только размерами и качеством ткани. Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом.

Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого куска ткани, средняя часть которого драпировалась впереди в складки, остальное же обертывалось вокруг бедер и подпоясывалось на талии. Средней части схенти придавали разную форму: трапециевидную, треугольную, веерообразную.

Помимо передников, знатные  египтяне Древнего царства носили узкие  плащи, тигровые или леопардовые  шкуры, которые накидывали на плечи.

 

 

Женский костюм

Женская одежда гораздо больше закрывала тело.

Египтянки Древнего царства  всех сословий носили «калазарис» (рис.3) — длинную полотняную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до самых ступней и оставляющую грудь открытой.

Были также и закрытые калазарисы с круглым вырезом горловины, с короткими и узкими рукавами или с клиновидным вырезом и длинными рукавами. Носили египтянки и пестрые рубахи-передники с широкими бретелями белого цвета. Одежда знатных женщин украшалась вышивкой и плиссировкой. В их гардероб входил и плащ.

Рабыни ходили практически  нагими. Фараоны Древнего царства часто носили только схенти, парик и сандалии из тростника. Могли надевать вторые передники из плиссированной ткани (рис.6) сверх обычной набедренной повязки. Знаками отличия фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. После объединения Верхнего и Нижнего Египта в 3200 г. до н. э. появилась сдвоенная бело-красная корона. Также головным убором фараона был платок клафт-ушебти, состоявший из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с уреем (змеей).

 

 Обувь

Обувь древние египтяне не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Делали их из коры, папируса и волокон пальмы. К ноге они прикреплялись двумя ремешками.

Обувь египтяне берегли. Знатные  египтяне, отправляясь по делам, часто  несли сандалии в руках, а надевали их только на месте. К своей обуви  они прикрепляли золотые или  позолоченные украшения, а на подошвах нередко изображали врагов, чтобы  при ходьбе топтать их ногами.

                         

 

 

 Костюм Среднего Царства

Разумеется, одежда, этот индикатор  умонастроений общества, тоже претерпевает некоторые изменения. Возможно, традиции и культура тех народов, с которыми торгуют и воюют египтяне, оказали  на эти изменения свое влияние. В  эпоху Среднего Царства принято  надевать на себя несколько одежд, что  сильно меняет силуэт и увеличивает  его объем. Во главе угла – по всей вероятности, это критерий совершенства для древнего египтянина, – находится  форма пирамиды. Чтобы придать  такую форму женскому платью, юбку плиссируют.(рис.7)

В моду входит плиссированная одежда, ее носят и мужчины, и женщины. Как и во времена Древнего Царства, женщины любят украшения, носят  бусы – преимущественно синего или  зеленого цвета – и браслеты на руках и ногах.

 

 Мужской костюм

В мужском костюме появляется деталь, прикрывающая верхнюю часть  тела, нечто среднее между жилетом  и драпированной одеждой, идущей от пояса к груди.(рис.6) В период Древнего и Среднего Царств набедренные повязки фараонов и военачальников повязывают так, что спереди складки образуют форму все той же пирамиды. Как мужчины, так и женщины в Древнем Египте носят широкий, закрывающий плечи и часть груди воротник-ожерелье – ускх.

У государственных служащих ускх разделен на полосы разного цвета, в зависимости от занимаемой должности и рода занятий. Полосы на ускхе придворных желтые, у военных они красные, у служителей храма – синие. Иногда египтяне – и женщины, и мужчины – носят на голове платок – клафт – для защиты от солнца. Клафт делается из пестрой полосатой материи, спереди, у висков, к нему прикреплены завязки, спускающиеся на плечи. Клафты желтого и синего цвета могли носить только члены семьи фараона.

Жрецы одевались так же, как и знатные вельможи, однако, поскольку в жреческой иерархии они занимали разные ступени, их одежда различалась в зависимости от этой «табели о рангах». Высшие жрецы  носили, кроме схенти, накидку, сшитую из нескольких кусков ткани и на плечах – шкуру леопарда. Младшие вместо схенти – набедренной повязки – носили колоколообразную юбку на каркасе. Каждый жрец обязательно должен был иметь ускх и клафт одного цвета, соответствующего его положению.

Для жрецов в Древнем Египте были определены очень строгие гигиенические  правила. Жрец должен был мыться несколько  раз в день и сбривать все волосы на голове и на теле, поскольку считалось, что они даны человеку силами зла. Он мог надевать лишь свежевыстиранную одежду и не имел права носить вещи из шерсти или кожи – они считались  нечистыми, кроме той накидки  из шкуры леопарда, которую он повязывал  на плечи.

 

 Женский костюм

В это время знатные  египтянки поверх плиссированного  калазириса носят накидку,(рис.7) драпирующуюся сложным образом. Один конец проходит под левым плечом, другой пропускается справа подмышкой, более длинная правая часть перекидывается нижним концом через левое плечо. Конец проходит наискосок через спину под правую подмышку и связывается с верхним концом левой части накидки. Свободная часть накидки на левом плече укладывалась по усмотрению хозяйки, таким образом, похожие накидки драпировали самыми разными способами.

 

 Костюм Нового Царства

В это время происходит расцвет египетской культуры, искусства  и ремесел. В результате завоеваний увеличивается территория Египта, происходит знакомство с новыми народами. Дань с покоренных народов и плодотворная торговля ведут к роскоши в  быту. Новое царство отличается изяществом и плавными линиями. Появление тонких прозрачных тканей дало возможность носить несколько одежд.(рис.9) Легкие ткани закладывали мелкими складками или драпировали. Под влиянием Востока появляются новые элементы кроя.

Происходит сближение  форм женского и мужского костюма. Для  одежды характерна высокая подчеркнутая талия и плиссировка ткани  в разных направлениях.

 

 Мужской костюм

Новая одежда сусх состоит из рубашки-калазириса и большого куска прямоугольной ткани – синдона. Синдон чаще всего плиссировался в долевом направлении. Его обертывали поверх калазириса вокруг бедер, спереди завязывали, а концы прикреплялись к внутренней стороне.(рис.8)

Фараон и приближенные носили калазирисы из прозрачной ткани, сверху – драпированный или плиссированный схенти, а иногда только прозрачный схенти поверх нижнего схенти. Появились пестрые мужские одежды из цветной ткани.

 

 Женский костюм

К традиционному женскому цветному (шафрановый, голубой, красный) калазирису делают бретели контрастных цветов или украшают ткань чешуйчатым узором (как в Среднем царстве), имитирующим крылья кобчика (символ Исиды), являющиеся ритуальным одеянием царицы – жрицы Исиды.

Знатные египтянки часто  покрывали плечи небольшой пелериной  из плотной или тонкой прозрачной ткани, которую драпировали на груди. Существовали и большие покрывала, они окутывали всю фигуру или  изящно драпировались на бедрах. Женские  парики этого времени особо разнообразны.

Костюм простолюдинки  остался практически без изменений. Калазирис делают с рукавами или на бретелях из цветных, белых и натуральных цветов льняных и хлопчатобумажных тканей.

Рабочие люди одевались более  практично. Земледельцы и ремесленники довольствовались простой набедренной  повязкой, которую поддерживал пояс шириной с ладонь без вышивок  и украшений.

Люди скромного достатка не меньше знати любили украшения. Только вместо золота они пользовались украшениями  из керамики и бронзы.

И в мужском и в женском  костюме в эпоху Нового Царства  появляется широкое полупрозрачное одеянье, белое с красными полосами, напоминающее рубаху. Сверху она прилегала  к телу, книзу расширялась, расходясь  складками. Эту рубаху носили сверху всей одежды. Полотно, из которого ее шили, было так тонко, что сквозь него просвечивало всё нижнее одеянье, драгоценности, богато украшенный пояс и смуглое  тело.

Одежду теперь принято  украшать золотыми пластинами, бусами или, если он сделан из ткани, вышивать золотыми узорами. Вообще украшений  в эпоху Нового Царства носят  много, это бусы и ожерелья, к которым  на золотых нитях подвешивают  кулоны с изображениями богов  или портретные, тщательно выписанные миниатюры. Браслеты на руках и ногах  теперь носят и мужчины и женщины, носят также серьги; в волосы вплетают золотые украшения, унизывают пальцы перстнями и кольцами. В поясе  одежду перехватывают дорогими поясами, состоящими из золотых пластин. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.1.Характеристика художественного  стиля

В Додинастический период сложились основные каноны в искусстве, которые не изменились на протяжении всей истории развития Древнего Египта. Каноны, которым следовали художники при изображении людей, можно проследить на росписях и рельефах. Фигура обычно изображалась по следующей схеме: голова в профиль, глаз в фас, торс в три четверти разворота, ноги в профиль. [ 1,с10]

Дошедшие до нас архитектурные, скульптурные памятники старины  позволяют нам дать почти полное представление об их культуре. Египетские мастера, создавая скульптурные и живописные изображения людей, делая это  условно, все же следовали строгим  правилам: фараон всегда был выше своих  вельмож ростом; вельможи превосходят  в росте свой народ.Мужчина изображался с выставленной вперед ногой и прижатыми к телу опущенными руками, либо с посохом в руке. При этом соблюдались значительная обобщенность черт и отрешенность взгляда мерцающих глаз(из-за инкрустации полудрагоценными камнями). При раскраске тела на рельефах, росписях и статуях мужское тело окрашивалось красной охрой, женское -желтой. Одежды были, как правило, белые, волосы обычно черные. Сходство с оригиналом и некоторой отрешенности взгляда требовала религия. Культура была теснейшим образом связана с религией, с идеей о вечной загробной жизни.

Необычного расцвета египетское искусство достигло в период Нового царства. Особенно интересно время  правления фараонов Эхнатона и его  приемника Тутанхамона. Для изобразительного искусства этого периода характерны небывалый реализм, светскость, манерность и утонченность в передаче образов. Таковы скульптурные и рельефные изображения Эхнатона, Нефертити, Тутанхамона.

Велико культурное наследие, оставленное Древним Египтом. Египетские науки (астрономия, геометрия, медицина, география, история) и литература (сказки, повести, любовная лирика) вызывали большой интерес в античном мире. Характерными чертами искусства являлись декоративность и монументальность. В Египте были созданы грандиозные гробницы, пирамиды, храмы, великолепные колонны и статуи, рельефы и многоцветные фресковые росписи, богатейшие изделия художественного ремесла, изделия народно- прикладного искусство.

Очень значимой для египтян  была символика. Например, лотос-символ солнца, жизни, плодородия и бессмертия; змей-символ безграничной власти.

На заре цивилизации одежда людей была незатейливой и не отличалась разнообразием. Так было и в Древнем  Египте.

Основная, если не сказать  единственная, одежда египтян в ту эпоху — "схенти", передник. Он представлял собой неширокую полосу ткани, которую обёртывали вокруг бёдер и укрепляли на талии поясом.[2]

 Связь костюма с  архитектурой. Египтяне стремились придать своей фигуре форму треугольника. Треугольник- воплощении завершенности –является самой лаконичной и жесткой фигурой .

Информация о работе История костюма Египета