История плешковской игрушки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель нашего исследования – изучить эти истоки, изучить плешковский промысел, понять, почему он возник и как развивался, дать характеристику русской народной игрушке как особому виду русского народного творчества.
Для достижения поставленной цели мы выдвинули ряд задач:
Во-первых, изучить ту немногичесленную литературу по данному вопросу. Во-вторых, разобраться в том, что же такое плешковская игрушка и как она появилась, рассмотреть символику плешковской игрушки.
И в- третьих, дать характеристику плешковскому промыслу несколько веков назад и в наше время.

Содержание работы

Введение_____________________________________________стр. 2
Основная часть.
История плешковской игрушки___________________________стр. 3-14
Заключение__________________________________________стр.15 - 16
Список литературы____________________________________стр.17 - 18
Приложение___________________________________________стр. 19 - 21

Файлы: 1 файл

Плешковская игрушка.doc

— 863.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение_____________________________________________стр. 2

Основная часть.

История плешковской игрушки___________________________стр. 3-14

Заключение__________________________________________стр.15 - 16

Список литературы____________________________________стр.17 - 18

Приложение___________________________________________стр. 19 - 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопреки всему, в нашем сознании до сих пор сохранились образы, краски, линии, которые связывают нас с предками, историей. На мой взгляд, актуальность, выбранной мной темы очевидна. Более того, тема эта будет актуальна во все времена, потому что мы всегда будем пытаться «найти истоки своей культуры, свои корни в надежде обрести будущее, сохранив при этом свое национальное достоинство.

 Как пишет в предисловии к своему буклету «Плешковская игрушка» народный мастер Н. Фролова,  - «Многие сегодня пытаются найти истоки своей культуры, Духовное возрождение народного искусства поможет нам на этом нелегком пути».

Поэтому цель нашего исследования – изучить эти истоки, изучить плешковский промысел, понять, почему он возник и как развивался, дать характеристику русской народной игрушке как особому виду русского народного творчества. 

Для достижения поставленной цели мы выдвинули ряд задач:

Во-первых, изучить ту немногичесленную литературу по данному вопросу. Во-вторых,  разобраться в том, что же такое плешковская игрушка и как она появилась, рассмотреть символику плешковской игрушки.

 И в- третьих,  дать характеристику плешковскому  промыслу несколько веков назад и в наше время.

Объект исследования – история и пути развития русского народного творчества

Предмет – история плешковской игрушки.

 

 

 

 

 

 

Основная часть

История плешковской  игрушки

 

Глина – один из древнейших художественно освоенных людьми материалов. И в поздних предметах из глины  нередко живут отзвуки искусства глубокой старины. А работа с глиной - одна из древнейших технологий. Использование глины для изготовления сосудов относится к самым истокам человечества.

Женщины, уже знакомы  с техникой плетения корзин, стали покрывать их глиной. Результаты оказались успешными: когда глины высыхала, она становилась тверже. Позже, благодаря случаю, появилась техника обжига: возможно, корзина была оставлена около огня, и глина, высохнув, приобрела качества, позволяющие хранить жидкость. 

С этого момента использование  глины вошло в быт: из глины  стали делать первые сосуды, которые  использовались в основном для хранения и приготовления пищи. От отщипывания  глиняной массы люди перешли к  другим методам, например, разминанию глины. Они также скатывали жгуты и, укладывая их концентрически, получали основание сосуда. Вплоть до изобретения гончарного круга эти две техники использовались при изготовлении посуды. Техника изготовления предметов из больших цельных кусков также была известна и применялась для создания ритуальных статуэток.  
Изделия, выполненные вручную, высоко ценятся во всем мире. А различные техники лепки сосудов из глины были известны еще в каменном веке и до сих пор используются при лепке уникальных фигурных изделий. 

Емкий термин «керамика» включает все многообразие обожженных изделий из глины с различными добавками – от простых гончарных  сосудов и глиняной игрушки до тонкостенного звонкого фарфора  с изысканной живописью. Народная керамика – часто очень несложные, немного грубоватые посуда и фигурки, а нередко – строгие, поражающие совершенством пропорций и выразительной пластикой изделия. Гончарное ремесло — одно из самых древних, освоенных человечеством.

Интересная метаморфоза  произошла с гончарным производством с. Плешково в Ливенском районе. Условно он делился на две части: кирпичный и собственно гончарный (посуда, игрушки и пр.).

Ливенский уезд был самым  крупным производителем кирпичей в  Орловской губернии в конце 19 –  начале 20 века. Почти все семьи с. Плешково были кирпичниками, посуду лепила лишь незначительная часть населения, причем мужского. Село Плешково (Ливенский район, Орловской области) известно с 17 века. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в этом месте из-за скудости земли образовалась «плешь» — плешина. Оттого и название осталось — Плешково.

В ста метрах от деревни  Плешково, названной по фамилии своего основателя еще в XVI веке, находится  месторождение отличной огнеупорной  глины объём которой оценивается  в 4 млн. тонн. Глина в этих местах замечательная, розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. Местные жители, не имея возможности полностью обеспечивать себя ведением сельского хозяйства, были вынуждены искать приработок, чем и стало гончарное дело. Тогда в деревне было около 100 дворов, где проживало порядка 500 человек. До 1929 года гончары работали единолично. Затем, их объединили в промартель, производившую как домашние глиняные изделия — посуду, игрушки и т. п., так и кирпичи. Мастеров, работавших на гончарном круге, было порядка 15 человек. Для заготовки глины и производства кирпичей привлекалось еще около 50. Кирпичи делали исключительно в летний период непосредственно у места добычи глины. Посуду круглогодично, в закрытых помещениях. Обжиг проводили в специальных печах, устраиваемых с противопожарной целью вдали от жилья. Мелкие игрушки, как правило, свистящие, обжигали в домашних печах. Иногда одновременно с приготовлением пищи. Интересно, что дрова для обжига, по причине отсутствия леса, закупались везде по округе, где продавались на слом ветхие строения. Работа в артели требовала большой физической силы, особенно на заготовке глины. Делалось все вручную. Механизация присутствовала только в виде лошадей. Лишь после Великой Отечественной войны печи стали топить вместо дров мазутом. Плешковские изделии хорошо раскупались на многочисленных ярмарках Орловской и Курской губерниях. Высокое качество глины и умение мастеров обеспечивали производство легких, изящных и прочных изделий. Посуду вообще делали «что звон». И она действительно звенела при ударе щелчком. Ассортимент посуды был довольно широк. Это кухонные и цветочные горшки, кувшины, плошки-тарелки, кружки, квасницы для приготовления кваса, большие сосуды по 10-20 литров (макитры) для хранения сыпучих и жидких продуктов. Из строительных изделий кроме кирпичей различной формы делали дымоходные трубы, плитку и изразцы для облицовки печей, черепицу для кровли. 

Глина остается уникальным материалом, который имеет бесконечные  перспективы для выражения собственного вдохновения, и, конечно, из глины лепили не одни только горшки, но еще и игрушки. Однако женщинам лепка посуды не доверялась. Ходила и такая приговорка: «Девицы – мастерицы, горшечницы – пагубницы». Поэтому игрушки-свистелки обычно мастерились женской частью Плешково.

Что такое игрушки? Ответ  на этот вопрос кажется очевидным. Хотя на самом деле таковым не является. Словарь Ожегова дает следующее  определение: "Вещь, служащая для игры". На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: "игрушка - вещица сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям". Ключевым в этом определении является слово "особенно". Потому что игрушки принадлежали и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых. Крестьяне не сочиняли опер и изящных романсов, не писали толстых книг, не рисовали огромных полотен, их искусство было иным. Прикладное – к чему-либо приложенное, оно одушевляло самые обычные бытовые предметы. Так что же говорить об игрушках, само назначение которых – нести радость, веселье, тепло…

Создавая игрушки для  детей, русские люди удовлетворяли  извечное человеческое стремление к  художественному творчеству. Это  древнейшее искусство, в разных странах  отражавшее национальные традиции народов, у нас приобретало самые разнообразные формы. Игрушки любили на Руси, их делали с любовью, «их берегли в корзине или в ларчиках с запиской или чеканкой, хранили в лубяных коробах, чтобы не валялись где попало. Они так и переходили от одной девки к другой», ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11-15 детей. Выходя замуж, девушка нередко брала куклы в дом мужа, их клали ей в приданое. Потом эти куклы переходили к ее детям.  

 Загадочна сама природа художественного примитива глиняной игрушки. Её сюжеты имеют глубокие корни, идущие ещё от дохристианских форм славянского культа.

Плешковская игрушка  неприметна на первый взгляд, неяркая, но сколько в ней теплоты и  обаяния! Я давно очарована этим промыслом – одним из древшейших промыслов центра России.

Для пластики плешковских  игрушек характерно: у животных шея  поставлена строго перпендикулярно  к туловищу, а в женской и  мужской фигурках вместо руки смонтирован  свисток.

На форму игрушки, пластику влияет, прежде всего, материал и его местные особенности. В Плешково очень красивая глина - теплого цвета, с поблескивающими вкраплениями. Такой глине не нужен дополнительный декор - украшены игрушки мало: редкая гравировка, нет налепов, только углубления и грудки у птиц с защипами. Да и раскраска очень деликатная. Обычно, расписывали игрушку в две краски: красную — зеленую, красную — синюю, поверхность изделии покрывают круглыми и овальными пятнами.

Роспись плешковских  игрушек считается производной  от русских набивных тканей. Форма игрушки цельная, без лишних деталей. Размером небольшие - ребенку по руке. Вот женщины тех времен и лепили игрушку «на забаву». Она проста, архаична, словно, не тронута временем и современной культурой. Но недаром говорят: "Там, где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - нет ни одного". Детям на потеху да себе на радость. Заметного дохода они не приносили и продавались буквально по копейке. Но в качестве подарка детям с ярмарки пользовались огромным спросом. Обычно это были куколки, солдатики, уточки, лошадки. Все они приспосабливались для свиста. У животных или птиц, свисток встраивался в хвост, а у солдатиков или барыни свистела правая рука. Иногда свисток содержал несколько дополнительных отверстий, что позволяло подыгрывать простейшие мелодии. Цех плешковской промартели гончаров прекратил свое существование в 1952 году. Восстановившаяся к этому времени металлургическая, стекольная, фарфорофаянсовая промышленности значительно снизили спрос на глиняные изделия. Вместе с промартелью постепенно исчезло и производство плешковских игрушек. Давно это было. Вместо шумной деревни Плешково в 40 дворов - пустырь. Лишь стоят кое-где заброшенные дома с пустыми глазницами - окон...

Прошло время, про кирпичный  промысел в этих краях забыли, про  гончарный иногда вспоминают, а про плешковскую  игрушку -  говорят. Игрушка оказалась яркой, самобытной, сохранившей архаичные формы, манеру лепки, цветовое и орнаментальное своеобразие до наших дней.

История сохранила имена  самобытных игрушечниц Ольги Даниловны  Малютиной (1885— 1974 гг.), Александры Михайловны Иваниловой (1911-1990 гг.).

Продолжают традиции плешковского промысла единственные ученики  А. М. Иваниловой народные мастера Александр  Викторович Фролов (1956 г. р.), Наталья  Николаевна Фролова (1955 г. р.), подают надежды их дети Александр и Анна. Работы этих мастеров можно видеть в музеях, на выставках народного искусства, на фестивалях и фольклорных праздниках. Большим успехом плешковские игрушки пользовались на фестивалях в Германии, Франции, США и Италии.

Фроловым удалось постичь тайны старинного ремесла, придать своим работам тот колорит, который был присущ плешковской народной культуре.

Главная задача, которую  поставили перед собой Фроловы,—  выявить особенности самой глины, ее фактуру, ее тона. Глина после обжига приобретает светло-розовые, телесные оттенки, а слюда, входящая в состав глины, делает ее нарядной, словно обсыпанной серебром. Фроловы создавали игрушки самых разных форм и размеров, пока они не обрели высокую жизнеспособность и полнокровность, стали нарядными и красивыми, сильно расширился круг сюжетов.

Главное - понять, почувствовать, максимально приблизиться к образам, оставленным нам мастерами. А  для этого надо перенять у мастера  характерные приемы лепки, технологию. Надо, чтобы игрушка вошла в тебя, стала частью тебя, чтобы даже с закрытыми глазами пальцы лепили именно такие игрушки, а не другие. «Память на кончиках пальцев», - как кто-то очень точно выразился. 
Но техника - это ещё не всё. Необходимо было собрать всё, что сохранилось о промысле, все сюжеты.

«Мне пришлось посетить музеи, в которых хранятся игрушки и другие предметы ушедшего времени. Ведь народная игрушка - это органичная часть ушедшей культуры», - пишет Н. Н. Фролова.

 

Музеи, в которых хранятся игрушки народных мастеров Фроловых:

 

— Тульский художественный музей.

— Смоленский музей-заповедник.

— Красноярский городской музей.

— Загорский музей игрушки (в  Сергиевом посаде).

— Орловский областной краеведческий  музей.

— Всероссийский музей  декоративно-прикладного и народного  искусства в г. Москве на ул. Делегатской.

— Новосибирский областной  краеведческий музей.

— Новосибирская картинная  галерея.

— Гессенский музей кукол (ФРГ).

 

Фролова Н. Н. в журнале "Народное творчество" рассказывает как она «понимала» плешковскую игрушку:

«В музее этнографии (Санкт-Петербург), когда я просматривала карточки каталога, обнаружила интереснейшие коллекции тряпичных кукол Волховского уезда начала прошлого века. Принесли из запасников узелок из ситцевого платочка, развязали, а там красота такая: куколки в одежде, повторяющей местный костюм, украшенный бисером, некоторые ветхие от времени, без лица, с обозначенными тряпичными шариками грудками.

В музее этнографии и  антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая (Санкт-Петербург) в архиве познакомилась с работами Т.А.Бернштрам об обрядах нашего края, в музее сохранились гробики с кукушками - корень травы «кукушкины слёзки», одетый как невеста (1914 г.), для обряда «Похороны кукушки». Это всё удивительным образом связалось воедино и помогло понять сюжеты и роспись наших глиняных игрушек.

Очень помогали экспедиции. Мы со студийцами не раз бывали в  деревне Плешково, записывали рассказы местных жителей и заодно глину  доставали. Глина там особенная, с большим вкраплением слюды, после обжига становится розовой, залегает она небольшими пластами. В настоящее время она практически на исходе. Пообщались с одним из последних гончаров - Егором Егоровичем Красовым. Он нам свои работы подарил. В мае 2005 года, после моей юбилейной выставки, я передала их областному краеведческому музею. Егор Егорович даже свою игрушку сделал - бычка. В беседах с жителями соседних сёл выяснилось, что плешковские свистульки продавали на ярмарке, которая проводилась в д. Сосновке 22 мая. Чернышинские игрушки продавали на праздник Преполовенья, престольный в Новосиле, он проходил тоже 22 мая. Непростое совпадение. Этот день приходится на 9 мая по старому календарю - именины Матушки-Сырой-Земли. Только после такого углублённого изучения плешковского промысла стали получаться плешковские игрушки…»

Информация о работе История плешковской игрушки