История плешковской игрушки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель нашего исследования – изучить эти истоки, изучить плешковский промысел, понять, почему он возник и как развивался, дать характеристику русской народной игрушке как особому виду русского народного творчества.
Для достижения поставленной цели мы выдвинули ряд задач:
Во-первых, изучить ту немногичесленную литературу по данному вопросу. Во-вторых, разобраться в том, что же такое плешковская игрушка и как она появилась, рассмотреть символику плешковской игрушки.
И в- третьих, дать характеристику плешковскому промыслу несколько веков назад и в наше время.

Содержание работы

Введение_____________________________________________стр. 2
Основная часть.
История плешковской игрушки___________________________стр. 3-14
Заключение__________________________________________стр.15 - 16
Список литературы____________________________________стр.17 - 18
Приложение___________________________________________стр. 19 - 21

Файлы: 1 файл

Плешковская игрушка.doc

— 863.00 Кб (Скачать файл)

Мастера из поколения  в поколение лепят завещанную им предками форму, лишь слегка видоизменяя  ее, наделяя новым смыслом. Плешковская  игрушка не просто детская забава, ей удалось сохранить архаичность, корни которой уходят в глубину истории, когда подобные изображения участвовали в магических обрядах и несли в себе знаки тотемов и богов.

Жители здешних мест утверждают, что в мае месяце в этих краях праздновали «Свистунью, Звонким свистом выгоняли из домов и из сердец все злое да черное, что за зиму накопилось. Мастера Фроловы предполагают, что роспись плешковских игрушек — свободные пятна, выполненные тертым кирпичом и соком лопуха — это знаки колоса и травы, символическое обозначение месяца мая — «травня» (древнерусское название в славянских календарях), и некогда заключали в себе ритуальное, обрядовое значение. 

   Любимые сюжеты  плешковских мастеров — домашние  животные и птицы. Их образы  хранят от полного забвения  все знаки русского языческого  пантеона, способствующие добру и благу.

Птица (петух, курица, утица) — главный древний смысл —  оберег, олицетворяла весну, тепло, являлась знаком воскресения природы, пробуждения  земли, рассвета, предвестником хорошего урожая. «Где утка шла — там рожь густа». Петух — представитель пламени, которым сжигает солнце.

 Птица-русалка —  загадочная птица-дева с человеческим  лицом, у южнорусских племен  — дух растительности. Она жила  на деревьях и летала над  полями. Вспомним у А. С. Пушкина: «...Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит...». Н. Н. Фролова рассказывает про «свои» чудеса, которые связаны с «птицей-русалкой».

«Тогда о мистике мастера старались не рассказывать, хотя многие сталкивались с необъяснимыми явлениями. А дело было так. Ехали мы поездом всей семьёй на фестиваль в Новосибирск. Дорога длинная, и вдруг в полудрёме вижу я новую игрушку, которую никогда мастера до нас не делали. Видение было настолько чётким и ясным, что я открыла глаза и говорю: «Запомните: туловище плешковского петушка, а голова плешковской барыни, а то забуду». По возвращении домой, сын говорит: «Помнишь, ты в поезде говорила про игрушку?»  
Начала я её делать и сама не пойму, что получается. Может, легендарная птица Сирин? Неожиданно на меня буквально повалилась информация из разных источников о том, что это такое. Сын урок по истории учит, подхожу, а в учебнике истории медальон Киевской Руси изображён, на нём мой образ, а под ним подпись «Вила-русалка». Дальше - больше. Читаю статью Леонида Александровича Латынина в журнале «Народное творчество». Он пишет, что, по легенде, жила в давние времена птица-женщина.

 Это дух растительности, и её тоже называли русалкой, как и женщину-рыбу. Она жила  на деревьях, летала над полями, охраняла урожай и отвечала  за росу и дождь. И, действительно, замечать мы стали, как во время дождя посвистишь в эту русалку, так он прекращается, и солнышко появляется. И заметили это не только мы. Ни на одном фестивале, где мы с игрушками побывали, дождя не было. Звоним как-то в одну фирму в Москве, а нам в ответ: «А, это те Фроловы, что в Архангельске на фестивале погоду держали». Звонит мне как-то знакомый, а на улице уже неделю идёт дождь. Он вполне серьёзно говорит: «У меня через пол-часа презентация на улице, сделай, чтобы дождя не было». Я отшучиваться стала, но русалку взяла, вышла на балкон и минут десять насвистывала. Через пять минут дождь закончился, а ещё через десять - засветило солнце, и до вечера дождя не было. И таких случаев, когда русалки свистом разгоняли дождь, было много. И главное, говорят, что русалку-птицу с женской головой у нас на Орловщине видели. Выступала я как-то в краеведческом музее, об игрушке воспитателям детских садов рассказы-вала. Встаёт одна воспитательница и говорит: 
- А что вы о русалке, как о легенде рассказываете? Мой муж её видел! Поехал он как-то по-рыбачить, а ему местные жители говорят: «Ты той тропинкой не ходи, там русалки живут!» Он, конечно, той тропинкой и пошёл, интересно же, и существо это увидел: «Большая птица, с жен-ской головой, на голове птичий хохолок, зависла над полем и поёт, красиво, завораживающе». 
А ещё случай был. Парнишка в лесу под Мценском заблудился, думал, уже ночевать в лесу придётся. Вдруг видит, метрах в двадцати развилка на две стороны, а на берёзе в рост человека птица сидит с женским лицом. Крылом показала дорогу, так парень и вышел по ней из леса…»

Олень был связан с  образом неба, являлся знаком удачного брака, обильной жизни, а также символическим  знаком славянских богинь Рожаниц, рожающих все живое.

«Русская троица» - между двумя оленями (знаками Рожаниц) расположена человеческая фигура — изображение верховного божества Рода, определяющего судьбу.

Конь, конник — знак неба и солнца, совершающего путь по небу на колеснице, знак плодородия и хорошей  погоды.

Ладья — разновидность  «русской троицы», справа и слева кони — солнце восходящее и заходящее зари утренней и вечерней. Справа — весна-красна, слева — осень-матушка. В центре — фигура Великой Богини. Также по славянской легенде дочь Солнца — Богиня Сурья, жена братьев-близнецов Ашвинов (буквально «конников»). Главная функция — помощь людям.

Баран — знак богатства, жизненного успеха и знатности.

Корова, коза — знак плодородия, в них заключен хлебный дух  поля. Отсюда поверье — при виде ржаного колосящегося поля, колеблющегося от ветра, считать, что бродит «ржаной» козел или корова.

Баба — связь с  культурой наших предков, особенно проявляется в образе плешковской  бабы. Тысячи лет отделяют нас от трипольской культуры, но женское  изображение плешковской пластики удивительным образом перекликается с фигурой древнего божества — хранительницей очага, связанной с культом плодородия. Та же проработка лица (защипом обозначен нос), тот же головной убор, так же выполнена укороченная рука со свистком. Роспись плешковской бабы в основном состоит из солярных знаков — двойной крест, пятна с мелкими точками. Иногда появляются вертикальные линии — знаки падающего дождя, и волнистые — земля, наполненная дождем. Земля и женщина в языческой культуре едины в смысле и назначении своем. Великая Богиня, «Мать Сыра Земля»— это земля, способная дать жизнь всеми живому.

Фигурки людей такие  же, как в других областях - бабы, кормилки, солдаты. Местная сюжетная особенность - мужчина одет в форму  солдата русско-японской войны. Но, как отмечают и Фроловы, это довольно поздний сюжет. 
Детали одежды женщин, по-видимому, характерны для этой области - островерхий капор, косынка на шее. Встречается также убор в виде кокошника.

Тема костюма в игрушке  очень интересна, и у нее еще  не было своего исследователя.

Плешковская миниатюра  является патриархальной, самобытной, так как ей удалось сохранить удивительную простоту и монументальную форму.

 

 

Заключение

 

Завершая работу можно  прийти к выводу, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества. К тому же, народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса.

Игрушки из глины и  дерева, из соломы и бересты, из теста  или бисера… Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки… Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми.

Любая игрушка, созданная  с душой и фантазией руками умелого человека – это поэзия, это крохотный, но яркий кусочек  той части нашей жизни, в которой  – все наше лучшее, ценное и доброе, где красивое отличается от безликого, родное – от случайно привнесенного. И, конечно, плешковская игрушка – не является исключением.  Эта игрушка «объехала» полмира. Она экспонировалась на ярмарках народных ремесел, на фольклорных фестивалях, проходивших в крупных городах России, на выставках в Германии, Франции, Италии, Норвегии, Финляндии, США и в других странах. Самые крупные музеи закупили плешковскую игрушку, и среди них — Тульский художественный музей, Загорский музей игрушки, Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства в Москве, Красноярский городской музей, Новосибирская картинная галерея и другие.

Ни для кого не секрет, что в сельских глубинках всё  меньше и меньше мастеров, занимающихся искусством. Зачастую народные промыслы просто оторваны от традиционных мест бытования, а по сути - опоры. Не защищают мастеров и законы, а намеренно загоняют искусство на промышленные рельсы дешевой сувенирной продукции.

Только возрождая угасающие  очаги народных промыслов, мы можем  сохранить богатое культурное наследие.  В Ливенском районе таким возрождённым очагом  мог бы стать древний народный промысел деревни Плешково.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гладкова, М. Народная игрушка /М. Гладкова //Орловская правда. - 1988.- 23 января.
  2. Игрушки д. Плешково, Ливенского района, Орловской области //Народное творчество: Набор открыток из серии «Орловской губернии – 220 лет». – Серпухов, 1998.
  3. Ливенская детская художественная школа //Моё Лукоморье. Культура и искусство Орловской области: Фотоальбом. – Орёл: ОГТРК, 1997. – С.118.
    1. Мастера Орловщины //Моё Лукоморье. Культура и искусство Орловской области: Фотоальбом. – Орёл: ОГТРК, 1997. – С.132.
    1. Народное искусство //Орловские художники на рубеже веков: Альбом /Под общ. ред. А.П. Олейниковой. – Орёл: ОГТРК, 2001. – С. 214-215.
    2. Павлова, В. Как в старину /В. Палова //Знамя Ленина. - 1988.- 15 ноября.
    3. Плешковская игрушка //Ливны во все века дивны: Набор открыток. – Тула: ИПО «Лев Толстой», 1999
    4. Плешковские игрушки //Блинов, Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке /Геннадий Блинов.- М.: Дет. лит., 1977. – С. 102- 105.
    5. Фролова, Н.Н. Бриллианты Орловские  /Н.Фролова //Клуб.– 1993. – № 10.
    6. Фролова, Н.Н. Барыни, барышни /Н.Фролова // Орловская правда. – 1994. – 13 сентября.
    7. Фролова, Н.Н. Глиняная игрушка /Н.Фролова //Знамя Ленина. – 1987. – 13 ноября.
    8. Фролова, Н. Игрушка-свистулька – потешная забава /Н.Фролова //Орловская правда. – 1993. – 27 апреля.
    9. Фролова, Н.Н. Плешковская, самобытная /Н.Фролова // Орловская правда. – 1990. – 12 марта.
    10. Фролова, Н.Н. Плешковское чудо/Н.Фролова //Знамя Ленина. – 1988. – 17 февраля.
    11. Фролова, Н.Н. Русская народная игрушка /Н.Фролова //Знамя Ленина. – 1987. – 18 декабря.
    12. Хабибулина, И. Плешковская игрушка снова в Москве /И. Хабибулина //Знамя Ленина. – 1987– 18 ноября.
    13. Якубсон, О. Л. Что остаётся после нас? Из истории одной семьи и плешковского народного промысла /Олег Якубсон //Наше наследие. – 1999. - № 4. – С. 83-104.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 




Информация о работе История плешковской игрушки