Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:29, курсовая работа
Поэтому цель нашего исследования – изучить эти истоки, изучить плешковский промысел, понять, почему он возник и как развивался, дать характеристику русской народной игрушке как особому виду русского народного творчества.
Для достижения поставленной цели мы выдвинули ряд задач:
Во-первых, изучить ту немногичесленную литературу по данному вопросу. Во-вторых, разобраться в том, что же такое плешковская игрушка и как она появилась, рассмотреть символику плешковской игрушки.
И в- третьих, дать характеристику плешковскому промыслу несколько веков назад и в наше время.
Введение_____________________________________________стр. 2
Основная часть.
История плешковской игрушки___________________________стр. 3-14
Заключение__________________________________________стр.15 - 16
Список литературы____________________________________стр.17 - 18
Приложение___________________________________________стр. 19 - 21
Мастера из поколения в поколение лепят завещанную им предками форму, лишь слегка видоизменяя ее, наделяя новым смыслом. Плешковская игрушка не просто детская забава, ей удалось сохранить архаичность, корни которой уходят в глубину истории, когда подобные изображения участвовали в магических обрядах и несли в себе знаки тотемов и богов.
Жители здешних мест утверждают, что в мае месяце в этих краях праздновали «Свистунью, Звонким свистом выгоняли из домов и из сердец все злое да черное, что за зиму накопилось. Мастера Фроловы предполагают, что роспись плешковских игрушек — свободные пятна, выполненные тертым кирпичом и соком лопуха — это знаки колоса и травы, символическое обозначение месяца мая — «травня» (древнерусское название в славянских календарях), и некогда заключали в себе ритуальное, обрядовое значение.
Любимые сюжеты
плешковских мастеров —
Птица (петух, курица, утица) — главный древний смысл — оберег, олицетворяла весну, тепло, являлась знаком воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, предвестником хорошего урожая. «Где утка шла — там рожь густа». Петух — представитель пламени, которым сжигает солнце.
Птица-русалка —
загадочная птица-дева с
«Тогда о мистике мастера старались не
рассказывать, хотя многие сталкивались
с необъяснимыми явлениями. А дело было
так. Ехали мы поездом всей семьёй на фестиваль
в Новосибирск. Дорога длинная, и вдруг
в полудрёме вижу я новую игрушку, которую
никогда мастера до нас не делали. Видение
было настолько чётким и ясным, что я открыла
глаза и говорю: «Запомните: туловище плешковского
петушка, а голова плешковской барыни,
а то забуду». По возвращении домой, сын
говорит: «Помнишь, ты в поезде говорила
про игрушку?»
Начала я её делать и сама не пойму, что
получается. Может, легендарная птица
Сирин? Неожиданно на меня буквально повалилась
информация из разных источников о том,
что это такое. Сын урок по истории учит,
подхожу, а в учебнике истории медальон
Киевской Руси изображён, на нём мой образ,
а под ним подпись «Вила-русалка». Дальше
- больше. Читаю статью Леонида Александровича
Латынина в журнале «Народное творчество».
Он пишет, что, по легенде, жила в давние
времена птица-женщина.
Это дух растительности,
и её тоже называли русалкой,
как и женщину-рыбу. Она жила
на деревьях, летала над полями,
охраняла урожай и отвечала
за росу и дождь. И, действительно, замечать мы стали,
как во время дождя посвистишь в эту русалку,
так он прекращается, и солнышко появляется.
И заметили это не только мы. Ни на одном
фестивале, где мы с игрушками побывали,
дождя не было. Звоним как-то в одну фирму
в Москве, а нам в ответ: «А, это те Фроловы,
что в Архангельске на фестивале погоду
держали». Звонит мне как-то знакомый,
а на улице уже неделю идёт дождь. Он вполне
серьёзно говорит: «У меня через пол-часа
презентация на улице, сделай, чтобы дождя
не было». Я отшучиваться стала, но русалку
взяла, вышла на балкон и минут десять
насвистывала. Через пять минут дождь
закончился, а ещё через десять - засветило
солнце, и до вечера дождя не было. И таких
случаев, когда русалки свистом разгоняли
дождь, было много. И главное, говорят,
что русалку-птицу с женской головой у
нас на Орловщине видели. Выступала я как-то
в краеведческом музее, об игрушке воспитателям
детских садов рассказы-вала. Встаёт одна
воспитательница и говорит:
- А что вы о русалке, как о легенде рассказываете?
Мой муж её видел! Поехал он как-то по-рыбачить,
а ему местные жители говорят: «Ты той
тропинкой не ходи, там русалки живут!»
Он, конечно, той тропинкой и пошёл, интересно
же, и существо это увидел: «Большая птица,
с жен-ской головой, на голове птичий хохолок,
зависла над полем и поёт, красиво, завораживающе».
А ещё случай был. Парнишка в лесу под Мценском
заблудился, думал, уже ночевать в лесу
придётся. Вдруг видит, метрах в двадцати
развилка на две стороны, а на берёзе в
рост человека птица сидит с женским лицом.
Крылом показала дорогу, так парень и вышел
по ней из леса…»
Олень был связан с образом неба, являлся знаком удачного брака, обильной жизни, а также символическим знаком славянских богинь Рожаниц, рожающих все живое.
«Русская троица» - между двумя оленями (знаками Рожаниц) расположена человеческая фигура — изображение верховного божества Рода, определяющего судьбу.
Конь, конник — знак неба и солнца, совершающего путь по небу на колеснице, знак плодородия и хорошей погоды.
Ладья — разновидность «русской троицы», справа и слева кони — солнце восходящее и заходящее зари утренней и вечерней. Справа — весна-красна, слева — осень-матушка. В центре — фигура Великой Богини. Также по славянской легенде дочь Солнца — Богиня Сурья, жена братьев-близнецов Ашвинов (буквально «конников»). Главная функция — помощь людям.
Баран — знак богатства, жизненного успеха и знатности.
Корова, коза — знак плодородия, в них заключен хлебный дух поля. Отсюда поверье — при виде ржаного колосящегося поля, колеблющегося от ветра, считать, что бродит «ржаной» козел или корова.
Баба — связь с
культурой наших предков, особенно
проявляется в образе плешковской
бабы. Тысячи лет отделяют нас от
трипольской культуры, но женское
изображение плешковской
Фигурки людей такие
же, как в других областях - бабы,
кормилки, солдаты. Местная сюжетная
особенность - мужчина одет в форму
солдата русско-японской войны. Но,
как отмечают и Фроловы, это довольно
поздний сюжет.
Детали одежды женщин, по-видимому, характерны
для этой области - островерхий капор,
косынка на шее. Встречается также убор
в виде кокошника.
Тема костюма в игрушке очень интересна, и у нее еще не было своего исследователя.
Плешковская миниатюра является патриархальной, самобытной, так как ей удалось сохранить удивительную простоту и монументальную форму.
Заключение
Завершая работу можно прийти к выводу, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества. К тому же, народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса.
Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера… Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки… Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми.
Любая игрушка, созданная с душой и фантазией руками умелого человека – это поэзия, это крохотный, но яркий кусочек той части нашей жизни, в которой – все наше лучшее, ценное и доброе, где красивое отличается от безликого, родное – от случайно привнесенного. И, конечно, плешковская игрушка – не является исключением. Эта игрушка «объехала» полмира. Она экспонировалась на ярмарках народных ремесел, на фольклорных фестивалях, проходивших в крупных городах России, на выставках в Германии, Франции, Италии, Норвегии, Финляндии, США и в других странах. Самые крупные музеи закупили плешковскую игрушку, и среди них — Тульский художественный музей, Загорский музей игрушки, Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства в Москве, Красноярский городской музей, Новосибирская картинная галерея и другие.
Ни для кого не секрет, что в сельских глубинках всё меньше и меньше мастеров, занимающихся искусством. Зачастую народные промыслы просто оторваны от традиционных мест бытования, а по сути - опоры. Не защищают мастеров и законы, а намеренно загоняют искусство на промышленные рельсы дешевой сувенирной продукции.
Только возрождая угасающие очаги народных промыслов, мы можем сохранить богатое культурное наследие. В Ливенском районе таким возрождённым очагом мог бы стать древний народный промысел деревни Плешково.
Список литературы
Приложение