История развития театра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 03:26, курсовая работа

Описание работы

Для человеческого общества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.
На протяжении веков функции театра не менялись, но в разные эпохи на определённые из них делались акценты.

Файлы: 1 файл

История развития театра драмы в г. Саров.....doc

— 4.13 Мб (Скачать файл)

 

Введение

Для человеческого общества театр  является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет  огромную воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.

На протяжении веков функции  театра не менялись, но в разные эпохи  на определённые из них делались акценты. Театр, будучи институтом социального общения, всегда влиял на общественно-организационные процессы, обычно представляя при этом интересы ведущего класса.

Хотя театр и боролся против всякого рода бюрократических или  идейных ограничений, всегда существовали различного рода регулирующие институты, направляющие культурную жизнь, что-то поощряющие, что-то ограничивающие, а зачастую и подавляющие.

Если заглянуть вглубь веков, то можно найти много свидетельств того, что государство и церковь  с одной стороны поддерживали театральное искусство, а с другой запрещали те направления, которые не соответствовали их идеологии. Позднее эти функции всё больше стали перехватываться рынком.

Имущая часть населения не редко  оказывала давление на театрального художника. Один из ярких примеров тому – отказ Московского Художественного театра в начале XX века от намерения быть общедоступным.

«Доходный «кассовый» и целевой  «массовый» зритель оказались практически  разделены на два отчётливых потока и чтобы обеспечить выживание  театра за счёт притока первого надо было ограничить приток второго и соответствующим образом строить репертуар».

В этих условиях возникает трудная  дилемма между свободой творчества и зависимостью от коммерческого  успеха. Хорошо известно, что на рынке  преуспевающими могут оказаться создатели далеко не лучшей продукции, которая пришлась по вкусу широкой публике. Так рынок, освобождая от какой бы то ни было идеологической диктатуры, ставит искусство в сильнейшую зависимость от коммерческого спроса.

Советский режим мог создать все условия для творчества художника, поощряя его морально и материально. Но мог и наоборот лишить возможности работать, подвергнуть гонениям, репрессировать.

В сегодняшней России предприниматель, менеджер выступает проводником  между художником и публикой. Он диктует условия творчества. От шкалы его ценностей, как художественных, так и материальных зависит качество и судьба, создаваемой художественной продукции.

Нынешний художник же, приобретя  свободу, поставлен в крайне трудные  условия. Его творчество должно не только обладать художественными достоинствами, оно ещё должно быть конкурентно способным.

В такой ситуации изучение социальных проблем театра приобрело особую актуальность. Частные разделы социологического изучения театра – социология драмы, социология актёра, социология зрителя, социально-экономические проблемы театрального искусства синтезируются в исследовании социальных функций театра как социокультурного института.

От того как будет развиваться  театр, в известной мере зависит  будущее других искусств, а как следствие, будущее нашего общества в целом.

В России само понятие «театр как  социальный институт» на мой взгляд не утратило своей актуальности, потому я и выбрала эту тему для  своей курсовой работы. Но сегодня  театр переживает труднейший момент в своей истории. Существует множество мнений, что сегодня мы наблюдаем закат русского психологического театра, рождённого в конце позапрошлого века. Я с этим не согласна.

Безусловно, что телевидение, кино, шоу-бизнес, которые рентабельнее и  более популярны у массового зрителя сегодня серьёзно потеснили театр, а может и вовсе вытолкнули его на обочину дороги. И для того, чтобы театр снова встал на ноги, выполняя все свои социальные функции, он нуждается как в государственной, так и в общественной поддержке. Вопрос только в том, когда театр дождётся этой поддержки? Когда государство и современное общество обратит внимание на «праздник всех искусств» (И. Гете)?

Но театры уже учатся самостоятельно жить в рынке, с трудом, но они  выживают. А раз театр существует, то он влияет на сегодняшнее общество, потому что только театр, а не телевидение, кинематограф или шоу-бизнес остаётся хранителем ценностей. Я имею в виду настоящий театр, театр, который несёт ответственность за своё искусство.

 

 

 

 

 

Роль театра в жизни общества

К.С. Станиславский говорил: «В момент творчества слова – от поэта, подтекст – от артиста. Если б было иначе, зритель не стремился бы в театр, чтоб посмотреть актёра, а сидел  бы дома и читал пьесу». Значит, в  театре рождается подтекст. «Театр умеет говорить о том, для чего ещё не родились нужные слова и понятия и нет изобразительных средств в других видах искусства. Это «специфическое бытиё» познавательной функции в сфере театра в какой-то мере сознательно, а то и бессознательно имеет в виду зритель, оценивая различные функции театра».

Действительно, театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает  в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод  для работы мысли. Вызвать раздумья о смысле человеческого существования, о глубинах человеческой души – благородная и необходимая цель искусства вообще, и в том числе искусства театра. Таким образом одна из важнейших функций театра – это познавательная функция. Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим. Поэтому так важно приобщение к театру юного зрителя. «Но что же происходит с человеком в семнадцать лет? Вообще-то как будто ничего существенного, и вместе с тем это едва ли не самый интересный и важный возраст в нашей жизни, ибо где-то около семнадцати лет мальчик встречается с мужчиной, а девочка – с женщиной. Будь мы птицами, в эту пору нас выставили бы из родного гнезда, но, поскольку мы не птицы, а люди, нас могут послать учиться в театральную школу».

В этой «театральной школе» люди учатся до старости, примеряя на себя множество ролей они не только получают информацию о тех или иных жизненных проблемах, но и учатся думать. Народный артист СССР К.К. Ирд писал: «Когда я думаю о театре будущего, мне прежде всего хочется видеть его мудрым театром слова, который учит человечество испытывать наслаждение от самой человечной и радостной деятельности – мышления».

Наряду  с познавательной функцией сценического искусства правомерно существует и  ряд других (эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, компенсаторная, игровая, нормативная и многие другие), театр полифункционален, потому и занимает такое важное место в жизни общества.

Рассмотрим  некоторые из перечисленных выше функций театра.

Функция развлечения включает в себя ориентацию на необычность постановки, встречу с любимыми актёрами, яркую зрелищность постановки (музыка, свет, декорации, костюмы). Эта функция тесно переплетается с функцией коммуникативной. Театр, зрелище выросли из народного праздника, обряда, яркими моментами которого была активность всех его участников и коллективность действа. Так, в земледельческих праздниках зрелище сочеталось с действием. Участники того или иного обряда – этого стихийного фольклорного театра – были одновременно и действующими лицами. Характерна и другая сторона традиционных фольклорных празднеств: коллективность переживания, чувства, действия. Отсюда можно предположить, что именно эти традиционные фольклорные черты – потребность в эмоциональном общении всех участников – должны сказаться в оценке сегодняшнего театра.

Из  всех видов искусств именно театр  как искусство, коллективное по своей  природе, в наиболее предметной форме  имитирующее межличностные контакты, как искусство, в значительно  большей степени, чем любое другое, привлекающее людей к сопереживанию и сотрудничеству, даёт человеку возможность каким-то образом слиться с другой личностью, установить с ней более глубокие, более тесные и разнообразные отношения. Так коммуникативная функция театра отвечает за поддержание целостности общества. Именно эта функция позволяет обществу относиться к театру как к особой социальной ценности, необходимой если не отдельному индивиду, то обществу в целом.

Совпадая  в некоторых отношениях с компенсаторной и развлекательной функциями театра, игровая функция оказывает влияние на многие стороны социальной регуляции.

«Исходя из понимания игры, как свободного творчества, Ф. Шиллер возводил к ней  эстетическую деятельность. А известный  голландский культуролог Й. Хейзинг  усматривал в игре наиболее существенное проявление человеческой сущности. Игра требует обособления участников от обыденной жизни, от производственной деятельности, от нормативной социальной среды».

Принимая  правила игры, зритель отвлекается  от насущных житейских проблем и получает компенсацию за нереализованные устремления в социально значимой деятельности. Игра как развлечение выполняет важную функцию снижения уровня психологической напряжённости, возникающей в силу социального или политического противостояния различных сил и партий. Этим можно объяснить тот факт, что во всяком обществе шуты и скоморохи, клоуны и затейники пользовались спросом.

Социализирующая функция театра связана с модой  и престижем потребления театральной  продукции. Посмотреть модную постановку, «сходить» на известного актёра – всегда имело, продолжает иметь и сегодня статусное значение.

Здесь упомянута лишь часть социальных функций театра. Все эти, а так  же множество не названных мной функций  находятся в постоянном взаимодействии и дополняют друг друга.

Н.Н. Корниенко пишет в своей статье о функционировании театра: «Современный театр стремится к разнообразию. Разнообразие, функциональная вариативность  театра относительно норм и художественных стандартов общества с неизбежностью  ведут к диффузности, взаимопроникновению его социальных функций, типов и стилей его «поведения». Само по себе обилие театральных идей, смыслов, форм, стилей «поведения», целей, оценок, ориентаций театра обеспечивает развитие и обновление художественной культуры за счёт новой комбинации её структурных элементов».

 

История развития театра драмы в г. Саров

Я хочу рассказать о культурном центре города - cаровском драматическом театре. Он основался на слиянии двух чистых рек Сатиса и Саровки, что находятся  на самом юге Нижегородской  области. Чем он так уникален? Да тем, что долгое время его не было на географических картах, о нем не писали в газетах. Даже имени у него своего не было. Он пользовался названием соседнего города Арзамаса. И для того, чтобы не запутались почтальоны, к этому имени прибавляли цифру «16». Мало кто знал, что в Арзамасе-16 создают грозное оружие, которое оберегает нашу Отчизну от нападения врагов. Только в 1995 году город получил современное название Саров. 
В силу закрытости города Саровский театр назывался Нижегородским областным драматическим театром. Он был открыт 30 апреля 1949 года, во время самой напряженной работы над созданием первой атомной бомбы. В закрытый город прибывала научно-техническая элита из многих городов Советского Союза, но большинство - из Москвы и Ленинграда: без обеспечения нормальной культурной жизни обойтись было нельзя. 
Инициаторами открытия театра был директор «объекта», «генерал-майор» Павел Михайлович Зернов на его плечи взваливалось очень многое, и главная задача, спешная, незамедлительная – создание первой атомной бомбы. От положительного решения её зависело всё - в случае неудачи не одна бы голова, в том числе и его собственная, полетели бы с плеч. Люди работали на износ, иной раз по 14 часов в сутки. Все учреждения в спешно созданной зоне были лишены своих районных организаций (ранее посёлок принадлежал Темниковскому району), даже ревизоров из Темникова теперь не пропускали. Все органы Советской власти оказались в прострации, работать не могли. И тем не менее, в этом хаосе, в этой борьбе за бомбу, от всех требовалось прежде всего сохранять человеческий облик. 
 
Георгий Дмитриевич Куличков рассказывает такую легенду о Зернове. 
 
Однажды на совещании он увидел, что несколько человек пришли небритыми и тут же возмутился: «Что это такое?! Разве это лагерь? Чтоб больше этого не было» И распорядился немедленно построить парикмахерскую. И до сих пор стоит напротив Красного дома; одноэтажное здание - это и есть та самая парикмахерская. И там же впервые была повешена такая вывеска: «Руководящий состав объекта обслуживается вне очереди». «С этого самого момента, - шутит Георгий Дмитриевич, - верхи и откололись от низов. А Зернов был инициатором». 

Старое здание саровского драматического театра

 

 

 
Забота о культуре, о духовном «жизнеобеспечении» посёлка чувствовалась с первых дней создания зоны, и сразу было понятно, что она создавалась не на год. Театр был открыт в рекордные сроки: в апреле был подписан приказ, а в мае уже состоялось первое выступление. Театру было отдано почти всё здание бывшей церкви Серафима Саровского (сам храм и двухэтажный ряд келий до поворота), в котором на тот момент было зернохранилище. 
 
В бывшем архиерейском был открыт танцевальный зал. Его отличие от танцплощадки в парке было в том, что туда не пускали освобождённых из заключения. В помещениях, прилегающих к этому фойе, располагался ресторан и бильярдная. Все, кто впервые входил в ресторан, просто обалдевали: на улицах посёлка –грязь да убожество, а здесь словно иной мир: ковровые дорожки, на всех столах белоснежные скатерти и на каждой из них стоят цветы, играет джаз-банда и особенно поражает воображение один скрипач - некий Горшков, пират с одним глазом. 
 
Первыми посетителями театра были выдающиеся ученые: А. Д. Сахаров, Н. Н. Боголюбов, Н. Л. Духов, С. Г. Кочарянц и другие. Изначально труппа театра насчитывала всего 7 актеров, а афиши и программки приходилось писать от руки. 
 
На момент открытия театра труппы, как таковой, не было. Был назначен исполняющим обязанности директора театра М. Новиков (до этого он был начальником культотдела, к тому же ещё и неплохим баянистом, в годы войны постоянно выступавшим в единственном тогда центре культурной жизни посёлка – местном клубе. 
 
Справедливости ради надо отметить, что до 1949 года история «объекта» уже знала один театр, но это был театр заключённых. Говорят, у них были очень неплохие постановки. 
50-е годы 
 
К началу 1950-х годов труппа театра значительно расширилась. Она насчитывала 26 артистов и в течение сезона драмтеатр успевал порадовать зрителей 6-7 премьерами. 
 
Театр, начала 50-х, был и мечтой, и праздником, и отдушиной, и зеркалом духовного и творческого потенциала зарождающегося города. Он был способен примирять и объединять то, что за пределами его имело чёткие границы и рамки дозволенности. Актёры, учёные, солдаты, офицеры - вклад каждого в рождение театра был искренен и ценен. Прошлое всегда романтично. Была бомба, и лагеря, и дремучие леса, и взорванные храмы, но был и театр, а, значит, было огромное желание жить и жить хорошо. 
 
Шло время… 
 
Несмотря на «закрытость объекта», из столичных и ведущих театров страны приглашались режиссёры, актёры и театральные художники. 
 
В стенах городского театра работало большое количество именитых режиссёров и актёров, народных артистов, заслуженных деятелей искусств, лауреатов Государственных премий. Многие артисты, приезжающие работать в театр, были широко известны на всю страну. Жители города их узнавали на улицах. 
 
В 1956 году театр был реорганизован в музыкально - драматический театр, который пользовался большим успехом. Спектакли в те годы, как правило, проходили при полных зрительных залах. Попасть на премьеру было не просто. Особым успехом пользовались оперетты и музыкальные комедии. 
 
Театр тех лет, кроме постановки спектаклей, использовал и другие сценические формы работы. Регулярно артисты проводили концерты, вечера молодежи. Практиковались периодические творческие выходы артистов в «красные уголки» молодежных общежитий. 

Информация о работе История развития театра