Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 03:26, курсовая работа
Для человеческого общества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.
На протяжении веков функции театра не менялись, но в разные эпохи на определённые из них делались акценты.
60-е годы
И вот в середине 1968 года музыкально-драматический
театр расформировали и создали Новый
театр драмы. В его составе уже не было
хора, балета, солистов- вокалистов. Правда,
оставили маленький оркестр – 14 человек
во главе с замечательным дирижером С.
А. Гусевым. Уехали любимцы саровской публики
Л. Данилова, Н. Кочергин, К. Лосев, В. Ловковский
и другие. Однако несколько артистов оперетты,
в том числе Т. Шумская, остались верны
своему театру и городу. Остались в театре
солистки балета Л. Сергеева и С. Шевцова.
Но им пришлось поменять профессию. Верность
театру сохрани и талантливый Н. Васильев,
который приехал в город после окончания
ГИТИСа в 1957 году и всю жизнь проработал
на нашей сцене. Остались в городе художники
И. Тарасова и Е.Гоголев.
Все эти замечательные люди
и сегодня живут в Сарове. Они
любят наш славный уютный
70-80-е годы
Судьба нашего театра в 70-80-е годы не была
простой и ровной. И конечно, актеры и зрители
легендарных 50-60 имеют некоторое право
с ностальгической грустью по тому музыкально-драматическому
театру и легким снисхождением к этому
Горьковскому областному драматическому
говорить: «Вот тогда у нас был театр. И
какой театр – ого-го! И полные залы и зрительская
любовь! А ныне…» Но будем справедливы:
тому театру было несомненно легче привлечь
к себе зрителя, чем театру 70-80. Еще не была
распространена такая навязчивая и трудно
излечимая болезнь, как телевидение; еще
не было сети кинотеатров с разнообразным
и быстроменяющимся репертуаром; не было
ни Дворца культуры, ни Дома ученых. Театр
был просто вне конкуренции. Не стоит забывать
и о привлекательности «легкого жанра»
этого театра. Смотреть оперетту несравнимо
легче чем драму. Поэтому о периоде 70-80
г. в жизни саровского театра можно говорить
как о времени борьбы за зрителя. И в первый
год после реорганизации театру, казалось
бы, повезло. Пришёл известный режиссёр,
народный артист БССР Ю. Б. Щербаков, до
этого работавший во МХАТе, Ленкоме, в
театре им. Гоголя; привёз с собой много
интересных молодых актёров, и, могло показаться,
что театр только выиграл от своей реорганизации.
В 1980 году на должность главного режиссёра
Горьковского областного театра драмы
был приглашён из Ленинграда известный
в стране талантливый режиссёр В. М. Иванов.
Спектакль В. Иванова «Фальшивая монета» по пьесе М. Горького стал дипломантом Всероссийского смотра, посвященного драматургии М. Горького. Дипломами отмечены актёрские работы Засл. арт. РФ Б. Меликджанова (Лузгин) и Засл. арт. РФ В. Соколова-Беллонина (часовщик Яковлев). Долго не сходил со сцены спектакль В. Иванова «Материнское поле» по произведению Ч. Айтматова.
С 1981 по 1994 гг. в театре работала заведующей литературной частью театра выпускница ГИТИСа 0. С. Яковлева, внёсшая большой вклад в репертуарную направленность театра.
Главный режиссёр А. Крутов оставил воспоминание спектаклями «Разгром» и «Полёт над гнездом кукушки».
В 80-е годы появились интересные работы режиссёра В. Арсеньева и художника Ю. Назарова: «Любовь и голуби», «Новоселье в старом доме», «И дольше века длится день». В этих спектаклях выступали Заслуженные артисты РСФСР Э. Арсеньева, Б. Меликджанов, артисты В. Григорюк,А. Баханович, В. Кондратьев, Т. и А. Щёткины, Н. и К. Алексеевы и другие.
В этот же период 80-х на должность главного режиссёра был приглашён Заслуженный артист РСФСР В. В. Дроздов, поставивший спектакли: «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, «Идиот» по роману Ф. Достоевского и другие. Он пригласил в театр много новых актеров и художника-постановщика B. Н. Ширина, который за 12 лет работы в театре оформил десятки спектаклей и вырос в зрелого мастера.
Режиссёр А. В. Наумов в содружестве с художником C. Ад. Шевцовой выпустили спектакли «Шишок, «Гондла», «Семейный портрет с посторонним», «Дачный роман» и другие.
В 1998 г. театр впервые осуществляет проект поддержки молодых дарований, получивший Грант Института «Открытое общество» Фонда Дж. Сороса в конкурсе «Театр на пороге XXI века» и ставит спектакль по пьесе Е. Нарши «Двое поменьше», пригласив на постановку А. Трифонову (выпускница РАТИ), художника Ю. Клюгвант и композитора E. Могилевскую.
Лихие 90-е…
В 90-е годы областной драматический театр
Сарова перешел на принципиально иную
модель своего управления и развития,
он стал директорским. Все предыдущие
четыре десятилетия в театре сосуществовали
и делили обязанности по его руководству
и директор (администратор), и главный
режиссер (художественный руководитель).
Последним главным режиссером, возглавлявшим
труппу всего один сезон 1989-1990 г., был В.
В. Баронов. И после него вот уже 13 лет театром
руководит только директор.
Первым директором, понесшим на себе бремя
единовластия, стал Ю.И.Абызов. Время тогда
было грустное. Все театральное искусство
переживало определенный кризис: и материальный,
и репертуарный. Театральные подмостки
запестрели образами наркоманов, проституток,
как до сих пор еще пестрят экраны телевизоров
подобными «черными» сюжетами, но теперь
уже с крутой приправой к ним из «братков»
и «бригад». Материально в первой половине
90-х Саров тоже уже не мог похвастаться
своим благополучием и стабильностью.
У города не было денег, и как следствие
этого – театр не мог выезжать на гастроли.
А без гастролей внутри театральная жизнь
затихает…
Однако в 1993 году в городе все же прошло
большое мероприятие – Фестиваль малых
театральных форм, по-другому его еще называли
– фестиваль профессиональных и народных
театров закрытых городов. Первое место
в фестивале никому присуждено не было.
В 1993 году в театре началась, как говорят
теперь в городе, «эпоха» Бориса Смбатовича
Меликджанова.
Какие бы ни были мнения об этом времени,
одно бесспорно – Борис Смбатович не был,
как многие директора и главрежи до него,
человеком со стороны, он «вырос» в нашем
театре, он как никто иной знал его проблемы
и нужды. Одна из заслуг его как директора
была новая «внешняя политика» театра.
Благодаря ему и отделу культуры мы смогли
увидеть на нашей сцене не просто гастролеров,
которые приезжали и рассказывали байки,
а блестящие столичные спектакли.
В середине 90-х годов театр обретает второе
дыхание и активизирует работу, ибо, сегодня
театр может быть более необходим городу
чем 50 лет назад. Заметная роль в этом принадлежит
руководству театра и поддержке его инициатив
администрацией города.
Труппа театра увеличилась вдвое. Ежегодно, в течение- 5 последних лет, театр открывает сезон двумя-тремя премьерами. За этот период выпущено более 40 спектаклей и концертных программ. Пять мастеров сцены имеют почётные звания. Оркестр театра активизировал работу и имеет возможность при наличии вокалистов танцевальной группы.
Выпускались не только концертные программы, но и концерты-спектакли из классических опер и оперетт. У театра появилась возможность приглашать столичных режиссёров на разовые постановки: М. Я. Али-Хусейн, В. П. Салюк и других.
Режиссеры театра
За время своего существования театр сменил
множество режиссеров, но остался верен
своему зрителю.
В.Н.Бернс
Ф.Ф.Станешников
Л.Г.Тепляков
А.П.Новоскольцев
Галицкий
Ю.Б.Щербаков
Б.Гутников
В. Соловьёв
Л.И.Кареев
Э.Н.Купцов
В.Т.Арсеньев
В.Якунин
В.М.Иванов
А.Крутов
В.В.Дроздов
В.В.Баронов
А.Наумов
И.Семенчук
А.Ряписов
Новая эпоха Саровского
драматического театра
В апреле 2006 года театр переезжает в новое
здание, которое имеет 2 зала – основной
на 528 мест с мягкими креслами и зал для
малой сцены на 102 места.
В репертуаре саровского драматического
театра произведения таких драматургов
как: А. Островский, А. Чехов, М. Горький,
В. Шекспир, К. Гольдони, Ж.-Б. Мольер и пьесы
современных драматургов.
Все цеха и службы укомплектованы специалистами-профессионалами.
В труппе театра 37 актёров и 10 артистов
оркестра. Далеко не каждый столичный
театр может похвастаться «живым» оркестром,
не говоря уже о провинциальных. Но в нашем
театре оркестр был с самого момента открытия.
В 1949 году – духовой, с 1956 по 1968г. – эстрадно-симфонический,
с 1968 г.– камерный. В разное время дирижёрами
оркестра работали Д. Д. Пикарский, С.А.
Гусев, Н.С. Брюханова, Б. Язвич, Б.С. Смарагдов,
В.С. Тимофеев, Ю.Ф. Мишустин, В. Драничников.
С 2011 года во главе оркестра встал молодой
дирижер Леонид Привалов. Леонид родом
из Костромы, закончил Нижегородскую Государственную
консерматорию им. М.И. Глинки, факультет
народных инструментов по классу баяна.
Сейчас продолжает учиться в консерватории,
но теперь уже на дирижерском факультете,
на кафедре симфонического и оперно-оркестрового
дирижирования.
Достижения театра
У саровского драматического театра множество наград. За последние годы театр активно принимает участие в престижных театральных фестивалях: им. Е.Евстигнеева, Энергодарском международном фестивале (Украина), в фестивалях театров ЗАТО.
Заключение.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что жители Сарова гордятся тем, что в нашем городе построен и начал работу один из уникальных объектов российской культуры – саровский драматический театр. Он уникален и по конструктивному исполнению, и по уровню примененных современных технических решений. Нижегородский областной драматический театр - единственный в мире, выполненный полностью из монолитного железобетона. В настоящее время это культурно-просветительский центр нашего города.
Список используемых источников.