История русской матрешки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:35, реферат

Описание работы

Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители неприходящих духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рожденное живительным источником народного творчества, исторической памятью народа.

Содержание работы

Содержание.
Введение. ……………………………………………………3
Глава I. Появление матрешки на Руси. ……………...4
Глава II. Виды русской матрешки. …………………...6
§1. Сергиевская игрушка. ……………………..6
§2. ”Загорский” стиль росписи матрешки ….12
§3. Семеновская и Мериновская матрешки ..14
§4. Полховская матрешка ……………………..16
§5. Вятская игрушка …………………………17
Глава III. Второе рождение матрешки. ……………..18
Заключение. ………………………………………………..22
Список литературы. ………………………………………23

Файлы: 1 файл

Реферат по дисциплине.docx

— 32.95 Кб (Скачать файл)

Министрество Образования  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕГУ им.И.А.Бунина

Кафедра дизайна

 

 

Реферат по дисциплине «Эволюция народной игрушки»

на тему:

«История  русской Матрешки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Никульникова  Ксения Нт-31

Елец

2011 г.

 

 

 

Содержание.

Введение. ……………………………………………………3

Глава I. Появление матрешки на Руси. ……………...4

Глава II. Виды русской матрешки. …………………...6

§1. Сергиевская игрушка. ……………………..6

§2. ”Загорский” стиль росписи  матрешки ….12

§3. Семеновская и Мериновская  матрешки ..14

§4. Полховская матрешка ……………………..16

§5. Вятская игрушка …………………………17

Глава III. Второе рождение матрешки. ……………..18

Заключение. ………………………………………………..22

Список литературы. ………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Мир игрушки  удивительно многообразный. Здесь  живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью  игрушки ребенок открывает для  себя мир и постигает накопленный  жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся  с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными  мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Созданные мастерами  рукотворные изделия дороги нам  сегодня как носители неприходящих духовных ценностей, как хранители  опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда  и красоты, ремесла и искусства, рожденное живительным источником народного творчества, исторической памятью народа.

В игрушке  по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла  и народного творчества, техники  и искусства.

Каждый народ  создавал свои игрушки, передавая в  них свое мироощущение. Игрушки народов  разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и  общие черты. У многих народов  встречаются однотипные игрушки, с  однотипным сходством их конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется  общностью культурных народных традиций, единой природой эстетического чувства. Игрушки рождались в труде, и  везде народные мастера учились  у одного учителя - природы, работали с одинаковыми природными материалами. Родство делает их общепонятными  для всех, и это одна из тех  нитей, которые с детства связывают  человека с наследием мировой  культуры.

 

Глава I. Появление матрешки на Руси.

 

Многообразна  современная игрушка. В ней множество  новых образов и сюжетов, художственно-стилевых поисков, авторских почерков. И каждая игрушка, прежде чем стать эталоном, образцом для подражания, проходит долгий путь. Вспомним знакомую всем матрешку. О ней, как и о народных героях слагают легенды.

Рассказывают, что в конце XIX века в семью  Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая  оказалась с “сюрпризом” - она  разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.

Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в  образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

В наше время  еще ссылаются на легенду о  японском происхождении матрешки, но документального подтверждения  она не имеет.

История развития игрушечного промысла в России позволяет  предположить, что созданию русской  матрешки способствовала традиция точения  и росписи на Пасху деревянных яиц.

В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть  необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, - эскиз росписи  выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена В.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской  волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.

Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального  сувенира, стала мастерская - магазин  “Детское воспитание” А.И. Мамонтова  в Москве, где с 1898 года работал  токарь В.П. Звездочкин.

Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать  возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и  метаморфозы.

Уже около  века этой известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что  было сначала - эскиз профессионального  художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом.

Любопытно, что опубликованный в альбоме  эскиз и матрёшка со штампом мастерской-магазина “ Детское воспитание ” из коллекции  Художественно-педагогического музея  игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя. Этот факт позволяет  предположить, что С.В. Малютиным  было сделано несколько вариантов  росписи будущей игрушки.

 

Глава II.

 

§1.Сергиевская  игрушка.

 

Несмотря  на московское происхождение, настоящей  родиной матрёшки всё же стал подмосковный Сергиев Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная “игрушечная столица”.

Промысел  возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII - XIX веков. Нет точных данных о времени  создания в этом городке первой игрушки, но известно, что еще в XV веке при  Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой  монахи занимались объемной и рельефной  резьбой по дереву.

Тематика  сергиевской ручной деревянной игрушки  была достаточно разнообразной, что  объяснялось, прежде всего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы и непосредственное соседство Троице-Сергиевой  Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние  на выбор сюжетов. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события  того времени, особенности быта различных  слоев населения.

Одновременно  с искусством резьбы по дереву в  Сергиевском посаде совершенствовалось и мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и  звуковых механизмов.

Прочное место  в сюжетах сергиевских кустарей занимали бытовые темы. Постепенно формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным сергиевским  каноном.

С начала 80-х  годов прошлого столетия в результате обострения конкуренции со стороны  частных игрушечных фабрик на промысле начался период упадка. На это обратило внимание Московское губернское земство. В 1890 -х годах земство оказало  помощь в сохранении стабильного  развития кустарного производства, в  том числе и игрушечного. На промысел были приглашены профессиональные художники, педагоги, экономисты, которые впервые  попытались разобрать новые образцы  игрушек на серьезной научной  основе. Для улучшения состояния  промысла в Сергиевом Посаде в 1891 году была открыта учебно - показательная  мастерская под руководством В.И. Боруцкого.

 

Таким образом, к моменту появления разъемной  точеной фигурки история сергиевского игрушечного промысла уже насчитывала  около двух столетий.

Мастера живо реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому  фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских Машек, Парашек  и Матрешек, вызывала интерес сергиевских  игрушечников благодаря оригинальности конструкции и своему народному  характеру.

Появление в  России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период времени в среде  русской художественной интеллигенции  не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. Помимо земских учреждений, на средства меценатов организовывались частные  художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и  создавались разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле. В качестве примера можно назвать  мастерские Н.Д. Бартрама под Курском, графини 

Н.Д. Тенишевой  в Талашкино.

Появились образцы  изделий, с одной стороны, отвечающие новым требованиям производства и сбыта, а с другой - возвращение  к эстетике русского художественного  искусства.

Вероятнее всего  массовое производство матрешек непосредственно  в Сергиевом Посаде началось после  всемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки.

В 1904 году мастерская - магазин “Детское воспитание”  закрылся, а весь его ассортимент  перешел в земскую учебно - показательную  мастерскую в Сергиевом посаде. В  этом же году мастерская получила из Парижа официальный заказ на изготовление большой партии матрешек. Интерес  к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью  росписи, но и , вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века во многом благодаря  “русским сезонам” С.П. Дягилева в  Париже.

Массовому экспорту сергиевской матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала  так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных  изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. А благодаря передвижной  выставке, организованной “Русским обществом  пароходства и торговли”, с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.

В 1911 году с  Лейпцигской ярмарки даже была привезена  японская подделка, которая представляла собой точную копию сергиевской  матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия. Сам по себе этот факт говорит  не в пользу версии о японском происхождении  матрешки.

Силуэт и  стиль росписи матрешки в Сергиевом  Посаде менялись с течением времени. В начале XX века большое влияние  на тематику оказало общее увлечение  русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей  и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной  войны в 1912 году были изготовлены  “Кутузов” и “Наполеон” со штабами.

Не был  обойден вниманием матрешечников  и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками  и персидской княжной.

В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских  классиков - “Сказка о царе Салтане  ”, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек - Горбунок ” П.П. Ершова, басня “Квартет” И.А. Крылова  и многие другие…

100- летний  юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году  так же был отмечен появлением  серии матрешек, изображавших героев  его произведений. Нередко создавались  и этнографические образы, делавшиеся  по эскизам художников - профессионалов  и достоверно отражавшие характерные  черты и детали традиционной  одежды Прибалтики, крайнего Севера  и других регионов. Восстановить  и перечислить все возможные  образы, рождавшиеся в то время  в домашних мастерских Сергиевого  Посада, просто невозможно, как невозможно  описать и проиллюстрировать  все модификации товарных куколок  и укладок, произведенных в  так называемый “земский” период  существования промысла.

Одним и тем  же сюжетом могли быть расписаны  цельные, неразъемные куклы и  разъемные, полые внутри, укладки; в  укладке могли находиться последовательно  уменьшающиеся разъемные вкладыши или несколько одинаковых неразъемных  фигур.

В нижнюю, более  массивную часть таких кукол  и укладок иногда вставлялась  металлическая сердцевина, превращая  их в “неваляшек”. Некоторые игрушки  снабжались с внешней стороны  дополнительными деталями обточенными и вручную прикрепленными головными уборами, резными лотками со снедью и т.д.

Эти примеры  говорят о неистощаемой фантазии сергиевских кустарей и интенсивном  поиске наиболее оптимальной формы  образной токарной игрушки.

Постепенно  утвердилась и форма матрешки, наиболее близкая к первоначальной, и похожая на нее “неваляшка”, которую изготавливали в Сергиевом  Посаде из папье-маше еще в XIX веке. А  из всего разнообразия тем и сюжетов  росписи наибольшее развитие получили бытовое, так как они отражали праздники и будни каждого  кустаря, поэтому были общедоступны и любимы как мастерами, так и  покупателями. Это женихи и невесты  с многочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники, купцы с чадами и домочадцами, компании за самоваром и нескончаемый ряд девчонок и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью, инструментом или угощением в руках.

 

§2 “Загорский ” стиль росписи матрешки.

 

В течение  десяти с небольшим лет матрешечный  промысел в Сергиевом Посаде развивался как один из видов оригинального  авторского художественного творчества. В 1913 году большинство мастеров - матрешечников  объединились в артель. Окончательно же “загорский” стиль росписи  матрешки (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто  живописной “земской” манере с  ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий  к первоначальной идее С.В. Малютина.

При упоминании о “загорской” матрешке перед  глазами встает изображение круглолицей  девушки в платке и прикрытом  передником сарафане, расписанных сочно  и ярко несложными цветами, листочками и точками.

В росписи  обычно используются три - четыре цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением  черного для обводки тонкими  линиями лица и контуров одежды. Стиль росписи матрешки и других игрушек в те годы изменился под  влиянием нескольких факторов, в частности, в результате возникновения новой  социально - экономической и культурной ситуации в стране.

Информация о работе История русской матрешки