История русской матрешки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:35, реферат

Описание работы

Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители неприходящих духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рожденное живительным источником народного творчества, исторической памятью народа.

Содержание работы

Содержание.
Введение. ……………………………………………………3
Глава I. Появление матрешки на Руси. ……………...4
Глава II. Виды русской матрешки. …………………...6
§1. Сергиевская игрушка. ……………………..6
§2. ”Загорский” стиль росписи матрешки ….12
§3. Семеновская и Мериновская матрешки ..14
§4. Полховская матрешка ……………………..16
§5. Вятская игрушка …………………………17
Глава III. Второе рождение матрешки. ……………..18
Заключение. ………………………………………………..22
Список литературы. ………………………………………23

Файлы: 1 файл

Реферат по дисциплине.docx

— 32.95 Кб (Скачать файл)

 

Созданная в 1913 году артель матрешечников после  социалистической революции сохранилась  и была переименована в артель имени Рабоче - Крестьянской Красной  Армии (РККА). Позднее она стала  фабрикой игрушек и культтоваров, выпускавшая в том числе и  матрешки. Точение и роспись матрешек в Загорске стали приобретать  исключительно фабричный характер. Только опытный и привычный глаз мог заметить небольшие различия, присущие индивидуальному почерку  расписчицы.

С 1940 годов  разработкой образов для фабричного производства матрешек стали заниматься художники Загорских (ныне Сергиево - Посадских ) художественно - производственных мастерских. Но и в росписи этих образцов вплоть до конца 1980-х годов  чувствовалась упрощенность, связанная  с необходимостью их дальнейшего  тиражирования.

 

§3. Семеновская и мериновская матрешки.

 

На протяжении нескольких десятилетий в нашей  стране и за рубежом наибольшей известностью пользовались семеновские и мериновские  матрешки, которые для большинства  вообще стали ассоциироваться с  понятием “русская матрешка”.

Эти матрешки заметно потеснили загорскую, что  имело свои причины.

С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной обработкой дерева. В  конце XX столетия сложились и игрушечные промыслы. Наибольшую известность приобрели  игрушки из Городца и Федосеева. А село Мериново близ города Семенова было известно своими токарными изделиями. Точили в нем деревянную посуду, солонки, погремушки, шары и яблоки.

В 1922 году мериновский  мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской  ярмарке сергиевскую игрушку. Игрушка  понравилась всему семейству. Арсений  Федорович выточил сам похожую  форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. Вскоре не только семья  Майоровых, но и многие из односельчан  перешли на матрешечный промысел. Это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров.

В течении  почти двадцати лет именно мериновцы  лидировали среди матрешечников  Горьковской (Нижегородской ) области, хотя в 1931 году в близлежащем городе Семенове была организована специализированная артель по производству сувениров, включая  матрешки.

 

В 1953 году семеновкие изделия впервые попали за рубеж. Именно с этого времени семеновская  матрешка начала соперничать с загорской, выгодно отличаясь от нее раскованной  росписью и сочным колоритом. Несмотря на незатейливое решение образа, изготовление матрешек в Меринове и Семенове по декоративному оформлению было более  ярким и своеобразным, чем в  Загорске. Эти матрешки расписываются  стилизованными цветами контрастных  тонов. В композиционном отношении  роспись иногда напоминает пышный букет. Все это позволило матрешке с  берегов Волги естественно и  без болезненно влиться в круг характерных для тех мест изделий.

 

§4. Полховская игрушка.

 

Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась  еще одна матрешка - в большом  селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии.

Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских  сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто  вытянутых по вертикали фигурок  с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок - столбиков и толстеньких, похожих  на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново - красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью  контуру. “Цветы с наводкой” - наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая  и “пестрение” - украшение при  помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.

Мастера Полховского  Майдана, как и мериновские и  семеновские соседи, расписывают  матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители  разводятся спиртовым раствором. Роспись  же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и  темперой, а интенсивность цвета  достигается при помощи лакировки.

 

§5. Вятская игрушка.

 

Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки - родом  из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно - технологический прием, вообще характерный для изделий  этого региона - инкрустация соломкой.

Вятка издавна  славилась изделиями из бересты  и лыка - коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники  плетения, использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала применяться еще в конце  прошлого века как новый способ художественного  оформления изделий. Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее подмосковным и поволжским родственницам, из-за известнейшей дымковской глиняной скульптуры, сохранению и развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее внимание. Массовому  же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности, помешала также  сложность самого процесса инкрустации, требующего больших затрат времени  и высокого уровня мастерства.

Всеобщая  мода на матрешку не только обогатила  ассортимент русских промыслов, но и вывела эту игрушку за пределы  национальных границ. В 1960 годы появились  башкирские и марийские матрешки, расписанные в национальных традициях.

 

Глава III. Второе рождение матрешки.

 

Несмотря  на то, что упрощенно - примитивные  фабричные матрешки, наводнившие  прилавки магазинов, надолго заслонили  достаточно редкую авторскую, которая  не тиражировалась и несла на себе неповторимый отпечаток индивидуальности ее автора, ведущие художники Сергиева Посада бережно сохраняли сложившиеся  приемы росписи.

С середины 1980-х годов приобретают известность  авторские работы Главного художника  Загорской фабрики игрушек №1

С.Л. Нечаева. В собрании Художественно - педагогического  музея игрушки Сергиева Посада можно  увидеть две выполненные им матрешки. Их объединяет подчеркнутая декоративность, сочный колорит и ставшее классическим для загорской (сергиевской) матрешки сочетание цветов - синего, красного, желтого, зеленого.

 

В иной, мягкой, изысканной цветовой гамме работала в этот же период И.А. Марачева. Ее матрешки с росписью по мотивам русских  шалей в теплых бежево - коричневых тонах по выжженному контуру резко  контрастируют с многоцветием работ  С.Л. Нечаева. При этом антиподами их назвать нельзя. Работы обоих мастеров наглядно демонстрируют почти безграничные возможности этого жанра декоративно - прикладного искусства.

Конец 1980-х  годов можно смело назвать  периодом второго рождения матрешки в Сергиевом Посаде.

В настоящее  время творчество в этой области  достигает своего художественного  расцвета. Из богатейшего и разнопланового ассортимента сергиевского игрушечного  промысла прошедшего XIX столетия в живых  осталась, пожалуй, одна матрешка. Поэтому  не случайно, что именно к ней  и обратились мастера. Благодаря  многократно увеличившемуся притоку  иностранных туристов в конце 1980-х  годов матрешка вновь стала не только популярным изделием художественного  творчества, но и ходовым товаром, пользующимся большим спросом у  иностранцев и приносящим ощутимый доход мастерам. Поэтому точением и росписью матрешки стали заниматься не только люди, имеющие профессиональные знания и навыки, а так же и  те, кто два - три года назад об этом и не помышляли.

В конце 1980-х  годов наиболее известны были фабричные  изделия с простейшими элементами росписи. Рынок же требовал, как и  в начале века, более высокого уровня художественного оформления и разнообразия мотивов. Хранящиеся в фондах Музея  игрушки - старые сергиевские образцы, были доступны далеко не каждому. Поэтому  матрешки последних лет отмечены печатью непрестанных и порой  мучительных поисков, иногда с налетом  вкусовщины, слащавости. Однако наряду с этими чертами ощущаются  и другие - полное раскрепощение  мастера, освобождение от давления жесткого канона.

Прилавки  магазинов и лотки на базарах  вновь запестрили боярышнями в украшенных золотом одеждах, русскими красавицами  в причудливо расписанных шалях. Часто встречаются и матрешки, изображающие популярных политических лидеров с заметным портретным сходством. Разумеется, не обходится и без  курьезов. К таковым можно отнести  матрешку с чужеродной росписью “под Хохлому” или “Гжель”, хотя это  явление вполне объяснимо - некоторые  авторы для воспроизведения декоративных элементов пользовались многочисленными  альбомами, знакомящими с изделиями  этих популярных промыслов, да и сами изделия были более доступны, чем лучшие образцы матрешек, уходившие в основном за рубеж.

При всем изобилии сюжетов, способов оформления и мотивов  росписи сегодняшней матрешки в  настоящее время уже можно  проследить как развивается это  направление декоративно-прикладного  искусства. Наибольшей популярностью  и по сей день пользуются произведения максимально соответствующие сергиевскому канону: обязательные шаль, передник ,сарафан. При этом сочетания цветов стали  смелее и изысканнее, а варианты орнаментики - разнообразнее. Возможно, при очень строгом анализе  можно заметить обилие деталей, настолько  дробящих целостное восприятие образа, отсутствие чувства меры в росписи  отдельных образов. Однако в целом  ощущается необыкновенная праздничность, существование того особого “ярмарочного духа” присущего промысловой  игрушке, что говорит о качественно  новом витке развития этого промысла.

С начала 1990-х  годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма  и стиль, свойственные именно сергиевской  матрешке, поэтому сейчас на матрешечных  базарах встречаются изделия  москвичей и петербуржцев, очень  напоминающие матрешки Сергиева Посада.

Несмотря  на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля  “матрешка 1990-х годов”. Для него характерна проработка костюма в  подчеркнуто русских традициях  с платками и шалями по мотивам  знаменитых Павловских. При этом одинаковой популярностью пользуются как “крестьянский”, так и “боярский” стили. Не забывается мастерами и изначальная идея матрешки - девочки. В этом направлении  интересно работает С. Пахомова. Ее очаровательно улыбающиеся девочки  угощают чаем с баранками, поят молоком  котят и щенков, собирают в букеты васильки и ромашки… Творчество этой мастерицы - удачный пример обращения  непрофессионала к традиционному  художественному промыслу. В то же время работы художника - графика  Т.В. Киселевой свидетельствуют о  том, что возможности творческого  самовыражения в росписи матрешки продолжают привлекать и профессионалов. Экспонирующаяся в Музее игрушки  работа Т.В. Киселевой, расписанная  по мотивам русской набойки, отмечена печатью высокого профессионализма, четким графическим рисунком, который, несмотря на некоторую суховатость, придает ей особую изысканность и  своеобразное стилистическое очарование. Интересны так же работы сергиевских мастериц Л. Голубевой, Е. Паниной и других.

 

Заключение.

 

 

Итак, для  самой популярной русской игрушки  это десятилетие - юбилейное. Кто-то из иностранцев назвал матрешку “загадкой  и символом России”, что дало повод  для серьезных философских рассуждений  на эту тему. Коллекция же матрешки в собрании Художественного - педагогического  музея игрушки в Сергиевом  Посаде убеждает нас в обратном - в идее своей эта деревянная фигурка  была задумана как игрушка, которая  способствует освлению ребенком таких  понятий, как форма, цвет, количество, размер.

История развития русского народного промысла свидетельствует  о его огромных возможностях, позволяющих  создавать все новые и новые  оригинальные произведения, интерес  к которым не утрачивается и по сей день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

1. Первушина  О.М. Столбова В.Г. Природа и  творчество.

2. Русская  матрешка. М.: Мозаика 1995.

3. Русская  игрушка: Советская Россия 1987.

4. Народные  художественные промыслы. общ. ред.

М.А. Некрасовой и др.

5. Верзилин  Н.М. Путешествие с домашними  растениями.

С-П.: Детская  литература .

6. Мифы в  искусстве. Рене де Моран М.: Современник 1996.

7. Народное  искусство: художественные промыслы  СССР. М.:

Планета 1987.

8. Прекрасное  своими руками: народные художественные 

ремесла: сост. С. Таразян 4-е издание 1989.

9. Коняев  Н. Игрушки русских императоров:  Подъем 1994

№4.

10. Люди и  куклы: Декоративное искусство  СССР. 1987.


Информация о работе История русской матрешки