Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 10:36, курсовая работа
Объект исследования - янтарная комната
Цель исследования – анализ версий о нахождении янтарной комнаты на сегодняшний день
Предмет исследования - тайное исчезновение янтарной комнаты
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1 История создания великого шедевра……………………………………....5
1.1.Золото Пруссии» в Кенигсберге………………………………………….9
Глава 2 Русская тайна……………………………………………………………….11
2.2. Янтарная комната в одном из бункеров «Вервольфа»………………...14
2.3. Морская тайна……………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….….19
Список литературы……………………………………….........................................20
В 1943 году, когда Янтарная комната была смонтирована в замке Кенигсберга, доктор Роде, возродивший это чудо, заказал граверу нанести на серебро свое имя, написав просто: «Роде. 1943 г. Кенигсберг». Тем самым, он как бы стал одним из авторов, создателей этого чуда.
К осени 1945 года дела А. Роде шли на поправку. Он все вспомнил, никого не боялся. Супруги Роде получили известие о том, что их сын жив. Радость была безграничной. И вдруг, осенью 1945 года стало известно, что муж и жена Роде скончались у себя дома в один и тот же день (точнее ночь). Кто-то из соседей при этом злобно пошутил: «Как Ромео и Джульетта». Их любили не все, ведь они получали продуктовый паек от русских военных. Жители соседних домов сообщили, что видели, как из их квартиры вынесли два гроба, и один ни один положили на повозку. Место, где их захоронили, так никто и не смог указать. Соседи утверждали, что накануне их смерти Роде и его жена чувствовали себя совершенно здоровыми, и после сообщения о том, сын жив, прибывали в приподнятом настроении духа. Видимо, сотрудникам СС удалось осуществить «акцию ликвидации».
А что же стало с Янтарной комнатой? Где она сейчас, и кто ее новый владелец? Ответ на этот вопрос знают очень немногие, а кто знает, вряд ли кому-нибудь хочет рассказать. На самом деле существует несколько версий, и в работе собраны наиболее интересные из них.
ГЛАВА 2
РУССКАЯ ТАЙНА
Царскосельский краевед Ф. И. Морозов, расспросивший десятки свидетелей, проштудировавший множество исторических трактатов и разных архивных документов, пришел к сверхсенсационному выводу: за полтора-два года до начала Великой Отечественной войны группа советских реставраторов во главе с А. О.Барановским изготовили в масштабе один к одному две Янтарные комнаты! Одну из них вывезли немцы, вторая затерялась и, возможно, до сих пор замурована в катакомбах царскосельских дворцовых подвалов. Подлинник же достался в 1941году небезызвестному «другу СССР» Арманду Хаммеру, оказавшему советскому правительству важные услуги в первые месяцы войны.
Сразу после подписания Германией и СССР пакта о ненападение в Кремль на встречу со Сталиным была вызвана целая делегация деятелей советской культуры во главе с А. Н. Толстым. Они решали, что подарить Германии в «знак дружбы». Толстой предложил вернуть Янтарную комнату ее первоначальным хозяевам, а для себя создать точную копию. С его предложением согласились, и в роли главного мастера был приглашен семидесятилетний резчик по янтарю Барановский. С первых же чисел нового, 1940 года в Пушкине мастер и его ученики начали свою работу, хранящуюся в тайне. Мастерская была окружена двойным кордоном НКВД, но не смотря на это, к Барановскому зачастили комиссии от невообразимых и немыслимых инстанций самого различного калибра. Ему приходилось изготовлять для них различные «сувениры» из янтаря. Скорость изготовления Янтарной комнаты упала в трое. Сталин обещал не допускать «экскурсий» в мастерскую, но они все равно не прекращались. Тогда НКВД провели «санитарную инспекцию».
Барановского хватил первый инфаркт – после работы НКВД из членов комиссий, наезжавших на мастерскую, не уцелел никто.
Второй инфаркт настиг А.О. Барановского в мае 1941 года, когда выполненные им и его учениками янтарные панели наконец-то были собраны. Копия оказалась неточной по цветовым соотношениям! По мнению Толстого Барановский выполнил работу лучше, чем предполагалось. Но дело в том, что истинный реставратор не имеет права делать что-либо лучше оригинала. Он же сделал свою Янтарную комнату, и для него это был удар.
2-го июня 1941 года подлинная Янтарная комната была разобрана, а ее место заняла копия. Работа Барановского была тщательным образом сфотографирована и опять перемещена, видимо, специально для нее приготовленный подвал в Екатерининском дворце. Она была тщательно замурована, подходы к забутовкам завалена мусором. А панели подлинника легли на столы мастерской Барановского в Камероновой галерее. В помещение предназначенном для Янтарной комнаты, были смонтированы ученические панели, выполненные в виде модели в полном объеме.
Таким образом, 2-го июня 1941 года в Пушкине находились три Янтарные комнаты![5]
Барановский был отправлен на лечение в Сочи. Больше о нем не было ничего известно. Двое его учеников последовали за подлинной Янтарной комнатой, вывезенной из Царского Села 6июля 1941 года, остальные ученики бесследно исчезли. Янтарная мастерская была полностью разграблена.
В руках у немцев оказалась лишь модель Янтарной комнаты, выполненная
учениками Барановского. Они долгое время отказывались верить своим глазам, но, однако, лучше иметь хотя бы модель, чем ничего.
В 1945 году историю об изготовление копии Янтарной комнаты А. Н. Толстой рассказал пушкинскому краеведу доктору Е. Головчикеру, причем до самых мельчайших подробностей, назвав при этом имена многих ее участников и свидетелей. В середине 60-х годов эту историю Головчикер поведал на заседание Пушкинских краеведов. Конспект его выступления в 1984 году попал в руки Морозова. Тогда он этому сообщению не поверил. Но когда в 1987 году Морозов рассказал эту историю в кругу стариков реставраторов, объявился один из учеников Барановского – А. Н. Воробьев.
Он поведал о еще некоторых странностях этой истории. После сборки в Царском Селе подлинная Янтарная комната была перевезена в Москву в Третьяковскую галерею, которая к тому времени использовалась как склад НКВД. Там она находилась до ноября 1941 года. Потом вновь упакована и отправлена на Тушинский аэродром, откуда ее увезли в американском «дугласе» с курсом на восток. Воробьева тогда «забыли» на аэродроме.
Что касается копии Барановского, то, по утверждению Воробьева, он сам
присутствовал при ее замуровке в подвале. Он упоминал в своем рассказе
туннель соединяющий Екатерининский и Александровский дворцы не напрямую, а через подвалы бывших казарм лейб-гвардии, расположенных на углу улиц Пролетарской и Революции.
Дважды в 1968 и 1975 годах от американцев Воробьеву поступали заманчивые предложения по реставрации «подлинника». На самом деле подлинник от модели мог отличить лишь Барановский. Воробьев умер, рассказав лишь то, что счел нужным. Умерли так же и многие другие вплотную подошедшие к разгадке тайны. «На мой взгляд, - заявляет Ф. И. Морозов, - подлинная Янтарная комната была отправлена в середине ноября 1941 года в США – на имя Арманда Хаммера, президента компании «Оксидентал Петролеум», «лучшего американского друга СССР», которого уже, тоже нет в живых».
В первые же месяцы войны Германии против СССР А. Хаммер развил такую кипучую и бурную деятельность по организации поставок в СССР английских истребителей «Спитфайер-1», впускавшихся в США по лицензии, что со стороны могло показаться: либо Хаммера удалось завербовать сотрудникам НКВД – что невероятно с любой точки зрения, либо он сошел с ума. Позднее этот американский мультимиллионер публично выступает за скорейшее открытие второго фронта. Чем навлекает на себя волну возмущения со стороны влиятельных американских кругов. Падение уровня популярности Хаммера ведет к падению курса акций его компаний, но он упрям. Истребители направляются в СССР на безвозмездной основе. Откуда такая щедрость, которую Хаммер никогда раньше не проявлял? Не Янтарная ли комната причина тому?
Янтарная комната – звено, потянув за которое неизбежно вытаскиваешь на свет подлинную подоплеку второй мировой войны, задевая вопросы государственной безопасности США и всех европейских стран, включая Россию. Поэтому лица, близко подходившие к разгадке, пали жертвой спецслужб, которые были вынуждены заниматься этим грязным делом, защищая интересы национальной безопасности
2.2 ЯНТАРНАЯ КОМНАТА В ОДНОМ ИЗ БУНКЕРОВ ВЕРВОЛЬФА
Эта версия принадлежит Андрею Станиславовичу Пржездомскому, генерал- лейтенанту, кандидату исторических наук, специалисту по новейшей истории Германии. В 60-70 годы он участвовал в работе Калининградской геолого- археологической экспедиции, занимавшейся поисками Янтарной комнаты и других ценностей, утраченных в годы второй мировой войны. Затем курировал в КГБ вопросы, связанные непосредственно с поисками Янтарной комнаты. Вот его версия.
Работа по поиску Янтарной комнаты началась в 1949 году, когда Молотов позвонил первому секретарю Калининградского обкома партии Щербакову и сказал: «Товарищ Сталин интересуется, где Янтарная комната?». С тех пор машина закрутилась и до сих пор не остановилась. Сначала была организована экспедиция под эгидой Калининградского обкома и патронажем ЦК.
В 60-е годы была создана правительственная комиссия, которую возглавил зам. Министра культуры РСФСР. В 1968 году при этой комиссии образовалась Калининградская геолого-археологическая экспедиция, хотя никакого отношения не имела не к геологии, да и к археологии, по большому счету, тоже. Она занималась поиском культурных ценностей, утраченных в годы войны. Разумеется, к поискам был привлечен и Комитет государственной безопасности.
Во второе главное управление КГБ СССР (контрразведка) стекалась вся
информация, имеющая отношение к Янтарной комнате. Картина получалась
следующая. [6] К концу войны в Кенигсберге скопилось множество экспонатов, вывезенных с оккупированных немцами территорий, из Западной Европы; конфискованных ценностей в т. ч у евреев; архивов, включая архивы германских спецслужб. Оказались они там потому, что до 1944 года этот город был самым спокойным местом в Германии. Война шла далеко, а американские и английские самолеты, регулярно бомбившие западные районы Германии, до Восточной Пруссии не долетали.
Впервые серьезной бомбардировке Кенигсберг подвергся только в августе 1944 года – англичане и американцы совершили два авианалета, 23 и 25 августа, в которых впервые был использован напалм. Городу были нанесены первые серьезные повреждения, особенно центральным районам. Произошел пожар в здании замка, где хранилась Янтарная комната. Чтобы уберечь сокровища от бомбежек и наступающей Красной Армии, было решено их спрятать в бункеры. Эти бункеры строились для гитлеровской диверсионно-террористической организации «Вервольф», которая была создана в Германии в последний год войны для действий против наступающих частей союзников. Диверсанты готовились к длительному оседанию – для них был построен не один десяток очень мощных подземных сооружений на территории Восточной Пруссии, в том числе и в самом Кенигсберге. В бункеры закладывалось оружие, спейцсредства, документы на все случаи жизни. Только крупных бункеров насчитывалось около трех десятков, а мелких – множество (отводные туннели от коллекторов, подвалы в некоторых домах). Когда начались бомбежки города, дома взрывали, чтобы замаскировать входы в объекты. Но «Вервольф» совершенно не оправдал возлагавшихся на него надежд, как боевая сила он ничего собой не представлял. Видимо, к весне 1945 года Германия была просто сломлена психологически, и у немцев уже не было воли к борьбе. Тогда и решили объекты, построенные для «Вервольфа», использовать для хранения награбленных ценностей. Никто, правда, не видел документа в архивах контрразведке или каких-то других, где бы указывалось, в каком бункере поместили Янтарную комнату.
Имеются косвенные свидетельства, что Янтарная комната и другие ценности были спрятаны именно в бункерах «Вервольфа». В протоколах допросов некоторых сотрудников СД, пойманных нашей контрразведкой СМЕРШ, сквозят фразы, что они укладывали в одном из бункеров какие-то особенно ценные ящики. Есть и более внятные аргументы в пользу этой версии. Уже в наши дни Пржездомский наткнулся в материалах КГБ на один очень интересный документ. Сотрудник польской контрразведки Урбан встретился в тюрьме с бывшим гауляйтером Восточной Пруссии Эрихом Кохом, который отбывал пожизненное заключение в Польше. В ходе беседы Урбан показал ему газету, в которой говорилось, что Янтарная комната закопана на полигоне Штаблак, в Багратионовском районе Калининградской области. Кох сказал, что немцы не такие дураки, чтобы закопать Янтарную комнату на полигоне, где ее быстро раскопают русские. По его словам, люди из СД ведали Янтарной комнатой и она спрятана в бункере, построенном для СД на территории Кенигсберга. Он, правда, не сказал, что это бункер «Вервольфа», но в 1945 г. для нужд СД никакого другого строительства не велось. В бункерах, действительно, помимо большого количества оружия и других атрибутов террористической деятельности нашли некоторые произведения искусства, хотя и немного. Поэтому, если поднять все дела наших контрдиверсионных подразделений в Восточной Пруссии, наверно, получить информацию о нахождении неизвестных бункеров будет можно.
2.3 МОРСКАЯ ТАЙНА
Еще одна версия имеет достаточно солидную документальную основу. Военный журналист Сергей Турченко обнаружил в Центральном государственном архиве РФ копию справки, составленной известным германским искусствоведом Георгом Штайном под названием «Движение Янтарной комнаты». Основываясь на документах, он утверждает, что в январе 1945 года по приказу гауляйтера Эриха Коха была осуществлена попытка вывезти Янтарную комнату вместе со старинными русскими иконами и прочими ценностями на Земландский полуостров, чтобы
отправить на каком-либо из судов в Данциг, а затем еще дальше – в Гамбург или Киль.[7]
По другим данным, гитлеровцы погрузили Янтарную комнату на транспорт «Вельгельм Густлоф», который был торпедирован в море советской подводной лодкой «С-13» под командованием Александра Маринеско и затонул. Эту версию многие считают возможной. Сейчас в Калининграде идет подготовка экспедиции к затонувшему в Гданьском заливе «Вельгельму Густлофу». Дадут ли результат эти поиски, неизвестно.