История строительства и архитектуры Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 08:42, реферат

Описание работы

Главный принцип, которым руководствовались римские строители, заключался в практицизме и естественной гармонии линий. Практичность служила основой обывательской философии римлянина, на что указал как на положительное качество нации еще Цицерон. Объём, масса и форма постройки в совокупности должны органично соответствовать друг другу и при этом опираться на свойства строительных материалов. Что касается декора, то он почти не употреблялся. В Древнем Риме продолжали развиваться стеновые и стоечно-балочные конструкции, унаследованные от этрýсков и греков.

Файлы: 1 файл

Древний Рим.docx

— 40.66 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Магнитогорский государственный  технический университет им. Г. И. Носова»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: История строительства  и архитектуры Древнего Рима

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вып.:ст. гр. СПМА – 12 Радыгина А.

Рук.:

Магнитогорск 2012

 

 

Древний Рим. Строительные приёмы и конструкции

Главный принцип, которым  руководствовались римские строители, заключался в практицизме и естественной гармонии линий. Практичность служила  основой обывательской философии  римлянина, на что указал как на положительное  качество нации еще Цицерон. Объём, масса и форма постройки в  совокупности должны органично соответствовать  друг другу и при этом опираться  на свойства строительных материалов. Что касается декора, то он почти  не употреблялся. В Древнем Риме продолжали развиваться стеновые и  стоечно-балочные конструкции, унаследованные от этрýсков и греков. Наряду с этим поиски форм, отвечающих новым архитектурным  задачам и масштабам строительства, привели римлян к широкому применению арочных и сводчатых конструкций, которые стали оказывать решающее влияние на архитектуру. 
С конца II в. до н.э. вошел также в широкое употребление обожжённый кирпич. Техника возведения стен и сводов изменялась с развитием архитектуры и появлением новых материалов. Первоначально господствовала каменная кладка насухо. Наряду с неправильной («полигональной») применялась «нормальная» квадровая кладка стен из правильных блоков с кратными размерами сторон (60 × 60 × 120/180 см). С развитием «нормальной» кладки сложилось и ее сочетание с клинчатой аркой из тщательно отёсанных трапециевидных камней, также укладываемых насухо. 
         Примерно ко II в. до н.э. сложилась техника возведения монолитных стен и сводов на основе раствора и мелкого камня-заполнителя, которой суждено было сыграть ведущую роль в период императорского Рима. 
Римский бетон – это твердеющая на воздухе и под водой смесь извести, вулканического песка и пыли пуццолáны (от названия порта на юге Италии) – породы вулканического происхождения, обладающей свойствами гидравлического вяжущего – с битым кирпичом, затворённая умеренным количеством воды. 
Битый кирпич (от лат. саетёпйип) в русской транскрипции читается и пишется «цемент». Гидравлические добавки в виде пуццоланы сделали бетон водонепроницаемым и очень прочным. Вначале бетон применялся лишь для забутовки пустот в стенах. Постепенно заполнитель становился всё мельче, смесь делалась однородной. 
         Щебень, применявшийся для заполнения стены, предварительно не смешивался с раствором. Между двумя рядами облицовки из камня или кирпича укладывали попеременно толстый слой (10 ÷ 15 см) раствора и примерно такой же слой измельченного до размера 8 ÷ 10 см каменного щебня, после чего его подвергали трамбованию, вся бетонная масса получала строение монолита. 
Для облицовки бетонных стен римляне применяли обработанный камень (туф, известняки и др.) в виде усечённых пирамид для лучшего сцепления с бетоном, а позднее и обожжённый кирпич.

Вначале облицовка выполнялась  довольно крупными камнями, стёсанными так, что они образовывали на фасаде нерегулярный рисунок - йнцерт. С І  в. до н.э. стал применяться ретикулат  – четырехгранные с фасада камни, образующие в облицовке прямоугольную  сетку.

Бетон был экономичным  по материалоёмкости, простым в производстве и не требовал высокой квалификации строителей, что позволяло широко использовать на строительстве труд рабов. Бетонная техника открыла  также новые возможности и  для развития сводов. 
Уже в период Республики техника сооружения клинчатых конструкций из каменных блоков без раствора достигла высокого со-вершенства, особенно при строительстве мостов и акведуков. Однако подлинный расцвет сводостроения в Риме наступил лишь с широким внедрением бетона.

Обожжённый кирпич, ставший  в период Империи важным компонентом  большинства сводчатых сооружений из бетона, применялся в виде арочных  рёбер. В цилиндрическом своде выполнялись  кирпичные арки, параллельные друг другу. В крестовых сводах арми-ровались диагональные рёбра и краевые  участки как наиболее напря-жённые места сводов. Прибегали к кирпичному каркасу и в куполах. Равномерно распределяя усилия в бетоне и  укрепляя наи-более напряженные  участки сводов, кирпичные рёбра  служили также для предотвращения усадки бетона и появления трещин. 
Особенностью римских бетонных сводов является их армирование кирпичными каркасами.

Распространёнными видами сводов в период Республики были цилиндрические и полусферические. Тяжесть и  распор этих конструкций воспринимали массивные несущие стены.

Для перекрытия квадратных ячеек применялся также крестовый  свод, получивший особенно большое  развитие в императорский период. Усилия в нём сходятся в диагональных ребрах, а его верти-кальные стороны, освобождённые от нагрузки, использовались для устройства оконных проёмов  или лёгкого ажурного стенового  запол-нения. При сочетании двух или нескольких смежных сводов создавалась  удлиненная пространственная конструкция, с помощью которой перекрывались  большие в плане помещения.

Нередко строители сочетали в одном сооружении различные  приёмы возведения и разные по прочности  и объёмному весу материалы. Породы камня комбинировались в здании в зависимости от нагрузки, декоративной роли и условий выветривания. При  квадровой кладке римляне стремились для лицевой стороны стены  и наиболее ответственных деталей  применять один камень, а для ядра стен – другой, менее прочный. При  возведении сложных конструкций  изменяли массу и прочность балласта в зависимости от нагрузок.

Большое развитие получили в римскую эпоху деревянные конструкции. Бетонная техника требовала возведения опалубки, иногда очень сложной, из деревянных решётчатых конструкций. Для  покрытия больших пролётов применялись  конструкции, близкие к современным  фермам.

Решётчатые деревянные конструкции  широко использовались, в частности, при сооружении мостов, но до настоящего времени они не сохранились. Только один из них, построенный в 104-105 гг. Аполлодóром  из древнего Дамаска, дошел до потомков в виде изображения на колонне  императора Траяна. Этот мост из 21 пролёта  по 52 м был не только самым большим  по размерам пролётов, но, судя по изображению, был первым пролётным сооружением, в котором применены раскосные  арочные фермы. Каждая ферма этого  грандиозного моста через Дунай  состояла из трёх концентрических арок, соединённых радиальными связями. 
Высокого совершенства достигли римляне в технике отделочных, и особенно штукатурных работ. По внешнему слою производилась окраска стен, наносилась живопись. Окраска производилась по ещё не просохшему слою для лучшего впитывания краски и бóльшей долговечности. Живопись, нанесённая на стены подобным образом, получила название «фресковой». В отделке стен и полов римляне широко применяли инкрустацию из мраморных и терракотовых плит разных оттенков, мозаику, различные резные и скульптурные украшения.

При строительстве крупных  общественных зданий римляне сначала  возводили основные конструкции  – стены и своды, а затем, иногда через значительный промежуток времени, облицовку. Последняя могла составлять сама по себе довольно сложную декоративную систему, как правило, мало связанную  с основной конструкцией. 
На постройках умело сочетался труд небольшого числа опытных мастеров с трудом огромной массы рабов.

 

 

Древний Рим. Здания, сооружения и архитектурные ансамбли

Преобладающим типом развитого  жилого дома был атриумно-перистильный. Обычно он размещался на удлиненном участке, отгороженном от улиц глухими наружными  стенами.

Переднюю часть дома занимал  атриум – замкнутое помещение, по сторонам которого располагались жилые  комнаты и подсобные помещения. В центре атриума находился бассейн, над которым в кровле оставлялась  открытая часть для освещения  и стока воды в бассейн. За атриумом шёл перистиль (прямоугольный двор, площадь, окружённый с 4-х сторон крытой колоннадой с садом внутри). В  части перистиля пребывали хозяева  дома, в вестибюле передней суетились  рабы и слуги свободных граждан  Рима. Вся композиция развивалась  в глубину по оси с последовательным раскрытием основных пространств. По мере того, как росли и укреплялись  власть и мощь Республики, менялась её культура. В творчестве Рима этого  времени чувствуются имперские  тенденции. Наглядно это демонстрирует  судьба форумов.

Первоначально Римский форум  – центральная площадь, являлся  наиболее оживленным и людным местом во всем городе. В начальный период форумы обычно служили рынками. С  течением времени они превратились в парадные площади для общественных собраний, торжественных церемоний, культовых действий и т.д.

Идейным и композиционным центром стал храм, расположенный  в середине узкой стороны прямоугольной  площади на её главной оси. Возвышаясь на подиуме, он доминировал в композиции. В плане храм имел форму прямоугольника, к которому пристраивался портик. Подобная композиция храма была в  Риме традиционной.

В композиции форума фронтальное  построение храма подчеркивало его  глубинно-осевую структуру, а богатый  портик (композитного, коринфского, реже ионического ордера) акцентировал вход в храм. Начиная с республиканского периода в Риме было последовательно  возведено несколько форумов. Позднее  императоры трактовали форум как  монумент собственной славы.

Форум Цезаря включал в  себя храм Венеры-родительницы, считавшейся  покровительницей рода Юлиев, к которому принадлежал император. В храме  находилась культовая статуя Венеры, а также статуя Цезаря. Перед храмом стояла конная статуя диктатора. До нашего дней сохранилась только планировка форума.

По своему великолепию, роскоши, величине и сложности композиции выделяется форум императора Траяна (архитектор Аполлодор Дамасский, 112-117 гг.). Помимо основной площади и храма  на нём были возведены пятипролётный  зал – базилика площадью 55 × 159 м  и два симметричных здания библиотек, между которыми на небольшой площади  была воздвигнута мемориальная колонна  Траяна высотой 38 м.

Строившиеся в комплексе  с форумами триумфальные арки –  один из наиболее распространённых в  Риме типов мемориальных сооружений. В некотором смысле сооружение арок восходит к первобытному верованию  в силу камня. Прохождение через  каменный лабиринт, грот, пещеру, просто под каменным сводом было весьма символично для древнего человека, считавшего, что камень наделяет человеческое существо мистической силой. Отсюда потребность римлян встречать легионеров, пропуская их через триумфальную арку.

Арка Тита в Риме воздвигнута  в память триумфа по случаю покорения  восставшей Иудеи; она была закончена  после освящения, состоявшегося  в 81 г. н.э. Арка облицована мрамором, но облицовка сохранилась только в  средней части, боковые же восстановлены  в начале XIX в. из травертина. Прочие арки были либо излишне скромными  и строгими, хотя и гармоничными по своим линиям, либо отличались чрезмерным декором, который портил внешний  вид сооружения. Арка Тита была лишена всех недостатков.

Поставленная на пути триумфального  шествия к форуму мимо Колизея, арка входила в состав обоих ансамблей. Она не велика; её пролет (5,35 м) близок к каждой из арок Колизея. Две средние  полуколонны составляют портик, охватывающий пролёт, а угловые несли раскреповки  антаблемента. Крайности арок в ней  смягчены, близкие к квадрату пропорции  придают фасаду спокойную величавость.

Арка увековечивает не столько победу над Иудеей, сколько  самый триумф Тита. Этому отвечает тематика рельефов, сосредоточенных  в одной только средней части. Два больших рельефа в самом  проезде изображают триумфальное шествие; сильное движение отвечает его направлению; триумфатор как бы вечно проезжает  под аркой на своей колеснице  и вечно идут под игом пленные  вожди восстания. На фризе ордера изображено триумфальное жертвоприношение, а в тимпанах – крылатые Победы, как бы венчающие триумфатора; весь памятник служил пьедесталом статуи Тита на квадриге. По одну сторону от арки широкий и низкий Римский  Форум – святая святых. Оттуда арка Тита видится воздушной и изящной. По другую сторону лежит громада  Колизея. Оттуда арка воспринимается массивной  и грозной. Вид из арочного пролёта  на Колизей намекает на то, что слава  Рима времени Флавиев сравнима с  древней славой Республики.

Арка Константина (IV в.), поставленная около Колизея, превосходит другие не только своими размерами (21,5 м высотой, 25 м шириной), но и обилием украшений. Некоторые детали (например, круглые  и прямоугольные рельефы, фигуры и др.) взяты с архитектурных  памятников более раннего времени, что в архитектуре позднего Рима было распространённым явлением.

Все дороги ведут в Рим, горделиво заявляли граждане великого города. И говоря так, они были совершенно правы.

В эпоху расцвета Республики основным достижением строителей следует  считать прокладку дорог. Многие из них сохранились в великолепном состоянии вплоть до настоящего времени. Обладающие сложной конструкцией из нескольких слоев разных строительных материалов, римские дороги вполне функциональны и сейчас. Первая большая  римская дорога была построена под  руководством цензора Аппия Клавдия  и получила поэтому название А. Дата её сооружения – 312 г. до н.э.

Городские водопроводы –  акведуки – занимали особое место  в благоустройстве городов, рост которых требовал все большего количества питьевой воды. Подававшаяся из холмистых  окрестностей в городские резервуары вода протекала по каменным, оштукатуренным гидравлическим раствором, каналам (лоткам), которые поддерживались арочными конструкциями. В акведуках выполнены самые древние каменные арки. В 700 г. до н.э. построен Джерванский акведук на 5-метровых арках в Ниневии - столице древней Ассирии.

Информация о работе История строительства и архитектуры Древнего Рима