История строительства и архитектуры Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 08:42, реферат

Описание работы

Главный принцип, которым руководствовались римские строители, заключался в практицизме и естественной гармонии линий. Практичность служила основой обывательской философии римлянина, на что указал как на положительное качество нации еще Цицерон. Объём, масса и форма постройки в совокупности должны органично соответствовать друг другу и при этом опираться на свойства строительных материалов. Что касается декора, то он почти не употреблялся. В Древнем Риме продолжали развиваться стеновые и стоечно-балочные конструкции, унаследованные от этрýсков и греков.

Файлы: 1 файл

Древний Рим.docx

— 40.66 Кб (Скачать файл)

От римских терм осталось немногое, в Средние века они были разграблены и разрушились. К XVI столетию эти величайшие каменоломни Европы пришли в запустение и превратились в развалины, которые время скрыло наслоениями земли. Сегодня археологам удалось раскопать замечательные  термы Каракаллы. По сути дела, это  единственная сколько-нибудь полная археологическая  находка такого рода (найдены руины  еще двух подобных сооружений, но они  оказались малоинформативными).

Базилика Максёнция –  зал терм, перекрытый тройным крестовым  сводом и расширенный при помощи шести боковых помещений, положен  в основу последнего выдающегося  произведения античного зодчества  в Риме – базилики, построенной  Максенцием (307-312 гг.) и переделанной Константином (около 315-320 гг. н.э.).

Пролёт главного нефа (25,3 м) превосходит пролет терм только на 2 м. Увеличение площади до 6.000 кв. м  достигнуто дальнейшим увеличением  глубины шести боковых помещений. Сохранилась северная группа из цилиндрических сводов, сплошь покрытых кессонами; соединенные  проёмами, они образуют подобие бокового нефа.

В знак победы над даками в Риме архитектором Аполлодором  из Дамаска была установлена колонна  Траяна. Жители Дакийского царства  не признавали владычества Рима и  даже дерзнули напасть на Империю  и обложить её данью. Мало кто из людей, далёких от истории, знает  позорный факт выплаты дани римлянами  варварскому племени даков. Римские  легионеры получили приказ уничтожить доставивший столько неприятностей  народ. Этот приказ был выполнен в 113 г., даки и их царь Децебал были повержены. Дакия, лишённая своего исконного населения, была переименована в Римскую  провинцию (Романию). Ныне эти земли  называются искаженно Румынией.

В том же 113 г. создается  цилиндрическая мраморная колонна  высотой в 38 м и диаметром 3,7 м. На её поверхности высечен рисунок, изображающий подробности Дакийской  войны на всём её протяжении. Здесь  и старик-бог реки Истр (Дунай), и  вступление легионеров на дакийские  земли, и сражения, и победы, и  самоубийство проигравшего Децебала. Рисунок вытянулся лентой, в 23 витка  обвивающей столб. Толщина ленты  неодинакова: внизу она равняется 89 см, а вверху несколько шире (1.25 м), что создает иллюзию, будто  лента не уменьшается по удалению от смотрящего. Рисунок зрительно  воспринимается одного размера. Общая  длина ленты достигает 200 м.

Пантеон (от лат. место, посвящённое  всем богам) в Риме – величественный храм; здание которого в последующем  было использовано для захоронения  великих людей и приобрело  значение величественного надгробного  сооружения. Его начали строить в 27 г. до н.э. по указанию полководца Агриппы, а завершил в 115 - 125 гг. н.э. Аполлодор  из древнего Дамаска при Адриане.

Величайший памятник величайшему  инженеру и архитектору римской  Империи. Он был приговорен к смерти и казнён уязвленным Адрианом, художественные вкусы и любительские художества которого Аполлодор публично высмеял.

Поскольку в римской мифологии  было несчётное множество богов, а религиозные службы справлялись  также и во славу пришлых божеств - богов покорённых и вошедших в  состав Империи народов, то постройка  храма для всех них была жизненно важным делом. Античные божества характеризовались  повышенной капризностью и мстительностью. Если хотя бы один из богов решил, что  смертные его недостаточно уважают, римлян, считалось, ожидали бы крупные  неприятности.

Ловкий политик Август понял, что должен отметить своё восшествие на императорский престол соорудив храм в честь милостивых к Риму богов. Однако почтить одного из богов  значило бы оскорбить остальных. Август повелел поставить дом  всем бессмертным владыкам мира, почтив тем самым в равной степени  каждого.

Поражает воображение  необычный и очень экспрессивный  внешний вид храма, в первую очередь  его внутренняя архитектурная композиция. Здесь нет и намека на роскошь, с которой историки сталкиваются, когда изучают императорские  дворцы. Безусловно, храм создавали  сверхбогатым, но богатство сооружения полностью закамуфлировано.

В Пантеоне блестяще разрешены  конструктивные и художественные задачи создания крупнейшего в Риме (не превзойденного до XX в.) большепролетного купольного пространства.

Купол уникален. Он имеет 43,2 м в поперечнике основания, стрелу подъёма, равную радиусу, толщину внизу  – 1,8, вверху – 1,2 м.

Сложенный из кирпичей, он весьма массивен, однако, каждый кирпич расположен с таким расчётом, что поддерживается соседними и сам, в свой черёд, служит опорой для других. Сложнейшая подгонка одного кирпича под другим, выполненная древним архитектором, является чудом человеческого творчества, повторить которое практически  невозможно даже в наше время. В наиболее хрупкой верхней части купола, где расположено окно, использован  пемзобетон.

Купол опирается на стену, которая для воспринятия распора, выполнена очень массивной (толщина 6 м). Фундамент – бетонный с заполнителем из травертина. По мере возвышения стены  травертин сменяется более лёгким туфом, а в верхней части –  кирпичным щебнем. Заполнителем нижней зоны купола также служит кирпичный  щебень. Таким образом, в конструкции  Пантеона последовательно проведена  система облегчения веса заполнителя  бетона.

Система разгрузочных кирпичных  арок в толще бетона равномерно распределяет усилия купола на устои и разгружает стену над нишами, уменьшая нагрузки на колонны. Многоярусная система арок с чётко проведенной субординацией  главных и второстепенных частей позволила рационально распределить усилия в конструкции, освободив  её от инертной массы. Художественный строй здания определяется конструктивной формой: мощным купольным объёмом снаружи, единым и целостным пространством внутри.

Центричный объём ротонды  снаружи трактован как осевая фронтальная композиция. Купол, в  вершине которого оставлен круглый  световой проём диаметром 9 м, доминирует в интерьере. Внутреннюю поверхность  купола украшают и облегчают зрительно  и по весу пять рядов кессонов (квадратных углублений в своде, которые играют конструктивную и декоративную роль) по 28 в каждом. Их размеры уменьшаются  от 4,02×4,02 м внизу до 2,5×2,5 м вверху, а между ними рёбра, образующие каркас из обожжённого римского кирпича. Он перекрыт кирпичными разгрузочными  арками, заполненными римским бетоном.

Важное место в строительстве  занимали крытые залы – базилики, служившие  для различного рода собраний и заседаний  трибунала; позже - один из основных типов  христианских храмов. Это вытянутые  в плане прямоугольные здания, внутри разделённые рядами опор на удлинённые пространства – нефы (пролёты). Средний неф делался шире и  выше боковых, освещался через проёмы в верхней части стен. Распор крестовых  сводов погашался этими же опорами, которые были частично выведены над  боковыми нефами наружу.

В IV в. с принятием Римом  христианства на основе базилики начали развиваться новые типы культовых  зданий – базиликальные церкви. Христианская базилика получила особенно широкое распространение в культовом  строительстве западного средневековья.

 


Информация о работе История строительства и архитектуры Древнего Рима