Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 06:42, реферат
Древние считали, что человек - не мера всех вещей, и уж тем более не венец творения. Они полагали, что человеку нечего особенно гордиться своим происхождением. Он всего лишь марионетка в руках высших сил. Марионетка, которая выполняет или не выполняет свою роль. Никто точно не знает, когда появился первый кукольный театр. Существует несколько легенд возникновения театра и одна из них гласит: Во время междоусобной воины в одной стране, в которой люди потеряли надежду на победу и собирались сдаться, к императору пришёл мудрец и сказал: "Сделайте кукол в виде красивых девушек и выставьте их на крепостной стене". Император приказал сделать так, как сказал мудрец.
Древние считали, что человек - не мера всех вещей, и уж тем более не венец творения. Они полагали, что человеку нечего особенно гордиться своим происхождением. Он всего лишь марионетка в руках высших сил. Марионетка, которая выполняет или не выполняет свою роль. Никто точно не знает, когда появился первый кукольный театр. Существует несколько легенд возникновения театра и одна из них гласит: Во время междоусобной воины в одной стране, в которой люди потеряли надежду на победу и собирались сдаться, к императору пришёл мудрец и сказал: "Сделайте кукол в виде красивых девушек и выставьте их на крепостной стене". Император приказал сделать так, как сказал мудрец. Через день враги отступили. Император спросил мудреца, как он додумался до этого. Он ответил, что послал разведчика, который узнал, что жена вражеского императора очень ревнива, и когда она увидела красивых девушек, приказала мужу, чтобы он отступил. Так куклы спасли город.
Бродячие кукольники часто ходили парами, и пока один давал представление, другой обходил публику с шапкой или тарелкой, собирая деньги. Знаменитый в свое время врач и математик Кардани, живший в середине XVI века в Милане, пишет: «Я видел двух сицилийцев, совершавших настоящие чудеса с двумя деревянными фигурками, которые они заставляли играть между собой. Один конец нити был привязан к деревянной стойке, другой к ноге кукольника. Движением ноги кукольник дергал веревку, заставляя кукол размахивать руками, качать головами, шевелить ногами».
"Должен добавить, что движения фигурок абсолютно совпадали с тактом музыки, и поэтому смотреть на них было вдвойне приятно".
Кардани слышал, что танцующих кукол народ называл «магателли». Современные словари этого слова не содержат.
Пл Планшетных кукол изобрели итальянские мастера – кукольники. Этих кукол делали из дерева, через их фигурки проходила нить, а другой конец ее был привязан к ноге кукольника. Дергая ногой за нить, кукольник приводил кукол в движение.
Кукольники наших дней
называют подобных кукол «планшетными»
— очевидно, современный термин произошел
от французского слова «ля пляншет» —
доска (пол). Традиция планшетных кукол
как в Италии, так и повсюду в Европе угасла
к концу XIX века.
Другой вид кукольных представлений
давали на ширме-будочке, или палатке,
называемой итальянцами «кастелло» (замок),
«кастелетто» (маленький замок), «касотто»
(домик) или «барака» (шалаш, палатка). На
этой ширме с надстроенным театральным
портальчиком выступали перчаточные куклы,
которые назывались «бураттини». Кукольников,
работающих в этой технике, называют «бураттинаи».
Происхождение термина «бураттини»
объясняют по-разному. Одни считают, что
он берет начало от названия ткани, другие
— от имени популярного во Флоренции XVI
века актера Буратино, выступавшего в
представлениях народной комедии дель
арте .
Нам же всем Буратино знаком
по любимой сказке, созданной А.К. Толстым
на основе книги Карло Коллоди «Пиноккио,
или Приключения деревянного человечка».
Перчаточные куклы представляют
собой перчатку, к которой крепится твердая
голова. Перчатку надевают на руку, вставляют
указательный палец в отверстие головы,
большой и указательные пальцы в пальцы
перчатки, и кукла оживает.
Героем театра бураттинов
стал Пульчинелла. Откуда взялось его
имя, также объясняют по-разному. По мнению
одних историков, персонаж пришел на кукольную
сцену из комедии дель арте, где, в свою
очередь, унаследовал в слегка искаженной
форме имя комика Пуччо д’Аньелло. Другие
полагают, что имя происходит от слова
«пульчино» (цыпленок) и что кукольный
герой получил его из-за своего писклявого
голоска, создаваемого пищиком — металлическим
приспособлением из двух тонких пластинок,
перевязанных тесьмой, ( по итальянски
«пиветта»)— который кукольник держал
во рту, когда говорил за Пульчинеллу.
Все кукольные герои были веселые, задорные, шумные, озорные, резкие, порой жестокие – все они забавляли народ, а своей непочтительностью к властям, чертям и самой Смерти вселяли в зрителей оптимизм,
и носили красные шутовские
колпаки, может быть по этому первого из них
итальянцы прозвали Пульчинелла («петушок»)
. От него пошли французский Полишинель,
английский Панч («пинок») , голландский
Пиккельхерринг («копченая селедка») .
Да и русский Петрушка, или полностью Петр
Петрович Уксусов, наверное, тоже.
Пульчинелла — итальянская
перчаточная кукла, которая полюбилась
зрителям благодаря образу шута. Пульчинелла
так понравился итальянцам, что они захотели
видеть его на всех карнавалах, народных
празднествах, во всех балаганах.
Когда мы говорим о Пульчинелле, необходимо помнить, что это не один персонаж, а два - Пульчинелла и Пульчинелло. Это странная, но очень интересная история, начавшаяся, по преданию, в XVI веке в окрестностях итальянского города Неаполя. В кукольных неаполитанских комедиях того времени появились два одинаково одетых шута. В них жители Неаполя узнавали героев веселых анекдотов о жителях Беновенто. Согласно городскому фольклору, в этом городке, половина которого находится на горе, а половина - на равнине, живут разные люди: те, что на горе, - живые, остроумные, хитрые, а те, что внизу, - ленивые, невежественные и глупые. Они-то и стали прообразами Пульчинеллы и Пульчинелло.
Пульчинелла и Пульчинелло были своего рода "живой газетой": Зрители узнавали из их сценок все интересные новости, слухи и сплетни о событиях, происходивших в Неаполе и его окрестностях. Эти два героя могли играть вместе, но часто выступали и поодиночке. Пульчинелл вы всегда узнаете по широкой белой рубахе навыпуск, двум горбам и черной полумаске с крючковатым носом и пронзительному скрипучему голосу.
Итальянцы считают Пульчинеллу своим национальным героем и любят его. Эта кукла и сегодня удобно устраивается на ширме, ведет представление, не очень мягко отзывается о людских недостатках.
Бродячие кукольники-бураттинаи не записывали своих текстов. Как и актеры комедии дель арте, они всегда импровизировали. Их репертуар состоял из определенного набора традиционных сцен, сценарии передавались из поколения в поколение в устной форме. Количество и порядок исполнения этих сцен варьируется, еще более свободно сочиняется диалог, так как кукольники очень чутко улавливают реакцию публики, всегда откликаются на ее настроение и на события дня. Иногда сочиняют новые сценки, однако персонажи в них действуют, как правило, традиционные.
До самого последнего времени тексты итальянских бураттинаи не были записаны. Только совсем недавно неаполитанский кукольник Бруно Леоне, обучавшийся этой профессии у народных актеров и выступающий еще и сегодня на улицах Неаполя, опубликовал содержание нескольких сценок традиционного представления Пульчинеллы.
Перчаточные куклы имеют многовековую
историю. Первый самый древний сюжет старинного
театра — Сказание о богах. Так как изображать
богов решались не все актеры, оказалось
проще заменить людей куклами, не рискуя
навлечь на себя гнев богов.
Куклы быстро перешли от
религиозных тем к житейским. В средние
века скоморохи всегда носили с собой
кукол, отпуская их устами рискованные
остроты в адрес власть имущих. А в случае
чего говорили: «Это ведь не я, а кукла».
И их оправдывали — настолько крепка была
вера в отдельное бытие кукол.
Традиция уличного театра
Пульчинеллы все еще жива в Неаполе, и
один из самых ярких ее представителей
— Бруно Леоне, обучавшийся этой профессии
у народных актеров. Знаменитый кукольник
приезжал в Москву, где играл свое представление
перед столичной публикой.
Интересно, что к XIX веку куклы в Италии, а затем во всей Европе стали столь популярны, что представления устраивались и в домах аристократов и знаменитостей. Например, сын писательницы Жорж Санд, художник Морис Санд, регулярно устраивал домашние спектакли. Он называл эти представления «Театром друзей». Санд поставил около 20 новых спектаклей, причем разыгрывались такие серьезные вещи, как «Дама с камелиями»… Всех персонажей изображали перчаточные куклы, которых у художника насчитывалось 125 штук.
Не менее популярная форма кукольных представлений в Италии - театр марионеток, т. е. кукол, управляемых сверху нитями. Итальянцы называют их почти так же, как французы, - "марионетте".
Марионе́тка (от итал. marionet
Слово «марионетка» происходит от средневековых
кукол, изображавших Деву Мариюи часто называвшихся уменьшительными
вариантами имени Мария (фр. Marion,Mariot
Кукла как правило практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. Наиболее часто употребляемый материал — глина. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.
Марионетки - аристократки кукольного
мира. Эти куклы управляются с помощью
нитей. Одни концы нитей закреплены на
голове, руках, ногах и туловище куклы,
а другие – на ваге. Управляя вагой, актер
управляет движениями марионетки. Марионетка
- гениальная древнейшая модель человека.
Не зря же многие философы всех времен
и народов любили смотреть на игру кукол.
Платон, беседуя с учениками, брал в руки
марионетку и объяснял своим ученикам,
что людьми, подобно марионеткам, правят
нити Добра и Зла, Добродетели и Порока.
Но слушаться нужно только одной нити
- золотой нити разума. ("Золотой"
называется нить, управляющая головой
куклы.) Марионетки - самые популярные
в Западной Европе куклы.
Эта очень древняя форма кукол достигла наивысшей популярности в Италии в XVII-XVIII веках. В XVII веке у марионеток появились свои собственные маленькие театрики, сцены которых в точности повторяли сцены знаменитейших театров того времени. Куклы на нитках исполняли популярные оперы, сочетая их по правилам оперных спектаклей с балетами. Они играли полностью длинные пятиактные пьесы. И хотя у традиционных итальянских марионеток не было большого числа ниток и движения их были не слишком разнообразны, кукловоды, тем не менее, достигали высочайшей точности в имитации человеческого жеста.
Итальянцы очень любили посещать такие
представления.
Великолепное описание марионеточных
театров Италии оставил Стендаль. В 1817
году он путешествовал по этой стране,
вёл дневники и, вернувшись, опубликовал
их под названием «Рим. Неаполь. Флоренция».
В каждом из этих городов он побывал на
спектаклях марионеток, которые неизменно
вызывали у него восхищение.
На протяжении всего XIX века марионетки сохраняли симпатии итальянской публики. Неоднократно упоминался миланский театр марионеток «Фиандо». Один из его почитателей насмешливо замечал, что неплохо бы танцовщикам знаменитого театра Ла Скала, кичащимся своим мастерством, посмотреть на изящество и грацию своих маленьких собратьев.
Еще один поклонник марионеток потешался над римскими властями: куклы-танцовщицы в театре Феано были так совершенны, что местные власти, заботясь о нравственности римлян, принудили кукольников надеть на балерин голубые панталончики - такие, какие в те времена обычно выглядывали из-под платьиц благовоспитанных девочек.
К концу XIX века слава марионеток начала меркнуть. Она вспыхнула ещё раз ярким светом в первой половине XX века благодаря театру "Пикколи ди Подрекка", созданному крупным итальянским музыковедом и страстным любителем кукольного искусства Витторио ди Подрекка. Но после его смерти, хотя марионетки и не ушли из жизни итальянцев и выступают ещё и сегодня, они ведут скромное, тихое существование, общаясь в основном с детской аудиторией.
Сицилийский кукольный театр
Особняком в истории итальянских кукол стоит сицилийский театр марионеток, недавно объявленный ЮНЕСКО памятником культуры, «неотъемлемым и неприкасаемым наследием человечества».
Сицилия издавна отличалась от всех остальных областей Италии. Этот остров с античных времен являлся лакомым кусочком для завоевателей, которые совершали сюда набеги с завидной регулярностью. Население Сицилии было вынуждено мириться с захватчиками, при этом подспудно мечтая о мести и справедливости. Эти желания отразились во многих областях сицилийского искусства, и, конечно, в самой знаменитой — в кукольном театре.