Итальянская театральная кукла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 06:42, реферат

Описание работы

Древние считали, что человек - не мера всех вещей, и уж тем более не венец творения. Они полагали, что человеку нечего особенно гордиться своим происхождением. Он всего лишь марионетка в руках высших сил. Марионетка, которая выполняет или не выполняет свою роль. Никто точно не знает, когда появился первый кукольный театр. Существует несколько легенд возникновения театра и одна из них гласит: Во время междоусобной воины в одной стране, в которой люди потеряли надежду на победу и собирались сдаться, к императору пришёл мудрец и сказал: "Сделайте кукол в виде красивых девушек и выставьте их на крепостной стене". Император приказал сделать так, как сказал мудрец.

Файлы: 1 файл

Итальянский кукольный театр.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

     Если в обычном итальянском театре разыгрываются шуточные представления с проказниками Пульчинеллой и Арлекином, то в Сицилии все серьезно. Главными героями пьес являются благородные рыцари, бесстрашные воины, прекрасные дамы — всего более 200 персонажей! 

     Главным героем сицилийского театра марионеток является рыцарь Роланд или Орландо.  Интересна история его появления на сцене. В XVI веке итальянский поэт Ариосто на основе французских легенд и сказок написал поэму «Неистовый Роланд» — о честном, благородном рыцаре, сражавшемся с врагами, помогавшем обездоленным и угнетенным.

     Поэма пришлась по душе сицилийцам, и вскоре местные кукловоды начали инсценировать ее по частям. Получалось нечто вроде бесконечного сериала. Представления играли вечерами. Они длились от полутора до трех часов, прерывались антрактом и заканчивались на полуслове - специально обрывались на самом интересном месте, чтобы продолжиться на другой  день. Для того, чтобы показать сагу о Роланде полностью, требовалось 394 дня!

     О чём же шла речь в их представлениях? В них рассказывалось о войне императора франков Карла Великого с сарацинами (арабами, или маврами), о ратных подвигах, любовных приключениях рыцарей из его свиты (паладинов), об их дальних странствиях, во время которых они встречались с чудовищами, драконами, великанами, волшебниками и феями.

     И зрители с радостью бежали на очередное представление, чтобы сопереживать героям. И это неудивительно — ведь сицилийские марионетки так похожи на людей, что воспринимаются как живые.

     Надо сказать, что современные марионетки ничуть не отличаются от своих предшественников, изготовленных в XVI веке. Ростом они почти в рост человека и изготовлены с абсолютной достоверностью. Корпус куклы вручную вырезается из дерева, а затем обшивается самой лучшей материей. Кроме того, марионетки одеты в настоящие металлические доспехи, воспроизведенные с исторической точностью. Латы, вооружение, рисунки на доспехах —  все абсолютно такое же, как у средневековых рыцарей. В левой руке у каждого рыцаря имеется щит с собственным гербом.

     Интересно, что одежда игрушечных героев шьется по всем канонам итальянской высокой моды, тщательно и достоверно, со стопроцентным соответствием историческим моделям.

     К особенностям сицилийского театра относится и рост кукол. Он зависит от ранга персонажа: чем важнее ранг - тем выше кукла. Самая большая - кукла Карла Великого (только не люди-великаны могут оказаться выше), его паладины - чуть поменьше, подчиненные им полководцы - еще ниже, но они крупнее простых солдат, которые изображаются самыми маленькими куклами комплекта. Высота кукол колеблется от 1,5 м до 60 см. Управляются марионетки так  — металлический прут держит «тело» куклы, а движения она совершает при помощи веревок, за которые дергает кукловод. Управлять марионетками не так просто —закованные в доспехи паладины очень тяжелые, вес самых крупных из них может достигать 30 кг.

     Следующая особенность театра «опера деи пупи» - во внешнем виде кукол и в способе управления ими. Большинство кукол комплекта - воины. Они закованы в металлические средневековые доспехи. Латы, шлемы, забрала, мечи, щиты очень искусно выкованы и украшены чеканкой сложного рисунка. Доспехи главных действующих лиц изготовлены из желтой латуни и сверкают как золото.

     В наши дни представления о Роланде уже никто не будет смотреть 394 дня подряд, и поэтому современные кукольники делают спектакли, в которых события развиваются быстро и динамично. Сюжеты тоже все более разнообразны  — героями становятся не только средневековые рыцари, но и более современные персонажи. Например, можно посмотреть спектакль «По следам Моби Дика» — по роману Германа Мелвилла или увидеть похождения графа Калиостро — земляка сицилийцев.

     В последнее время усилился интерес к сицилийским марионеткам, на что чутко среагировали жители острова — теперь представлений разыгрывается намного больше, а в сувенирных лавках появилось огромное количество кукол. Кроме того, по всей Сицилии открываются музеи марионеток. В сицилийском городе Сиракузы открылся этнографический и историко-художественный музей «Пупи» — так называют на острове кукол-марионеток традиционного театра. Основу экспозиции составила коллекция деревянных фигур, собирание которой начала местная династия кукольных мастеров с ХVII века, передавая своих маленьких любимцев от отца к сыну, создавая новые сценические образы.

     Гости музея окунутся в прекрасный и таинственный мир кукольных персонажей — христианских и сарацинских рыцарей, магов и волшебников, ведьм и чудовищ. Слышится звук «броньи» — деревянного рожка, по форме напоминающего раковину, а братья Даниэль и Альфредо Маучери — нынешние владельцы одного из самых популярных кукольных театров Сицилии — открывают закулисные секреты своего ремесла, рассказывают об истории марионеток, ставших подлинно народными героями.

     Театр паладинов был общественным местом, где из вечера в вечер собиралась одна и та же публика. Но театр был для сицилийцев нечто большее, чем клуб - он давал им возможность выплеснуть свои эмоции и на время забыть свои повседневные заботы.

«Презепио» - рождественский неподвижный театр

     Нечто близкое к кукольному театру можно было увидеть и в католических церквях. Во время празднования Рождества Христова на алтаре ставили деревянный ящик без передней стенки, внутри которого из кукол компоновали группу, представлявшую главное событие праздника. Сюжетом для мизансцены служили евангельские описания рождения Иисуса.

     У Бартоломео Пинелли есть рисунок, где толпа народа разглядывает рождественскую мизансцену, выставленную в храме. В центре кукольной композиции в кормушке лежит куколка младенца Иисуса, слева - статуэтка девы Марии, справа - святого Иосифа (мужа Марии), позади - осел и вол (указывающие, что действие происходит в хлеву), пришедшие поклониться пастухи и волхвы, а сверху - Бог и ангелы. Пинелли назвал рисунок «Представление Презепио (яслей) в Риме. Рождество». Со временем из неподвижной мизансцены развился особый вид кукольных представлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Италия по праву считается самой «кукольной» страной. Первые кукольные представления здесь разыгрывались много веков назад, и отсюда игрушечные Пульчинеллы и Арлекины распространились по всей Европе - только под другими именами...

     Из европейских стран  больше всего любили кукольный  театр в Италии. Под влиянием  итальянских кукольников в Средние века вошли в употребление новые виды кукол, прежде всего - марионетки, которые появились в Венеции в 17 в.

     Исследования  по истории театра кукол встречают  больше трудностей, чем исследования  какого-либо другого вида зрелищного  искусства, так как театр кукол был, прежде всего, увеселением для народа. Если даже случалось, что знать проявляла к нему интерес, то интерес этот был кратковременным. И если хроникеры и мемуаристы подчас замечали его, то обыкновенно описывали как курьез, не заботясь ни о сборе полной информации, ни об указании связи этого театра с другими видами искусства. Заметки о театре кукол лишь изредка складывались в логичный ряд размышлений, показывающих взаимосвязь описываемых явлений. Только авторы работ XIX в. и нашего времени попытались упорядочить сведения о театре кукол, представляя его историю как процесс развития, связанный с условиями жизни самих кукольников или с изменениями театрального искусства вообще.

     Итак, под  влиянием старых театральных  традиций сформировались современные театры кукол, более того, они смогли перерасти в совершенно новый тип театра - театра синтеза. Материалы, формы, системы управления куклами позволили создать этот новый тип театра. Где возможно использования метафоры, аллегории, участия новых актёров. Берущий свои истоки в магических ритуалах и религиозных обрядах, театр кукол прошёл сложный путь от простейших кукол, до самых сложных образов. И при этом не утратил главного - нести прекрасное, учить, воспитывать. Театр кукол - это ступенька, с которой начинаются понимание и любовь к театральному искусству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Кравцов Р.И., Лазутин  С.Г. Русское устное народное  творчество: Учебник для филологических  факультетов университетов. - М., Высшая  школа, 1977.

2. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб., 1998.

3. Новая Российская  энциклопедия: В 12 т. / Редкол.: А. Д.  Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др. -- М.: ООО  «Издательство „Энциклопедия“», 2003 - Т.1: Россия. - 2003 - 960 с.: ил.

4. Петербургский раек. / Сост. А.М. Конечный. - СПб: Гиперион, 2003.

5. Русские народные  гуляния (по рассказам А.Я. Алексеева-Яковлева  в записи и обработке Евг.  Кузнецова). - М-Л., 1948.

6. Садохин А.П., Грушевицкая  Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высших учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

7. Симонович-Ефимова Н.Я.  Записки петрушечника и статьи  о театре кукол. - Л., 1980.

8. Смирнова Н.И. И…  оживают куклы. - М.: Детская литература, 1982 .

9. Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену. - М.: Просвещение, 1993.

10. Театральная энциклопедия. Том 5. Главный редактор П. А.  Марков М.: Советская энциклопедия, 1967 г. стр. 118-126.

11. http://byelorussia.rbcmail.ru/08.htm - Проверено 22.01.2010.

12.http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/103899#.D0.9A.D1.80.D1.83.D0.BF.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D1.88.D0.B8.D0.B5_.D1.82.D0.B5.D0.B0.D1.82.D1.80.D1.8B_.D0.BA.D1.83.D0.BA.D0.BE.D0.BB - Проверено 22.01.2010.

13. http://jollity.narod.ru/dolls.html#start - Проверено 22.01.2010.

14. http://revolution.allbest.ru/culture/00062220_0.html - Проверено 22.01.2010.

 

 

Приложение

 

 
СИЦИЛИЙСКАЯ МАРИОНЕТКА. Рыцарь Орландо в кукольной пьесе.

 

 

 
 

 
         

 
 
 
 
 
 

 

Нина Краснова 
 
ПЕТРУШКА И ЕГО БРАТЬЯ  
 
Петрушка мечтает  
братьев обресть.  
У него за границею братья есть,  
за занавесом железным,  
который стал не железным,  
за кордоном, за рубежом,  
занимаются не грабежом –  
искусством  
кукольно-театральным,  
прикольно-смешным,  
три-та-тa-тритатaльным:  
в Италии – Пульчинелло  
(его директорша  
такие плечи наела) ;  
во Франции – Полишинель,  
который нюхает в поле  
"Шанель";  
в Германии – Гансвурст  
с именем трудным  
(доводится братом Петрушке  
троюродным) ;  
в Англии – Лонч,  
ласкательно Лончик  
(Лончик шлёт Петрушке  
поклончик) ,  
ну а в Чехии есть Кашпарек  
(он все тексты  
по-чешски шпарит) .  
Эти ребята друг друга стоят,  
никого из себя не строят,  
кроме только себя ж самих,  
с ними связано столько шумих,  
в том числе фуршеты, пирушки  
в честь Петрушки.  




Информация о работе Итальянская театральная кукла