Изобразительное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:14, доклад

Описание работы

Учебный предмет «Изобразительное искусство» играет важнейшую роль в формировании у обучающихся представления о целостной картине мира, национальной самоидентификации, патриотических чувств, уважительного отношения к культуре своего и других народов. Создаёт условия для саморазвития, самореализации и творчества учащихся. Культурное самовыражение является одной из общепризнанных в мире компетенций, поэтому значительная часть образовательного процесса по изобразительному искусству отводится освоению языков пластических искусств и их закреплению в художественно-творческой деятельности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 23.40 Кб (Скачать файл)

Изобразительное искусство.

 

Пикалова О.Н., зав. кафедрой

воспитательной работы

и дополнительного образования

СКИРО ПК и ПРО, к.п.н.

 

Учебный предмет «Изобразительное искусство» играет важнейшую роль в формировании у обучающихся представления о целостной картине мира, национальной самоидентификации, патриотических чувств, уважительного отношения к культуре своего и других народов. Создаёт условия для саморазвития, самореализации и творчества учащихся. Культурное самовыражение является одной из общепризнанных в мире компетенций, поэтому значительная часть образовательного процесса по изобразительному искусству отводится освоению языков пластических искусств и их закреплению в художественно-творческой деятельности.

Для изобразительного искусства, как и для других предметов эстетического цикла, характерна важная особенность: ему невозможно обучать, не включая в образовательный процесс работу эмоциональной сферы учащихся. Развивать эмоциональную сферу обучающихся, разговаривая с ними о прекрасном, о человеческом в человеке через произведения искусства, через диалог с автором произведения и через диалог друг с другом, — важнейшая задача учителя. Культурные традиции могут быть сохранены в том случае, если человека уже с детства будет окружать культурное пространство, наполненное красотой и смыслом. Современный процесс художественного образования необходимо ориентировать на субъект-субъектные отношения участников, подразумевающие активную позицию обучающихся, признание их права на выбор; на вариативность образования, в том числе – на дифференциацию и индивидуализацию обучения, направленные на всестороннее развитие обучающихся. В этих условиях актуальна реализация современных педагогических подходов: личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического и др.

Для реализация названных подходов рекомендуем использовать технологию проблемного обучения, технологию развития визуального мышления «Образ и мысль», технологию сотрудничества и др., включить в привычные формы организации занятий проектную и исследовательскую деятельность.

В 2012/2013 учебном году продолжается реализация Федерального государственного образовательного стандарта на ступени начального общего образования. С 1 сентября 2012 года по новым стандартам начинают обучение учащиеся первых классов общеобразовательных учреждений, а также продолжают обучение учащиеся вторых классов.

В связи со сложившейся ситуацией преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивными материалами Министерства образования и науки РФ, Министерства образования Ставропольского края.

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

1. «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ   от 25.08.2008 г. № 1244-р);

2. Концепция развития художественно-эстетического творчества обучающихся Ставропольского края  на 2012-2015гг. (проект).

3. - Стандарт по изобразительному искусству//Вестник образования России, 2004. – №12; 13;

5. Сборник нормативных документов. Искусство /сост. Э.Д. Днепров и др. - М.: Дрофа, 2004;

5. Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы. (Стандарты второго поколения). – Режим доступа. – http://standart.edu.ru;

6. Примерная программа по изобразительному искусству. 5-8 классы. (Стандарты второго поколения). – Режим доступа. – http://standart.edu.ru;

7. Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения);

 

Особенности преподавания предмета

«Изобразительное искусство» в 2012-2013 уч. году

Выбор учебников и пособий необходимо производить в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» Не допускается использование устаревших учебников и пособий и не получивших грифа Министерства образования и науки.

В связи с переходом на новые ФГОС, выбором и реализацией образовательными учреждениями основных образовательных программ по предметам искусства в системе начального общего и основного общего образования, считаем необходимым дать рекомендации по выбору  и использованию программ «Изобразительное искусство».

Примерная программа по изобразительному искусству разработана с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.

Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.

Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.

 

Выполнение требований стандарта и рекомендаций примерных программ.

Примерная программа начального общего образования (стандарты второго поколения) содержит два варианта тематического планирования по изобразительному искусству в начальной школе:

I вариант направлен на освоение учебного предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с ФГОС начального общего образования второго поколения (в 1-х классах – 1 час в неделю) состоит из следующих блоков: «Виды художественно-творческой деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности»; предусмотрен резерв учебного времени в объеме 4 ч. в год для раскрытия и углубления указанных содержательных линий или отдельных тем.

II вариант интегрирует учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Технология» и рассчитан на 2 часа в неделю; включает следующие блоки: «Учимся у природы», «Фантастические образы в изобразительном искусстве», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира»; предусмотрен резерв учебного времени в объеме 8 ч. в год для раскрытия и углубления указанных содержательных линий или отдельных тем.

Для выполнения ФГОС начального общего образования по изобразительному искусству общеобразовательные учреждения могут выбрать любой вариант тематического планирования в 1-ом классе. Мы рекомендуем использовать первый вариант тематического планирования, потому что он позволяет учителям ИЗО самостоятельно отследить выполнение государственного стандарта по названному учебному предмету.

Для организации обучения школьников изобразительному искусству в 1-ом классе общеобразовательные учреждения могут выбрать любую авторскую программу по изобразительному искусству (независимо от образовательной системы обучения). В связи с полной обеспеченностью УМК в начальной школе и с целью сохранения единой авторской линии с 1-го по 9-й классы можно рекомендовать использовать следующие авторские программы: Неменского Б. М., Кузина В. С., Шпикаловой Т. Я.

Обращаем внимание учителей ИЗО, а также руководителей образовательных учреждений на то, что при разработке и реализации рабочих программ по изобразительному искусству, в первую очередь, следует руководствоваться федеральным государственным образовательным стандартом и примерными программами.

В таблице 1 мы представляем сравнительный анализ Государственного стандарта общего образования 2004 г. и ФГОС общего образования второго поколения по изобразительному искусству, который поможет педагогам самостоятельно определить преемственность стандартов и новизну тематики.

 

Сравнительный анализ государственных стандартов общего

образования по изобразительному искусству

 

Таблица 1

 

Государственный стандарт общего образования 2004 г.

ФГОС общего образования

второго поколения 2009 г.

Состоит из двух ступеней изучения изобразительного искусства: начального общего (1-4 кл.), среднего общего образования (5-9 кл.).

Содержит: цели, задачи, обязательный минимум содержания образования, требования к уровню подготовки выпускников

Состоит из двух ступеней изучения изобразительного искусства: два варианта планирования для начального общего (1-4 кл.), среднего общего образования (5-8 кл.).

Содержит: цели, задачи, функции, содержание образования, универсальные учебные действия, результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные), требования к структуре основных образовательных программ; требования к условиям реализации основных образовательных программ; требования к результатам освоения основных образовательных программ; систему оценивания

Виды пластических искусств

Изобразительное искусства – как способ познания и отражения окружающего мира.

 

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.

 

Графика. Основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция). Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная);

 

Живопись (основные, составные, теплые, холодные цвета, изменение цвета). Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная)

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, условность, реальность, воображение, идеи, чувства. Выражение отношения к природе, человеку и обществу, произведениям искусства. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства (обзор). Роль искусства в жизни общества.

Пластические искусства и их возникновение, развитие и виды: графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство. Образная сущность искусства. Сюжет и содержание.

Графика. Линия – основа рисунка. Многообразие линий и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно, тон, тональные отношения. Роль рисунка в искусстве. Красота природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Силуэт. Трансформация форм. Виды графики.

Живопись. Цвет – основа живописи. Основные, составные, теплые и холодные цвета. Основы цветоведения

Виды дизайна. Развитие дизайна, его значение в обществе. Многообразие видов дизайна.

 

Декоративно-прикладное и народное искусство. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая)

Дизайн, художественное конструирование и моделирование. Художественный язык и образ дизайна. Искусство дизайна в современном мире. Графический, бытовой, промышленный дизайн, организация материальной среды. Художественное конструирование и оформление. Трансформация форм.

Декоративно-прикладное искусство, его истоки, роль в жизни человека. Синтетический характер народной культуры в украшении жилища, предметов быта, одежды, орудий руда. Древние образы и знаковый характер древних изображений. Геометрические и природные формы в орнаменте. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте. Орнамент – основа декоративного украшения. Сказочные образы народной культуры в декоративно-прикладном искусстве

Архитектура. Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика. Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн)

Архитектура. Художественный образ в архитектуре. Выразительные средства архитектуры. Виды архитектуры. Образы архитектуры разных эпох и народов. Композиции на темы городской жизни античности, средневековья. Изображение и украшение крестьянской избы с использованием элементов декора

Скульптура (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая).

Народное художественное творчество: древние корни народного творчества, различные произведения народного и декоративно-прикладного искусства, орнамент, национальный орнамент, народные промыслы (Гжель, Жостово, Городец, Хохлома, дымковская и Филимоновская игрушки).

Введение краеведческого компонента в содержание образования по изобразительному искусству в 8 классах (17 часов в год).

Скульптура. Объем в пространстве и на плоскости. Выразительность объемных композиций. Лепка животных, человека, сказочных персонажей. Макет мемориального комплекса.

Народные промыслы. Произведения народных художественных промыслов России (с учетом местных условий). Изображение в живописи, графике, рельефе, аппликации сказочных образов, народной культуры. Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, местные промыслы и т.д.)

Национальное и общечеловеческое на примере культуры своего региона (местные народные художественные промыслы, музеи, выставки). Образы национальной культуры. Проявление художественной культуры вокруг нас: в музее, доме, на улице, в театре

Жанры изобразительного искусства

Жанры изобразительного искусства

 

Жанр пейзажа.

 

Жанр портрета.

 

Жанр натюрморта.

 

Бытовой жанр.

 

Исторический жанр.

 

Батальный жанр.

 

Анималистический жанр.

Жанры в изобразительном искусстве. Национальные особенности в произведениях изобразительного искусства и мировые шедевры.

Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и состояния. Цвет – основа языка живописи. Изучение свойств цвета: теплые и холодные цвета, черные и белые краски.

Жанр портрета. Образ человека в разных культурах мира. Красота человека, отраженная в изобразительном искусстве, сказках и песнях. Пропорции фигуры и лица человека. Женский и мужской портретов в русских народных сказках, песнях. Портрет современника.

Жанр натюрморта. Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению. Передача с помощью формы и цвета образа и характера предметов.

Бытовой жанр.

Исторический жанр.

Батальный жанр.

Анималистический жанр

Язык изобразительного искусства

Средства изображения (тон, колорит, цвет, линейная и воздушная перспектива, пропорции, фактура, формат, композиция).

Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Композиция на плоскости и в пространстве. Плановость.

Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения.

Язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства

Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура – средства художественной выразительности изобразительных искусств.

Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Законы композиции (ритм, пространство, статика, динамика, симметрия, асимметрия).

Визуальный и художественный образ. Оптический принцип построения пространства: линейная и воздушная перспектива.

Пропорции и пропорциональные отношения.

Язык изобразительного искусства


 

Стили и направления в изобразительном искусстве

Музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, музей им. А.С.Пушкина), краеведческие музеи, музеи народного быта и т.д. (с учетом местных условий).

Музеи мира: Лувр, Ватикан, Прадо, Дрезденская галерея и др.

Изобразительное искусство России: культура живопись, графика, скульптура России XVII-XX вв. Художественные объединения (Товарищество передвижников, Мир искусства и др.). Тема войны в русском искусстве.

Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство. Художественные направления в искусстве XX в. (реализм, авангард, сюрреализм, постмодернизм).

Зарубежное изобразительное искусство и архитектура: этапы развития, виды, жанры, стили.

Знать произведения: В. М.Васнецова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова; К. Ф. Юона, И. Э. Грабаря, А. А. Пластова, А. А. Дейнеки, Рафаэля, Рембрандта ван Рейна, К. Моне, А. Рублева, Дионисия, В. В.Растрелли, Э. М. Фальконе, В. И. Баженова, Ф. С. Рокотова, И. Мартоса, А. Г. Венецианова, К. П. Брюллова, А. А. Иванова, Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, С. Т. Коненкова, В. И. Мухиной, В. А. Фаворского; Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджило, А. Дюрера, Рембранта, Ф. Гойя, К. Моне, П. Сезана, В. Ван Гога, Ф. Гойи, О. Родена, П.Пикассо, Корбюзье. П.Сезанна, К. П. Брюллова, В. И. Баженова, А. А. Иванова, С. Т. Коненкова, В. И. Мухиной, В. А. Фаворского

Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, музей им.А.С.Пушкина, региональные и художественные и краеведческие музеи. Их внешний вид, характер интерьеров, специфика коллекций.

 

Современные направления и стили в изобразительном искусстве. Направления в изобразительном искусстве (романтизм, реализм, абстракционизм и др.). Принципы разных стилей (античность, готика, барроко, классицизм, модерн).

 

Знать произведения художников: Леонардо да Винчи, Рембранта, А. Дюррера, В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, Ф. А. Васильева, И. И. Шишкина, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, В. Васнецова, М. А. Врубеля, М. В. Нестерова, Б. М. Кустодиева, В. А. Серова, К. А. Коровина, К. С. Петрова-Водкина, П. Сезана, В. Ван Гога, К. Моне, П. Пикассо и др.

 

История изобразительного искусства

Искусство Древней Руси. Искусства России XVIII-XX вв.,

История искусств в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн).

Искусство XX в.

Первобытное искусство.

Искусство Древнего мира.

Искусство средневековья.

Искусство эпохи Возрождения.

Искусство эпохи Просвещения и искусство XIX в.

Искусство XX века – начала XXI века

Синтез искусств. Взаимосвязь разных видов искусства

Синтез искусств. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя в различных видах искусства.

Синтез искусств в архитектуре и дизайне. Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера...).

Синтез искусств в театре. Общие законы восприятия картины и сцены. Сценография.

Синтетическая природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Телевизионное изображение.

Изображение в фотографии. Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии, выразительные средства (композиция, план, свет, ракурс, ритм). Художественного образа в фотоискусстве.

Изображение в полиграфии. Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Компьютерная графика в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах

Эволюция визуального художественного образа на примерах современного искусства (театр, фотография, кино, дизайн, компьютерное искусство).

 

Театр как зрелищное искусство. декорация. Сценография. Костюмы. Пластический образ спектакля.

Кинематограф. Специфика экранного образа. Телевидиние.

 

Образность фотографии. Жанры фотоискусства.

 

Представление о современном компьютерном (электронном) искусстве и его особенностях.

Художественно-творческая деятельность

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Изображение с натуры и по памяти отдельных натюрморта, человека, природы, интерьера, архитектуры.

Изготовление изделий в стиле художественных промыслов

Восприятие и анализ произведений искусства.

Воссоздание образов архитектуры в различных техниках. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Выполнение творческих работ в разных видах и жанрах, в различных художественных материалах.

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов

Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта

Практический опыт работы в различных видах изобразительной и художественно-конструк-тивной деятельности.

Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.

Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

Анализ и оценка процесса и результатов собственного творчества. Работа на пленере.

Создание композиции на заданные темы, иллюстрирующих различные стили и направления в изобразительном искусстве.

Создание творческих работ в разных видах дизайна, дизайн-макет различных объектов.

Съемка и монтаж учебного видеосюжета. Просмотр и анализ фильма, спектакля, выставки.

Создание макета театральной декорации.

Выполнение творческих работ по фотографии.

 

 

 

 

 

Анализ собственной творческой деятельности.

Работа на пленере. Изображение с натуры человека, природы, интерьера, архитектуры в разных техниках.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, экслибриса, товарного знака, сайта, разворота журнала, художественно-декоративных проектов, оформление школы, декораций к спек-таклю, макета оформления сцены, эскизов костюмов

 

Проекты: выполнение творческих мультимедиапроектов по материалам современных искусств (театр, фотография, кино, дизайн, компьютерная анимация, реклама и др.). Выполнение исследовательских проектов по искусству с использованием средств новых информационно-коммуникативных технологий.

Обобщение пройденного материала в форме выставок работ, викторин, экскурсий на природу, по городу, в музей. Создание музейных экспозиций

Информация о работе Изобразительное искусство