Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:14, доклад
Учебный предмет «Изобразительное искусство» играет важнейшую роль в формировании у обучающихся представления о целостной картине мира, национальной самоидентификации, патриотических чувств, уважительного отношения к культуре своего и других народов. Создаёт условия для саморазвития, самореализации и творчества учащихся. Культурное самовыражение является одной из общепризнанных в мире компетенций, поэтому значительная часть образовательного процесса по изобразительному искусству отводится освоению языков пластических искусств и их закреплению в художественно-творческой деятельности.
Планируемые результаты обучения
ФГОС общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» на начальной ступени обучения: личностные, метапредметные, предметные, которые представлены в примерной программе.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
· в ценностно-эстетической сфере (эмоционально-ценностное отношение к миру, Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных явлений, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
· в познавательной сфере (способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности);
· в трудовой сфере (навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: графика, живопись, скульптура, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство).
Метапредметные результаты освоения курса ИЗО:
· умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура, синтез искусств и др.);
· желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
· активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
· обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных, общекультурных и др.) общекультурным содержанием;
· умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
· способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения курса ИЗО:
· в познавательной сфере (понимание значения искусства в жизни человека и общества, восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства, умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, сформированность представлений о ведущих музеях России и региона);
· в ценностно-эстетической сфере (умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства. И отражение их в собственной художественной деятельности, умение эмоционально оценивать шедевры мирового и русского искусства, проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов);
· в коммуникативной сфере (способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности);
· в трудовой сфере (умение использовать различные художественные материалы и средства художественной деятельности, моделирование и трансформирование новых образов с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Формирование УУД на уроках изобразительного искусства
ФГОС начального общего образования направлен на формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства. Характеристика художественно-творческой деятельности школьников представлена в таблице 2.
Характеристика деятельности обучающихся
на уроках изобразительного искусства в начальной школе:
Таблица 2
Характеристика деятельности обучающихся |
Виды УУД: познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р) |
воспринимать произведения искусства; |
анализ, синтез, сравнение (П), личностное переживание (Л) |
выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно); |
выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) |
участвовать в обсуждении; |
планирование способов взаимодействия (К), выражение своих мыслей (К), формулирование и аргументация своего мнения (К) |
понимать условность художественного образа; |
анализ, синтез, сравнение (П) |
понимать общее и особенное в произведениях искусства и фотографиях; |
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) |
выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла; |
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П) |
овладеть основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования; |
моделирование и преобразование объекта (П) |
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; |
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
наблюдать природу, различные её состояния в разное время суток; |
поиск и выделение необходимой информации (П) |
использовать элементарные правила перспективы для изображения природы, пейзажа, сюжетных сцен; |
выполнение действий по алгоритму (П), использование знаково-символических средств (П) |
использовать контраст, композиционный центр, выделять главное; |
использование знаково-символических средств (П) |
изображать растения, животных, человека, сказочных и фантастических существ, |
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные цвета; |
использование знаково-символических средств (П) |
овладеть на практике основами цветоведения; |
выполнение действий по алгоритму (П) |
передавать внешний облик человека, изображать портреты персонажей сказок, мифов… |
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром; |
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П) |
овладеть приемами работы различными графическими материалами; |
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П) |
изображать графическими средствами реальные и фантастические образы; |
использование знаково-символи-ческих средств (П), моделирование и преобразование объекта (П) |
создавать средствами компьютерной графики образы природы, человека, животного (в программе Paint); |
использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П) |
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы; |
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) |
использовать декоративные элементы, узоры для украшения реальных и фантастических образов; |
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства; |
извлечение необходимой информации (П) |
моделировать с помощью трансформации природных форм; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента; |
моделирование и преобразование объекта (П), самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
изображать в объеме выразительные образы человека; |
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
понимать роль изобразительных искусств в жизни человека, роль художника в театре; |
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) |
давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека; |
выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) |
создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и постройки; |
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру; |
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) |
конструирование предметов быта, зданий, транспорта, посуды, одежды, садово-паркового искусства, зоопарка, детской площадки; |
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
моделировать маску, костюм, макеты; |
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия, средневековая Европа); |
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) |
осознавать героизм и нравственность подвига защитников Отечества; |
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р), построение логической цепи рассуждений (П) |
различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел; |
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) |
создавать эскизы и модели игрушек; |
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
называть ведущие художественные музеи России и региона |
выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л) |
Требования к оснащению образовательного процесса
В число нормативных документов, регулирующих организацию образовательного процесса по изобразительному искусству, входят «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования». Рекомендации включают: наименование натурных объектов, макетов и средств материально-технического обеспечения, их количество на ступенях начального и среднего обучения, систематизацию в разделах. Так же в требования включены следующие разделы: перечень печатных пособий, информационно-коммуникативных средств, экранно-звуковых пособий, технических средств обучения (компьютер, проектор, программы, DVD и CD диски), учебно-практических (УМК, наглядные пособия), программно-методических (примерные программы, авторские программы) средств, список специализированной учебной мебели и художественных материалов.
В помощь учителю изобразительного искусства в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания:
1. Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования.
Музыка. ИЗО. МХК. Методические рекомендации» (Москва, Айрис пресс, 2007,
с. 114 – 122).
2. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство. Педагогика искусства.
Москва. «Просвещение». 2010 г. (Серия – Библиотека учителя.).
3. Неменский Б.М. Программа «Изобразительное искусство и
художественный труд», которая является приоритетной для преподавания в ОУ
Краснодарского края.
4. Пьянкова Н.Н. «Изобразительное искусство в современной школе.
Москва. «Просвещение». 2008 г. (Серия – Библиотека учителя.).
5. Сборник нормативных документов – искусство – федеральный
компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план.
6. Сергеева Г.П., Кашекова И. Э., Критская Е. Д. Программа «Искусство. 8-
9 класс». Москва. «Просвещение», 2010 г.
7. Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего
образования. Искусство. Москва. «Просвещение» 2010 г.
8. Шпикалова Т.Е. Программа «Изобразительное искусство. 5-9 класс».
Москва. «Просвещение», 2010 г.
Подробная информация о современных УМК (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:
1. http://fp.edu.ru/asp – электронный справочник, все об учебниках – федеральный перечень учебников
2. http//www.prosv.ru
3. http//www.drofa.ru,
4. http//www.vgf.ru
5. http://netedu.ru
6. http://www.openclass.ru/
7. http://my-shop.ru/shop/books/
8.http://pedsovet.org/
9. mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/
На августовских предметных секциях (возможные формы проведения: методические объединения, творческие группы, проблемные группы, школа молодого учителя, школа совершенствования профессионального мастерства) рекомендуем обсудить следующие актуальные вопросы:
- нормативные правовые акты, регулирующие преподавание ИЗО в условиях ФГОС;
- учебно-методическое обеспечение организации образовательного процесса по зучению изобразительного искусства в 2012/2013 учебном году;
- оценка как необходимый компонент самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроках изо;
- проектирование современного урока ИЗО;
- проектная деятельность учащихся на уроке ИЗО;
- использование информационно-коммуникационных технологий на уроке ИЗО;
- развитие коммуникативной и информационной компетентности учащихся в процессе обучения ИЗО;
- особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях введения ФГОС второго поколения;
- освоение содержания художественно-эстетического образования на основе внедрения новых технологий, реализации системы проектов, направленных на самореализацию и самоопределение обучающихся».
- анимационные проекты на уроках ИЗО;
- применение современных компьютерных технологий на интегрированных уроках «Искусства», «Технологии» и «Информатики».
-межпредметные связи, интеграция как необходимое условие для формирования целостного восприятия, как способ приобщения обучающихся к системному методу мышления;
- использование «накопительных» систем оценивания учебных достижений обучающихся;
- дифференцированный подход, учёт индивидуальных особенностей обучающихся, как одно из главных условий повышения качества художественно-эстетического образования.
- нормативное сопровождение Требований к структуре рабочих программ и результатам их освоения;
- особенности реализации содержания предмета «Изобразительное искусство» в условиях перехода на ФГОС.