Изучение понятия культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 15:33, доклад

Описание работы

Изучение понятия культуры – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Понятие культуры характеризует специфическую сторону жизнедеятельности человека. Специфичность определяется двуединой природой культуры как деятельности одновременно социальной (родовой) и индивидуальной (личностной).
Любое явление культуры посредством обучения и воспитания может быть воспринято и использовано (потенциально) любым членом человеческого сообщества.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 18.16 Кб (Скачать файл)

Изучение понятия культуры – одна из важных и актуальных тем  на сегодняшний день.

Понятие культуры характеризует  специфическую сторону жизнедеятельности  человека. Специфичность определяется двуединой природой культуры как  деятельности одновременно социальной (родовой) и индивидуальной (личностной).

Любое явление культуры посредством обучения и воспитания может быть воспринято и использовано (потенциально) любым членом человеческого  сообщества.

           

            Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии , культурологии , истории , политологии, этнологии , психологии, экономики, педагогики и др.

            В своем докладе я приведу несколько определений культуры различных мыслителей, просветителей и философов, для того, чтобы доказать, что термин культура может восприниматься абсолютно по-разному.

Возникнув в эпоху земледелия, слово cultura зафиксировало меру участия человека в облагораживании природы. К концу XVII века в трудах немецкого ученого культура предстает в обобщенном виде как содеянное человеком без учета в нем и окружающей среде природного.

Но как самостоятельное  явление культура была осознана и  рассмотрена во второй половине XVIII в. в эпоху Просвящения. Один из ее представителей - Жан-Жак Руссо трактует культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Поэтому и функция у культуры-разрушающая.

Немецкий мыслитель Вильгельм  фон Гумбольдт(1769-1859) подчеркивал, что культура есть господство человека над природой, осуществляемое с помощью науки и ремесла.

К. Маркс(1818-1883) расширил содержательные границы культуры, включив в нее не только духовные, но и материальные образования. Он обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, показал культуру во всем социальном производстве, во всех социальных проявлениях.

Не смотря на то, что все  эти определения разные, их объединяет одно-все трактовки этого термина так или иначе связаны с человеком и его деятельностью и напрямую влияют на самого индивида и общество в целом.

 

 

 

Функции культуры:

Адаптационная функция

Познавательная функция

Функция трансляции (передачи) социального опыта

Коммуникативная функция

Интегративная функция

Функция социализации

Регулятивная функция

Эвристическая функция

Компенсаторная функция

 

 

Функция социализации состоит в том, что культура является важнейшим средством включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры, сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание, средства и способы социализации. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.  
 
Кроме того, культура участвует в формировании социальной структуры. Как образ жизни в целом, так и различные сферы деятельности пронизаны культурными значениями, без которых чисто хозяйственные факторы оказываются недостатками. Культурные нормы и смыслы оформляют как место каждого социального слоя или группы, так и дистанцию, разделяющую эти слои. Типы деятельности, хозяйственные занятия, статусы, ранги и должности имеют не только собственно экономическое, профессиональное и социальное содержание, но и символическое, оформляемое через определенные культурные атрибуты и значения. Например, средневековый рыцарь должен был отличаться красотой и привлекательностью, от него требовалась физическая сила, мужество, верность своим обязательствам и благородство по отношению к противнику. Конечно, как и всякий идеал, он не всегда согласовывался с жизнью. 


Информация о работе Изучение понятия культуры