Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 02:36, творческая работа
Каждый, наверно, хоть раз задумывался, что его жизнь, словно два мира, которые иногда оказываются добрыми соседями или несовместимыми противоположностями, а могут и вовсе не соприкасаться друг с другом. Один из этих миров реальная жизнь: события, люди… Другой мир – это наше восприятие этой реальности, наше время, пространство, и ощущение жизни. И.А. Бродский, на мой взгляд, гений русской и мировой литературы, но главное, он человек, который ощущал и чувствовал происходящее в его жизни и вокруг нее необычайно тонко и остро. Я хочу показать, что богатство внутреннего, персонального мира, не только компенсирует недостатки и несправедливость реального, общего, но и является основой личности.
Санкт – Петербургский университет
Культуры и искусств
Кафедра режиссуры
Театрализованных представлений и праздников
Эпизод сценария театрализованного представления
«Полторы комнаты Бродского»
Посвященного творчеству И.А. Бродского
Группа (23) 242
Санкт- Петербург
2012 г.
Обоснование выбора темы.
Время больше пространства.
Пространство – вещь.
Время же, в сущности, мысль о вещи.
Жизнь – форма времени…
И.А. Бродский
Каждый, наверно, хоть раз задумывался, что его жизнь, словно два мира, которые иногда оказываются добрыми соседями или несовместимыми противоположностями, а могут и вовсе не соприкасаться друг с другом. Один из этих миров реальная жизнь: события, люди… Другой мир – это наше восприятие этой реальности, наше время, пространство, и ощущение жизни. И.А. Бродский, на мой взгляд, гений русской и мировой литературы, но главное, он человек, который ощущал и чувствовал происходящее в его жизни и вокруг нее необычайно тонко и остро. Я хочу показать, что богатство внутреннего, персонального мира, не только компенсирует недостатки и несправедливость реального, общего, но и является основой личности.
Вся жизнь Бродского – бесконечный конфликт действительности и мира поэта. Реальность кажется беспощадной: обвинение в тунеядстве, суды, психиатрическая больница, ссылка, предательства друзей, а в итоге вынужденное расставание с любимым городом и страной. Но читая стихи Бродского, его воспоминания, понимаешь, что он всегда смотрел глубже, не погрязал в проблемах, которые казалось стали обыденностью.
Я хочу донести то, о чем говорил этот поэт своими стихами и своей жизнью - жить надо свободно, поднимаясь выше политических строев, ограничений, клеток и стен.
Отдельно хочется сказать про Марину Басманову. Говорят, что количество стихов Бродского, посвященных одному человеку, а именно ей, не имеет аналогов в мировой поэзии. Марина Павловна Басманова - ленинградская любовь Иосифа Александровича, художница, одна из самых загадочных, странных и скрытных людей в окружении поэта. Вряд ли найдется сегодня персонаж из этого окружения, который был бы окутан столькими слухами, версиями, недомолвками и тайнами. Она принципиально не дает интервью, не встречается с журналистами, не отпирает дверей даже знакомым людям, не ведет телефонных разговоров с незнакомыми. Существует только одна фотография загадочной "М.Б.", едва позволяющая судить о том, как она выглядит на самом деле.
Мне кажется, что в этом есть некая несправедливость: искренние поклонники великого поэта по сей день почти ничего не знают о женщине, в значительной степени формировавшей судьбу поэта и ставшей причиной множества прекрасных строк. Поэтому в своем сценарии я хочу использовать некий образ женщины, которая всегда будет рядом с Бродским, но так и не появится как четкий персонаж, для этого будет использоваться теневой театр.
Комната - еще один образ, который я хочу использовать. «Полторы комнаты», знаменитое эссе, написанное уже в Америке, слова, которые для многих стали неотъемлемой частью поэта, а мне кажется, что этот образ как нельзя лучше иллюстрирует миры Иосифа Бродского. Казалось бы, комната в коммуналке, где помимо семьи Бродских, жили еще 9 человек – это реальность. Но для Иосифа Александровича это пространство стало отдельным миром, со своими законами, историей, жителями, место, о котором он вспоминает с невероятной теплотой, трепетом, в чем-то с иронией и сдержанностью, и вот она - личная реальность.
Сценарий состоит из трех эпизодов, пролога и финала.
В прологе задаются предлагаемые обстоятельства. Подвижная часть сцены поднимается, на ней вырастает комната. В прологе впервые появляется тень женщины – Марии Басмановой.
Первый эпизод - «Остановись мгновенье! Ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо». Это эпизод, который я хочу написать подробно. В нем показать время травли и преследований поэта.
Второй эпизод - «Сентиментальное путешествие на Родину». Он о том, что было с Бродским после эмиграции, о его желании и нежелании одновременно вернуться на родину. В этом эпизоде я хотела бы использовать видеоматериалы из фильма Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину».
Третий эпизод – «М.Б.», полностью посвящен Марине Басмановой, загадочной и неуловимой. У И.А.Бродского стихотворения, посвященные его возлюбленной, которые мне кажутся особенными – это «Неважно», «Подражая Некрасову, или Любовная песнь Иванова», «Любовь». На них я и хочу построить эпизод.
В финале появятся реальные герои – организаторы творческого фестиваля «Полторы комнаты Бродского» в Санкт-Петербурге.
В своем сценарии я хочу использовать музыку композиторов, которых любил сам Бродский: Моцарта, Баха, Вивальди, Бориса Тищенко – петербургского друга поэта.
Эпизод 1.
«Остановись мгновенье! Ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо»
На
вращающемся участке сцены расп
Вращающаяся сцена повернута так, что комната расположена к зрителю задней стеной, на ней видеопроекция кадров из фильма Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину»:
Голос на видео: Жил- был когда-то мальчик. И был город. Самый красивый город на свете. С огромной серой рекой, повисшей над своим глубоким дном, как огромное серое небо – над ней самой. Вдоль реки стояли великолепные дворцы. Мальчик скатывался на лед и проходил к середине реки. Все это время он думал о том, что делают рыбы под таким толстым льдом…
Видео меняется: звучит фонограмма Г. Свиридова «Время вперед!», под которую меняются кадры хроники, на них шествие людей с портретами Сталина, лица улыбающихся советских юношей и девушек , строящиеся города, кадры фильмов о рабочей молодежи, фрагменты программ «Новости дня» и «Время» , в которых сообщается о трудовых успехах и подвигах народа.
Видео заканчивается. Конструкция поворачивается, теперь перед зрителем предстает сама комната. Внутри появляется яркий свет, в центре стул, на котором сидит человек (актер в образе Бродского), вокруг него раскиданы листы бумаги.
Фонограмма песни «Идет рабочий класс» (музыка В. Баснер, слова М.Матусовскийна):
Еще повсюду на земле
Предутренний покой,
А мы шагаем неспеша
Дорогой заводской.
Мы начинаем этот путь
В один и тот же час.
Идут хозяева земли,
Идет Рабочий Класс!
Припев:
Руки рабочих,
Вы даёте движенье планете!
Руки рабочих,
Мы о вас эту песню поём!
Руки рабочих
Создают все богатства на свете,
Землю родную вдохновляя трудом!
В это время на стенах комнаты по средствам теневого театра возникают силуэты рабочих с молотами (фонограмма ударов молота), строящихся домов и подъемных кранов (пластическая композиция). Человек в комнате закуривает. За пределами стен на сцене появляется дым. Тени замирают, делают акцент в сторону Бродского, он не реагирует, после чего возвращаются к работе, фонограмма песни затихает, остаются лишь удары молотов, Иосиф Александрович берет с пола листы:
Бродский: Каждый пред Богом
наг.
Жалок,
наг
и убог.
В каждой музыке
Бах,
В каждом из нас
Бог.
Он взмахивает рукой, звук молотов постепенно, превращается в мелодию В.А. Моцарта «Симфония №40 соль минор (К 550) - Часть 4», а тени растворяются, вместо них появляется визуализация с изображениями Петербурга, рисунков поэта и кадров из фильма Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», на которых музыкальные инструменты летят по небу.
Бродский: Меня окружают молчаливые глаголы,
Похожие на чужие головы глаголы,
Голодные глаголы, голые глаголы,
Главные глаголы, глухие глаголы.
Глаголы без существительных, глаголы — просто.
Глаголы, которые живут в подвалах,
Говорят — в подвалах, рождаются — в подвалах
Под несколькими этажами
Всеобщего оптимизма.
Каждое утро они идут на работу,
Раствор мешают и камни таскают,
Но, возводя город, возводят не город,
А собственному одиночеству памятник воздвигают.
И уходя, как уходят в чужую память,
Мерно ступая от слова к слову,
Всеми своими тремя временами
Глаголы однажды восходят на голгофу.
И небо над ними
Как птица над погостом,
И, словно стоя
Перед запертой дверью,
Некто стучит, забивая гвозди
В прошедшее,
В настоящее,
В будущее
Время.
Никто не придет и никто не снимет.
Стук молотка
Вечным ритмом станет.
Земли гипербола лежит под ними,
Как небо метафор плывет над ними!
Свет гаснет. На задней стене комнаты, при помощи теневого театра появляется фигура первого человека.
Первый человек: В 1963 году ленинградская госбезопасность и тесно сотрудничавший с ней обком комсомола обратили внимание на то, что их бывший фигурант по делу Уманского и Шахматова становится исключительно популярен среди интеллигентной молодежи города. 27 января 1963 года в газете «Смена» излагался доклад секретаря Ленинградской областной промышленной организации ВЛКСМ Кима Иванова. Комсомольский лидер, которому вскоре предстояло стать главой ленинградского КГБ, критиковал Союз писателей за недостаточное внимание к творческой молодежи.
Человек выходит из-за стены, идет в правый угол сцены, его высвечивает . В его руках газета, широким жестом он открывает ее с резким звуком (фонограмма), зритель видит название «Смена», читает.
Первый человек: Именно поэтому по городу бродят и часто выступают перед молодежью с упадническими и формалистическими произведениями разного рода „непризнанные“ поэты типа Бродского. Союз писателей отгораживается от подобных молодых людей, мыслящих себя „отвергнутыми гениями“, вместо того чтобы воспитывать их, давая отпор наносному, надуманному в творчестве этих в той или иной степени известных людей.
Прожектор гаснет. На теневом театре появляются три фигуры.
Вместе: 29 ноября 1963 года в газете «Вечерний Ленинград» появилась статья «Окололитературный трутень», подписанная…
Второй человек: Ларнером (фонограмма, звук газеты).
Третий человек: Медведевым (фонограмма, звук газеты).
Четвертый человек: Иониным (фонограмма, звук газеты).
Фигуры выходят из теневого театра, направляются в левый угол сцены, на них направлен свет. В руках газеты, которые они открывают синхронно, на первой странице написано «Вечерний Ленинград».
Второй человек: (фонограмма, звук газеты) Несколько лет назад в окололитературных кругах Ленинграда появился молодой человек, именовавший себя стихотворцем. Приятели звали его запросто – Осей. В иных местах его величали полным именем – Иосиф Бродский.
Вместе с его словами по одному из зрительного зала выходят пять человек, у каждого лицо закрыто газетой «Вечерний Ленинград», становятся за говорящими беспорядочно. Вместе расправляют газеты (фонограмма).
От стен комнаты начинает идти дым. Внутри конструкции появляется свет, где, как и прежде сидит человек с сигаретой в одной руке и листами бумаги в другой, он встает, комната начинает медленно уменьшаться. Остальная сцена в темноте. Он комкает бумагу и отбрасывает ее в сторону.
Бродский: Люби проездом родину друзей.
На станциях батоны покупая,
О прожитом бездумно пожалей,
К вагонному окошку прилипая.
Голос Бродского стихает. Свет в комнате уходит, и снова падает на людей, вышедших из теневого театра.
Второй человек: (говорит резко с насмешкой, фонограмма, звук газеты. Выходят еще пятеро с газетами.) С чем же хотел прийти этот самоуверенный юнец в литературу? На его счету был десяток-другой стихотворений, переписанных в тоненькую тетрадку, и все эти стихотворения свидетельствовали о том, что мировоззрение их автора явно ущербно (вместе дважды расправляют газеты, фонограмма).
Свет снова меняется. Голос поэта становится громче.
Бродский: Все тот же вальс в провинции звучит,
Летит, летит в белесые колонны,
Весна друзей по-прежнему молчит,
Блондинкам улыбаясь благосклонно.
Луч света снова вне комнаты, второй человек перебивает.
Второй человек: (говорит с раздражением, фонограмма, звук газеты. Появляется следующая пятерка) Он подражал поэтам, проповедовавшим пессимизм и неверие в человека, его стихи представляют смесь из декадентщины, модернизма и самой обыкновенной тарабарщины. Жалко выглядели убогие подражательные попытки Бродского. Впрочем, что-либо самостоятельное сотворить он не мог: силенок не хватало. Не хватало знаний, культуры. Да и какие могут быть знания у недоучки, не окончившего даже среднюю школу? (вместе трижды расправляют газеты, фонограмма).
Свет возвращается в комнату, которая продолжает сжиматься, потолок уже почти касается головы человека внутри нее.
Бродский: Отходят поезда от городов,
Информация о работе Эпизод сценария театрализованного представления «Полторы комнаты Бродского»